Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа
ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
направленность. Этот принцип подразумевает формирование у учащихся через
практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей
действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им
культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о социально-
психологической и социально-исторической информативности мира вещей и так
далее.
Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-
эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных
возможностей личности.
2. От общего к частному
(в формировании духовно
частного к общему (в формирование конкретных знаний и способов работы).
Младшие школьники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы
и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те
сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского мышления.
В связи с этим программа предусматривает освоение более частных дизайнерских
вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в предмете
целесообразности конструкции, технологичности способов работы, единства цвета
и формы, соответствие материала формы, соответствие различных форм в
композиции) на фоне выработки общефилософского подхода к проблеме «Природа-
Человек-Предметная среда».
Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих им знаний и
умений, то в соответствии с психологической природой ребенка их формирование
удобнее осуществить от простого к сложному, от частного к общему.
3. Целостность формирования дизайнерского мышления. Личность едина;
большинство видов человеческой деятельности также целостны, то есть
одновременно включают в
себя несколько различных
наиболее естественно строить формирование конкретных параметров дизайнерского
мышления не изолированно друг от друга, а комплексно, т о есть в процессе
выполнения конкретного изделия ученик рассматривая его как часть целого,
учитывая возможные
взаимосвязи с этим целым.
4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество
учителя. При общности цели и единстве принципов программа предусматривает
самые широкие возможности для отражения в конкретном содержании уроков,
региональных, социально-культурных и других местных особенностей. Количество
уроков также может меняться.
Основываясь на принципах и учитывая теоретические положения нашего
исследования приведем примерный тематический план.
Тематическое планирование
раздела «Художественное
№ урока Тема урока Теоретические сведения Практическая деятельность
1. Урок – лабораторная работа по изучению видов и свойств бумаги. Бумага. Виды бумаг. Свойства: цвет, окрашиваемость, фактура, водопроницаемость, прочность, пластичность, прозрачность.
-опыты по выявлению свойств бумаги;
-изготовление коллекции бумаги.
2. Основы формообразования и композиции. Форма. Веселые существа из коробок. Простая форма. Плоская, объемная форма. Детали, украшения. -изготовление поделок из различных коробок путем обертывания бумагой и украшения.
3. Форма. Оригами. Трансформация плоского листа в объемную фигуру. -изготовление игрушек оригами с помощью приема сгибания и складывания.
4. Ритм. Ритм. Орнамент. -орнамент в полосе из геометрических элементов.
5. Ритм. Композиция из геометрических фигур. Композиция, силуэт модели. -изготовление «геометрического конструктора из картона». Составление силуэтов моделей различных предметов способом манипулирования.
6. Симметрия. Картина из симметричных деталей. Симметричность в природе. Композиция. -изготовление картины –аппликации из симметричных деталей. «Лесная поляна»
7. Асимметрия. Картина из вырезанных листьев. Асимметричность в природе. Композиция. -составление композиции из асимметричных деталей. «Панно».
8. Цвет как средство выразительности. Мозаика. Ахроматические, хроматические цвета. -изготовление мозаической аппликации из хроматических и ахроматических цветов.
9. Теплые и холодные оттенки одного цвета. Аппликация. Теплые и холодные оттенки одного цвета.
-аппликация в теплых тонах. «Осенний букет»;
-аппликация в холодных тонах. «Снеговик».
10. Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. Образы зимы. Асимметричность, пластичность, легкость, динамичность, назначение, характер вещи. Некоторые свойства выражения замысла: путем моделирования формы. -украшение для комнаты. Подвеска – спираль.
11. Изделия из сложенного квадрата бумаги. «Снежинки». Симметричность, ахроматические цвета, гармоническое сочетание цветов, соотношение форм. Выражение замысла путем выбора материала, ритма, элементов композиции. -изготовление снежинок из сложенного листа белой и голубой бумаги.
12. Гирлянды в виде игрушек, зверюшек. Симметричность, контраст, нюанс, ритм, масштабность, сочетание цветов. -изготовление сложного фонарика
13. Прямоугольные прорезные изделия «Фонарик». Симметричность, легкость, цветовое сочетание, теплые и холодные цвета. -изготовление елочного фонарика.
14. Елочная игрушка «Дед Мороз». Цветовой фон, цветовые отношения (насыщенность, светлота), контраст, нюанс. -изготовление елочной игрушки из ваты и картона «Дед Мороз».
№ урока Тема урока Теоретические сведения Практическая деятельность
1. Начальные сведения о художественном коструировании (дизайне). Аппликация из симметричных деталей. Понятие о художественном конструировании. Профессия дизайнера (планировании, проектировании, претворение замысла в изделии). Понятие об осевой симметрии, симметричных фигурах.
-наблюдение и анализ форм симметричных предметов в природе и анализ правильных геометрических форм.
-изготовление из бумаги симметричных насекомых.
-составление аппликации
из симметричных деталей в
круге (используются
2. Основные формообразования и композиции. Щелевые игрушки. Контур, силуэт. Гармония и равновесие соотношения форм: пропорциональность пластичность, угловатость. -изготовление контурных сувениров и игрушек с щелевым замком из картона.
3. Композиция по собственному замыслу. Композиция. Повторение элементов, ритм, асимметричность, симметричность. -составление композиции на свободную тему, используя различные формы.
4. Проектирование домиков для сказочных героев. Проект, проектирование, эскиз, рисунок. Художественная выразительность изделия, интерьер. -создание проектов будущих, пока еще не существенных предметов.
5. Цвет как средство выразительности в художественном конструировании. Коллаж из ткани. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовой фон. Гармоничное сочетание . Контрастное сочетание.
-упражнение по подбору гармоничных тонов, лоскутков ткани.
-коллаж из ткани.
6. Аппликация «Витрины на улицах». Витрина, назначение, оформление витрины, соответствие внешнему облику улицы и стилю здания. Симметрия, движение, ритм, композиция. -разработка и оформление проекта витрины магазина.
7. Нюанс. Аппликация из нюансных тонов. Нюансные сочетания цветов, движения, ритм, выражение сочетания с учетом цветовых сочетаний. -аппликация «Ковер осенних листьев» (коллективная работа).
8. Комплект для кухни: прихватка, грелка на чайник. Стиль, стилевое единство, настроение вещи, гармоничное сочетание цветов. -изготовление комплекта из ткани в едином стиле.
9. Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. «Упаковка». Зависимость формы предмета от его назначения и особенностей использования. Форма, пропорции, цвет как средство выразительности для создания образа. -изготовление упаковочных коробок для сувениров в форме простых геометрических фигур (из самостоятельно сделанных разверток).
10. Макеты интерьеров. Функциональные и эстетические свойства интерьера. Назначение интерьера. Компановка.
-изготовление макетов интерьеров с мебелью.
-изготовление одежды для кухни. Эскизный проект (коллективная работа).
11. «Образы зимы» - открытки. Оформление, украшение, сочетаемость фона и деталей по цвету. Фактура материала. Целесообразность вещи, настроение вещи. -изготовление поздравительных открыток из деталей цветной бумаги.
12. Маски к новому году. Эскиз, цветовое сочетание, характер вещи, средство выражения образа через детали. -изготовление деталей масок к новогодним костюмам.
13. Детали новогодних костюмов. Средства художественной выразительности – линия и цвет, детали. -изготовление деталей костюма (совместное занятие).
14. Разработка и изготовление елочных украшений. Гармоничность цветовых сочетаний, контраст, нюанс, ритм, равновесие. -изготовление украшений для елки. Складной самоцвет на елку.
№ Тема урока Теоретические сведения Практическая деятельность
1. Основы формообразования и композиции. «Улицы города». Композиция, форма – объемная, плоская. Масштабность, динамичность, легкость, фактура материала. Цветовой контраст, выразительность. Теплые и холодные цвета. -изготовление композиции «улицы города» (ночью и днем) групповая работа в технике аппликации.
2. Интерьер квартиры. Интерьер. Принципы и правила оформления интерьеров. Эстетические и санитарно – гигиенические требования к оформлению жилых и нежилых помещений. -разработка проектирование оформления комнаты (по выбору) для сказочного героя.
3. Мебелировка квартиры. Общие сведения о мебели. Виды мебели и ее функциональное назначение. Основные требования к выбору мебели для помещений. Особенности проектирования и расстановки мебели в разных комнатах. -разработка проекта мебелировки комнаты для сказочного героя.
4. Цветовое оформление жилого дома. Цветовой контраст, нюанс. Психологическое воздействие цвета на человека. Настроение, которое создает цвет, сочетание цветов. -изготовление эскизов пола, стен, потолка. Помещения с помощью цветовой гармонии, также изготовление деталей интерьера из цветной бумаги, декоративной ткани.
5. Обложка к книге – сказке. Композиция , компановка деталей. Цветовое решение как средство выражения содержания. -разработка и оформление к книге-сказке «по щучьему велению» (или по выбору).
6. Пасхальные сувениры. Роспись, оформление. Праздничное настроение вещи. Символика сувениров. Цветовое решение цветов. Народные традиции: праздник пасхи. -изготовление и оформление пасхальных яиц в технике папье-маше.
7. Изготовление малых форм. Назначение декоративно-художественного оформления игрушек. Пропорция, масштаб, ритм, нюанс, контраст, композиция, пластический объем. -изготовление игрушек-сувениров в технике бумажной пластинки.
8. Изготовление малых форм. Материал, свойства материалов. Единый ансамбль, сюжетная композиция. -изготовление эскизов пола, стен, потолка помещения с учетом цветовой гамонии, также изготовление деталей интерьера из цветной бумаги, декоративной ткани.
При организации творческой дизайнерской деятельности педагогу предлагаются
следующие рекомендации.
А.Осборн предлагает 3 метода активизации творческой мысли:
-исключение критики,
признают плохой;
-поощрение самого необузданного ассоциирования;
-количество идей должно быть как можно больше.
Дж.Каган дает такие рекомендации для стимулирования творческого мышления
детей (по книге "Одаренные дети"):
-повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс. Способствующий повышению
эффективности усвоения;
-стимулировать
-повысить уверенность ребенка в своих силах;
-воспитать определенную независимость взглядов.
Д.Треффингер предлагает следующие рекомендации по выработке в детях
творческих способностей(по книге "Одаренные дети")
-не занимайтесь наставлениями,
давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
-не делайте скоропалительных
допущений. На основе
оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на
то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;
-не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут
сделать самостоятельно;
-научитесь не торопиться с вынесением суждения;
-научите детей прослеживать межпредметные связи;
-приучите детей к навыкам
самостоятельного решения
анализа ситуаций;
-используйте трудные ситуации. Возникшие у детей в школе или дома как область
приложения полученных навыков в решении задач;
-помогайте детям научиться управлять процессами усвоения знаний;
-подходите ко всему творчески
Ценность данной точки зрения в том, что авторы в методике развития
творческого мышления опораются на возрастные особенности функционирования
различных психических процессов у детей. Данные положения были использованы в
экспериментальной работе в течение формирующего эксперимента и подтверждают