Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

-на основных деталях  изделия;

-на трудовых операциях;

-на технике выполнения  чертежа.

3.Обработка материала,  монтаж, сборка.

Нельзя обеспечить умелую, искусную обработку материала, не зная его свойств.

Поэтому ознакомлению со свойствами материала всегда следует отводить

необходимое время и место. Далее надо сформировать умения, связанные  с

осуществлением операций резания, навыками обработки сгиба, обработке линий

постепенного сгиба, линий  плавного перехода. Далее, во время  сборки надо

учить детей активно проявлять  чувство формы изделия, эстетический вкус.

            2.2. Теоретические положения технической  эстетики.           

Теория дизайна получила название "технической эстетики", она охватывает

широкий круг проблем, связанных  с социальными, экономическими,

эргономическими вопросами  развития промышленности и потребления,

закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой

работы художников-конструкторов.

Эстетическая выразительность  должна достигаться не преднамеренно, а как

результат последовательного  осуществления конструкторского замысла;

осуществляя его, конструктор  достигает целесообразности предметной формы:

упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и  цветовых

элементов и т.д.

Эстетическое совершенство изделия требует информационности его формы. Часто

по форме изделия можно  определить его конструкторскую  основу.

Информационная выразительность  изделия обеспечивается технологическими и

декоративными свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер

поверхностей, конфигурации; фактура, цвет, способ крепления должно

подчеркивать достоинства  изделия.

Соответствие формы изделия  его содержанию может быть достигнуто подходящей

композицией.

Композиция. является эстетической характеристикой, которая отражает

организационные связи элементов  формы и содержания изделия, диктует

расположение основных элементов, частей в определенной системе и

последовательности (29,с.25)

Таким образом, художественное решение формы и составляет главную  задачу

художественного конструирования .

Форма в дизайне может  быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга)

изделия исходя из его внешнего содержания и назначения.

Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи:

объемностью, характером расположения и движения в пространстве,

геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью.

Исходя из свойств материи, изделия в своей конструкции  и форме приобретает

композиционные закономерности.

Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого

находятся во взаимном и гармоническом  единстве.

Важнейшими формообразующими категориями (средствами) композиции является:

-объемная пространственная  структура и тектоника;

-масштаб;

-пропорции;

-ритм и метр;

-контраст и нюанс;

-симметрия и асимметрия;

-колорит.

Объемно-пространственная структура. - эстетически осмысленная взаимосвязь

формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством.

Тектоника - художественно-осмысленное  выражение степени напряженного

состояния материальной формы.

Метр - строение формы, являющееся результатом равномерного движения,

чередования одинаковых элементов.

Ритм - строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или

замедленного движения, чередования  элементов. Ритм, как свойство композиции,

связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное

впечатление от предмета можно  получить при правильном чередовании  элементов,

объемов, цветовых пятен, как  бы направляющих движение взгляда в  соответствии

с выбранным ритмом.

Колорит - свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в

соответствии со спектром отражаемого или излучаемого им света.

Контраст - ярко выраженные противопоставленные  формы.

Для создания контраста особенно часто используют цвет. Разновидностью

контраста является нюанс. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда  нужно

выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации

изделия во избежании монотонности.

Нюанс - отношение элементов  формы, приближающихся друг к другу  по сходству.

Таким образом, гармоничность  и единство достигаются формой, цветом, фактурой,

текстурой, пропорциональностью, масштабностью, нюансом и контрастом (30,с.25)

Остановимся на принципах  построения: композиции

1. Выбор характерных элементов  композиции:

-объединение по однородным  признакам: форме, цвету, текстуре,

фактуре.

-выявление наиболее важной  однородности, которую необходимо

подчеркнуть в композиции.

-включение в композицию  контрастов, которые создают в  ней напряжение.

2. Соблюдение закона ограничения  (не более трех элементов) в  материи,

деталях, цвете, форме.

3. Основа живой композиции - не равносторонний треугольник.  Основа статичной

композиции - симметрия.

4. Группировка элементов  с учетом того, что выбранный  материал располагают не

смешанной кучей, а объединив  по 2-3 элемента.

5. Обеспечение свободного  пространства между группировками  дабы не терялась

красота отдельных частей композиции в плотном расположении.

6. Подчеркивание соподчинения  между группировками.

7. Взаимосвязь между группировками  и внутри их ритмом, линией, пластикой,  а

также когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам  и к

зрителю.

8. Объемность, стереоскопичность,  перспектива – достигаются с  помощью цвета,

размера, динамики форм.

9. Соблюдение оптического  равновесия путем правильного  размещения крупных,

тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

Следование естественному  положению предметов, а также  росту, движению, развитию.

11. Эксперимент – залог  успеха в творчестве (41,с.25)

Рассмотрим характеристики гармоничной формы:

1.Органичность и целостность  внешней формы. Органичность понимается  в том

смысле, что созданное изделие воспринимается как единое целое, а все части

его естественно входят в  это целое. Целостность определяется тем, что он

воспринимается как естественно  созданный, то есть напоминает какую-то

геометрическую форму.

2.Пропорциональность и  ритм. Пропорциональность в художественном

конструировании – приведение всех частей и деталей целого в  определенный

пропорциональный строй. Ритм – чередование некоторого числа  элементов.

3.Масштабность. Это свойство  основано на сопоставлении величины  предмета и

наших представлений об этой величине. Признаками масштабности является

контрастное отношение части  к целому. Добиваются правильной масштабности

выбором такого размера, который  соответствует нашим представлениям и не

нарушает соотношение  предмета с человеком или с  его окружением.

4.Пластичность. Это свойство  формы, по которому можно судить  о внешнем облике

предмета. Различают угловатые  и округлые формы. Объем, ограниченный плоскими

формами, будет образовывать угловатую фигуру. Если объем ограничен  кривыми

поверхностями, то форма будет  округлой. Часто в одном предмете встречаются

комбинации округлых и  угловатых форм.

5.Динамичность и статичность.  Форма считается динамичной, если  ее внешний

облик вызывает чувство движения, и статичной, если облик вызывает чувство

покоя.

6.Легкость и масштабность. Форма считается легкой, если  ее внешний вид

вызывает чувство воздушности, легкости, и массивности, если мы ощущаем

тяжесть ее внешнего облика.

Также при создании композиции необходимо учитывать характеристики

геометрической формы:

1.Симметричность и асимметричность.  Форма считается симметричной  на

плоскости, если при мысленном  перегибании плоскости относительно прямой или

точки , части фигуры совпадают. В пространстве также существует симметрия.

Она называется либо зеркальной, когда обе части фигуры относительно

серединной секущей плоскости  находятся как бы в зеркальном отражении; либо

осевой, когда точки, лежащие  на границе секущей плоскости, перпендикулярной

оси вращения, равноудаленной от оси вращения. Фигуры, которые  не обладают

вышеуказанными свойствами, называются асимметричными.

2.Соотношение форм. Любой  предмет обладает размером, по  которому мы можем

представлять его реальную величину. Размеры предмета между  собой связаны в

определенных отношениях. Эти отношения могут вызвать у человека положительные

или отрицательные отношение.

3.Объемно – пространственное  строение. Каждый предмет в пространстве  обладает

тремя измерениями: длиной, шириной, высотой. Мы их ощущаем: если длина и

высота гораздо больше ширины, то такое строение фигуры называется

фронтальным, а фигуры – плоские. Если же все измерения в предмете

равнозначны, то такое строение фигуры называют пространственным, а  фигуры –

объемными (30,с.28).

В связи с тем, что одной  из задач работы является анализ результатов

экспериментальной деятельности – представителей эстетики простых  форм

применительно к творческому  мышлению младших школьников, необходимо

рассмотреть пространственные особенности восприятия формы и  цвета.

Первоначальные процессы восприятия при анализе формы  предмета рассматриваются

как ориентировочные действия, которые тесно связаны с практическими и

исполнительными действиями. Затем, в процессе развития, они все  больше

отделяются от исполнительной деятельности и складываются в относительно

самостоятельную систему  ориентированно-исследовательской  деятельности, при

помощи которой осуществляется предварительное ознакомление с объектом

исследования и подготавливают к практическим действиям с ним.(51, с. 23)

Уже с 9 месячного возраста ребенок способен дифференцировать основные цвета и

формы.

В младшем дошкольном возрасте цвет, форма, величина не существуют для  ребенка

изолированно от обладающих им предметов.

Старшие дошкольники и  младшие школьники уже легко  выделяют в предметах цвет,

форму, способные дифференцировать по принципу " нравится – не нравится".

Таким образом, этот возраст  сензитивен для воспитания и развития чувства цвета.

При ссоздании композиции немаловажную роль играет цвет.

Цвет - оцениваемое глазом свойство материальных объектов, обусловленное  их

способностью избирательно отражать (пропускать) световые волны  определенной

длины и воспринимаемое как  определенное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее

качество формы, ее эмоционально-психологический  язык.

Полезно знать о некоторых  чисто зрительных изменениях формы  путем

использования свойств цвета. Так, желтый цвет как бы приподнимает

поверхность. Оно даже кажется  более обширном. Белый и желтый цвета создают

эффект распространения  на расположенные рядом с ними более темные цвета и

уменьшают окрашенные в эти  цвета поверхности. Красный цвет при дневном

освещении приближается к нам, выступает вперед. При сумеречном освещении он

служит фоном и создает  впечатление глубины. Голубой как  бы удаляется от нас.

В сумерках, наоборот, выдвигается  на передний план.

Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно

уменьшаются и устремляются книзу. Зеленый цвет наиболее спокойный  из всех

цветов. В калориметрии и  цветоведении существует такое понятие  как "

контраст".

Широко распространены контрасты  между темными и холодными  цветами. Желтый,

оранжевый и красный цвета  всеми ощущаются как темные. Цвета  фиолетовый, синий

и зеленый как холодные. Полюс холодных тонов расположен в области сине-

зеленых цветов, а темных - в области оранжевых.

Контраст теплых и холодных цветов относителен. Красновато - синий кажется

теплее, чем зеленовато - синий. Зеленый может показаться теплым по сравнению

с сине - фиолетовым и холодным по сравнению с красным цветом.

Существует еще и такие  пары цветов, информация о которых  может быть

использована для совершенствования формы и для корректировки настроения.

"Громкие - тихие". Ярко  выраженные темные цвета производят  впечатление

"громких", кажется спокойным,  тихим, смягчающим,

"Сухие - влажные". Все  темные тона кажутся сухими. Охра  желтая кажется

выжженной. Синевато - зеленый  цвет производит впечатление влажного, как

тающий лед.

"Распространяющиеся - концентрирующиеся". Теплые, особенно желтые цвета,

являются изучающими, распространяющимися. Синий, напротив, кажется плотным,

концентрированным. Однако на темно - красным фоне и светло -голубом цвет

кажется излучающим.

"Легкие - тяжелые". Все  светлые цвета кажутся легкими,  все темные - тяжелыми.

Из цветов одинаковой светлости  красноватый кажется более тяжелым, цвет же,

тяготеющие к синему более легким. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает,

он стремится вверх; особенно ощутимо это на желтом фоне. Голубой  цвет тоже

легкий и парящий.

"статичный - динамичный". Статичным можно назвать сочетание таких двух

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления