Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа
ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
изменениях. Также они предпочитают художественно – образное оформление
предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция , необычная цветовая
отделка, подвижность предметов.
Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды,
требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. При
этом ко всем предметам, функциональных, эргономических и экономических
требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и
материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно
назвать эстетическими , т. к. их совокупность позволяет судить о красоте
вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное
отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми предметами,
способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры.
В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически никогда не
связаны с производственной средой, мы ограничили круг рассматриваемых вещей
только бытовыми и использовали для исследования такие объекты, как улица,
жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.
В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение
знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе
обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности
детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все
более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются
новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи
выделяют наиболее общие и определяющие свойства:
4. Личная направленность.
5. Психологическая структура деятельности.
6. Уровень развития механизмов мышления.
Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память,
«зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.
Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей,
начиная с детского сада:
5. Творческое воображение.
6. Зрительное
восприятие и зрительная
7. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от
изменения цели.
8. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.
Формированию указанных свойств личности могут способствовать художественно –
конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под воздействием
окружающей предметной среды и в результате специального обучения.
Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного напряжения.
В качестве базы их решения , развития конструкторских способностей учащихся.
Учителя определяют конструктивно – технические знания ,умения,
которые необходимо формировать у младших школьников:
- Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала.
- Знания свойств материала и элементарной технологии.
-
Умение анализировать трудовые
задания, планировать и
знания на практике.
Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания
цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и
на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных
комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.
Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных
представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции.
Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с
младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и
развитию пространственных представлений.
ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ
И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1.Выявление
начального уровня развития
младших школьников на
Методика проведения констатирующего эксперимента позволила установить уровень
развития отдельных
специального обучения. В данной части исследования мы опирались на психолого-
педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было отдано
варианту, предположенному Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О., Калининой Г.П.,
Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой. В силу их ориентированности на
интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей: установить уровень
развития дизайнерского мышления.
В число констатирующих заданий были включены такие, которые позволили выявить
степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности,
уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание
целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.
Цель исследования:
Выявить уровень развития
компонентов дизайнерского
знания о цвете, пространственных отношениях, элементах технической эстетики,
понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных
ансамблей, понимание целесообразности в оценке предметов, рациональности и
гармоничности вещи.
План проведения методик
Название теста Цель
1. Ассоциативный тест
2. Тест цветоразличия (по Чередняковой Т.В.) Выявить знания о насыщенности о цвета, светлоте тона
3. Выявление знаний о
форме, пространственных
4. Выявление элементов технической эстетики Выявить элементы технической эстетики, на которые обращает внимание ребенок
5. « Парта будущего» Выявление способности детей к дизайнерской деятельности, созданию воображаемого образа предмета существующего в нереальных условиях
6. Выявление чувства стиля
«Чайный сервиз» (Малиновская)
7.Дорисуй фигуры (Головина Т.Н.) Выявить уровень представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа
Методика № 1
Цель: Выявить знания детей о цветовых оттенках
Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно-белом
изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому предмету
его цвет.
Проводится индивидуально.
Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета
Горох Морковь Виктория Паук в паутине
Цыпленок Снеговик Виноград
Капуста Ласточка Бананы Свекла
Результаты исследования занесены в таблицу
Таблица №1
Горох Морковь Виктория Паук
в паутине Цыпленок Снеговик
Лена Р. + Кр + + + + + + +
Коля Л. + + + + + + + + + + +
Ваня М. + Кр + + + + + + +
Илья Т. + Кр + + + + + + + + +
Дима М. + + + + + + + + + + +
Сергей У. + Кр + + + + + + +
Оля Б. + + + + + + + + + + + Кр 1
Толя М. + Кр + + + + + + + + +
Нанаташа Т. + + + + + + + + +
Руслан З. + + + + + + + + + +
Кристина М. + Кр + + + + + + +
Денис Т. + Кр + + + + + + + Сер +
Слава К. + Кр + + + + + + + Сер +
Количественный анализ:
(3)б высокий уровень: не допустил не одной ошибки
(2)б средний: допустил 1-2 ошибки
(1)б низкий: допустил более 2-х ошибок.
В данном классе дети находятся в основном на среднем уровне знаний о цветовых
оттенках. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови и свеклы
как красного, а не оранжевого и бордового.
Итак: на среднем уровне –7 детей – 54%
на высоком уровне – 1 человек – 8%
на низком уровне – 5 человек – 38%.
Можно сказать, что дети плохо
различают оттенки
Необходимо провести серию упражнений, направленных на изучение, распознавание
цветов.
Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)
Цель: Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.
Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по светлоте.
Задание:
1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого (
берем 2 цвета – зеленый и красный).
2. Среди 10
карточек разного цвета
имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).
3. Данные занесены в таблицу:
Таблица №2
Красный Зеленый Разные
Количество ошибок
Лена Р. 1 3 1 5 1
Коля Л. 2 1 1 4 1
Ваня М. - 3 - 3 1
Илья Т. 2 4 - 6 1
Дима М. 1 1 - - 2
Сергей У. 1 3 1 5 1
Оля Б. 1 2 - 3 1
Толя М. 1 1 1 3 1
Наташа Т. - - - - 3
Руслан З. 1 2 1 4 1
Кристина М. 1 1 - 2 2
Денис Т. - 1 2 3 1
Слава К. 1 2 2 5 1
Количественный анализ:
(3)б высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, светлоте тона : не
допустил ошибок при выполнении задания
(2)б средний уровень: допустили 1-2 ошибки
(1)б низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.
Анализ показал:
высокий уровень: 1 человек – 7,7 %
средний уровень: 2 человека – 15%
низкий уровень: 9 человек – 69%
Анализ результатов: без ошибок справилось 5 человек. Необходимо провести
практические занятия на цветоразличение.
Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете
форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в
круге.
Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшения тарелки (аппликация
из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво,
чтобы сочетались друг с другом цвета.
Вопросы для анализа по окончании работы:
1. Какие геометрические формы использовали ?
2. Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)?
3. Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)?
4. Сочетаются ли цвета?
Уровни знаний детей:
Низкий (1б): дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют
правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при
составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.
Средний (2б): учащиеся знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета,
хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и
правильно применяют.
Высокий (3б): учащиеся вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета,
правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.
Анализ результатов:
Таблица №3
1 2 3 4 Уровень Баллы
Лена Р. + - Контр. + Средний 2
Коля Л. + - Хол. + Средний 2
Ваня М. + - - + Низкий 1
Илья Т. + - - + Низкий 1
Дима М. + Симм. Тепл. +
Сергей У. - - - + Высокий 3
Оля Б. + Ритм. Контр. + Высокий 3
Толя М. - Симм. - + Низкий 1
Наташа Т. + - - + Низкий 1
Руслан З. - - - + Низкий 1
Кристина М. - - - + низкий 1
Денис Т. + - - + низкий 1
Слава К. + - - + низкий 1
Анализ результатов: Низкий уровень - 9 человек - 70%
Средний уровень - 2 человека - 15%
Высокий уровень - 2 человека - 15%.
В целом результаты плохие.
Методика №4
Выявление элементов технической эстетики.
Цель: Выявление элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает
внимание.
Методом исследования была беседа.
Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои любимые
игрушки. Чем они тебе
2. Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?
3. Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему ?
4. Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?
Выделены 3 уровня
(3) высокий: учащийся обращает внимание на пользу, приносимую предметами,
удобство в пользовании, отмечают красоту формы.
(2) средний: учащийся отмечает
только красоту предметов,
они просто нравятся.
(1) низкий: учащийся не обосновывает свои ответы, не понимает пользы
предметов, удобства и красоты.
Количественный анализ дан в сводной таблице.
Низкий уровень: 7 человек - 54%,
Средний уровень: 4 человека - 30%,
Высокий уровень: 2 человека - 16%.
Анализ ответов показал, что половина опрошенных детей предпочитает игрушки
похожие на настоящие предметы, так как с ними можно проводить какие либо
действия, то есть дети обратили внимание на пользу, приносимую игрушками.
Вторая половина детей назвала в качестве любимых - красивые игрушки, на