Практикуется еще предусматривать,
какой вес принимается за фактически
поставленное (и расчетное) количество:
вес, определенный в пункте отправления
товара, - отгруженный (отгрузочный) вес
(англ. shipping weight) или в пункте прибытия
- выгруженный (выгрузочный) вес (англ.
delivered, landed weight). Обычно Продавец предпочитает
ориентироваться на отгруженный вес, который
ему известен, так как он устанавливается
в пункте отправления. Покупателю, наоборот,
как правило, выгоднее принять выгруженный
вес.
Необходимо еще учитывать
имеющиеся различия между принятой
у нас, как и во многих других
странах, метрической системой мер
и англо-американской (последняя
группа стран начала постепенно
переходить на метрическую систему,
но этот процесс идет очень
медленно). Так, в Великобритании
под тонной веса понимают английскую
«длинную» тонну, соответствующую
около 1016 кг в метрической системе.
Если в контракте с английской
фирмой будут указаны просто
тонны, то английский партнер
будет считать их длинными
тоннами. Во избежание такого
недоразумения требуется уточнить
в контракте, что количество товара
обозначено в метрических тоннах
(иногда неправильно употребляется
такое сокращение, как «метротонны»).
Вообще целесообразно придерживаться
принятых у нас единиц измерения метрической
системы. Рекомендуется при необходимости
указывать количество товара в тех единицах
измерения, которые приведены в таблице
единых измерений ТН ВЭД.
По ряду товаров
определение количества в нашей
стране существенно отличается
от международной практики. Так,
количество поставляемой нефти
за рубежом обычно измеряется
в единицах объема - баррелях, а
в России - по весу в тоннах,
поскольку нефть, добываемая на
разных месторождениях, имеет неодинаковую
плотность. Поставки газа внутри
России исчисляются в единицах
объема - кубометрах, а экспортные
поставки, с учетом мировой практики,
- в единицах теплотворной способности.
В контракте целесообразно
еще предусмотреть, обязан ли
Продавец поставить твердо фиксированное
количество товара или допустимы
какие-то отклонения в ту или
иную сторону и их пределы.
В некоторых контрактах добавляется
оговорка «около» перед указанным
количеством проданного товара.
Но такая оговорка недостаточно
конкретна и по торговым обычаям
разных стран она может толковаться
неодинаково. Целесообразнее обозначать
пределы отклонения конкретнее,
например «плюс/минус 5 % (или 10 %)» либо
«5 % (или 10 %) больше или меньше», добавив
далее: «по опциону Продавца».
В контракте целесообразно
еще предусмотреть, каким конкретно
документом удостоверяется поставленное
количество. Это может быть обычный
транспортный документ (накладная,
коносамент), в том числе удостоверяющий
количество товара, принятое к
перевозке транспортной организацией,
либо отгрузочная спецификация
или специальный весовой сертификат
(с возможным приложением отвесов
по грузовым местам). Существенное
значение может иметь указание
в контракте, какой организацией
и в каком месте выдается
документ, удостоверяющий количество
поставленного товара, является
этот документ односторонним
или составляется с участием
представителей обеих сторон
контракта (например, акт сдачи-приемки
товара).
Выбор базиса поставки.
Базисные условия поставки можно
указать в статьях «Предмет
контракта» или «Цена» (иногда
они указываются в обеих этих
статьях) либо выделить в самостоятельную
статью контракта (но это совсем
не обязательно).
Базис поставки обязательно
увязан с ценой и определяет
важные элементы взаимных обязанностей
сторон контракта по продвижению
товара от Продавца к Покупателю,
обеспечению транспортными средствами,
погрузке и выгрузке товара, оформлению
необходимых документов, проведению
таможенного оформления, распределению
между сторонами расходов по
транспортировке, экспедиторским услугам,
страхованию товара и др.
Значение базиса поставки
определяется следующими обстоятельствами:
• местом и моментом
выполнения Продавцом своих обязательств
по поставке товара Покупателю,
соответственно этот день считается
датой поставки;
• моментом передачи
товара Продавцом в распоряжение
Покупателя (по укоренившейся в
нашей стране терминологии - моментом
перехода права собственности
с Продавца на Покупателя, но
в Инко- термс о праве собственности
не упоминается);
• моментом, до которого
все расходы, связанные с поставкой
товара, несет Продавец, а последующие
расходы ложатся на Покупателя;
• моментом перехода
с Продавца на Покупателя рисков
утраты товара (полной или частичной)
или его повреждения.
В мировой коммерческой
практике применяется достаточно
много разных базисных условий,
причем основные различия между
ними сводятся к определению
места сдачи товара Продавцом
Покупателю и использованию того
или иного вида транспорта.
В «Рекомендациях»
предусмотрено, при определении
базиса поставки во внешнеторговых
контрактах, применять Инкотермс. Этот
документ содержит официальные правила
Международной торговой палаты (МТП) для
толкования торговых терминов, что облегчает
международную торговлю.
Инкотермс носит рекомендательный
характер, но уже давно широко применяется
в международной торговой практике.
В Инкотермс-2000 приведены
наименования 13 торговых терминов (под
которыми в отечественной практике
понимаются базисные условия
поставки) и их подробное толкование.
Они сгруппированы в 4 группы (Е, F,
С, D) и расположены в определенной
последовательности, отражающей увеличение
ответственности Продавца и его
расходов, что, естественно, влияет
на повышение уровня контрактной
цены.
Перечислим их полностью
в сокращенном и полном обозначении
на английском языке и в
переводе на русский язык:
EXW (Ex Works...) - ЕХВ, или «с завода»
(с предприятия, со склада), либо «франко-завод»
(в обозначенном месте);
FCA (Free Carrier...) - ФСА, или «свободно
у перевозчика», либо «франко-перевозчик»
(в обозначенном месте);
FAS (Free alongside Ship...) - ФАС, или
«свободно вдоль борта судна», либо «франко
- вдоль борта судна» (в обозначенном порту
отгрузки);
FOB (Free on Board...) - ФОБ, или «свободно
на борту судна», либо «франко-борт» (в
обозначенном порту отгрузки);
CFR (Cost and Freight...) - КФР, или
«стоимость и фрахт» (указывается порт
назначения);
CIF (Cost, Insurance, Freight...) - СИФ,
или «стоимость, страхование, фрахт» (название
порта назначения);
СРТ (Carriage Paid to...) - СПТ, или
«перевозка (провозная плата, фрахт) и
страхование оплачена до» (обозначенного
пункта/места назначения);
CIP (Carriage and Insurance Paid to...) - СИП,
или «перевозка (провозная плата, фрахт)
и страхование оплачены до» (обозначенного
места назначения);
DAF (Delivered at Frontier...) - ДАФ, или
«поставлено на границе» (в обозначенном
месте);
DES (Delivered ex Ship...) - ДЕС, или
«поставлено с судна» (в обозначенном
порту назначения);
DEQ (Delivered ex Quay...) - ДЕК, или
«поставлено с пристани (с причала)» (в
обозначенном порту назначения);
DDU (Delivered Duty Unpaid...) - ДДУ. или
«поставлено без оплаты пошлины» (в обозначением
месте назначения);
DDP (Delivered Duty Paid...) - ДДП, или
«поставлено с оплатой пошлины» (в обозначенном
месте назначения).
В контрактах после
каждого базисного условия обязательно
указывается определенное место
поставки, пункт отгрузки или
назначения. При этом желательно,
чтобы место поставки было
указано возможно конкретнее.
В качестве примера
раскроем содержание двух терминов,
один из которых предусматривает
минимальные, а другой - максимальные
обязанности Продавца.
По условию «с завода»
обязанности Продавца в общем
виде сводятся к следующим:
• предоставить товар
в распоряжение Покупателя в
месте поставки, обозначенном в
контракте (на складе предприятия
или в другом пункте), в оговоренную
дату или в пределах оговоренного
срока; если в контракте не
конкретизированы место и срок
поставки, Продавец осуществляет
поставку в месте и в сроки,
обычные для поставки аналогичных
товаров; при этом Продавец может
выбрать наиболее подходящий
для него пункт в месте поставки;
• подготовить товар
для отправки в транспортабельном
состоянии, обеспечить упаковку, необходимую
для перевозки товара, которая
должна быть надлежаще маркирована;
• обеспечить за
свой счет проверку товара (его
качества, количества, размеров, веса);
• известить Покупателя
о дате и месте, когда и где
товар будет предоставлен в
его распоряжение;
• предоставить Покупателю
коммерческий счет, другие необходимые
документы или эквивалентные
им электронные сообщения;
• нести все риски
потери или повреждения товара
до момента его поставки;
• нести все расходы,
связанные с товаром до момента
его поставки;
• по просьбе Покупателя
оказать ему полное содействие
в получении экспортной лицензии
или другого официального документа,
необходимого для экспорта товара.
Продавец не несет
ответственность за погрузку
товара на транспортное средство,
предоставленное покупателем, и
последующую транспортировку товара,
равно как и за таможенную
очистку товара для экспорта.
Покупатель, в свою
очередь, обязан:
• уплатить контрактную
цену, т. е. сумму, предусмотренную контрактом
купли-продажи товара, что является
первостепенной обязанностью Покупателя
при любом базисе поставки;
• принять поставку
товара, как только он предоставлен
в распоряжение Покупателя в
соответствии с условиями контракта;
• нести все риски
потери или повреждения товара
с момента поставки;
• нести все расходы,
связанные с товаром, с момента
поставки и все дополнительные
расходы, возникшие вследствие невыполнения
обязанности принять товар после
его предоставления в распоряжение
Покупателя;
• оплатить все
пошлины, налоги, другие сборы и
расходы на выполнение таможенных
формальностей;
• получить необходимую
экспортную/импортную лицензию или
другое официальное свидетельство
и выполнить таможенные формальности;
• представить продавцу
соответствующие доказательства
о принятии поставки, например расписку
в получении товара или подписанный обеими
сторонами приемо-сдаточный акт.
Базисное условие поставки
ДДП - «поставлено с оплатой пошлины»
(в поименованном пункте) - обычно
применяется при поставке товара
на склад Покупателя. При этом
условии в обязанности Продавца
входит:
• предоставить товар
в распоряжение Покупателя на
транспортном средстве, прибывшем
в обозначенное место назначения,
в согласованную дату или в
пределах согласованного срока;
• обеспечить за
свой счет упаковку, необходимую
для поставки товара, которая
должна быть надлежаще маркирована,
и проверку товара по качеству
и количеству;
• заключить договор
перевозки товара до места
назначения;
• получить экспортную
и импортную лицензию или другое
официальное свидетельство, выполнить
все таможенные формальности, требуемые
для экспорта и импорта товара
и для его транзитной перевозки
через третьи страны;
• известить Покупателя
надлежащим образом об отправке
товара;
• предоставить Покупателю
коммерческий счет, деливери-ордер
(свидетельство о доставке товара)
или обычный транспортный документ
(коносамент, железнодорожную, автодорожную,
воздушную накладную или накладную
смешанной перевозки), или эквивалентное
электронное сообщение (EDI), которые
могут потребоваться Покупателю
для принятия поставки товара;
• нести все риски
потери или повреждения товара
до момента его доставки в
место назначения;
• нести все расходы,
связанные с товаром до момента
поставки, включая оплату пошлин,
налогов и прочих сборов.
Обязанности Покупателя
при этом базисе поставки минимальны
в сравнении с другими базисными
условиями, но все же значительны
и включают следующие:
• уплатить цену, предусмотренную
контрактом купли-продажи;
• принять поставку
товара в месте назначения, оплатить
выгрузку товара с прибывшего
транспортного средства;
• нести расходы, связанные
с предпогрузочным осмотром товара;
• принять требуемый
деливери-ордер или транспортный
документ, или эквивалентное электронное
сообщение, полученные от Продавца;
• по просьбе Продавца
оказать ему полное содействие
в получении импортной лицензии
или другого официального свидетельства,
требуемого для импорта товара,
а также других документов
или эквивалентных им электронных
сообщений, выдаваемых в стране
импорта, которые могут потребоваться
Продавцу для предоставления
товара в распоряжение Покупателя;
• нести все риски
потери или повреждения товара
с момента его Поставки, а также
дополнительные риски в случае
невыполнения Покупателем своих
обязательств (содействие Продавцу
в получении импортной лицензии,
извещение Продавца о времени
и пункте принятия поставки
в названном месте назначения);
• нести все расходы,
связанные с товаром, с момента
его поставки и возможные дополнительные
расходы при невыполнении Покупателем
вышеуказанных обязательств.