Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 17:32, реферат
Классический период культурного развития Древней Греции приходится на V век до нашей эры. Победа греков в греко-персидских войнах создала наилучшую социально-экономическую и политическую атмосферу, которая дала возможность развиться культурным особенностям античной Греции. К традиционным греческим реалиям, присущим предыдущим эпохам, добавились новые черты, и это сочетание определило культурную среду классического периода.
Введение…………………………………………………………2
Классический период
Скульптура классической Греции в V веке до н. э………………...3
Скульптура классической Греции в IV веке до н. э…………………8
Эллинистический период………………………………………12
Заключение………………………………………………….......14
Список используемых источников…………………………….15
Федеральное
государственное
Российский государственный аграрный университет
Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева
(ФГОУ ВПО РГАУ МСХА им. К. А. Тимирязева)
Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры
Реферат
По истории искусств на тему
«Греческая скульптура классического и эллинистического периода»
Выполнила: студентка 106 группы
факультета СИЛА
Москва 2011
Содержание
Скульптура классической Греции в V веке до н. э………………...3
Скульптура классической Греции в IV веке до н. э…………………8
Введение
Классический и эллинистический (эллинский) периоды, соответственно следовавшие за крито-микенским, гомеровским и архаическим, являясь их логическим продолжением, все же имели существенные отличия.
Классический период культурного развития Древней Греции приходится на V век до нашей эры. Победа греков в греко-персидских войнах создала наилучшую социально-экономическую и политическую атмосферу, которая дала возможность развиться культурным особенностям античной Греции. К традиционным греческим реалиям, присущим предыдущим эпохам, добавились новые черты, и это сочетание определило культурную среду классического периода.
Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в которых жил человек эллинистической эпохи. Если в предшествующее время человек ощущал себя прежде всего жителем небольшого полиса, то в эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, раздвинулись узкие рамки и житель не только крупных держав Селевкидов, Птолемеев, Македонии или Пергама, но даже небольших греческих полисов почувствовал, что он не только член своего города или общины, где родился, но и более крупного территориального объединения и в определенной степени всего эллинистического мира.
Классический период
Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.
В период классики (с V в. до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.
Скульптура классической Греции в V веке до н. э.
На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.
По скульптурам и рельефам, украшавшим такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина и храм Зевса в Олимпии, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды: при переходе от архаики - к строгому стилю и далее - к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души.
Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.
В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий - Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность.
Мирон. «Дискобол», V в. до н.э.
Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.
Фидий. «Афина Лемния». Реконструкция. Фидий. «Анадумен», V в. до н.э
Дрезден, Скульптурное собрание.
Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия - бесспорной вершине искусства высокой классики.
Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.
Фидий. «Зевс Олимпийский», V в. до н. э.
Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека.
Поликлет. «Дорифор». 450-440 гг. до н.э. (Реконструкция)
В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный - надгробие Гегесо, дочери Проксена) - изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).
Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Мрамор. Около 409 г. до н. э.
Скульптура классической Греции в IV веке до н. э.
Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.
Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса, произведения которого поражали современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта.
Скопас. «Вакханка». IV в. до н.э.
Другое, лирическое направление отразил в своем искусстве Пракситель, младший современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась "Афродита Книдская". Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.
Пракситель. «Афродита Книдская». 350—330 гг. до н. э.
Стремление показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом". Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов.
Лисипп. «Апоксиомен». IV в. до н. э. Римская копия
Имя афинянина Леохара связано с двумя хрестоматийными произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом". Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в XX в. искусствоведы перестали разделять восторги своих предшественников, находя у Леохара такие недостатки, как театральность и вылощенность.
Леохар. «Апполон Бельведерский». IV в. до н.э.
Эллинистический период
В скульптуре эллинистического
периода преобладает патетический стиль,
соответствующий новым чертам архитектуры, гармонирующий
с ними. Рост спроса на скульптурную продукцию
снизил ее художественный уровень по сравнению с
классической скульптурой, однако эллинистическую пластику
выделяли оригинальные черты. Возникли
новые центры развития скульптуры. Античных
мастеров дополнили скульпторы Пергама,
Александрии, Родоса и Антиохии. Невзирая
на одинаковое с классической скульптурой
художественное задание эллинистическое
Одновременно с
классическими образцами появляются гигантомания и скульптурная миниатюра. Классических
героев-атлетов и Афродиту
дополняют скульптурные изображения «гигантомании»
— борьба богов, скульптурные группы,
жанровые и эротичные сюжеты. Художники
пристально следят за действительностью.
Бурная эллинистическая эпоха, преисполненная
крови и страданий, пессимистических ожиданий
и стойкости духа, воплощается в монументальной
патетике, воспроизводя пережитые ужасы
и сильные страсти, разочарования и сожаления.
Имперсональные греческие скульптуры классического периода сменяются скульптурным портретом, изображением разных социальных типов.
Среди скульпторов того времени, были
известны ученики выдающегося скульптора
Лисиппа. Эвтехид Сикионский создал скульптурную
группу
«Тюхе» (богиня судьбы и счастья) для Селевкидов,
прославляя счастливую судьбу Антиохии
— столицы царства Селевкидов. Второй
ученик Лисиппа —Харес из Линда — поставил на
острове Родос, в честь героической защиты
города Родоса, гигантскую бронзовую скульптуру бога
Гелиоса — знаменитый Родосский «Колос», которая стала одним
из семи чудес света.
Самые известные памятники патетического монументализма — скульптурные группы на фронтоне храма в Самофракии (среди них шедевр эллинизма — мраморная скульптура Ники Самофракийской работа Пифократа Родосского) и монументальный фриз громадного Пергамского алтаря, наглядное воплощение мастерства родосской скульптурной школы. К этому направлению можно отнести и скульптурную группу «Лаокоон» (Агесандр, Полидор и Афинадор) и «Бык Фарнезе» (работа Аполлония и Тавриска из Тралл).
Традиции
выдающегося Праксителя
Информация о работе Греческая скульптура классического и эллинского периодов