Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа
Объект исследования- процесс обучения иноязычной лексике учащихся средней школы при помощи компьютерных технологий.
Предмет исследования – обучение иноязычной лексике учащихся средней школы при помощи компьютерных технологий.
Целью исследования является теоретическое обоснование методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам и разработка практических упражнений для обучения лексике при помощи компьютерной программы.
Введение
1 Теоретические основы обучения учащихся иностранному языку
1.1 Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иностранному языку
1.2 Использование компьтерных тенологи на урока английского языка
1.3 Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета
1.4 Интернет, как средство коммуникативности
1.5 Сайты, развивающие знание английского языка
2 Опытно-практическая работа по применению компьютерных программ для обучения учащихся английскому языку
2.1 Комплексные лингвотренажеры английского языка
2.2 Методический анализ компьютерных программ, предполагающих обучение лексике английского языка
2.3 Применение компьютерных программ в процессе обучения английскому языку
Заключение.
Список использованной литературы.
Проведя данные диагностики, выявила, что те учащиеся, которые желают, но не могут иметь хорошую оценку по английскому языку, относятся к типу учащихся со “слабой” нервной системой, левополушарные, имеют визуальную модальность. Для них оптимальны условия, требующие монотонной, однообразной работы. Они испытывают определенные трудности в ситуациях, где требуется длительная напряженная работа (трудный урок, контрольная работа, написание сочинения за два урока, продолжительный школьный день и т.п.). Они быстро устают, теряют работоспособность, начинают допускать ошибки, к концу 6–7 уроков продуктивность их работы существенно падает, они медленно усваивают материал, начинают чувствовать себя утомленными. Любят последовательную, планомерную работу. Легче действуют по шаблону, по схеме, при этом обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание. Они успешно выполняют те виды заданий, которые требуют предварительной подготовки. Склонны планировать предстоящую деятельность для того, чтобы равномерно распределить свои силы между отдельными ее этапами; склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов. При ответе или усвоении материала для них необходимо использовать внешние опоры; графики, рисунки, диаграммы, таблицы облегчают им учебную деятельность. Серьезные трудности для них создает работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (например, когда во время объяснения новой темы учитель одновременно ведет опрос по пройденному материалу, привлекает разнообразный дидактический материал – карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.). Таким учащимся сложно эффективно, продуктивно выполнять задания в шумной, неспокойной обстановке. У них резко возрастает число ошибок, быстро возникает утомление. Они ограничены также в объеме воспринимаемой информации, поэтому им трудно на уроке усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал. Чувствительны к эмоциональным нагрузкам, в связи с чем, ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения работа, особенно если на нее отводится ограниченное время, вызывает большие затруднения и дискомфорт. Учащиеся начинают торопиться, но это приводит не к ускорению их действий, а, наоборот, к заторможенности, ошибкам. В тренировочной же работе они ошибаются реже. Такие ученики теряются и начинают волноваться, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа, поэтому им нужно время на обдумывание. Лучший вариант для них – ответ письменный, а не устный. Кроме того, они очень болезненно относятся к своим неудачам, для них характерна повышенная эмоциональная чувствительность к замечаниям учителя и отрицательным оценкам, неуверенность в своих силах, своих знаниях. Материалы данных диагностик, приводят к выводу, что построение учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся в целях повышения его эффективности предполагает дифференциацию приемов работы учителя, индивидуализацию и интенсификации самостоятельности учащихся.
Чаще всего случается так, что все еще не каждый учитель может позволить себе строить учебный процесс с применением компьютерных технологий, таких как мультимедийная презентация Power Point, интернет-ресурсы или компьютерные обучающие программы по предмету. В своей педагогической деятельности и я столкнулась с проблемой поиска и реализации путей и средств организации компьютерного обучения английскому языку в школе. Использование в своей работе всех компьютерных технологий, упомянутых выше, для меня не является возможным. Это обусловлено техническим оснащением учебного учреждения, а именно, в школе нет видеопроектора для показа презентаций Power Point, к тому же выход в Интернет имеется только на одном компьютере. Поэтому в учебной практике Интернет-ресурсами пользуюсь я при подготовке к урокам, при подборе дополнительного материала или учащиеся при подготовке домашних заданий, проектов, самостоятельного поиска нужной информации во внеурочное время. А непосредственно на уроках мною применяются лишь компьютерные программы универсального и специализированного типа по обучению английскому языку, возможность работы с которыми индивидуально есть, по крайней мере, у четырех учащихся. Такими учащимися в каждом классе и являются те, которым нужно повысить качество усвоения учебного материала.
При подборе программного обеспечения, которое предлагает рынок, было отмечено, что оно не достаточно соответствует программе школы, задачам учителя, и потребностям учащегося. Поэтому предпочтительным для меня явилось использование отдельных компьютерных программ в качестве важного, но дополнительного компонента учебной программы, наравне с традиционными материалами и методами. Работая с компьютером, неизбежно приходится менять всю структуру урока и вообще его компетенцию. Необходимо конкретно определить соответствующую роль и место компьютера в учебном процессе, уточнить и детерминировать основные понятия, внедрить методические и технические аспекты. Поэтому для усовершенствования процесса обучения английскому языку и для повышения качества образовательного процесса мною была разработана и применяется модель использования компьютерных обучающих программ, которая выглядит следующим образом:
1. |
Организационный момент урока |
1–2 мин |
2. |
Фонетическая зарядка |
2–3 мин |
3. |
Проверка домашнего задания |
5–7 мин |
4. |
Объяснение нового материала |
15–17 мин |
5. |
Работа с компьютерной обучающей программой |
15–20 мин |
6. |
Контроль результатов и их оценка |
1–2 мин |
7. |
Упражнения на снятие напряжения с глаз |
1–2 мин |
8. |
Домашнее задание с комментариями по выполнению |
1–2 мин |
9. |
Подведение итога урока, оценивание |
1–2 мин |
Я убедились, что данная модель позволила мне оптимизировать содержание учебного процесса и повысила эффективность усвоения материала конкретной дисциплины “иностранный язык” обучающимися. Было замечено, что работа над фонетикой с помощью компьютерной программы формирует такие навыки, как вывод, сравнение, логика, развивает фонематический слух, слухоразличительный навык, помогает оценивать себя адекватно. Компьютер позволяет учащемуся услышать свои ошибки, а не только увидеть. Это, полагаю, и приводит к повышению качества произношения учащихся. Программы, используемые для обучения лексике, используют наглядное предъявление слов; обеспечивают развитие как продуктивных, так и рецептивных лексических навыков; способствуют формированию навыков самостоятельной работы у учащихся; помогают создавать комбинированные упражнения для того или иного ученика, опираясь на компьютерный журнал успеваемости, по которому учитель определяет, в какой операции ученик допускает ошибки; помогают организовать контроль лексики на всех этапах ее изучения. Работая с компьютерной программой, учащиеся овладевают компонентами коммуникативной компетентности, которые включают в себя не только умение выбирать адекватные ситуациям общения лексические и грамматические средства, но и их соответствующее интонационное оформление. Компьютерные обучающие программы имеют огромные базы данных, обеспечивают высокую технологичность выполнения отдельных тренировочных упражнений, дают возможность наиболее оптимально сочетать приемы анализа и имитации в опоре на сознательность, ориентируют учащегося на свободный темп обучения, индивидуальную логику познания.
2.3Применение компьютерных программ в процессе обучения английскому языку
При построении учебного процесса с применением компьютерных обучающих программ я выбираю конкретный раздел из учебной программы; анализирую содержание, относящееся к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения уроков с применением компьютерных обучающих программ; проектирую набор заданий; выбираю программные средства для подбора заданий; провожу экспертизу подобранных компьютерных заданий; разрабатываю методические рекомендации для учащегося.
К началу уроков с применением компьютерных обучающих программ учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
При работе на компьютере учащиеся следуют следующим рекомендациям:
Применяя в своей практике компьютерные обучающие программы, я убедилась в том, что они имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Их потенциал заключается в том, что они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях; помогают осознать языковые явления; сформировать лингвистические способности; создавать коммуникативные ситуации; автоматизировать языковые и речевые навыки; а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы; реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося; способствуют повышению познавательной активности, мотивации и качества знаний обучаемых.
В последние годы всё чаще поднимается
вопрос о применении новых информационных
технологий в школе. Это не только современные
технические средства, но и новые формы
и методы преподавания, новый подход к
процессу обучения. Основной целью обучения
иностранным языкам является формирование
и развитие коммуникативной культуры
школьников, обучение практическому овладению
иностранным языком. Использование мультимедийных
средств помогает реализовать личностно
- ориентированный подход в обучении, обеспечивает
индивидуализацию и дифференциацию с
учётом особенностей детей, их уровня
обученности, склонностей. Изучение иностранного
языка с помощью компьютерных программ
вызвало огромный интерес у учащихся.
Задача учителя - активизировать познавательную
деятельность учащегося в процессе обучения
иностранным языкам.
В практике информационными
технологиями обучения называют все технологии,
использующие специальные технические
информационные средства(ЭВМ,аудио,кино,видео)
Когда компьютеры
стали широко использоваться в образовании,
появился термин «новая информационная
технология обучения». Вообще говоря,
любая педагогиче-ская технология - это
информационная технология, так как основу
технологического процесса обучения составляет
информация и её движение (преобразование).
Более удачным термином для технологий
обучения, использующих компьютер, является
компьютерная технология.
Компьютерные технологии развивают идеи
программированного обучения, открывают
совершенно новые, ещё не исследованные
технологические варианты обучения, связанные
с уникальными возможностями современных
компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные
(новые информационные) технологии обучения
- это процессы подготовки и передачи информации
обучаемому, средством осуществления
которых является компьютер.
Компьютерная технология может
осуществляться в следующих трёх вариантах:
I - как «проникающая» технология (применение
компьютерного обучения по отдельным
темам, разделам для отдельных дидактических
задач).
II – как основная, определяющая, наиболее
значимая из используемых в данной технологии
частей.
III – как монотехнология (когда всё обучение,
всё управление учебным процессом, включая
все виды днение компьютера).
Акцент целей
Концептуальные положения
Особенности содержания
Компьютерная технология
Главной особенностью фактологической
стороны содержания образования является
многократное увеличение «поддерживающей
информации», наличие компьютерной информационной
среды, включающей на современном уровне
базы информации, гипертекст и мультимедиа
(гипермедиа), микромиры, имитационное
обучение, электронные коммуникации (сети),
экспертные системы.
Эти программные
средства применяются в зависимости от
учебных целей и ситуаций: в одних случаях
необходимо глубже понять потребности
учащегося; в других - важен анализ знаний
в предметной области; в-третьих - основную
роль мо-жет играть учёт психологических
принципов обучения.
Богатейшие возможности представления
информации на компьютере позволяют изменять
и обогащать содержание образования, включая
в него интегрированные курсы, знакомство
с историей и методологией науки, с творческими
лабораториями великих людей, с мировым
уровнем науки, техники, культуры и общественного
сознания.