Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:07, дипломная работа

Описание работы

ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая
под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных
для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных учащимся
начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского
мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-
КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у
младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников
на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 171.06 Кб (Скачать файл)

направленность. Этот принцип  подразумевает формирование у учащихся через

практическую деятельность системы знаний и представлений  об окружающей

действительности: в первую очередь о связи человека и  создаваемой им

культурной среды обитания с  единой и гармоничной природой; о социально-

психологической и социально-исторической информативности мира вещей и  так

далее.

Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-

эстетических и специальных  знаний и формирование широких созидательных

возможностей личности.

2. От общего к частному (в формировании духовно нравственных  установок) и от

частного к общему (в  формирование конкретных знаний и способов работы).

Младшие школьники удивительно  отзывчивы на эмоциональное воздействие  природы

и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко  «ощущать» те

сложные философские идеи, которые лежат в основе дизайнерского  мышления.

В связи с этим программа  предусматривает освоение более  частных дизайнерских

вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в предмете

целесообразности конструкции, технологичности способов работы, единства цвета

и формы, соответствие материала  формы, соответствие различных  форм в

композиции) на фоне выработки  общефилософского подхода к проблеме «Природа-

Человек-Предметная среда».

Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих  им знаний и

умений, то в соответствии с психологической природой ребенка  их формирование

удобнее осуществить от простого к сложному, от частного к общему.

3. Целостность формирования  дизайнерского мышления. Личность  едина;

большинство видов человеческой деятельности также целостны, то есть

одновременно включают в  себя несколько различных компонентов. В связи с этим

наиболее естественно  строить формирование конкретных параметров дизайнерского

мышления не изолированно друг от друга, а комплексно, т о есть в процессе

выполнения конкретного  изделия ученик рассматривая его  как часть целого,

учитывая возможные эстетические, социально-психологические и другие

взаимосвязи с этим целым.

4.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем  и изделий, творчество

учителя. При общности цели и единстве принципов программа  предусматривает

самые широкие возможности  для отражения в конкретном содержании уроков,

региональных, социально-культурных и других местных особенностей. Количество

уроков также может  меняться.

Основываясь на принципах  и учитывая теоретические положения  нашего

исследования приведем примерный  тематический план.

 Тематическое планирование  раздела «Художественное конструирование»  по классам. 

                                     1 класс                                    

     № урока Тема урока Теоретические сведения Практическая деятельность

1. Урок – лабораторная работа по изучению видов и свойств бумаги. Бумага. Виды бумаг. Свойства: цвет, окрашиваемость, фактура, водопроницаемость, прочность, пластичность, прозрачность. 

-опыты по выявлению  свойств бумаги;

 

-изготовление коллекции  бумаги.

2. Основы формообразования и композиции. Форма. Веселые существа из коробок. Простая форма. Плоская, объемная форма. Детали, украшения. -изготовление поделок из различных коробок путем обертывания бумагой и украшения.

3. Форма. Оригами. Трансформация плоского листа в объемную фигуру. -изготовление игрушек оригами с помощью приема сгибания и складывания.

4. Ритм. Ритм. Орнамент. -орнамент в полосе из геометрических элементов.

5. Ритм. Композиция из геометрических фигур. Композиция, силуэт модели. -изготовление «геометрического конструктора из картона». Составление силуэтов моделей различных предметов способом манипулирования.

6. Симметрия. Картина из симметричных деталей. Симметричность в природе. Композиция. -изготовление картины –аппликации из симметричных деталей. «Лесная поляна»

7. Асимметрия. Картина из вырезанных листьев.  Асимметричность в природе. Композиция. -составление композиции из асимметричных деталей. «Панно».

8. Цвет как средство выразительности. Мозаика. Ахроматические, хроматические цвета. -изготовление мозаической аппликации из хроматических и ахроматических цветов.

9. Теплые и холодные оттенки одного цвета. Аппликация. Теплые и холодные оттенки одного цвета. 

-аппликация в теплых  тонах. «Осенний букет»;

 

-аппликация в холодных  тонах. «Снеговик».

10. Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. Образы зимы. Асимметричность, пластичность, легкость, динамичность, назначение, характер вещи. Некоторые свойства выражения замысла: путем моделирования формы. -украшение для комнаты. Подвеска – спираль.

11. Изделия из сложенного квадрата бумаги. «Снежинки». Симметричность, ахроматические цвета, гармоническое сочетание цветов, соотношение форм. Выражение замысла путем выбора материала, ритма, элементов композиции. -изготовление снежинок из сложенного листа белой и голубой бумаги.

12. Гирлянды в виде игрушек, зверюшек. Симметричность, контраст, нюанс, ритм, масштабность, сочетание цветов. -изготовление сложного фонарика

13. Прямоугольные прорезные изделия «Фонарик». Симметричность, легкость, цветовое сочетание, теплые и холодные цвета. -изготовление елочного фонарика.

14. Елочная игрушка «Дед Мороз». Цветовой фон, цветовые отношения (насыщенность, светлота), контраст, нюанс. -изготовление елочной игрушки из ваты и картона «Дед Мороз».

 

 

                                    2 класс.                                   

     № урока Тема урока Теоретические сведения Практическая деятельность

1. Начальные сведения о художественном коструировании (дизайне). Аппликация из симметричных деталей. Понятие о художественном конструировании. Профессия дизайнера (планировании, проектировании, претворение замысла в изделии). Понятие об осевой симметрии, симметричных фигурах. 

-наблюдение и анализ  форм симметричных предметов  в природе и анализ правильных геометрических форм.

 

-изготовление из бумаги  симметричных насекомых.

 

-составление аппликации  из симметричных деталей в  круге (используются геометрические  и природные формы).

2. Основные формообразования и композиции. Щелевые игрушки. Контур, силуэт. Гармония и равновесие соотношения форм: пропорциональность пластичность, угловатость.  -изготовление контурных сувениров и игрушек с щелевым замком из картона.

3. Композиция по собственному замыслу. Композиция. Повторение элементов, ритм, асимметричность, симметричность. -составление композиции на свободную тему, используя различные формы.

4.  Проектирование домиков для сказочных героев. Проект, проектирование, эскиз, рисунок. Художественная выразительность изделия, интерьер. -создание проектов будущих, пока еще не существенных предметов.

5.  Цвет как средство выразительности в художественном конструировании. Коллаж из ткани. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовой фон. Гармоничное сочетание . Контрастное сочетание. 

-упражнение по подбору  гармоничных тонов, лоскутков ткани.

 

-коллаж из ткани.

6. Аппликация «Витрины на улицах». Витрина, назначение, оформление витрины, соответствие внешнему облику улицы и стилю здания. Симметрия, движение, ритм, композиция. -разработка и оформление проекта витрины магазина.

7. Нюанс. Аппликация из нюансных тонов. Нюансные сочетания цветов, движения, ритм, выражение сочетания с учетом цветовых сочетаний. -аппликация «Ковер осенних листьев» (коллективная работа).

8. Комплект для кухни: прихватка, грелка на чайник. Стиль, стилевое единство, настроение вещи, гармоничное сочетание цветов. -изготовление комплекта из ткани в едином стиле.

9. Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. «Упаковка». Зависимость формы предмета от его назначения и особенностей использования. Форма, пропорции, цвет как средство выразительности для создания образа. -изготовление упаковочных коробок для сувениров в форме простых геометрических фигур (из самостоятельно сделанных разверток).

10. Макеты интерьеров. Функциональные и эстетические свойства интерьера. Назначение интерьера. Компановка. 

-изготовление макетов  интерьеров с мебелью.

 

-изготовление одежды для  кухни. Эскизный проект (коллективная  работа).

11. «Образы зимы» - открытки. Оформление, украшение, сочетаемость фона и деталей по цвету. Фактура материала. Целесообразность вещи, настроение вещи. -изготовление поздравительных открыток из деталей цветной бумаги.

12. Маски к новому году. Эскиз, цветовое сочетание, характер вещи, средство выражения образа через детали. -изготовление деталей масок к новогодним костюмам.

13. Детали новогодних костюмов. Средства художественной выразительности – линия и цвет, детали. -изготовление деталей костюма (совместное занятие).

14. Разработка и изготовление елочных украшений. Гармоничность цветовых сочетаний, контраст, нюанс, ритм, равновесие. -изготовление украшений для елки. Складной самоцвет на елку.

 

 

                                 3 класс.                                

     № Тема урока Теоретические сведения Практическая деятельность

1. Основы формообразования и композиции. «Улицы города». Композиция, форма – объемная, плоская. Масштабность, динамичность, легкость, фактура материала. Цветовой контраст, выразительность. Теплые и холодные цвета. -изготовление композиции «улицы города» (ночью и днем) групповая работа в технике аппликации.

2. Интерьер квартиры. Интерьер. Принципы и правила оформления интерьеров. Эстетические и санитарно – гигиенические требования к оформлению жилых и нежилых помещений. -разработка проектирование оформления комнаты (по выбору) для сказочного героя.

3. Мебелировка квартиры. Общие сведения о мебели. Виды мебели и ее функциональное назначение. Основные требования к выбору мебели для помещений. Особенности проектирования и расстановки мебели в разных комнатах. -разработка проекта мебелировки комнаты для сказочного героя.

4. Цветовое оформление жилого дома. Цветовой контраст, нюанс. Психологическое воздействие цвета на человека. Настроение, которое создает цвет, сочетание цветов. -изготовление эскизов пола, стен, потолка. Помещения с помощью цветовой гармонии, также изготовление деталей интерьера из цветной бумаги, декоративной ткани.

5. Обложка к книге – сказке. Композиция , компановка деталей. Цветовое решение как средство выражения содержания. -разработка и оформление к книге-сказке «по щучьему велению» (или по выбору).

6. Пасхальные сувениры. Роспись, оформление. Праздничное настроение вещи. Символика сувениров. Цветовое решение цветов. Народные традиции: праздник пасхи. -изготовление и оформление пасхальных яиц в технике папье-маше.

7. Изготовление малых форм. Назначение декоративно-художественного оформления игрушек. Пропорция, масштаб, ритм, нюанс, контраст, композиция, пластический объем. -изготовление игрушек-сувениров в технике бумажной пластинки.

8. Изготовление малых форм. Материал, свойства материалов. Единый ансамбль, сюжетная композиция. -изготовление эскизов пола, стен, потолка помещения с учетом цветовой гамонии, также изготовление деталей интерьера из цветной бумаги, декоративной ткани.

 

 

При организации творческой дизайнерской деятельности педагогу предлагаются

следующие рекомендации.

А.Осборн предлагает 3 метода активизации творческой мысли:

-исключение критики, возможность  высказывания любых мыслей без  боязни. Что их

признают плохой;

-поощрение самого необузданного ассоциирования;

-количество идей должно  быть как можно больше.

Дж.Каган дает такие рекомендации для стимулирования творческого мышления

детей (по книге "Одаренные  дети"):

-повысить вовлеченность  ребенка в учебный процесс.  Способствующий повышению

эффективности усвоения;

-стимулировать интеллектуальные  усилия ребенка;

-повысить уверенность  ребенка в своих силах;

-воспитать определенную  независимость взглядов.

Д.Треффингер предлагает следующие  рекомендации по выработке в детях

творческих способностей(по книге "Одаренные дети")

-не занимайтесь наставлениями,помогайте детям действовать независимо. Не

давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

-не делайте скоропалительных  допущений. На основе тщательного  наблюдения и

оценки определяйте сильные  и слабые стороны детей, не следует  полагаться на

то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и  навыками;

-не сдерживайте инициативы  детей и не делайте за них  то, что они могут

сделать самостоятельно;

-научитесь не торопиться  с вынесением суждения;

-научите детей прослеживать  межпредметные связи;

-приучите детей к навыкам  самостоятельного решения проблем,  исследования и

анализа ситуаций;

-используйте трудные ситуации. Возникшие у детей в школе  или дома как область

приложения полученных навыков  в решении задач;

-помогайте детям научиться  управлять процессами усвоения  знаний;

-подходите ко всему  творчески

Ценность данной точки  зрения в том, что авторы в методике развития

творческого мышления опораются  на возрастные особенности функционирования

различных психических процессов  у детей. Данные положения были использованы в

экспериментальной работе в  течение формирующего эксперимента и подтверждают

Информация о работе Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления