Современный урок по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является описание и анализ основных целей современного урока иностранного языка, его структуры, а также требований к его проведению. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по структуре и методикам проведения урока. 2.Дать определения понятию «урок» 3.Описать особенности современного урока иностранного языка 4.Выявить требования к подготовке современного урока иностранного языка 5. Разработать модель открытого урока иностранного языка Методы исследования - анализ методической литературы, изучение передового опыта, синтез, обобщение.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Комбинированный урок

Все последующие типы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» – это нередко  развернутый по содержанию и по времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и сокращены во времени и объеме.

Этапы комбинированного урока

Организационный этап.

Этап проверки домашнего  задания.

Этап всесторонней проверки знаний.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Этап усвоения новых  знаний.

Этап закрепления новых  знаний.

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению [20].

Чрезвычайно важно отметить, что сегодня в практике работы школы широко используются такие разновидности комбинированного урока, как урок синтетический. Под синтетическим подразумевается такой урок, на котором решаются различные дидактические задачи: ознакомление учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, закрепление и повторение ранее пройденного. В отличие от так называемого комбинированного урока синтетический урок в зависимости от дидактической цели строится по-разному. На этих уроках нередко изучение нового материала органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного опирается на известные учащимся знания и проводится не только в форме изложения и объяснения учителем, но и в форме разнообразной самостоятельной работы учащихся. В ходе синтетического урока происходит изучение нового материала на этапе актуализации опорных знаний. Такое изучение связывается с самостоятельной работой учеников, систематическим применением ими своих знаний на практике, с непрерывным повторением знаний, умений и навыков в новых связях и сочетаниях. Синтетический урок отличается от комбинированного «размытостью» этапов, более сложной структурой и более сильным развивающим влиянием на личность.

Под влиянием новейших психологических  теорий на развитие творческого мышления учителей и наметившихся в последнее время тенденций совершенствования учебного процесса возникла новая разновидность комбинированного урока – адаптивный комбинированный урок, на котором новой системой обучения решается сразу несколько учебно-воспитательных задач. Адаптивным называется такой урок, который максимально обеспечивает оптимальную адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся, охватывая продуктивную новаторскую практику и передовую педагогическую мысль.

Учитель здесь не просто наблюдает за самостоятельной работой  учащихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально, и это очень заметно повышает эффективность урока. В определенной степени данный тип урока ломает сложившееся представление о традиционном уроке вообще и комбинированном уроке в частности.

 

 Комбинированный урок

1. Организационный этап

2. Этап проверки домашнего  задания

3. Этап всесторонней  проверки знаний

4. Этап подготовки  учащихся  к активному  усвоению знаний

5. Этап усвоения новых  знаний

6. Этап закрепления  новых знаний

7. Этап информации  учащихся  о домашнем задании и инструктаж по  его выполнению


В основу классификации  урока  М.И.Махмутов положил типологию, исходя из цели организации занятия. Все уроки можно делить на уроки: изучения нового материла (1 тип); совершенствования знаний, умений , навыков (2 тип);

комбинированные (3 тип); контроля и коррекции знаний, умений , навыков (4тип) [21].

Главное содержание  1-го типа- изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока  — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой  последовательное решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий,  формиро¬вание системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности .

Основным содержанием 2-го типа урока  является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.  Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного  материала и совершенствования знаний, умении и  навыков.

Третий тип урока  — комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.

Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения  и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений  и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

Компонентами общей  дидактической структуры урока  ( и одновременно основными этапами урока )являются:

Актуализация  прежних  знаний  и способов действий учащихся ( что означает  не только воспроизведение  ранее усвоенных знаний, но и их применение  в новой ситуации, и стимулирование  познавательной активности   учащихся , и контроль учителя.)

Формирование новых  понятий и способов действий.

Применение- формирование умений и навыков  (включающее  и специальное повторение и закрепление).

 

Урок усвоения нового материала

Триединой целью такого урока является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока. Все же другие этапы сокращены во времени и объеме, иногда (особенно в старших классах) вообще отсутствуют. Задача остальных этапов заключается в том, чтобы «обслуживать» процесс усвоения новых знаний учащимися как главную часть учебного занятия. Основным назначением этого урока является формирование знаний учеников. Центральным звеном такого урока будет самостоятельно усваивать знания под руководством педагога, хотя информационная деятельность последнего, объяснение нового материала полностью исключена быть не может.

 

Урок усвоения нового материала

1. Организационный этап

2. Этап подготовки  учащихся к активному сознательному усвоению знаний

3. Этап усвоения новых  знаний

4 Этап закрепления  новых знаний 

5. Этап информации  учащихся  о домашнем задании и инструкции по его выполнению


 

Урок закрепления изучаемого материала

Основная цель этого урока заключается в закреплении и осмыслении изученного в виде более соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Стержнем педагогического пути достижения цели такого урока является не изучение учащимися нового материала, не их теоретическая самостоятельная работа, не разрешение ими проблемных вопросов, а тренировка, которая обязательно должна предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях [22].

Как самостоятельный  этап усвоение нового материала здесь  не выделяется, но на уроке закрепления  элементы объяснения могут иметь  место. Проверку домашнего задания  в данном типе урока можно осуществить  как самостоятельный этап, но, как  правило, ее сливают с закреплением, чтобы создать единую логическую структуру закрепления.

 

 Урок закрепления  изучаемого материала

1.Организационный  этап

2.Этап подготовки учащихся  к активному  усвоению знаний

3. Этап закрепления  знаний

4. Этап информации  о домашнем задании


 

Урок повторения

Основная дидактическая  цель этого типа урока заключается  в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Проверку домашнего  задания чаще всего учителя заключают в логику повторения как один из его моментов. Повторение и закрепление, имея большое сходство, принципиально отличаются тем, что закрепляются обыкновенно отдельные правила и положения, а затем на их основе формируются навыки и умения. Для повторения же главное заключается не в формировании учебных навыков, а в упрочении в памяти основных положений темы, в усвоенном материале.

Особенность и сложность  проведения этого типа урока в  том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выделить его основные идеи, понятия, правила, подобрать соответствующие упражнения. Наиболее распространенным и целесообразным видом повторения является тематическое, в ходе которого выделяются основные теоретические положения и правила, и ученики подготавливаются к более глубокому пониманию следующих тем курса.

 

Урок повторения

 

1. Организационный этап

2. Этап подготовки  учащихся к активному сознательному  усвоению знаний 

3. Этап повторения

Образуется за счет времени, отводимого в комбинированном уроке  на осуществление 2,3,5,6 этапов

4. Этап информации  о домашнем задании


 

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Дидактическая цель данного  типа урока сводится к обобщению  и систематизации знаний, изученного материала. Обычно эти уроки, близкие  по своему типу к урокам повторения, проводятся в конце четверти или учебного года. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом [23].

Особенность этого типа урока заключается также в том, что этап обобщения и систематизации изученного может осуществляться методами, взятыми из других типов уроков.

Обобщение учениками  фактического материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников знания, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям.

 

Урок систематизации и обобщения изученного материала

1. Организационный этап

2. Этап подготовки  учащихся  к активному усвоению знаний

3. Этап обобщения и  систематизации изученного

Образуется за счет времени, отведенного в комбинированном  уроке на осуществление 2,3,5,6 этапов

4. Этап информации  о домашнем задании


 

Урок проверки и оценки знаний

Главная его цель – проверить качество и прочность знаний учащихся. Обычно он проводится после изучения отдельных разделов программы.

На уроках этого типа не представлены в виде самостоятельных  этапов такие части урока, как  усвоение нового материала, закрепление, повторение, хотя все они в каких-то элементах присутствуют. Важно выявлять не только знание учащихся фактического материала, но и уровень осмысления и обобщения этого материала, умение учащихся применять приобретенные знания на практике в различных ситуациях.

Подобные типы уроков выполняют ориентирующую, диагностическую и контролирующую функцию обучения.

Использование психологического разнообразия уроков – не самоцель, а средство и решение задач  обучения. В педагогической практике далеко не всегда наблюдается стремление учителей включить в систему своей работы все типы уроков. Огромное большинство уроков по сей день строится по типу: проверка домашнего задания, закрепление его в памяти учащихся, задание на дом. Такое однообразие в построении урока приводит к серьезным последствиям.

Во-первых, постоянное повторение одной и той же схемы урока вызывает у учеников реакцию, тормозящую активность мышления, так называемую психическую реакцию пресыщенности на монотонность в работе.

Во-вторых, типологическое однообразие в построении уроков учителем способствует формированию малоинициативной личности, не способной остро оценивать события, не умеющей аналитически мыслить, эмоционально неграмотной.

В-третьих, такая стандартизированная схема построения урока далеко не всегда отвечает задачам обучения и воспитания, сужая образовательные, воспитательные и развивающие возможности урока как основной формы обучения [24].

 

Типы и виды уроков (по М.И. Махмутову)

 

Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового  материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков)

1 - урок-лекция;  
2 - урок-беседа;  
3 - урок с использованием учебного кинофильма;  
4 - урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 
5 - урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Уроки совершенствования  знаний, умений и навыков (сюда  входят уроки формирования умений  и навыков, целевого применения  усвоенного и др.)

1 - урок самостоятельных  работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений);  
2 - урок-лабораторная работа;  
3 - урок практических работ;  
4 - урок-экскурсия;  
5 - семинар

3. Урок обобщения и  систематизации 

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки контрольные (учета и оценки знаний, умений и навыков)

1 - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и  групповой опрос);  
2 - письменная проверка;  
3 - зачет;  
4 - зачетные практические и лабораторные работы;  
5 - контрольная (самостоятельная) работа;  
6 - смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5. Комбинированные уроки 

На них решаются несколько  дидактических задач 

Информация о работе Современный урок по иностранному языку