История театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Один из древнейших видов искусств – театр – вопреки предсказаниям не только не умирает, но даже переживает подъем на фоне развивающегося телевидения и шоу-бизнеса. Он не пытается конкурировать с ними и продолжает оставаться некоммерческим предприятием. Продолжают писаться пьесы. Режиссеры приобрели с помощью новейших технологий небывалые прежде возможности. Создаются новые театры. Завоевывается новая свежая аудитория.
Более того, театр стал предметом широкого изучения в школах и вузах.

Файлы: 1 файл

Istoriya teatra.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

История театра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2007

Один из древнейших видов искусств – театр – вопреки предсказаниям не только не умирает, но даже переживает подъем на фоне развивающегося телевидения и шоу-бизнеса. Он не пытается конкурировать с ними и продолжает оставаться некоммерческим предприятием. Продолжают писаться пьесы. Режиссеры приобрели с помощью новейших технологий небывалые прежде возможности. Создаются новые театры. Завоевывается новая свежая аудитория.

Более того, театр стал предметом широкого изучения в школах и вузах. Школы с театральным уклоном популярны и в нашей Беларуси. Зрительный зал сегодня расширяется в размерах, так как с помощью электронных средств связи стало возможно смотреть спектакли, созданные в других странах. Ученые-театроведы предлагают интеллектуальные модели исследователям смежных искусств.

Было время небывалого, уникального величия театрального искусства, которое ещё не догадывалось о появлении могущественных сегодня кинематографа, эстрады, телевидения, зрелищных видов спорта. Им необходимы и в их жерлах крутятся огромные деньги, недоступные театру. Они без денег на «раскрутку» ничто. А театр может существовать и вовсе без средств. Войдет артист на улицу, разложит коврик и начнется спектакль. Так появился феномен «бедного театра», который через века сохранился до наших дней. Но не о нем речь. Разговор о том, как смогли подружиться музыка, танец, слово и стать увлекательной игрой.

 

Вверху хрусталем и хромом

В антракте зажгли звезду.

Раскланиваюсь со знакомым

В четырнадцатом ряду.

 

А сцена пуста. Не там ли

Вперед наклонясь чуть-чуть,

Просил Офелию Гамлет

В молитве его помянуть?

 

Я страх почувствовал некий,

Что Гамлет просил о том

Уже в семнадцатом веке.

Попросит в двадцать шестом.

 

И перед этою тайной,

Что столько веков живет,

Я – только совсем случайный

Незначащий эпизод,

 

И что искусство мудрее

Во многом жизни самой,

И что костюм устареет

Не гамлетовский, а мой.

 

Что здесь, у самого края

Сцены, живущей века,

Зрителя я играю,

И роль моя коротка.

Иван Елагин

 

 

 

Путешествие начинается

Ученые поставили под сомнение факт возникновения театра в Греции, хотя любая история театра начинается с описания того, что происходило в Афинах в VI веке до нашей эры. Исходя из новых материалов и взглядов, историю театра необходимо начать с того, что его корни обнаружены в Африке, Америке, Азии задолго да появления в Греции. Они отличаются от европейских и имеют свои устойчивые традиции.

В древнем мире подражание, игра, языческое представление были важной частью повседневной жизни, источником удовольствия, развлечения и отвлечения от тяжких физических забот. Они-то и лежали в основе театрального искусства. Театр организует коллективное действо с помощью лицедейства и заставляет думать над личным и общественным существованием.

Театральная практика современности доказала особую мощь старых представлений античности и средних веков, когда силы театра объединяли огромные массы людей в едином порыве. Не секрет, что любые зрелищные события вроде демонстраций, митингов, религиозных обрядов, шоу, праздников города, спортивных парадов щедро используют театральные средства. Это означает, что есть сценарий, есть режиссер и есть исполнители. И, конечно же, публика. Итак, театр – это искусство, обладающее широким спектром возможностей. Театр рождает сиюминутное переживание, творимое людьми, живущими в нашем мире, но оно также оплетает нас плотным клубком нитей прошлого.

Сцена способна объединить прошлое, настоящее и будущее в уникальном культурном опыте. История театра насчитывает 4500 лет. Контуры представлений далеких эпох восстанавливаются по скупым и случайно уцелевшим описаниям очевидцев, по вазовой и стенной живописи, по старинным зарисовкам. Конечно, живое дыхание исчезает. Театр умирает в миг окончания спектакля. Никто ещё не придумал каким методом реконструировать ощущение волнующей атмосферы действия. Но есть у театра чудодейственное свойство воскрешения в эстетике и образах сегодняшнего дня. С помощью знаний и воображения можно путешествовать по векам и странам.

Муза трагедии – Мельпомена – надевает мантию, закрывает лицо маской и берет в руки меч. Муза комедии – Талия – тоже прикрывает лицо маской и берет в руки пастушеский посох. Они водят хороводы и поют под звуки золотой кифары. Остроты сыплются как искры от костра. Всё смеется добродушным смехом. Театр начинается.

 

 

 

Гимн театру

Театральное искусство – это одно из самых сложных и самых действенных искусств. Оно неоднородно и синтетично. В качестве составляющих в него входят архитектура, живопись, скульптура (декорации), музыка (она звучит не только в музыкальном, но и в драматическом спектакле), хореография, литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры.

Среди всего перечисленного искусство актерской игры – главное, определяющее для театра. Актер в театре и есть главный художник, который создает то, что носит название сценического образа. Точнее сказать, актер в театре одновременно и художник-творец, и материал творчества, и его результат – образ. Искусство актера позволяет воочию увидеть не только образ в конечном выражении, но и самый процесс его созидания, становления. Актер создает образ из самого себя, и при этом создает его в присутствии зрителя, на его глазах. В этом едва ли не главная специфика сценического, театрального образа – и здесь же источник особенного и неповторимого художественного наслаждения, которое он доставляет зрителю. Зритель в театре больше, чем в ином другом виде искусства приобщается к чуду творения.

Искусство театра всегда живое, потому что оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта – значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.

Театр не оставляет своего зрителя в одиночестве. Наше отношение к тому, что происходит на сцене выражается во взрыве одобрительных аплодисментов, веселом смехе, напряженной ничем не нарушаемой тишине, вздохе облегчения, безмолвном негодовании. В богатейшем многообразии проявляется зрительское соучастие в процессе сценического действия. В театре возникает праздничная атмосфера, когда такое соучастие и сопереживание достигают самого высокого накала.

Но почему, побывав на одном и том же спектакле, два человека воспринимают его по-разному? Одному нравится, другому нет. Один смеется, другой скучает. Один восхищается режиссерской выдумкой и игрой исполнителей. Другой раздражается от фальши, искусственности, а то и просто не понимает, что происходит. Все дело в том, что очень важную роль в восприятии спектакля играет и соответствующая подготовка зрителя, то самое умение смотреть спектакль, которое многим кажется таким простым делом. И это умение не дается даром. Оно предполагает знание (хотя бы в самых общих чертах) основных законов драматургии и сцены, ясное понимание природы театральной условности, назначения различных изобразительных приемов, представление о том, из чего складывается спектакль как сложное целое. Тот, кто обладает таким умением смотреть спектакль, видит в нем несравненно больше, чем неподготовленный зритель, получает от хорошего спектакля наслаждение значительно более глубокое, чем человек, впервые пришедший в театр. А развитие этого умения, так же как и умения читать книгу, слушать музыку, воспринимать произведения живописи, скульптуры, архитектуры, в свою очередь, развивает, воспитывает вкус, повышает общую культуру.

И сценическое заострение, и обращение к аллегории, к символу, к любой другой режиссерской или актерской находкам, это обычно не только изобразительные приемы, помогающие постановщику добиваться яркой театральности спектакля. Они преследуют, как правило, и другую цель – внушить зрителю ту оценку происходящего на сцене, то отношение к героям, их мыслям, взглядам, поступкам, которые кажутся постановщику спектакля единственно правильными.

Драматург, создавая пьесу, режиссер, ставя ее на сцене, стремятся не к простому развлечению зрителей, а к тому, чтобы пьесой и спектаклем сказать им что-то новое, внушить важные мысли, заставить задуматься над жизненными явлениями.

Великий мастер сцены К. С. Станиславский требовал от театра, чтобы он создавал такие образы, «в которых народ узнаёт свое отрицательное, восхищается своим положительным и увлекается возможностью достичь чего-то нового, прекрасного, манящего и всем доступного, для всех возможного».

Искусство, которое создается и воспринимается сообща, становится в подлинном смысле слова школой. «Театр, – писал испанский поэт Гарсиа Лорка, – это школа слез и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на живых примерах вечные законы человеческого сердца и человеческого чувства».

Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей – он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь свою. Театр открывает перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания.

Однако многое в театре не только приближает нас к жизненной правде, но и уводит от нее. Например, театр любит выражение чувств «громкое» и «говорливое». «Театр не гостиная, – писал великий актер-реалист Б. К. Коклен, – К полутора тысячам зрителям, собравшимся в зрительном зале, нельзя обращаться как к двум-трем товарищам, с которыми сидишь у камина. Если не возвысить голос, никто не расслышит слов. Если не произносить их членораздельно, не будешь понят».

Между тем в действительности человеческие эмоции могут быть глубоко запрятанными. Горе может выражаться в едва уловимом дрожании губ, движении мускулов лица и т. д. Актер прекрасно это знает, но в своей сценической жизни он должен считаться не только с психологической и бытовой правдой, а и с условиями рампы, с возможностями восприятия зрителей. Именно ради того, чтобы слова и чувства персонажа дошли до них, актер должен несколько преувеличивать степень и форму их выражения. Так требует специфика театрального искусства.

Один и тот же спектакль может идти при удивительно горячем, взволнованном восприятии зрительного зала, при праздничном воодушевлении актеров, импровизационном блеске их мастерства. И тот же спектакль может пройти уныло, при неожиданном зрительском равнодушии, без всякого подъема, словно кто-то подменил исполнителей.

Театр как вид искусства живет в своем времени, в конкретной исторической действительности, и должен находить понимание у зрителей. Современный театр получил заметную возможность вернуться к своей сущности, к своей первичной природе, в основе которой – игра. Игра своеобразная, именно та, что дает возможность подготовленному зрителю эмоционально и интеллектуально заглянуть дальше и глубже за свой обычный, будничный горизонт. Заглянуть и увидеть, удивиться красоте, почувствовать некоторый новый смысл своей жизни единой и неповторимой.

Кафедрой, с которой можно сделать миру много добра, называл театр Гоголь. Герцен признавал в нем высшую инстанцию для решения жизненных вопросов. Весь мир, во всем его разнообразии и великолепии видел в театре Белинский. Он считал его властелином чувств, способным потрясать души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать мощными впечатлениями. По мнению Вольтера, ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр. Великий немецкий драматург Фридрих Шиллер утверждал, что «театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу» человека. «Зеркалом человеческой жизни, примером нравов, образцом истины» называл театр бессмертный творец «Дон Кихота» Сервантес.

 

 

Первые шаги

Время существования театра измеряется временем существования самого рода человеческого.

День возникновения театра сокрыт за грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком.

Можно считать, что элементы театральной культуры проявились в первобытных трудовых обрядах. Их можно разбить на три стадии. Первая – охотничьи пляски. Это попытка перевоплотиться в другое существо, подражать ему. Древние люди думали, что любое животное есть человек, надевший маску. С животными старались дружить и тщательно изучали их повадки. Друзьями человека были птицы, рыбы, кабаны, лошади. Врагами – тигры, волки, змеи. В славянских сказках рыбак и рыбка легко находят общий язык, человек и волк враждуют.

Первыми актерами можно считать также шаманов и колдунов. Они умело подражали голосам, завораживали, гипнотизировали. Подготовка к охоте была специальным зрелищем. Люди верили, что от качества подготовки зависит удача. Сегодня во всех театральных учебных заведениях делаются этюды с перевоплощением в животных, ценится умение сопоставлять их характеры с человеческими. Кинематографические анимационные фильмы практически заменяют городским детям источник сведений о животном мире.

Высшей формой первого этапа освоения театра было преображение в умершего человека. Мотивы смерти и воскрешения прошли через культ предков. В идущем сегодня на сцене театра им. Янки Купали спектакле «Сымон-музыка» этот обряд передан очень выразительно и поэтично. Однако эта тема более характерна не для европейских, а для африканских и азиатских народов.

На второй стадии развития театра оживляются времена года и создаются образы природы. Изображаются процессы посева и сбора урожая. Рождение и умирание в природе тесно связано с рождением и смертью человека. Хорошо об этом написал Янка Купала в своей поэме «Адвечная песня». Это действительно вечный процесс. В Республиканском театре белорусской драматургии идет спектакль по этому произведению, который собрал целый букет наград на разных фестивалях. В промежутке между жизнью и смертью труд и отдых, холод и голод, беда и радость, войны, нищета. Но рядом любовь, семья, надежды, вера. Человек должен сохранять достоинство и надеяться на то, что его детям будет счастливее жить на этой земле, и они по-новому станут слагать свою «Адвечную песню».

Информация о работе История театра