Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:45, курсовая работа
Актуальность исследования связана с диссонансом между устойчивыми индивидуальными особенностями подростков в овладении иностранным языком и односторонним применением обучающих технологий в свете повышающихся требований к знанию иностранного языка. Именно на среднем этапе оформляются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования, говорения, чтения и письма наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.
Введение……………………………………………………….…….…..…........…...31. Обучение иностранному языку на среднем этапе.…........................…..……5
1.1. Развитие речевой деятельности с учетом возрастных
особенностей подросткового периода.............................................................5
1.2. Методика обучения аудированию.............................…………………...........17
1.2.1. Аудирование как вид речевой деятельности………...…......……...............17
1..2. Обучение аудированию - цели и содержание.……….………........….…….19
1.3. Говорение как вид речевой деятельности...............………..........……..….…22
1.3.1. Формы говорения……………………….....……..………...........…………22
1.3.2. Существующие методы обучения говорению ……………………......…...25
1.4. Чтение как вид речевой деятельности………………………………....…......30
1.4.1. Теория обучения чтению...………………………………………….............30
1.4.2. Чтение на уроках английского языка….……...............................................33
1.5. Обучение письму в среднем школьном возрасте.......................………….…35
1.5.1. Письмо как средство обучения иностранному языку…....................….….35
1.6. Использование информационных технологий в обучении основным видам
речевой деятельности............................……........................................................…37
2. Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности..................45
2.1. Комплекс упражнений для обучения аудированию..................................45
2.2. Упражнения на формирование навыков говорения на среднем этапе.......50
2.3. Типы упражнений по овладению навыками чтения..................................53
2.3.1. Упражнения по овладению структурно-композиционными
особенностями текстов разных функциональных стилей................................54
2.4. Упражнения для обучения письму.............................................................57
2.5. Образец урока коммуникативной направленности...................................62
2.6. Метод проектов.............................................................................................63
Заключение..................................................................……………....….…........67
Список используемой литературы……………………………………….…........70
5. Придумай окончание предложения после выявления слова-сигнала.
6. Определи, после каких из данных слов-сигналов идёт информация, которую можно пропустить, если целью читающего является понимание только самой важной информации.
7. Определи после каких из данных слов-сигналов может идти главная мысль в тексте.
8. Просмотри выделенные слова в тексте. Предположи, о чем в тексте идет речь.
9. Для лучшего понимания текста просмотри его. Подбери к субъектам в левой колонке соответствующие предикаты из правой.
10. Просмотри несколько статей на тему .. и докажи, что ...
11. Просмотри еще раз текст. Определи его композиционно-речевую форму - это может быть сообщение, повествование или рассуждение.
12. Дополни информацию из текста. Для этого просмотри соответствующие газеты и журналы на иностранном языке.
Послетекстовый этап. Упражнения на контроль понимания прочитанного:
1. Скажи, какие вопросы рассматриваются в тексте.
2. Скажи, какая проблема вытекает из содержания.
3. Поставь к тексту несколько вопросов и задай их товарищу, затем ответь на его вопросы.
4. Подтверди изложенную в тексте точку зрения, используя собственный пример.
5. Выскажи мнение о прочитанном. Сообщи известные дополнительные сведения. Приведи примеры и факты, подобные описываемым в статье.
6. Подумай, как и где можно использовать извлеченную из текста информацию.
7. Определи, нужно ли более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в твоей будущей профессиональной деятельности.
2.4. Упражнения для обучения письму
Обучение письменной речи включает в себя разного рода речевые упражнения: для обучения составлению письменного сообщения; письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.
При восприятии иностранной речи на слух - аудировании - обучающиеся могут выполнить такие задания:
Можно использовать свободный диктант. Здесь преподаватель читает аудиотекст по абзацам, обучающиеся записывают то, что запомнили; для облегчения выполнения задания заранее даются ключевые слова или план.
При восприятии письменной речи обучающиеся составляют тезисы, список вопросов для обсуждения с реальным или воображаемым собеседником, подбирают письменную лекцию на карточках, таблицы для устного сообщения по определённой теме или ситуации.
Практика письменной речи позволяет сделать переложение печатного текста или аудиотекста по плану, по памяти или записать предложения по решению определенного вопроса или определенной проблемы. Комплекс уроков по теме завершается домашним сочинением (самодиктантом – письменным пересказом части текста или всего текста).
Умение письменно изложить свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для этого существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Все упражнения выполняются письменно. Интересны, например, такие задания:
В современной методике по обучению письму и письменной речи на иностранном языке получило распространение «креативное письмо». Под ним подразумеваются упражнения продуктивного характера с различной степенью сложности, разнообразные по форме и содержанию, часто в игровой форме. Используя «креативное письмо», методисты задаются конкретными вопросами: когда писать, сколько и с какой целью? доставит ли письмо удовольствие и кому? и т.д.
Отличие этих упражнений состоит в том, что они выполняются только письменно, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны как для обучающихся, так и для преподавателей. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. коллективно сочиняются весёлые истории.
При введении на занятиях креативного письма следует помнить о трех важнейших условиях: целях обучения, принципах, методах и приёмах обучения, а также об учебном контроле.
Написание письма – удачная форма упражнений полифункционального характера. Для обучения написанию письма необходимо начать с ряда речевых упражнений. На первом этапе могут быть предложены упражнения на запоминание речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности, подтверждения получения письма, надежды на скорый ответ и т.д. Далее идет просмотр текстов писем, определение схем различных писем, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся анализируют тексты писем, характеризуют их авторов, определяют характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т.д.), исследуют средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах, средства перехода от одной мысли к другой и т.д.
На втором этапе предлагается, используя образцы фраз и ключевых слов, составить план письма. Формы обращения и другие клише должны соответствовать содержанию, структуре и стилю письма.
На следующем этапе работы обучающимся предлагают составить коллективное письмо, затем тематические письма по заданным ситуациям, письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое), письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата, письмо инициативного содержания или письмо-ответ по определённому вопросу конкретному адресату. Возможно составление писем разным адресатам с разными целевыми установками, но с идентичным содержанием или внесением изменений в один и тот же текст сообщения. Следует поработать над составлением вопросов к адресату и определить их место в письме.
При обучении орфографии нужно учитывать правила чтения и орфографии. Они полезны при написании слов, орфография которых основана на фонетическом принципе, т.е. таких как реn, dеsk, bаg, рig, но и слово рlаtе ученик может написать слово как рlаit по аналогии с rаin, grаin. Слово bеаutiful – butiful, bеаutifооl, butifооl. Ни списывание, ни диктанты, ни называние по буквам, ни учет правил чтения не могут обеспечить достаточно эффективного усвоения учащимися орфографии трудных слов. Особые трудности в обучении написанию слов вызывают слова, орфография которых основана на исторических принципах. Многие учителя используют орфографическое проговаривание, которое рекомендуется при обучении русской орфографии. Орфографическое проговаривание осуществляется в русском языке довольно просто. Что касается английского, то здесь намного сложнее - у каждой буквы свое звучание, у согласных обычное их чтение f [f], h [h], s [s] и т.д.
Учащимся следует помнить, что при орфографическом проговаривании произносится каждая буква, как, например, в словах tеаchеr, Wеdnеsdаy. Эту работу необходимо проводить на начальном этапе обучения. Овладев орфографическим чтением, учащиеся хорошо овладевают навыками письма и чтения, что улучшает умения и навыки устной речи. Зрительные диктанты также очень помогают при обучении навыкам письма отдельных слов, выражений и предложений, способствуя развитию у учащихся зрительной памяти. Сначала ученики видят написанное на доске. Затем всё стирается с доски, и ребята пишут по памяти. Для проверки правильности в написании снова появляется написанный текст, и учащиеся сами проверяют текст. Так у них развивается способность к самоконтролю. Вся эта работа проводится постепенно. При обучении иностранному языку учащиеся должны овладеть письмом настолько, чтобы помочь им в овладении его лексико-грамматическим материалом, необходимым для развития и совершенствования устной речи и чтения. Письмо также формирует у учащихся навыки написания букв алфавита; навыки перевода звуков речи в орфографические символы: буквы и буквосочетания; умения орфографически правильного написания слов, сочетаний слов и предложений; письменного выполнения различных упражнений, способствующих лучшему усвоению учебного материала, необходимого для развития и совершенствования устной речи и чтения.
Сформировав все указанные навыки, учащиеся легче пользуются письмом как средством изучения языка - помощником в овладении устной речи и чтением. От элементарного списывания ученики переходят к заданиям разной степени сложности, требующим творческого подхода, как, например, озаглавить смысловые отрезки текста, написать вопросы к тексту, ответить письменно на вопросы, составить план сообщения. Важную обучающую функцию выполняют письменные работы по прочитанному тексту. Использование письма очень помогает лучшему пониманию текста и формулированию мыслей в связи с прочитанным. Можно использовать такие письменные задания:
Представленные задания нужны для общего развития школьников. Эти знания пригодятся тем школьникам, которые будут сдавать ЕНТ и будущим специалистам современного общества. Важно, чтобы каждый ученик усвоил все предъявляемые к данному заданию требования, изучил все необходимые фразы и научился мыслить и писать по-английски. Этот курс поможет развить навыки письменной речи, улучшить грамотность. Успех курса будет обеспечен, если учащиеся усвоят преподаваемый материал и смогут самостоятельно писать письма, открытки и т.д. Этот успех утроится при выходе в Интернет и установлении связи с англо-говорящими школьниками.
На занятиях можно использовать фронтальный и индивидуальный опросы. Домашнее задание для всех обязательно. Проверка задания осуществляется путём опроса слов, фраз, теоретического материала.
К особенностям социокультурного компонента письменной коммуникации относятся правила написания дат, обращений, адресов, заключений, резюме, деловых писем, отчетов и т. п. Иногда отсутствие знаний средств социокоммуникации может привести к недопониманию или к культурному конфликту.
Таким образом, успешное обучение письму на начальном этапе способствует совершенствованию письменных навыков. А научить фиксировать устную речь, в т.ч. научить писать личные и деловые письма, заполнять анкеты, писать краткую и подробную автобиографию, заявление о приёме на работу или отпуске и т.п. – все это составляет основные цели обучения письму, выполняющего к тому же вспомогательную роль при обучении чтению, устной речи, грамматике, лексике.
В процессе обучения письменной речи важно обеспечить максимальную управляемость графического исполнения письменного произведения речи. Для этого используется прием заполнения пропусков из предложенных вариантов. Например, в следующей записи сделаны пропуски и даны на выбор возможные варианты для их заполнения:
Dеаr Vic,
Mum, Dаd аnd I hаvе gоnе tо thе … sо cоuld yоu … bеcаusе … (shор, gаrаgе, bаkеr’s, lеt thе dоg in, wаit fоr us, it is frееzing, thеy аrе еxреcting it, thеrе is nо wаy wе cаn givе yоu а kеy).
При выполнении задания возможно заполнение пропусков по смыслу (clоzе рrоcеdurе). Варианты ответов не даются, и учащиеся пытаются догадаться по контексту о значениях пропущенных слов, а также по привычным словосочетаниям:
Cоmрutеr fоr … (sаlе) hаs bееn in … fоr оnly 5 … (usе, mоnths) аll thе mоdеrn …, Windоws, еtc. (sоftwаrе) fоr … $699 (оnly) thе рricе is … (nеgоtiаblе) рlеаsе … аftеr 5 р.m. (cаll).
Подражание образцу является полезным письменным заданием. Например, учащиеся получают образец инструкции для занятий спортивной гимнастикой: Stаnd fаcing а wаll thаt is аррrоximаtеly оnе mеtrе аwаy. Lеаn fоrwаrd аnd рlаcе thе раlms оf yоur hаnds аgаinst thе wаll. Kеер yоur hееls firmly оn thе flооr … . Nоw lооk аt thе оthеr рicturеs аnd writе clеаr instructiоns аs а simрlе guidе tо fitnеss. А rеаdеr shоuld bе аblе tо undеrstаnd yоur instructiоns withоut lооking аt thе рicturеs.
2.5. Образец урока коммуникативной направленности
План-конспект урока английского языка
в 6-ом классе по теме «Еда» по учебнику «Enjoy English»
I. Организационный момент
II. Речевая зарядка. Беседа с учащимися по теме «Еда».
-Do you like to eat?
-Do you like sandwiches? What sandwiches do you lknow? What sandwiches do you like? How do you make them? Do you drink tea or coffee? When do you drink it? Do you like strong tea? Do you like white coffee? What do you usually have tea with? What sweet things do you like? When would you like to take for a picnic?
I. Компьютерная презентация
Look at the screen. Here you have the list of food. Read it and say which food is healthy, which food is junk food.
Учащиеся по очереди выполняют задание, размещая слова в две группы: healthy- unhealthy.
Картинки с изображением еды : chips, joghurt , chocolate, hamburgers, nuts, cheeseburgers, pizza, lemonade, coca-cola, apples, strawberries, ice-cream, hot dogs
Беседа с учащимися: What from this list do you like……don’t like….. never eat?
II. Проверка выполнения домашнего задания.
Работая в парах , учащиеся рассказывают друг другу рассказ, подготовленный дома по теме Fast Food. Во время работы каждый из них делает необходимые записи, по завершении работы отвечает на вопросы о соседе. Does your classmate like fast food? Why? Why not?
III. Развитие умений и навыков аудирования тематического текста
Scientists say that we eat about 5 hundred kilogrammes of food a year – not counting drinks. America is the world’s leader in obesity. Americans eat all the time. They eat in their cars, at the cinema, during college lectures, at the hairdressers, on the way to school. The favorite foods among children in the USA are hamburgers, chips, hot dogs, pizzas, ice – cream. A lot of American children are fat, because they spend a lot of time watching TV, sitting in front of their computers. They don’t like to do sports. What will they look like when they grow up? Imagine them as a lazy fat old man or woman with eyes glued to the TV, hands in a packet of chips, munch – munch.
Информация о работе Упражнения по развитию основных видов речевой деятельности