Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

Диплом: Художественно-конструкторская  деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления 

     Министерство  общего и профессионального образования  РФ

              Уральский Государственный педагогический  университет             

                   Департамент педагогики и психологии  детства                  

                        Кафедра эстетического воспитания                       

Художественно-конструкторская  деятельность как основа формирования элементов

дизайнерского мышления.

                           

Дипломная работа

                           

Исполнитель:

студентка 5 курса

    

дневного отделения

 

Вотинова Е.Н.

Научный руководитель:

старший преподаватель

Сенина Э.Э.

                          

Екатеринбург 1999

                          

     СОДЕРЖАНИЕ                                                                   

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогический  аспект развития продуктивного  мышления.

1.2.Теоретическая организация  эстетико-педагогических условий  развития

творческого мышления.

ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И  МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ХУДОЖЕСТВЕННО-

КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1.Организация художественно-конструкторской  деятельности на уроках

трудового обучения.

2.2.Теоретические положения  технической эстетики.

ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1.Выявление начального  уровня развития элементов дизайнерского  мышления у

младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

3.2.Система работы по  развитию элементов дизайнерского  мышления на

формирующем этапе эксперимента.

3.3.Динамика развития элементов  дизайнерского мышления у младших  школьников

на контрольном этапе  эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Рассматривая человека и  окружающую среду в диалектическом единстве, следует

подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром

вещей", который он сам  для себя создал.

Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в

современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование

художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это

объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься

современным ребенком гораздо  позднее, чем вещи, среде которых  он проводит

большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие

среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному

возрасту это влияние так или иначе осмысливается.

В современных условиях требуется  дать детям определенную подготовку в той

области человеческой деятельности, к которой относится разработка

гармонической предметной среды  в области технической эстетики(дизайна).

В свете современных требований к образованию преимущественная установка на

вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями,

которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения

и владение технологиями могут  выступать лишь в качестве средства, но никак не

цели обучения, особенно в  младшем школьном возрасте. Ручной труд должен

являться  средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и

творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Формирование элементов

дизайнерского мышления может  быть наиболее успешно реализовано  именно в

рамках предметно-практической деятельности на материале художественного

конструирования. Введение элементов  дизайна также позволит наметить и

реализовать единую образовательную  линию от начальной школы к средней и

далее. При этом, начиная  со среднего звена, профиль дизайнообразования может

постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных

школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды,

прически, бытовых приборов, интерьера.

В целях локализации предмета исследования и определения его  научно-

теоретических основ мы предприняли  анализ печатных источников по проблеме.

Анализ источников приводит нас к выводу, что существуют достаточные  основы

для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к

эмоционально-оценочной и  творчески созидательной деятельности, направленной

на организацию гармонической  предметной среды, т.е. проблемы дизайнерского

образования учащихся.

Исходя из анализа теоретической  разработанности, практического осуществления

и значимости проблемы дизайнерского  образования, можно утверждать, что  логика

педагогической теории и  практики на современном этапе выдвигает  в повестку

дня совершенно специфическую  задачу: формирование у детей особого  типа

мышления, которое можно  назвать "дизайнерским мышлением".

Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки

сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек

может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное

конструирование-это процесс  рационального проектирования изделий  с учетом

законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться

как результат последовательного  осуществления конструкторского замысла.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования.

ТЕМА: Художественно-конструкторская  деятельность как основа формирования

элементов дизайнерского  мышления.

ПРОБЛЕМА: При каких эстетико-педагогических условиях обеспечивается

формирование дизайнерского  мышления у младших школьников на уроках трудового

обучения.

Решение данной проблемы и  является ЦЕЛЬЮ.

ОБЬЕКТ: Художественно-конструкторская  деятельность младших школьников на

уроках труда.

ПРЕДМЕТ: Процесс формирования элементов дизайнерского мышления в процессе

решения художественно-конструкторских  задач.

ЗАДАЧИ:

1.Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме.

2.Определить содержание  понятий "элементарное дизайнерское  мышление", понимая

под последним возможный  уровень его развития для учащихся начальных классов.

3.Отобрать комплекс понятий,  практических умений и навыков,  наиболее важных

для формирования элементарного  дизайнерского мышления и доступных учащимся

начальных классов.

4.Обосновать эстетико-педагогические  условия формирования дизайнерского

мышления у младших  школьников на начальном этапе обучения.

5.Разработать методические  рекомендации, направленные на формирование

дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому  обучению

ГИПОТЕЗА: В процессе специально организованных занятий возможно формировать у

детей особый стиль мышления, для которого характерно понимание  основных

критериев гармонической  вещи, чувства стиля, эстетическое отношение  к миру

вещей (т.е. дизайнерское мышление) при соблюдении определенных условий:

-если будет реализована  совокупность эстетико-педагогических  условий развития

творческого мышления (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных,

эвристико-дидактических,индивидуально-творческих);

-единство эмоциональной, интеллектуально-оценочной и проектно-практической

деятельности в процессе обучения;

-постановка и решение  дизайнерских проблемных ситуаций  на основе специальных

знаний;

-раскрытие в процессе  обучения духовно-содержательного  начала вещей через их

дизайнерские качества;

-приобщение детей к  активным самостоятельным наблюдениям  природы, окружающей

предметной среды.

МЕТОДЫ ИССЕДОВАНИЯ:

-теоретический анализ  философской, психологической, искусствоведческой,

педагогической литературы, освещающей состояние изучаемой  проблемы.

-изучение учебных программ  и методической литературы по  трудовому обучению.

-изучение передового педагогического  опыта;

-наблюдение за процессом  трудового обучения в  начальных классов;

-педагогический эксперимент  (констатирующий, формирующий)

-диагностические методы (индивидуальная беседа, психологическое  тестирование,

срезы)

-обобщение теоретических  и экспериментальных выводов  и создание методических

рекомендаций.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА:

-дана характеристика понятия  "элементарное дизайнерское мышление", как

особого уровня дизайнерского  мышления, возможного применительно  к младшему

школьному возрасту.

-обоснованы и экспериментально  подтверждены эстетико-педагогические  условия

формирования дизайнерского  мышления у младших школьников на начальном этапе

обучения.

-впервые поставлена проблема  формирования у младших школьников  дизайнерского

мышления как комплекса, включающего особую установку сознания, оценочные

суждения и способы  творческой деятельности, руководствуясь которыми человек

может формировать в себе соответствующее эстетическое отношение  к миру вещей.

-определена сущность и  выделены основные структурные  компоненты дизайнерского

мышления у младших  школьников.

-выделены возможные уровни  развития дизайнерского мышления (стихийное,

элементарное, системное), определенна их специфика применительно к детям

младшего школьного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика существенно  повышает

эффективность процесса художественно-эстетического  воспитания в школе.

Предложенный подход к  организации занятий с младшими школьниками на уроках

трудового обучения позволяет  приблизить их к требованиям времени, делая

возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии

окружающей предметной среды, а также творческих созидательных  качеств

личности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: теоретико-исторический  анализ  научных трудов,

затрагивающих проблемы, связанные с социально-психологическим и нравственно-

эстетическим воздействием окружающей предметной среды на человека: положения

теории эстетического  воспитания, определяющие ведущую роль деятельности в

становлении личности, познания о движении мысли от чувственного к

рациональному, от конкретного  к абстрактному, от частного к общему.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ:

1.Целостный процесс приобщения  младших школьников к интеллектуально-оценочной

и проектно-практической деятельности в области дизайна

создает реальные предпосылки  для формирования у них духовной потребности в

гармонической предметной среде  и формирует возможности для  создания такой

среды.

2.Сформированность дизайнерского  мышления у детей младшего  школьного возраста

связана со сформированностью его компонентов: рациональности,

целесообразности, оригинальности(новизны),стилевого чутья, способности к

проектированию.

3.Выделены возможные уровни  развития дизайнерского мышления (стихийное,

элементарное, системное), определена их специфика применительно к детям

младшего школьного возраста.

В целях локализации предмета исследования и определения его  научно-

теоретических основ мы предприняли  анализ печатных источников по проблеме.

В изученной литературе можно  условно выделить несколько основных групп

вопросов, касающихся различных  сторон избранной проблемы.

В философском плане вопросы  художественного творчества рассматривались  в

работах А.А.Адамяна, Д.Благоева, А.И.Бурова, Г.Д.Гачева, М.С.Кагана,

Н.И.Килщенко,В .П.Копнина, Н.Л.Лейзерова и др.

Психологической наукой накоплено  достаточное количество исследований по

вопросам воздействия  на психику человека цвета и формы, способности их

вызывать различные эмоции (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер и др.)

художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше областях знаний,

в свою очередь, также накопила достаточный опыт в исследовании проблем

художественного творчества (В.В.Алексеева, Н.А.Дмитриева, Н.М.Зубарева,

А.А.Мелик-Пашаев, бН.Н.Фомина, В.С.Щербакова и др.)

Вопросы воспитательного  и общеразвивающего воздействия  специально

организованной художественно-эстетической          деятельности изучали

Ю.П.Азаров, Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, З.И.Калмыкова, Г.П.Калинина и др.

     ГЛАВА 1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ  ДИЗАЙНЕРСКОГО

МЫШЛЕНИЯ.

     1.1.Психолого-педагогический  аспект развития продуктивного  мышления.

Каковы же факторы и  процессы, без функционирования которых  продуктивное

мышление невозможно?

В целом, можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение

факторов и процессов  функционирования творческого мышления:

-восприятие и память;

-мышление;

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления