Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

конструированию. В частности  установлена высокая эффективность  использования

в обучении конструированию  таких задач, которые требует  от детей нахождения

новых для них способов действия, т.е, задач проблемного характера.

Постановка перед детьми таких задач способствует развертыванию  поисковой

деятельности, которая складывается из практических попыток использования

различных способов решения, анализа условий задачи с целью  нахождения

наиболее адекватных способов решения и практического

их апробирования.

В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного

характера у детей формируется  правильное отношение к своим  ошибкам,

формируются обобщенные способы  анализа, значительно повышается умственная

активность.

Одним из аспектов конструктивной деятельности является результат,

выражающийся в законченном предмете. Ребенку нужно доказать, что все, что

делает человек, имеет  свою форму, композицию, цвет, линию  и поэтому сделанное

им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или безобразным.

Оформляя результат труда, школьник должен думать не только о  том, удобна ли

данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач

обучения конструированию  состоит в том, чтобы учить  ребенка не только навыкам

добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции,

симметрии. Прежде всего дети постигают важную мысль, что конструкция формы

должна быть целесообразной, разумной, проявляющейся в удобстве вещи при ее

пользовании. Чем полнее соответствует форма своему назначению, чем

целесообразнее решена, тем  она проще. Поэтому здоровый эстетический вкус

расценивает простоту формы  как выражение ее красоты. (30,с.26)

Процесс конструктивной деятельности состоит из 2 этапов:

-процесс создания замысла;

-процесс его выполнения.

В процессе создания замысла  происходит обдумывание предстоящей  деятельности,

представление конечной цели- конструкции, выбор способов достижения этой

цели, планирование последовательности практических действий. Однако,

практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является

чисто исполнительской, она сочетает мыслительные и практические действия. При

этом особую роль играют практические действия, носящие поисковый характер,

они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения

целенаправленно рассматривать  предметы, анализировать их и на основе такого

анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее  и различное,

делать обобщения.

Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия  и находить

самостоятельные решения, создавать  замысел конструкций и в соответствии с ним

планировать свою деятельность. В основу систематизации содержания обучения

конструированию должна быть положена зависимость конструируемых объектов от

их практического назначения.(63,с.25)

     Методы обучения  конструированию.

1.Анализ серии образцов, выполненных одним способом.

Представленность сразу  нескольких предметов, выполненных  одним и тем же

способом, дает возможность  вычленения обобщенного способа  их создания.

Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на

учебной задаче. Учитель подводит детей к выводу: главное-научиться" читать

чертеж", "слушать линии", которые всегда "говорят", что  с ними надо

сделать(разрезать, согнуть и др.)

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной

поделки. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям

решение.

Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в  серии "дома",

можно предложить детям следующие  варианты:

-домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном  на каждой стороне, но

разного цвета (детям надо выбрать цвет бумаги).

-домики разного цвета  и разной высоты (высокий и  низкий), дети выбирают цвет

и длину прямоугольника.

-домики разной высоты, цвета и ширины (дети ориентируются  на учет всех трех

свойств)

Когда у детей накапливается  опыт создания поделок разнообразными способами,

надо предоставить им возможность  анализировать образцы с позиций  способа их

изготовления. Так, учитель  предлагает объемные фигурки животных из бумаги на

основе куба, бруска, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок

выбирает тот или иной способ работы. Умение находить общий  способ создания

основы конструкции развивает  самостоятельность ребенка в  выборе цвета,

величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки.

А в результате работа каждого  ребенка индивидуальна.

В художественном труде качество результата небезразлично ребенку. Его не

устраивает плохо сделанная  вещь.

Основными методами формирования рациональных действий являются:

-показ;

-объяснение;

Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:

-сам четко представлять  алгоритм рационального действия;

-обеспечить совершенствование  действий по линии осознанного и

самостоятельного его  применения;

-помочь сделать "перенос"  усвоенного действия с одной  конкретной поделки на

другую, с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики

материала;

-в выборе конкретных  приемов показа и объяснения  учитывать трудности, с

которыми встречается  ребенок при усвоении действий. Т.к. внимание ребенка при

выполнении работы, как  правило, направлено на результат действия, а не на

способ его выполнения, необходимо при показе действий переключить  внимание

детей с результата на способ действий и учить выполнению нужных движений

рукой и инструментом.

Трудность, которую часто  испытывают дети, -отсутствие или недостаточность

зрительного контроля, также  дети затрудняются в сравнении особенностей

движений в оценке их качества, не могут отличить правильное от неправильного.

Чтобы преодолеть эти трудности, нужно своевременно  установить связь между

характером движений и  получаемым от этого движения результатом  и дать

установку на самоконтроль за действием.

2.Анализ промежуточных  результатов и побуждение к  самоконтролю.

Анализ промежуточных  результатов способствует убеждению  ребенка в

необходимости соблюдать  последовательность действий. Представленность

промежуточных результатов  может быть использована учителем для обучения детей

самоконтролю. Не всегда дети удерживают в памяти последовательность работы,

даже если они участвовали  в ее определении. Действиям сопоставления  надо

учить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный  результат,

начиная  с  первого, свою  работу, сравнивая их. Когда ребенок  доходит до

промежуточного результата, идентичного своему, учитель обращает внимание на

следующий и устанавливает, что следует сделать, чтобы его  получить.

Постепенно отпадает необходимость  сопоставления промежуточных результатов  под

непосредственным руководством взрослого, дети самостоятельно с этим

справляются.

3.Анализ несовершенной  поделки.

В ней представлены наглядно те ошибки, которые могут быть у  детей. В любой

работе есть возможность  предугадать возможную детскую  ошибку и с помощью

анализа несовершенной поделки  дать установку на самоконтроль. Также  надо

побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнаруживают ошибку у  другого,

чем у себя.

4.Педагогическая оценка  или анализ результатов деятельности.

Детские поделки обязательно  оцениваются с точки зрения решения

художественно-конструкторских  задач, должны быть отмечены их выразительность,

оригинальность.

Очень важно соблюдать  следующие требования к оценке:

-оценивается только результат,  который достигается усилиями  самого ребенка;

-по мере развития ребенка  оценка становится все более  дифференцированной;

-нельзя сопоставлять результаты  деятельности с успехами других  детей, нужно

оценивать его достижения;

-оценку необходимо построить  так, чтобы дети были максимально  активны в ней.

5.Игровые приемы.

Игровые приемы используются для упражнения детей в решении  конструктивной

задачи.

Чтобы ошибок в конечном результате было как можно меньше, персонажи,

используемые на занятиях, по ходу работы детей не оставляют  их без внимания и

вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие контролировать свои

действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел.

Замечания сказочного героя  принимается детьми легче, чем от педагога. Если по

ходу работы дети исправляют свои ошибки, конечные результаты значительно  выше

по качеству, и это радует их, создает уверенность в своих  возможностях. (

)

Остановимся на этапах изготовления изделия.

Процесс изготовления вещи целесообразно  разбить на 4 этапа:

1.Планирование труда.

И.И.Будницкая выделяет в  процессе такого планирования 3 момента:

-анализ образца;

-определение последовательности  операций;

-поиски вариантов решения.

Остановимся подробнее на анализе образца.

Каждый объект труда должен быть проанализированным в двух частях:

-самостоятельное восприятие  и определение достоинств объекта;

-педагогическое руководство  процессом восприятия.

Во время самостоятельного восприятия объекта детьми, вопросы  учителем не

задаются, дети высказывают  свои впечатления. После этого учитель  дает целевую

установку: посмотреть на изделие  и ответить на вопрос: "Нравится предмет? В

чем его красота?"

Калинина Г.П. предлагает вот такие ориентировочные вопросы  по выявлению и

восприятию эстетических признаков, которые можно использовать при анализе

образца изделия: (30,с.28)

-Какую геометрическую  фору напоминает общая форма  предмета?

-Как можно охарактеризовать  форму с точки зрения красоты,  какая она, какие

свойства имеет?

-Какой материал использован  для изготовления изделия? Почему?

-Помогает ли он выразить  красоту предмета?

-Что можно сказать о  выразительности фактуры материала?

-Определите цветовую гамму  с точки зрения красоты. Как  она влияет на форму

предмета? Помогает ли выявить  красоту формы?

-Определите конструктивное  строение предмета. Из каких деталей  он состоит?

Назовите основные детали конструкции и второстепенные. Органично  ли связаны

между собой детали?

-Какое чувство вызывает  сочетание различных форм в  этом предмете?

Нужно учить видеть объект в целом и по частям. Дети данного  возраста с

неустойчивым вниманием  не умеют видеть несколько предметов  в единстве. Они

часто выхватывают один предмет  и постепенно к нему присоединяют другие.

Поэтому очень важно научить  их видеть несколько предметов в  комплексе,

показывать красивое сочетание, необходимость единства. С этой целью  можно,

например, использовать картины  с изображением интерьера комнаты, где учтено и

цветовое решение, и пространственное соотношение различных предметов. Такого

вида упражнения учат видеть несколько предметов в единстве, ощущать красоту

этого единства.

Нельзя ставить цель только в изготовлении какого-либо изделия(как обычно

получается на практике),нужно чтобы дети получали знания о различных

материалах и их свойствах, цвете и форме, а изделие должно быть упражнением

для закрепления знаний.

Это подтверждается учением  психологов о том, что:

-определяющую сторону  в развитии детей младшего  школьного возраста в процессе

обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности;

-в ходе обучения и  воспитания происходит накопление  и изменение способов,

умений выполнять все  более разнообразные действия;

Перечисленные условия выдвигают  и педагогические требования к построению и

проведению уроков трудового  обучения:

- систематическое введение  элементов художественного конструирования  в уроки;

-создание проблемных ситуаций;

-введение элементов творчества;

Т.о, планирование трудовых действий играет немаловажную роль, т.к. сам

процесс планирования эстетически  весьма выразителен, он является ярким

проявлением творчества человека, способного спроектировать свои трудовые

действия, организацию труда, также планирование активно способствует

достижению детьми высокой  организации коллективного труда, красоты

индивидуальных трудовых действий.

2.Анализ чертежа, выполнение  разметки.

В чертеже (следует напомнить  об этом детям)заложена красота формы предмета.

При выполнении чертежа-разметки в качестве главной задачи следует  выдвигать

перед детьми задачу -обеспечить точность чертежа, ибо в нем заложена основная

красота предмета, красота  формы.

Точность выполнения чертежа  достигается не только глубоким пониманием

изображения, но и аккуратностью  в работе, правильностью использования

чертежных инструментов. При  анализе чертежа, на наш взгляд, следует

остановиться на трех моментах:

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления