Выработка умении и навыков при использовании компьютерных лингво тренажеров на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования- процесс обучения иноязычной лексике учащихся средней школы при помощи компьютерных технологий.
Предмет исследования – обучение иноязычной лексике учащихся средней школы при помощи компьютерных технологий.
Целью исследования является теоретическое обоснование методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам и разработка практических упражнений для обучения лексике при помощи компьютерной программы.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы обучения учащихся иностранному языку
1.1 Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иностранному языку
1.2 Использование компьтерных тенологи на урока английского языка
1.3 Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета
1.4 Интернет, как средство коммуникативности
1.5 Сайты, развивающие знание английского языка
2 Опытно-практическая работа по применению компьютерных программ для обучения учащихся английскому языку
2.1 Комплексные лингвотренажеры английского языка
2.2 Методический анализ компьютерных программ, предполагающих обучение лексике английского языка
2.3 Применение компьютерных программ в процессе обучения английскому языку
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

диплом1.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

- распознавание значения  слова на основе его графического образа: компьютер показывает слово, школьники подбирают соответствующую картинку (или слово родного языка);

- распознавание графического  образа слова на основе его  значения: компьютер показывает  картинку (или слово родного языка), ученики находят слово иностранного языка, соответствующее картинке (или слову родного языка).

Классификация имеющихся  слов по значению: компьютер показывает слова, учащимся следует подобрать  к каждой картинке слово из имеющихся  слов, помещая их на соответствующие картинки.

Рецептивно-продуктивный аспект.

Актуализация графического образа слова по его звуковому  образу: компьютер произносит слово, школьнику следует написать его.

Продуктивный аспект.

Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово.

Все эти операции с  ЛЕ выполняются в строгой последовательности. Компьютер «не пропускает» учащегося  к следующей операции, пока предыдущая операция со всеми ЛЕ не будет полностью  выполнена правильно. Многократное выполнение этих операций способствует более прочному закреплению каждой ЛЕ. Кроме того, благодаря компьютеру такие упражнения не отнимают много времени.

Следует отметить, что  при компьютерном ознакомлении с  лексикой соблюдается принцип индивидуализации обучения. Одни школьники хуже воспринимают графический образ слова, другие — звуковой. Компьютер дает возможность выполнять упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей, с которыми встречаются отдельные учащиеся. Это помогает улучшить знания ЛЕ каждым учеником.

Этап ознакомления всегда заканчивается первичным закреплением и включением слов в речевую деятельность. Первичное закрепление предполагает отработку разных аспектов слова: его  формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить все эти аспекты.

Приведем примеры компьютерных упражнений, направленных на отработку  разных аспектов слова и рассмотрим их специфику. Упражнения на отработку  формы слова. Звуковая форма. Экран дисплея разделен на три колонки, в которых написаны звуки [i:], [а:], [i]; справа даются слова, в которых есть один из этих звуков; rich, field, classroom, green, dark, finish, tree, dinner, eagle, heart. Дети распределяют слова по колонкам.

Графическая форма. На экране даны буквы i, l, k, е. Ребятам предлагается составить из них слово.

Грамматическая форма. Школьники группируют слова по частям речи (существительное — letter, bird, blackboard; прилагательное — blue, hungry, big, beautifiil; глагол — give, take, know), помещая их в соответствующую колонку.

Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potato, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple).

Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера можно, например, предложить учащимся составить предложение из данных слов: is, а, big, there, window, bedroom, in, my. (There is a big window in my bedroom.).

Специфика всех перечисленных  компьютерных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением лексического материала на экране дисплея). При работе с компьютером к зрительному каналу восприятия добавляется моторный. Возможность перемешать ЛЕ способствует запоминанию, формированию произвольного внимания, повышению устойчивости внимания, управляемости восприятия у младших школьников, поскольку, как утверждают психологи, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам.

Безусловно, что дети могут выполнять предметные действия и с раздаточным материалом, но при этом учителю трудно проследить за правильностью действий каждого  учащегося.

Учебная компьютерная программа  в свою очередь обеспечивает задание  и контроль над ходом его выполнения. При обучении с помощью компьютера обучающие учебные действия чередуются с контролирующими, тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса. Преподаватель, использующий ЭВМ, имеет возможность сразу же узнать, как каждый ученик усвоил лексический материал.

Как мы уже отмечали, основная задача в овладении лексикой —  развитие лексических навыков, а  развитие навыка состоит в закреплении  операций в речевой деятельности. Придерживаясь точки зрения В.А. Бухбиндера об операционном составе лексического навыка, рассмотрим операции, характеризующие продуктивные и рецептивные лексические навыки и возможность их отработки с помощью компьютерных упражнений.

На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков учитель использует компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетанию лексических единиц. Приведем пример упражнения для отработки этой операции: Скажи, какими могут быть перечисленные предметы (envelope, stamp, paper, letter). Школьник должен правильно составить словосочетания из данных прилагательных и существительных, перемещая их из соответствующих колонок на строчки снизу. При этом количество незаполненных строчек «подсказывает» ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил.

Учащийся, составивший  словосочетаний больше других, получает большее количество баллов. Поскольку все дети работают одновременно, компьютер сразу же «сообщает», кто стал победителем, и «вносит» результаты каждого школьника в журнал успеваемости.

С целью формирования продуктивного лексического навыка выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой ЛЕ с той, с которой она сочетается. Например, учащимся предлагается заполнить пропуски в диалогах подходящими ЛЕ. Или, например, дается задание выбрать фразу для ответа на вопрос:

Would yon like some cabbage?

You are welcome.

Yes, please.

Help yourself.

Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить  объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени.

Компьютер позволяет  также интенсифицировать процесс  обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности  заданий. Приведем пример упражнения на употребление ЛЕ в речевой деятельности: ребятам предлагается составить целостный диалог из разрозненных реплик.

1)      — Yes, yes, take it, please.

Would you like potatoes and cheese?

Help yourself.

Yes, please. May i have five potatoes, please?

Thank you! 1 like apples. May 1 have an apple?

2)      — It's a pity. Bye-bye.

Good morning, Winnie!

Would you like some tea and sweets?

Here you are. Help yourself.

You are welcome.

Good morning, Rabbit!

I would like some cabbage and a big red carrot, please.

Thank you, Winnie.

I must go home. Goodbye.

Школьники, которые составили одинаковые диалоги, объединяются в пары. Они читают и заучивают диалоги по ролям. После этого диалоги проигрываются перед всем классом. При этом у детей, которые прослушивают диалоги, формируются рецептивные лексические навыки.

При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся с одним компьютером, т.е. компьютер кроме обеспечения вариативности заданий способствует формированию у ребят умения работать индивидуально и в паре.

Рассмотрим операции, входящие в рецептивный лексический навык.

Первой из них является восприятие ЛЕ на основе звуковой стороны  или графических символов, а также  выделение формальных признаков, отличающих эту ЛЕ от других. Показателем успешности выполнения этой операции является умение вычленять разного рода признаки. Упражнения, направленные на отработку этой операции, носят в основном аналитический характер, например: Выбери из данных английских слов ЛЕ с суффиксом -man: worker, postman, letter-box, seaman, snowman.

Вторая операция состоит  в идентификации и дифференциации ЛЕ. Показателем успешности ее выполнения может служить главным образом способность дифференцировать в чем-либо сходные слова, например: Переведи следующие предложения: После школы Джейн обычно идет домой. — Она приходит домой в два часа.

Третья операция связана  с соотнесением формы слова со значением. Показателем ее служит понимание. При формировании рецептивных (как  и продуктивных) лексических навыков  ЭВМ дает возможность создавать  задания равной сложности. Так, например, каждому ученику первой группы предлагается прочитать текст и подчеркнуть предложения, в которых говорится о том, как правильно писать письма, а каждому ученику второй группы — по порядку расставить предложения в памятке о том, как правильно писать письма. После выполнения задания каждая группа дает свой вариант ответа. (В этом виде упражнения можно предложить чтение по цепочке, при этом другая группа слушает своих товарищей.) Тем самым компьютерная программа помогает увеличить количество видов заданий и включить всех учащихся в работу.

Компьютер способствует также формированию навыков самостоятельной  работы у школьников начальных классов. Несмотря на то, что у детей во II-III классах только начинают формироваться  навыки самостоятельной работы, у  каждого из них возникают свои трудности в процессе овладения лексикой, которые ребенок должен уметь самостоятельно преодолевать, выполняя предназначенные только для него серии упражнений.

Компьютер фиксирует  количество ошибок каждого ученика  при выполнении каждого упражнения. Просмотрев компьютерный журнал успеваемости, учитель сразу же видит, как формируется лексический навык у того или иного школьника. Вид и количество ошибок, зафиксированных в журнале успеваемости, позволяют учителю дать учащемуся конкретные упражнения, направленные на отработку той операции, при выполнении которой он допускает ошибки.

При обучении лексике  компьютер позволяет создавать  комбинированные упражнения. Это  серия упражнений, сменяющих друг друга на экране компьютера. Учитель  может составить комбинированное упражнение для каждого школьника, проанализировав его продвижение в изучении лексики.

Компьютер помогает организовать и контроль лексики на всех этапах ее изучения. При обучении с использованием компьютера ребята выполняют упражнения одновременно, при этом каждому ученику сразу же сообщается результат. Без применения ЭВМ учителю очень сложно проверить выполнение всех упражнений всеми учащимися одновременно из-за недостатка времени на уроке. В связи с этим учитель предполагает, что если школьник умеет выполнять какую-то операцию с лексическим материалом при выполнении одного конкретного упражнения, то он, наверняка, умеет выполнять эту же операцию (или аналогичную) в других упражнениях, которые у этого ученика не проверялись. Учителю приходится делать выводы об уровне сформированности лексического навыка на основе отдельных ответов не только у отдельных ребят, но и у всего класса.

Контроль со стороны  учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных  упражнений, при этом учитель вызывает отдельных учеников, чтобы проверить, правильно или неправильно оно выполнено, либо использует отсроченную проверку в устной и письменной форме. А промедление в сообщении результатов учащемуся (при отсроченном контроле) обратно пропорционально эффективности тренировки. При обучении с использованием компьютера контроль осуществляется на всех этапах обучения лексике за счет того, что с его помощью решается проблема обратной связи. Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.[22]

На сегодняшний день в преподавании английского языка  складываются тенденции, соответствующие  нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения компьютерных технологий на уроках английского языка уже не подлежит сомнению.

Среди учащихся своего класса, каждый учитель может отметить тех, которые имеют сознательную мотивацию  на изучение английского языка, проявляют старание в его изучении, но имеют удовлетворительную оценку по итогам изучения предмета. Есть такие и среди моих учеников. Изучив потенциал компьютерных технологий в преподавании английского языка, пришла к выводу, что их практическое применение может помочь повысить качество обучения таких учащихся.

Однако, компьютеризация  обучения не означает простого введения нового средства в уже сложившийся  процесс, необходимо проектирование нового учебного процесса на основе современной  психолого-педагогической теории.

В аспекте технологизации процесса обучения особую актуальность приобретает проблема учета в  этом процессе закономерностей познавательных процессов. Поэтому прежде чем по-новому строить учебный процесс, необходимо провести диагностику познавательных процессов учащихся, выделив в них те закономерности, которые в применении компьютерных технологий обучения представляют для учителя особый интерес. В организации восприятия следует иметь в виду, что по своей модальности учащиеся условно распределяются на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Провести с учащимися диагностику на определение репрезентативной системы (ведущего канала восприятия, переработки и хранения информации) поможет тест Б.А. Левиса и Ф. Пукелика, определить стиль обучения и мышления учащихся, т.е. выявить их доминантное полушарие, поможет тест Поля Торранса на определение функциональной ассиметрии полушарий. Также считаю необходимым изучение типологии учащихся по психофизиологическим особенностям М.К. Акимовой и Т.В. Козловой, в основе которой лежат динамические составляющие поведения ученика, обусловленные свойствами нервной системы, такими как сила (степень выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивость к разного рода помехам); подвижность (скорость переключения и скорость привыкания к меняющимся условиям) и лабильность (скорость, темп выполнения различных видов деятельности). В соответствии с этим критерием определяют два основных типа учащихся: с “сильной” и “слабой” нервной системой. Отмечено, что данные особенности учащихся являются врожденными.

Информация о работе Выработка умении и навыков при использовании компьютерных лингво тренажеров на уроках английского языка