Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа
Целью исследования является описание и анализ основных целей современного урока иностранного языка, его структуры, а также требований к его проведению. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по структуре и методикам проведения урока. 2.Дать определения понятию «урок» 3.Описать особенности современного урока иностранного языка 4.Выявить требования к подготовке современного урока иностранного языка 5. Разработать модель открытого урока иностранного языка Методы исследования - анализ методической литературы, изучение передового опыта, синтез, обобщение.
В глазах школьников учитель, прежде всего, носитель преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся, - это хорошее практическое владение преподаваемым языком.
Ученик воспринимает учителя иностранного
языка как филологически
Учитель образовывает, воспитывает и развивает учащихся. Он вдохновляет школьников на изучение иностранного языка, организует процесс овладения им. учитель создает атмосферу иностранного языка, условия для овладения им, обеспечивая ощутимое продвижение школьников вперед [4].
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Осуществив предварительную работу, учитель приступает непосредственно к подготовке урока. Она будет включать соотнесение рекомендаций книги для учителя, которые являются примерами, и их нужно рассматривать как надежную “заготовку” для планирования урока в конкретных условиях, с возможностями своих учащихся, со своими личностными характеристиками: темпераментом, эмоциональностью, артистичностью, находчивостью и т.д., а также умениями рационально пользоваться средствами обучения; с условиями, в которых проводятся занятия, то есть с конкретным кабинетом и его оснащенностью [5].
В поурочном планировании формулируются в общем плане практические задачи, и определяется содержание урока, то есть его материал, методы и приемы работы с ним, а также средства, которые требуются для проведения урока.
Учителю нужно продумать, какие воспитательные, развивающие и образовательные задачи можно реализовать на этом конкретном уроке, конкретизирует практические задачи. Следует исходить из того, что формулировка задачи должна отражать: характер взаимодействия учителя и учащихся: ознакомление, тренировка, применение, контроль; конкретно указанный учебный материал: звуки, слова, словосочетания, грамматические структуры, образцы речи, тексты; вид формируемой речевой деятельности на основе указанного материала; на каком уровне формируется данный вид речевой деятельности; условия выполнения, то есть, как будет выполняться задача, какие стимулы будут использоваться.
При этом учителю следует руководствоваться следующим: избираемые для решения задачи, приемы должны быть адекватными формируемой деятельности, то есть учителю следует учитывать психологические и лингвистические ее характеристики; количество упражнений должно быть, с одной стороны, минимальным, исходя из времени, которым располагает учитель, а с другой – достаточным, чтобы решить задачу, как она сформулирована; отобранные упражнения должны наполняться таким количеством примеров, которое позволило бы задействовать всех или большинство учащихся, при этом учитель знает, что, может быть, все примеры ему не понадобятся, он закончит это упражнение, как только убедится, что и слабые учащиеся могут выполнять требуемое действие; упражнения должны располагаться в строгой последовательности, обеспечивающей учащимся посильность и доступность в выполнении их на пути решения поставленной задачи; выбранные упражнения должны подвести к завершению решения задачи, иными словами, учащиеся должны “ощутить” результат работы, а учитель подвести ее итог [6].
Вся работа на уроке по решению задач должна подготовить учащихся к выполнению домашнего задания, содержание которого учитель может варьировать исходя из успехов группы, а также индивидуализировать в зависимости от обстоятельств. Например, ученик пропустил занятия, учитель предлагает ему самостоятельно прослушать звуковые задания определенных номеров.
При подготовке к уроку учитель планирует организацию, содержание деятельности учащихся группы и свою организующую и обучающую роль в ней. Так, на начальном этапе обучения английскому языку при ознакомлении с новой порцией учебного материала учитель выступает источником информации и организатором группы учащихся по восприятию нового, его осмыслению, осознанию и запоминанию и не переходит к тренировке, пока не убедится в том, что учащиеся поняли объясняемое [7].
При тренировке материал подается не только из уст учителя, но и в звукозаписи или в чтении, когда дети работают с учебником. Главная же функция учителя – организация усвоения учебного материала путем вовлечения каждого в выполнение упражнений, используя для этого хоровую, массовую, парную, групповую (3–4 человека в группе) и индивидуальную формы работы, а также различны е средства обучения.
При применении усваиваемого материала организующая роль учителя исключительно велика, поскольку именно здесь происходит общение, которое мыслится как общение учащихся между собой, стимулируемое различными средствами. Это может быть беседа по просмотренным диапозитивам самих учащихся или их описание. Это может быть прочитанный и прослушанный текст и беседа детей по тексту. Организующая функция учителя должна проявиться в отборе стимулов, в определении партнерства, например при парной работе.
СТРУКТУРА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Структура урока определяется его содержанием, материалом, местом данного урока в цикле уроков. Структура урока предполагает следованию определенных этапов. Этапы урока – относительно самостоятельная часть урока, имеющая промежуточную по отношению к общей цели занятия цель; практическая реализация на уроке того или иного метода обучения [8].
Целью этапа урока может быть введение и первичная тренировка нового лексического или грамматического материала, формирование рецептивных или продуктивных лексических или грамматических навыков, формирование умений в одном из видов речевой деятельности или, более конкретно, в том или ином виде чтения, говорения [9].
Традиционно принято рассматривать следующие этапы, или компоненты, урока: организационный момент; введение нового материала; тренировка; формирование навыков и их контроль; развитие соответствующих речевых умений в четырех видах речевой деятельности; формулирование и запись домашнего задания (приложение № 1)
Необходимо отметить,
что специфика урока
Учитель выстраивает этапы урока в определенном порядке, объединяя их в неразрывное целое. Последовательность этапов урока зависит от модели построения урока, которую учитель выбирает в зависимости от того, какого метода или подхода в обучении он придерживается. Например, если учитель считает, что учащиеся овладевают языком бессознательно, так же как и родным, то в его уроке отсутствует этап презентации материала. Преподаватель, который полагает, что исправление ошибок отрицательно сказывается на обучении, вряд ли включит в урок задания контролирующего характера.
Иногда на одном уроке преподаватель использует самые разнообразные формы работы, переходя от одних видов заданий к другим, используя и магнитофон, и диапроектор, так что урок превращается в настоящий спектакль, но если при этом не реализуется какая-то одна определенная конкретная методическая задача, то все эти разнообразные формы работы теряют смысл. Необходимо учитывать психологические особенности каждого контингента учащихся, зависящие от возраста, отношений в группе и т.д., – для одних групп учащихся более эффективной может оказаться постоянная смена форм работы, меняющаяся композиция урока, а для других, наоборот, более целесообразной окажется «ритуальная» структура урока [11].
Начало урока («организационный момент»). Цель этой части урока – создание атмосферы общения. Учитель должен вызвать у учащихся желание говорить, учитель и ученики на уроке – это речевые партнеры. Однако, хорошо, если в начале урока преподаватель сообщит учащимся его «программу»: чему они должны научиться на данном уроке, каким речевым навыкам или каким умением они овладеют к концу урока. Итак, первый компонент урока – «организационный момент» – будем считать обязательным [12].
Следующим компонентом урока часто является проверка домашнего задания, повторение материала предыдущего урока. Если учащимся было задано на дом упражнение, которое они выполняли письменно, то не представляется целесообразным зачитывание по тетрадям этого упражнения. Конечно, проверять домашнее задание нужно, но нужно проверять его на другом материале, т.е. предложить учащимся аналогичное упражнение, отличающееся по содержанию.
Цель предмета «иностранный язык» состоит в том, чтобы сформировать у учащихся практические навыки и умения в различных видах речевой деятельности. При усвоении знаний повторение и контроль являются обязательным, специально выделенным этапом обучения. Но при формировании умений «повторение» включается в ткань урока постоянно, без этого выработка навыков невозможна. Контроль также осуществляется в процессе упражнений с речевым материалом, без выделения для этого специального времени. Таким образом, на уроке английского языка не может быть специальных этапов «повторения» и «контроля», что следует из специфики предмета. Во всяком случае, эти этапы совершенно не обязательны для урока речевой практики.
Основным компонентом урока, его основным содержанием являются упражнения для формирования, развития и совершенствования навыков и умений в четырех видах речевой деятельности – чтения, говорения, аудировании, письменной речи, т.е. учебные действия с языковым материалом. Сам этот компонент – обязателен, его наполнение – виды упражнений, их последовательность – вариативно [13].
Объяснение домашнего задания – очень важный этап работы, учитель должен в специально отведенное для этого время (не со звонком!) дать четкие инструкции учащимся, что и как они должны делать дома, и записать задание на доске. Упражнения, которые учащиеся получают для самостоятельного выполнения дома должны быть посильными для них, не содержать новых трудностей. При выполнении домашнего задания учащиеся должны еще раз повторить те учебные действия с языковым материалом, которые они выполняли в классе (например, выполнить письменно упражнения, которые в классе выполнялись устно). Учитель может давать на дом только такие упражнения, в правильности которых он уверен. Нельзя в домашнее задание включать упражнения, которые «не успели» сделать в классе.
И, наконец, заключительный этап – подведение итогов. Каждый урок должен быть для учащихся «ступенькой», и задачи учителя – чтобы учащиеся понимали, что они успешно преодолевают все новые и новые трудности. При оценке работы учащихся учитель должен подчеркнуть положительные моменты и, если он не очень доволен, сказать об этом тактично. Создание атмосферы положительных эмоций на уроке – очень важная задача учителя.
Итак, в качестве обязательных компонентов урока английского языка выделяются следующие:
начало урока: создание атмосферы общения;
учебные действия с языковым материалом;
объяснение домашнего задания;
конец урока: подведение итогов.
Существуют различные
средства, которые помогают учителю
достичь связанности в
Обычно при планировании
отдельных этапов урока могут
быть полезны следующие
В настоящее время основной стратегией обучения является коммуникативность. В связи с этим следует выделить ряд особенностей урока иностранного языка, которые следует учитывать при планировании урока.
1. Практическая направленность
урока. На уроке иностранного
языка учитель формирует у
учащихся навыки и умения
2. Атмосфера общения.
Одной из ведущих черт
3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель . Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.
Формулировка цели должна быть четкой и конкретной. В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильным будут следующие формулировки цели:
«Формирование лексических навыков»
«Развитие техники чтения»
«Развитие монологических умений»
Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя задачи, учитель намечает определенный путь достижения цели, а также конкретизирует уровень или качество формируемого навыка и умения.