Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа
ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
при организации эстетико-
функционирование данных качеств на всех этапах творческой деятельности:
воспринимающем, появлении замысла, интуитивном, деятельностном; и
основывается на являющейся актуальной для младших школьников чувственно-
эмоциональной сфере, задействующей в творческом процессе все органы чувств и
эмоциональной отзывчивости,
путем образно-логического
В целом, основные особенности дизайнерского мышления можно представить в
следующем виде:
-системное владение
-наличие новизны,
проектированию;
-понимание целесообразности, рациональности вещей;
знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды.
В связи с тем, что речь идет о развитии творческого мышления, являющегося
категорией эстетической, наиболее сильное воздействие на формирование и
развитие творческого порыва будут оказывать эстетические факторы окружающей
среды, что было доказано философами, психологами и эстетиками.
Следовательно, для продуктивного развития творческого мышления младших
школьников в учебно-
эстетических, психологических
(индивидуально-
каждого ученика) и педагогических (взаимодействие педагога с учениками)
условий, объединение которых позволило сформулировать эстетико-педагогические
условия развития творческого мышления у учащихся
младшего школьного возраста.
1.2. Теоретическая
организация эстетико-
творческого мышления младших школьников.
Эстетико-педагогические условия имеют двустороннюю структуру, включающую
педагогические и эстетические условия.
Педагогические условия широко представлены в трудах педагогов: Я.А.
Коменского, А.С. Макаренко, А.Ф. Харламова, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили,
Б.П. Никитина, Дж. Смита и других.
Эстетические условия вытекают из теории дизайна и эргономических требований
организации окружающей среды, вопросами которой занимались: В.П. Зинченко,
В.П. Глазычев, И.М. Демина, Л.М. Холмянский, И.П. Юров и другие.
Синтез эстетических и педагогических условий как единая система организации
школьного учебного пространства был осуществлен Р. Штейнером в процессе
создания вальдорских школ. А также, попытки аналогичного синтеза были
осуществлены педагогами: В.А. Караковским, Н.Л. Арининой, Г.Б. Кобахидзе,
С.А. Анискиным, что и стало
теоретической основой для
педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, обоснованных в этой
работе.
Итак, с начало остановимся на анализе педагогических условий, создаваемых
известными педагогами в русле своей теории с точки зрения их применения в
конкретной школьной и классной обстановке, ставшей базой экспериментального
исследования.
Субъективные условия, способствующие развитию творческого мышления у детей
имеют двустороннюю структуру. С одной стороны - это субъективно-
индивидуальные, физиологические,
психологические и
особенности ребенка, позволяющие ему усвоить в той или иной степени
необходимые для формирования творческого мышления мыслительные процессы, ЗУН;
с другой стороны - интеллектуально-
лежащие в основе его творческой личности. Создание данной группы условий
осуществляется на основе
положений экспериментальной
цветовым предпочтениям. Качественные характеристики, которые необходимо
развивать для возможности функционирования творческого мышления у младших
школьников: цепкость и цельность восприятия, память, воображение, логическое
мышление, речь, интуиция, способность
к оценочным действиям и
до конца, интеллект.
Таким образом, субъективные факторы, влияющие на развитие творческого
мышления у младших школьников почти не отличается от тех, которые необходимы
для общего гармоничного развития, обучения и воспитания ребенка. Исходя из
этого, субъективные условия развития творческого мышления можно
сформулировать как
Данные условия находят свое выражение и становятся эффективными только в
результате непосредственного взаимодействия педагога с детьми, то есть
проявляются через объективно субъективные условия.
Индивидуально творческие условия объединяют две стороны: эстетический внешний
облик педагога и учеников,
соответствующий таким
стиль одежды, соответствие целям и ситуации, гармония с окружающей предметно-
цветовой средой, гармонию эстетических, профессиональных морально-
эстетических, интеллектуальных качеств личности педагога, определяющих
индивидуальный стиль учителя и направленных на выявление способностей и
призвания ребенка; определенный уровень развития психолого-интеллектуальных
качеств ребенка, необходимых для обеспечения дальнейшего развития его
творческого мышления и иных
вышеперечисленных качеств
Духовная гармоничность педагога включает три основных составляющих: морально-
этические качества (доброта, порядочность, такт, честность и так далее),
эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности,
эстетические убеждения, вкусы, культура, мировоззрение, мастерство (высокий
уровень интеллекта, профессионализм, артистичность, развитие творческого
мышления и потребность в творчестве).
Таким образом, педагог становится для учеников наглядным примером развитого
творческого мышления, а подражательная способность младших школьников
стимулирует функционирование и развитие творческой активности.
Субъективно-объективные условия, способствующие развитию творческого
мышления, заключается в создании эмоционально-благоприятной атмосферы в
классном коллективе в результате субъективного взаимодействия педагога с
детьми. Эта группа условий включает мажорный тон в коллективе,
демократический стиль общения педагога с учениками, эмоционально-
психологическую комфортность каждого ребенка, свободу выбора творческих форм
и методов творческой деятельности. Данная группа условий характеризуется
образованием творческой атмосферы в классном коллективе, которая формируется
на фоне эстетического отношения коллектива к выполняемой деятельности и
эстетических проявлений межличностных коллективных отношений.
эстетическое отношение к выполняемой деятельности проявляется в следующих
эстетических реакциях: эмоциональности, темпе, ритме, активности, свободе,
заинтересованности, гармоничности действий и поз, согласии, четкости,
оптимизме, реализации творческой деятельности, эстетичность межличностных
отношений тесно связана с морально-эстетическими нормами характеризующимися
следующими проявлениями: дружбой, взаимным уважением, эмоциональной
отзывчивостью, вежливостью, доверием, радостью общения, честностью ми так
далее.
Теория коллективного воспитания, стиля и тона коллектива глубоко разработана
педагогом А.С. Макаренко. Он выделил несколько признаков стиля детского
коллектива, способного решать любые воспитательные задачи:
1. Мажор: постоянная бодрость, готовность к действию, радужное, веселое,
мажорное настроение.
2. Ощущение собственного достоинства каждого ребенка
3. Идея защищенности от насилия, самодурства, издевательства
4. Способность к торможению
5. Красивый внешний облик коллектива: цвет, костюмы, чистота комнат, обуви.
Наибольшую сложность вызывает создание второго и третьего признаков стиля
коллектива. В результате этого, учитель начальных классов вынужден выполнять
в коллективе компенсаторную функцию, создавая такую атмосферу, которая
способствует снятию стрессовой ситуации и сохранению чувства собственного
достоинства каждого ребенка.
Помимо обеспечения
классе, субъективно-объективные условия включают и другие факты учебно-
воспитательного процесса.
Более четко отражают субъективно-объективные факторы, способствующие
формированию у младших школьников заинтересованности в учении, педагоги О.С.
Богданова и В.И. Петрова создание на уроках, в учебном процессе, обстановки
радости познания, коллективной дружной работы, удовлетворение от решения
новых познавательных задач;
-активная позиция ученика в процессе обучения, выбор методов и приемов,
активизирующих познавательную деятельность школьников, когда дети выступают
как соучастники добывания новых знаний;
-включение школьников
в разнообразные виды
развивается не только интеллектуальная, но и эмоционально-волевая сфера
психики, познавательные процессы и интересы;
-осуществление разнообразных
форм взаимодействия
личным опытом ребенка, окружающей жизнью.
Вышеперечисленные педагогические
условия активизации
деятельности детей, лежащие в основе творческого мышления, которые можно
отнести к субъективно-объективным, создаются непосредственно в учебно-
воспитательном процессе, в школе.
Д.Б. Никитин считает, что создание условий успешного развития творческих
способностей надо начинать задолго до поступления ребенка в учебное
заведение.
В качестве таких условий Никитин выдвигает следующие положения:
-ранее начало развития творческих способностей, со дня рождения ребенка
необходимо подготавливать почву для функционирования творческого мышления;
-окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали
его разнообразную творческую деятельность;
-максимальное напряжение
сил, которые вытекают из
творческого процесса;
-представление ребенку
большей свободы в выборе
работы, чередовании дел, продолжительности занятий;
-ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослого.
Итак, вышеперечисленные факторы, составляющие часть субъективно-объективных
условий, касающиеся развития творческого мышления посредством создания
соответствующих эмоционально-психологической комфортности учащегося во время
учебно-воспитательного
условия.
Создание данных условий основано на использовании определенных форм и методов
работы, с помощью которых достигается необходимая для творчества атмосфера
коллектива, и в связи с тем, что речь идет о развитии творческого мышления,
характеризующегося оригинальностью, непредсказуемостью, - то наряду с
традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы, без которых не
обходится формирование ни с одного психологического и интеллектуального
процесса, объединяют в себе многочисленный опыт педагогов и подразделяются на
следующие группы:
-объяснительно-
объяснение и так далее)
-репродуктивный - воспроизведение действий по применению знаний на практике
-проблемное изложение изучаемого материала
-исследовательский метод при котором учащимся предлагается познавательная
задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого
методы.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные
группы: методы организации
и осуществление учебно-
деятельности; методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
М.И. Махмутов классифицировал методы по трем основаниям: общие методы
обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический,
программированный; методы преподавания – информационно-сообщающий,
объяснительный, интуитивный, стимулирующий, побуждающий; методы -
исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.
Данные методы охватывают
обе стороны учебно-
деятельность педагога и деятельность ученика, раскрывая весь спектр
методологической деятельности.
К методам, преложенным Ю.К. Бабанским и М.И. Махмутовым, направленым на
активизацию учебно-познавательной деятельности на протяжении всего учебного
процесса, можно добавить
еще несколько методов
творческой деятельности:
-индивидуально-личностного творческого примера педагога, так и других
окружающих ребенка людей;
-иллюстративно-эвристический
метод, когда рассказ,
лекция и так далее, преподносятся не педагогом, а учеником для объяснения и
доказательства
-синтетической деятельности по единовременному восприятию слуховой,
зрительной, осязательной и так далее информации по созданию ассоциативных