Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа
ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диплом: Художественно-конструкторская
деятельность как основа формирования
элементов дизайнерского
Министерство
общего и профессионального
Уральский Государственный
Департамент педагогики и
Кафедра эстетического
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов
дизайнерского мышления.
Дипломная работа
Исполнитель:
студентка 5 курса
дневного отделения
Вотинова Е.Н.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Сенина Э.Э.
Екатеринбург 1999
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация
эстетико-педагогических
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального
уровня развития элементов
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по
развитию элементов
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует
подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром
вещей", который он сам для себя создал.
Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в
современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование
художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это
объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься
современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среде которых он проводит
большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие
среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному
возрасту это влияние так или иначе осмысливается.
В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той
области человеческой деятельности, к которой относится разработка
гармонической предметной среды
в области технической
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на
вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями,
которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения
и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не
цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте. Ручной труд должен
являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и
творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Формирование элементов
дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в
рамках предметно-практической деятельности на материале художественного
конструирования. Введение элементов дизайна также позволит наметить и
реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и
далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может
постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных
школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды,
прически, бытовых приборов, интерьера.
В целях локализации предмета исследования и определения его научно-
теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме.
Анализ источников приводит нас к выводу, что существуют достаточные основы
для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к
эмоционально-оценочной и
творчески созидательной
на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы дизайнерского
образования учащихся.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления
и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика
педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку
дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа
мышления, которое можно назвать "дизайнерским мышлением".
Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки
сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек
может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное
конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом
законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться
как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования.
ТЕМА: Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования
элементов дизайнерского мышления.
ПРОБЛЕМА: При каких эстетико-
формирование дизайнерского мышления у младших школьников на уроках трудового
обучения.
Решение данной проблемы и является ЦЕЛЬЮ.
ОБЬЕКТ: Художественно-конструкторская деятельность младших школьников на
уроках труда.
ПРЕДМЕТ: Процесс формирования
элементов дизайнерского
решения художественно-конструкторских задач.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-
2.Определить содержание
понятий "элементарное
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий,
практических умений и навыков,
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению
ГИПОТЕЗА: В процессе специально организованных занятий возможно формировать у
детей особый стиль мышления, для которого характерно понимание основных
критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру
вещей (т.е. дизайнерское мышление) при соблюдении определенных условий:
-если будет реализована
совокупность эстетико-
творческого мышления (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных,
эвристико-дидактических,
-единство эмоциональной, интеллектуально-оценочной и проектно-практической
деятельности в процессе обучения;
-постановка и решение
дизайнерских проблемных
знаний;
-раскрытие в процессе
обучения духовно-
дизайнерские качества;
-приобщение детей к
активным самостоятельным
предметной среды.
МЕТОДЫ ИССЕДОВАНИЯ:
-теоретический анализ философской, психологической, искусствоведческой,
педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы.
-изучение учебных программ и методической литературы по трудовому обучению.
-изучение передового
-наблюдение за процессом трудового обучения в начальных классов;
-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)
-диагностические методы (индивидуальная беседа, психологическое тестирование,
срезы)
-обобщение теоретических и экспериментальных выводов и создание методических
рекомендаций.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
-дана характеристика понятия
"элементарное дизайнерское
особого уровня дизайнерского мышления, возможного применительно к младшему
школьному возрасту.
-обоснованы и
формирования дизайнерского мышления у младших школьников на начальном этапе
обучения.
-впервые поставлена проблема
формирования у младших
мышления как комплекса, включающего особую установку сознания, оценочные
суждения и способы творческой деятельности, руководствуясь которыми человек
может формировать в себе соответствующее эстетическое отношение к миру вещей.
-определена сущность и выделены основные структурные компоненты дизайнерского
мышления у младших школьников.
-выделены возможные уровни
развития дизайнерского
элементарное, системное), определенна их специфика применительно к детям
младшего школьного возраста.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика существенно повышает
эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе.
Предложенный подход к организации занятий с младшими школьниками на уроках
трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая
возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии
окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств
личности.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: теоретико-исторический анализ научных трудов,
затрагивающих проблемы, связанные с социально-психологическим и нравственно-
эстетическим воздействием окружающей предметной среды на человека: положения
теории эстетического воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в
становлении личности, познания о движении мысли от чувственного к
рациональному, от конкретного к абстрактному, от частного к общему.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1.Целостный процесс
и проектно-практической деятельности в области дизайна
создает реальные предпосылки для формирования у них духовной потребности в
гармонической предметной среде и формирует возможности для создания такой
среды.
2.Сформированность
связана со сформированностью его компонентов: рациональности,
целесообразности, оригинальности(новизны),
проектированию.
3.Выделены возможные уровни
развития дизайнерского
элементарное, системное), определена их специфика применительно к детям
младшего школьного возраста.
В целях локализации предмета исследования и определения его научно-
теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме.
В изученной литературе можно условно выделить несколько основных групп
вопросов, касающихся различных сторон избранной проблемы.
В философском плане вопросы художественного творчества рассматривались в
работах А.А.Адамяна, Д.Благоева, А.И.Бурова, Г.Д.Гачева, М.С.Кагана,
Н.И.Килщенко,В .П.Копнина, Н.Л.Лейзерова и др.
Психологической наукой накоплено достаточное количество исследований по
вопросам воздействия на психику человека цвета и формы, способности их
вызывать различные эмоции (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер и др.)
художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше областях знаний,
в свою очередь, также накопила достаточный опыт в исследовании проблем
художественного творчества (В.В.Алексеева, Н.А.Дмитриева, Н.М.Зубарева,
А.А.Мелик-Пашаев, бН.Н.Фомина, В.С.Щербакова и др.)
Вопросы воспитательного и общеразвивающего воздействия специально
организованной художественно-
Ю.П.Азаров, Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, З.И.Калмыкова, Г.П.Калинина и др.
ГЛАВА 1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО
МЫШЛЕНИЯ.
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
Каковы же факторы и процессы, без функционирования которых продуктивное
мышление невозможно?
В целом, можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение
факторов и процессов функционирования творческого мышления:
-восприятие и память;
-мышление;