Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

цветов, которые полностью  уравновешивают друг друга, (например, желтый и

фиолетово - синий). Особенно статичным воспринимается сочетание  зеленого и

пурпурного цветов. Динамичными будут сочетания красного и синего или

оранжевого с зеленым.

"Возбуждающиеся и успокаивающие". Цветовой ряд от зеленого к  желтому или от

красного к желтому успокаивает. Цветовой ряд от желтого к красному или от

желтого к зеленому возбуждает.

Приведем таблицу гармоничных  и дисгармоничных сочетаний цветов.

     Цвет Гармония Дисгармония

чисто-красный Зеленый, синий, серый, синевато-зеленый, золотисто-желтый. Фиолетовый, коричневый, красновато-желтый.

Розовый Бордо, коричневый, серый. Красный, синий, каштановый.

Оранжевый Небесно-голубой, зеленый, фиолетовый, коричневый, белый. Красный.

Коричневый Серый, золотистый, синий с зеленоватым оттенком, бежевый.  Бордо, каштановый, сиреневый, розовый.

Желтый Зеленый, коричневый, золотистый. Бордо, розовый.

Голубой Красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый. Бордо, темно-фиолетовый, сиреневый.

Синий Красный, серый, золотистый, бордо. Зеленый, сиреневый, розовый, коричневый.

Фиолетовый Золотистый, желтый, оранжевый, зеленый, цвет морской воды. Красный, кирпичный.

Сиреневый Каштановый, серый, зеленый, светло-фиолетовый. Синий, кирпичный, бордо, золотистый, розовый.

Бордо Зеленый, сине-зеленый, серый розовый, синий. Сиреневый, красный, золотистый, каштановый.

Серый Черный, зеленый, красный, синий, желтый, голубой, розовый. Коричневый, бежевый.

 

 

При создании композиции нужно  учитывать ее закономерности. В теоретической

части нашего исследования необходимо рассмотреть вопрос о композиции,

цветовом решении костюма поскольку в практической части мы используем данный

материал.

Эстетика внешнего вида.

Одежда должна составлять «ансамбль», в переводе с французского означает

тесную взаимосвязь, нераздельность. Ансамбль костюма благодаря строгой

взаимоподчиненности его  элементов и тесной взаимосвязи  с предметной средой,

интерьером. Обладает свойством  отражать образ человека.

Ансамбль костюма создается  по единому художественному замыслу, где все детали

согласовываются между собой  и подчиняются единому целому. Он раскрывает образ

конкретного человека. В основе создания ансамбля положены определенные

принципы гармонии на единстве композиционных средств, характерных  для

предметной среды в  целом.

При создании ансамбля  одежды с точки зрения формы могут  быть использованы

принципы подобия и  контраста. Это означает, что каждая часть костюма может

быть выражена одной геометрической формой (принцип подобия) или элементы

костюма могут быть противопоставлены друг другу (принцип контраста), но в

любом случае должно сохраняться впечатление целостности ансамбля.

Основой ансамбля обычно является наиболее крупная по массе или важная по

психологической роли часть  костюма.

Взаимосвязь элементов костюма  обуславливается функциональным назначением  и

определенными требованиями общности их стиля, конструкции, цвета.

Для ансамбля характерны многослойность и многочастность, жесткая система

взаимосвязи и обязательность одновременного использования всех его частей

(14,с.11).

Завершается ансамбль головным убором, который более чем другие части костюма,

подчеркивают индивидуальность человека.

Форма головного убора  должно сочетаться как с силуэтом костюма, так и

соответствовать овалу лица, линии рта, подбородка, скул, развороту  плеч и др.

Масса и линии головного  убора в сочетании с костюмом изменяются, если надеть

его набок, прямо или на затылок.

Четкие вертикальные и  горизонтальные линии шляпы типа цилиндра придают

внешнему облику строгость, подтянутость; поднятые поля у шляпы  молодят,

опущенные книзу создают  впечатление таинственности (13,с.45).

Мы подошли к закономерности  эстетики внешнего вида – композиции костюма.

Слово «композиция» обозначает «согласно соединить». Относительно костюма это

означает умение правильно  сочетать все элементы в единое целое  для создания

гармоничного образа.

Элементами, от которых зависит  красота костюма является форма, материал,

цвет, взятые в единстве в соответствии с некоторыми закономерностями: одежда

должна быть удобна, практична, красива, т. е. она выполняет две  функции:

эстетическую и практическую. Одной из закономерностей композиции костюма

является четкая взаимосвязь  между формой в целом и характером отдельных

частей. Под формой костюма  следует понимать динамическую модель

пространственно – временной  системы, обладающей многоуровневой  структурой

между ее элементами, человеческой фигурой и средой.

Все элементы формы костюма  должны обладать общими свойствами: повторять  те же

линии, что и у основной формы. Форма выразительна лишь тогда, когда четко

выявляется ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных  частей,

ритмический строй деталей, гармония цвета. (17,с.25)

Лучше всего выражает форму  силуэт. Различают силуэты по степени  прилегания к

фигуре ( прилегающий, полуприлегающий, свободный,  расширенный или зауженный

книзу) и по геометрическому  виду (прямоугольный, трапецевидный,

овалообразный, х-образный).(32,с.51)

Сочетая трапецию, прямоугольник, овал, можно выразить все многообразие форм.

Доминирует в ансамбле обычно одна форма, ей подчинены все  остальные части

костюма. Вырабатывается как  бы обобщенный геометрический символ костюма. Все

части формы соподчинены  между собой, при этом членения формы  являются

границами от частей. Помогают организации формы пластики и  ритмики.

Пластика – постепенный  переход от одной части формы  к другой. Пластика

костюма выявляется с помощью  ткани: направление движения складок, воланов,

конструктивных и декоративных линий образует «движение» формы.

Большую роль в организации  формы играют  линии. При создании любого костюма

художник – проектировщик  пользуется  различными линиями.

Горизонтальные линии  создают представление о ширине изделия, они создают

иллюзию полноты, спокойствия, стабильности. Вертикальные линии создают

представление о длине  изделия, впечатление прочности, основательности. Такие

линии подчеркивают рост, придают  величественный вид.

Наклонные линии подчеркивают движение. Прямые линии и линии  с постоянным

радиусом кривизны вызывают ощущение статичности, спокойствия,

уравновешенности, линии  с переменным радиусом кривизны –  ощущение

переменчивости, динамики, беспокойства, нарядности.

Каждый костюм играет и  ритмическое решение  само простое  проявление ритма –

повторение одного и того же элемента через равные промежутки. В основе ритма

лежат пропорциональные отношения, поэтому пользоваться ритмом нужно  умеренно,

иначе возникает ощущение однообразия  и монотонности. Ритмическая  организация

различных элементов в  костюме  является важным средством  для создания

целостного образа.

Организация образа костюма  по принципу ритма и пластики подчиняется  основной,

пропорциональной закономерности. При восприятии формы одежды в  целом

сопоставляются одни ее части  с другими. Сопоставления могут  быть

тождественным и пропорциональным, но в любом случае должно соответствовать

чувство  согласованности, соразмерности.

При тождественном сопоставлении  происходит полное сходство площадей, линий,

цветов, при этом многократное повторение элементов утомляет. Контрастное

отношение проявляется в  небольших различиях в линиях, площадях. Композиционно

форма может быть решена по принципу симметрии и асимметрии.

При определении характера  симметрии следует помнить , что композиционный

центр располагается в  верхней части одежды. Асимметрией  пользуются при

создании нарядной одежды. Асимметричное решение должно быть уравновешенно с

соблюдением чувства меры.

Характер формы изделия  зависит от материала, в данном случае - ткани,

которая, благодаря своим  свойствам, определяя легкость, мягкость или

жесткость формы изделия, ее конструктивное решение.

Важную роль в ткани  играет фактура материала, т. е. его  поверхность.

Восприятие одного и того же цвета в одежде сольно меняется  при использовании

материалов различной  фактуры.

Фактура – свойство, характеризующее  строение материала. Восприятие фактуры

зависит от характера освещения  поверхности. Цвет значительно смягчает на

поверхности ворсового материала  и усиливается на блестящих поверхностях.

Каждый из природных материалов обладает своей фактурой: шерсть –  мягкостью,

хлопок – матовостью, шелк – блеском. В каждой фактуре заложены признаки

определенного образа.

Гладкие материалы с благородным  блеском используются для нарядных платьев,

пестрые рекомендуются для  повседневной одежды. Хороший эффект дает

использование в одном  изделии разнородных фактур: легкой и тяжелой,

бухлированной и гладкой, матовой и глянцевой.

Фактура материала оказывает  влияние и на пропорциональные соотношения

элементов формы. Крупный  рисунок  уменьшает размеры поверхности, а мелкий –

увеличивает.

Сложную по рисунку поверхность  нужно уравновешивать: небольшой  участок ярко

выраженной фактуры лучше  смотрится на гладком фоне поверхности  большой

площади.

При выборе материала необходимо учитывать и его массу. Так, тяжелые, матовые,

ворсовые материалы зрительно  увеличивают форму.

Каждая ткань обладает структурой, влияющей на форму изделия.  Так называемые

«сухие» ткани позволяют  создавать устойчивые формы с  четкими контурами,

рыхлые ткани типа бухле  могут создавать неустойчивую, скользящую форму.

Есть ткани тонкие, прозрачные, но обладающие разными пластическими

свойствами: капрон создает  торчащие, жесткие складки, шифон  – мягкие,

меняющиеся при движении фигуры. Огромная роль в композиции костюма играет и

цветовое решение.

Родственными считаются  цвета, которые в своем цветовом фоне содержат один

общий  основной цвет (красный, желтый или синий). Родственные цвета  создают

впечатление покоя, удовлетворения. Контрастные сочетания показывают динамику.

Гармонические пары цветов подбираются  либо по  принципу подобия (родственные

цвета), либо по принципу контраста. Неумело подобранные родственные  и

контрастные цвета «убивают»  друг друга.

Белые детали на красном платье приобретают зеленоватый оттенок. Необходимо

иметь ввиду, что на светлом  фоне все цвета темнеют, на темном – светлеют.

При этом чем меньше площадь детали, тем больше она подвержена влиянию

соседнего цвета. Родственные  цвета сереют один на фоне другого. Правильный

выбор зависит и от  функционального назначения костюма.

Цвет влияет и на форму. Если форма костюма лаконична, имеет  четко выраженное

плоскостное решение, то костюм не будет выглядеть мрачным  при  использовании

темно – синих цветов.

При форме костюма с  массивными складками из такой же ткани темно – синего

цвета, он будет выглядеть  как черный. Эта же форма в светлых  тонах будет

восприниматься иначе.

С простой формой хорошо сочетаются яркие, сочные тона, а для сложной лучше

использовать постельные, мягкие цвета.

Уравновешенности цвета  можно добиться тремя способами:

-равным количеством главных  цветов;

-равной светлотой;

-равной насыщенностью.

Цветовое решение дает эмоциональный оттенок, это очень  сильный фактор

восприятия предметов. Цвет в костюме может способствовать созданию

определенного настроения и  связывается с такими понятиями  как радость,

печаль, благородство, строгость, молодость и т. д.

Цвет вызывает у человека определенные ассоциации. Приведем таблицу  цветовых

ассоциаций (13,с.15)

     Цвет Характеристика цвета по ассоциации

Теп-лые Хо-лод-ные Лег-кие Тяжелые отступающие Выс-тупающие возбуждающие Угне-таю-щие Успокаи-ваю-щие

Крас-ный +   +  + +  

Оран-жевый +     + +  

Жел-тый +  +   + +  

Зеле-ный  +   +    +

Голу-бой  + +  +    +

Синий  +  + +    

Фиолетовый  +  + +   + 

Пур-пур-ный +   +  + +  

Белый   +      

Свет-ло-серый   +      

Темно-серый    +    + 

Чер-ный    +    + 

 

 

                     Художественно – конструкторские  знания.                    

На уроках трудового обучения используются дизайнерские знания, участвующие  в

эстетическом воспитании учащихся.

Эстетическое воспитание – формирование  способности  воспринимать,

чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в

преобразовании окружающего  мира по законам красоты путем  приобщения к

художественно – творческой деятельности.

Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева Г.С.,Пестоногова

Л.П.,Сухомлинский В.А.), так  и проектировщики (Чуварина Н.П.) придают

эстетическому воспитанию, через  воздействие на них природы, эстетики быта,

общественных и трудовых отношений.

Воздействие предметной среды  на детей происходит в процессе деятельности.

Дети младшего школьного  возраста  эмоционально воспринимают изменения

планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются  в этих

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления