Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа
ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
5) При эстетической оценке предметов окружающей среды не всегда обращают
внимание на рациональность, целесообразность вещи, ее удобство и красоту.
6) Дети младшего школьного возраста в основном находятся на начальных уровнях
проявления творчества. Они обладают некоторым запасом знаний по технической
эстетики, пытаются применять их в своих работах, но чаще копируют увиденное.
7) Элементы дизайна необходимо вводить в программу трудового обучения и
использовать их в заданиях требующего творческого решения.
3.2.Система работы
по развитию элементов
формирующем этапе эксперимента.
Задачи экспериментальной работы:
-исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию, психику,
интеллект младших школьников;
-организация эстетико-
деятельности на протяжении формирующего эксперимента;
-организация творческой
деятельности на материале
конструирования, способствующей развитию элементов дизайнерского мышления;
-количественный и
экспериментальной деятельности;
-спрогнозировать воздействие
введения художественно-
организации эстетико-педагогических условий на развитие элементов творческого
дизайнерского мышления;
-разработать методические рекомендации и упражнения, направленные на
повышение уровня развития элементов дизайнерского мышления.
Специально проведенный формирующий эксперимент выявил возможность развития
элементов дизайнерского мышления. Работа проводилась на материале
художественного конструирования.
Прежде всего для работы с учащимися мы определили круг необходимых
теоретических сведений, которыми они должны обладать при обучении,
ориентированном на развитие элементов дизайнерского мышления.
Эти сведения включают:
-единство функции и формы
-соответствие формы и материала
-соответствие формы и цвета
-знания о средствах
гармонизации: пропорции и
масштабность, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, цветовая гармония.
Созданию новых эстетически значимых предметов требует и от учителя
специальных знаний и умений без которых его педагогическая деятельность не
может успешно развиваться. К ним относятся элементарные знания о технической
эстетике, художественное видение предмета или группы предметов, их
выразительных средств, формирование у учащихся способности улавливать
особенности конструктивного строения предмета, соответствие цвета, формы,
материала, умение представлять увиденное в новой композиции и воплотить его в
изделии.
В программу по трудовому обучению следует ввести следующие знания:
1 класс.
ЦВЕТ. Основные и дополнительные цвета.
Хроматические и ахроматические цвета.
Цветовой круг. Нюансное и контрастное сочетание цветов. Холодные и теплые
цвета.(74,с.12)
При создании различных композиций необходимо учитывать сочетания цветов,
знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо знать некоторые свойства
цветовой гармонии-
За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из
цветов замкнутого спектрального ряда. Цветовой круг можно разделить по
диаметру пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые
и желто-зеленые, а в другую половину круга голубовато-зеленые, голубые,
синие, сине-фиолетовые. Цвета красно-желтой половины круга и все их оттенки
называются теплыми. Цвета голубо-синей половины круга и все их оттенки
называются холодными.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью, насыщенностью. Яркость -
степень близости к белому цвету, т.к. из всех окружающих нас предметов
наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые
(самые яркие)будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность. цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской.
Хроматические -все цвета спектра и их оттенки.
Ахроматические -белый, серый, черный.
Дополнительные цвета расположены диаметрально противоположно в цветовом
круге. Их еще называют контрастными.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они гасят друг
друга. При расположении рядом дополнительные цвета усиливают насыщенность
цвета, поэтому не рекомендуется брать их в равных пропорциях: один из них
должен служить основным, а другой дополнительным. Любые цвета при
расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное
впечатление. Всякий цвет в окружении более темных цветов кажется светлее, а в
окружении более светлы – темнее.
Гармоничное сочетание цветов можно получить из оттенков родственных цветов
(цветов, расположенных вблизи друг от друга в пределах 1\4части цветового
круга). Такое сочетание называют нюансным. А можно получить красивые
сочетания из дополнительных цветов (цветов, лежащих на вершинах
равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг).Это сочетание
называется контрастным.
Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с черным, черный с
серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом.
При этом хроматические цвета теплой гаммы выигрывают рядом с темными
ахроматическими, а холодные со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета
гармонируют с черным или белым, а малонасыщенные- с различными оттенками
серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает
преобладание того или иного цвета.(74,с.17)
Далее поговорим о таких понятиях как "форма" и "материал".
ФОРМА. Плоская и объемная форма.
Свойства: угловатость, округлость, легкость, массивность, симметричность,
пропорциональность, ритмичность.
Форма простая и сложная.
Вот какую краткую характеристику знаний дает Калинина Г.П.(74.с.19)
Каждая форма может быть рассмотрена с двух сторон: форма геометрическая и
форма гармоничная. В соответствии с этим форма имеет разные характеристики.
С геометрической точки зрения
форма-это известные нам
фигуры на плоскости и в пространстве: круг, квадрат, треугольник, цилиндр,
шары др. Сложные формы получаются в результате объединения не менее двух
простых форм.
Каждая геометрическая фигура
имеет следующие
-симметричность и
-соотношения (контрастные и нюансные);
-объемно-пространственное строение (предмет обладает длиной, шириной, высотой)
Рассмотрим характеристики гармоничной формы:
-органичность и целостность внешней формы;
-пропорциональность и ритм;
-масштабность;
-пластичность (различают угловатую и округлую формы)
-легкость и массивность.
При создании композиции (процесс создания гармоничного произведения или
изделия) необходимо учитывать характеристики и геометрической и гармоничной
формы.
МАТЕРИАЛ. Виды материалов и их свойства: структура, фактура, прочность,
водопроницаемость, прочность, окрашиваемость, пластичность.
Изготовление изделий из разных материалов, их сочетаемость.(74.с.22)
Все эти знания можно использовать на уроках трудового обучения в первом классе.
Во 2 классе полученные знания расширяются и закрепляются.
Продолжается ознакомление
детей с поделочными
технологическими свойствами. Ученики получают определенную информацию о
некоторых средствах выражения художественного замысла: путем моделирования
формы, выбора материалов для отделки, ритма композиции и пр.
Дети создают творческие работы новогоднего настроения, ищут средства
выражения праздничного стиля через конструкцию и декор. Но изготовление
новогодних поделок отнюдь не является самоцелью. Напротив, именно хорошо
выраженный и понятный детям особый характер новогодних сувениров и предметов
оформления используется
для включения в учебный
дизайнерских идей, прежде всего той, что вещи имеют характер и настроение.
Это настроение может быть выражено через соответствующий образ с помощью
специфических материалов и способов работы.
В пропедевтическом плане (на уровне представлений) дети постигают основное
правило дизайна, не называя его: красивая вещь- та, которая подходит к
обстановке, т.е. целесообразно функциональная, эстетичная(гармоничная,
полезная, удобная).На уроках дети узнавали, что прекрасное создается в любой
области человеческой деятельности: в строительстве, в мире науки и техники, в
искусстве. Они убеждались, что особенную ценность представляют те результаты,
в которых есть что-то новое, оригинальное, в которых проявилось творческое
отношение автора к создаваемому, ибо творчество-показатель активного
эстетического отношения человека к окружающему.
Знания правил композиции, цветоведения помогали учащимся овладевать
первоначальными сведениями о гармонии-основном законе красоты. Постепенно
учащиеся усваивали, что красота предмета не создается за счет каких-то
дополнительных элементов, вводимых специально. Красота в органическом
построении предмета, в его логичности и целесообразности, в его пропорциях, в
гармоничном сочетании частей и целого.
Для того чтобы ребенок мог вообразить форму и цвет, а потом воспроизвести их
в различных комбинациях в своих изделиях, можно организовать специальные
формы деятельности: наблюдение,
воспроизведение явлений
Обучение детей анализу явлений окружающей действительности с позиций
художественного конструирования создает большие возможности для ознакомления
с технико-эстетическими (дизайнерскими) качествами предметов. Учащиеся
постоянно должны наблюдать прекрасные предметы и явления. Объекты восприятия
могут быть самыми разными. Это и предметы быта, и здания, и транспорт, и
витрины магазинов, а также природа.
С учетом этих положений были сформулированы следующие задачи обучения.
-Задачи:
-знакомство с профессией дизайнера,
-знакомство с окружающим предметным и природным миром как источником
выразительных средств, идей.
-знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения.
-формирование элементов
продуктивного дизайнерского
выразить свою идею, мысль с помощью эскиза, рисунка, проекта.
-приобретение навыков
работы с различными
-развивать художественный вкус.
В процесс занятий органично вливаются беседы по истории искусства и дизайна.
Занятия эмоционально обогащаются музыкальными произведениями
П.И.Чайковского, С.Прокофьева, Римского-Корсакого, Шаинского и др.,
экскурсиями на природу, на улицу, на площадку для зрительного изучения форм и
основных элементов
репродукций.
В доступной форме детям сообщаются следующие сведения:
-угловатость формы снижается нюансным сочетанием цветов, повышается контрастным.
-пластичность формы
контрастным.
-легкость формы усиливается нюансным сочетанием светлых тонов цвета,
снижается от контрастного сочетания цветов.
-массивность формы
темных тонов цветовой гаммы, снижается нюансными цветами, светлой цветовой
гаммой.
сочетание пластичной и угловатой форм снижает угловатость всего предмета в
целом.
-сочетание легкой и массивной форм делает вещь визуально изящнее.
Параллельно с усвоением
необходимых теоретических
предлагалась определенная система упражнений, способствующих формированию
элементов дизайнерского мышления.
Так, ориентировочную основу упражнений составляют следующие сведения:
1.Любую форму можно
условно расчленить на
2.Все предметы окружающего мира выполнены из материала. Выбор формы зависит
от материала и наоборот.
3.Каждый предмет имеет цвет. Назначение цвета.
К самому началу обучения мы отнесли анализ формы предмета: это всевозможные
упражнения на формирование умения разбивки общей конфигурации предмета на
элементарные геометрические фигуры, упражнения на составление сложных форм из
более простых, а также работа, направленная на развитие цветовидения.
Знания детей формируются через беседы, сообщения, постановку проблемных
задач, закрепляются в процессе выполнения практических творческих заданий.
При этом вопросы и задания
первоначально носят
репродуктивный характер, а в дальнейшем включает в себя творческий поиск,
решение определенных дизайнерских проблем.
Так, при введении понятия целесообразности учащимся предлагается рассмотреть
различную зимнюю одежду и вместе с ней купальник и соломенную шляпку. Дети