Современный урок по иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является описание и анализ основных целей современного урока иностранного языка, его структуры, а также требований к его проведению. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи: 1. Изучить теоретический материал по структуре и методикам проведения урока. 2.Дать определения понятию «урок» 3.Описать особенности современного урока иностранного языка 4.Выявить требования к подготовке современного урока иностранного языка 5. Разработать модель открытого урока иностранного языка Методы исследования - анализ методической литературы, изучение передового опыта, синтез, обобщение.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

ИКТ обучения на уроках английского  языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью [40].

Теоретические основы применения ИКТ в образовательном  процессе современной школы

В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Современная образовательная  парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Дадим определение понятию  “средства ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это  программные, программно-аппаратные и  технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [41 Сайков Б.П.,]. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

электронные учебники и  пособия, демонстрируемые с помощью  компьютера и мультимедийного проектора,электронные  энциклопедии и справочники,

тренажеры и программы  тестирования,образовательные ресурсы  Интернета,

DVD и CD диски с картинами  и иллюстрациями, видео и аудиотехника,

научно-исследовательские  работы и проекты.

Методисты выделяют несколько  классификаций средств ИКТ. В  соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).

Прорыв в области  ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы  организации информационного обеспечения  познавательной деятельности. Таким  образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

для поиска литературы, в Internet с применением браузеров  типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных  поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

для работы с текстами,используя  пакет основных прикладных программ Microsoft Office: MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; MicrosoftExcel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

для автоматического  перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

для общения (Internet, электронная  почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

для обработки и воспроизведения  графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для  просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности  на уроках английского языка для  организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Современные программы  требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал (приложение № 6).

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность  и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Таким образом, говоря о  преимуществах работы обучающихся  с компьютером, следует назвать  его бесспорные достоинства :

общекультурное развитие обучающихся;

совершенствование навыков  владения компьютером;

совершенствование языкового  уровня;

создание благоприятного психологического климата;

повышение мотивации  учащихся и их интереса к предмету;

самоутверждение учащихся;

возможность реализации индивидуализации обучения;

реализация принципа обратной связи;

большие возможности  наглядного предъявления материала;

исключение времени  для написания материала на доске;

экономия расходования материалов учителем;

совершенствование процесса проверки работ учащихся;

повышение авторитета учителя;

сочетание контроля и  самоконтроля; объективная и своевременная  оценка действий учащихся;

активизация навыков  самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся

Применение  ИКТ на уроках английского языка

Согласно образовательному стандарту основного общего образования  по иностранному языку изучение иностранного языка в основной школе  направлено на достижение следующих целей:

развитие речевых умений для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

речевая компетенция  – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой  деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств  при получении и передаче информации;

языковая/лингвистическая  компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция  – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

учебно-познавательная компетенция  – дальнейшее развитие общеучебных  и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том  числе с использованием новых информационных технологий;

развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном  мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Для обучения учащихся фонетике языка мы используем сайты:

http://www.cambridgeenglishonline.com/Phonetic_Focus/        http://www.uiowa.edu/~acadtech/phonetics/english/frameset

http://www.learnenglishkids.british council.org/en

Первый из вышеуказанных  сайтов предоставляет широкий выбор  игр и упражнений на соответствие слов и их транскрипционных обозначений. Второй сайт содержит видеоролик, в котором наглядно показан процесс произнесения разных типов звуков и использования всех органов речи. Третий сайт мы используем для отработки правильного произношения новых слов по заданной теме с помощью размещенных на сайте флэш песен.

Лексика вводится и закрепляется нами с помощью презентаций с изображением разных предметов и появляющихся по щелчку мыши под ними надписями, а также флэш песен с сайта http://www.learnenglishkids.british council.org/en и флэш игр являющихся приложением к учебнику Way Ahead.

Грамматике мы обучаем с помощью мультимедийных презентаций, в которых содержатся формулы , схемы и графики; упомянутых ранее флэш игр (Way Ahead), онлайн игр, контроль знаний осуществляется с помощью онлайн тестов http://www.homeenglish.ru.

Для обучения аудированию  мы используем аудио рассказы с сайта http.//www.storynory.com и флэш истории с сайта http://www.learnenglishkids.british council.org/en, которые сопровождаются заданиями на проверку понимания услышенного.

Выступления учащихся со своими презентациями и проектами  выполненными с помощью программы Power Point способствуют развитию говорения. Учащиеся совершенствуют монологическую речь, учатся задавать вопросы и  отвечать на них.

Развивают навыки чтения учащиеся при поддержке сайта http://www.learnenglishkids.british council.org/en и http://www.littlefox.ru Поиск информации в Интернете для доклада или  презентации способствует развитию беглого чтения [42].

Обучение письму осуществляется традиционными методами и с использованием интерактивной доски. Учащиеся заполняют пропуски в упражнениях, дорисовывают схемы.

Новой формой общения  и проверки домашних заданий является электронная почта. Учащиеся присылают  для проверки сочинения, эссе, письма и другие письменные работы для проверки. Мы же, в свою очередь, даем комментарии ошибок каждому ученику, освобождая время на уроке.

Эффективно используем средства ИКТ в своей деятельности. Об этом свидетельствует то, что наблюдается позитивная динамика интереса к предмету, всё большее количество детей принимает участие в творческих конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места на муниципальном уровне.

Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся,  которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы  проведения уроков дают возможность  не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать  их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение  к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Развивающий и воспитывающий  потенциал нетрадиционных форм урока  можно охарактеризовать с помощью  определения следующих целей обучения: формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка; воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Данная работа может  быть полезна для учителей иностранного языка в средних школах, гимназиях  и школах с углубленным изучением  иностранного языка.

Информация о работе Современный урок по иностранному языку