Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:58, курс лекций
Один из древнейших видов искусств – театр – вопреки предсказаниям не только не умирает, но даже переживает подъем на фоне развивающегося телевидения и шоу-бизнеса. Он не пытается конкурировать с ними и продолжает оставаться некоммерческим предприятием. Продолжают писаться пьесы. Режиссеры приобрели с помощью новейших технологий небывалые прежде возможности. Создаются новые театры. Завоевывается новая свежая аудитория.
Более того, театр стал предметом широкого изучения в школах и вузах.
Колизей стал символом Рима. И хотя от древнего сооружения до наших дней сохранилось менее половины, оно по-прежнему производит впечатление мощи и несокрушимости. Жители Рима говорят: «Покуда стоит Колизей, будет стоять и Рим, а когда падет Колизей, падет Рим, а с ним и весь мир».
В римском театре установились свои традиции. Так, исполнение арий («кантиков») делилось между актером, ограничивавшимся пантомимой, и специальным «певцом», которому принадлежала вся вокальная часть под аккомпанемент флейт. Римские актеры первое время использовали грим и значительно позже стали прибегать к маске греческого типа.
Женские роли трагедий и комедий исполнялись, как и у греков, мужчинами. Актрисы выступали только в мимах. Социальное положение актеров было невысоким. Им разрешалась любительская игра в фольклорной ателлане, но актерство, как профессия, сопряжено было с лишением многих гражданских прав.
Играли в трагедиях и комедиях уже не любители, а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов. По сравнению с греческими актерами они занимали, в своей массе, низкое общественное положение. Объясняется это тем, что почти с самого своего возникновения римский театр выступал как чисто светское учреждение и не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции. Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, причем такое, которое вызывало к себе иногда даже презрительное отношение. На актерской профессии лежало клеймо бесчестия. За плохую игру можно было подвергнуть актера порке. Тем не менее в Риме были актеры, которые пользовались уважением римского народа.
Это прежде всего трагический актер Эзоп и комический актер Росций.
Об Эзопе рассказывали, что его игра отличалась величественностью. Эзоп тщательно обдумывал свои движения и согласовывал их с ролью, которую ему приходилось играть. Очень серьезно относится Эзоп к подбору масок и очень увлекался своей ролью. Рассказывают, что однажды, играя свою роль царя Атрея, он до такой степени вошел в роль, что убил скипетром оказавшегося рядом раба.
О Росции говорили, что он долго репетировал роль и тщательно отрабатывая каждый жест. Игра его, но свидетельству современников, отличалась живостью, движения были стремительны. Не чуждался Росций и портретного сходства. Играя в комедии Плавта мерзкого сводника, он так отомстил однажды своему врагу: придал персонажу отвратительные черты лица и выставил его тем самым на всенародное осмеяние. Нам известно, что искусство Росция высоко ценил выдающийся римский оратор и политический деятель Цицерон. У Росция было много учеников. В подборе их он был очень строг, зато из его учеников выходили хорошие актеры.
Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III и II вв. до н. э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно – лишь в 130 г. до н. э. (по другим сведениям – только с начала I в. до н. э., ок. 90 г. до н. э.). Поэтому, в отличие от греческого театра, зрители в Риме могли следить и за мимикой актеров. Однако в виде исключения маски и раньше использовались в театре, когда например, надо было обыграть мотив двойника в комедии.
Костюм трагических актеров в общем был таким же, каким римляне получили его от греков. Но в связи со стремлением внешним обликом выразить величие трагических персонажей римские актеры старались особенно подчеркнуть рост посредством более высоких котурнов, более высокого онкоса и парика над маской, после того как последняя была введена в театре. Мягкие утолщенные подошвы греческих котурнов превратились в римском театре в громоздкие деревянные подставки высотой до 20 см. У римских трагических масок широкие отверстия для рта и глаз; красивые прически с локонами, падающими на лоб и на плечи. Борода у мужчин тоже завита локонами.
Костюмом комических актеров был греческий плащ, ниспадающий широкими складками. Рабы носили плащ, напоминавший скорее большой шарф. При ходьбе или беге они свертывали его и перекидывали через плечо. Молодые люди, солдаты, путники носили хламиду, т.е. короткий плащ. Он покрывал плечи и на правом плече застегивался булавкой.
Греческому хитону соответствовала римская туника, которая у женщин спускалась до пят. На ноги комические актеры надевали сокки – низкие легкие башмаки, которые в жизни, как правило, носили только женщины.
Первым римским драматургом считают поэта Публия Овидия Назона. Он вышел из итальянского среднего сословия, получил риторическое образование, в юности славился как декламатор, но тяготел к поэзии. «Что я ни начинал писать прозою, выходили стихи», – таково его собтсвенное признание. В мололдости он написал пять книг любовных элегий и сборник любовный посланий («Героиды»), три дидактических поэмы: «Средства для лица», «Наука о любви», «Лекарство от любви». В эпоху зрелости создал монументальные поэмы «Метаморфозы» и «Фасты», являющиеся своеобразными энциклопедиями в стихах. К его творчеству, а также к другим произведениям величайших поэтов «золотого века» римской поэзии Вергилия, Горация, Овидия неоднократно обращались в своем творчестве поэты России. Так, А. С. Пушкин в стихотворениях «Баратынскому», «Чаадаеву» упоминает имя одного из этих поэтов, а в первой главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:
…Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, –
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон.
До нас дошли произведения только двух римских драматургов периода Древнего Рима. Это 20 пьес Плавта и 6 – Теренция. Не существует типичной римской пьесы. Исследователи считают, что все пьесы Плавта и Теренция были переложением греческих оригиналов. Уж совершенно точно, что они следовали греческой модели, а то и объединяли две пьесы в единый сюжет.
Тит Макций Плавт (ок. 254 – 184 гг. до н.э.) в молодости был актером ателланы. На это указывает его имя Макций (от Макка).
Творчество Плавта относится к тому периоду истории Рима, когда он из сельскохозяйственной общины становится сильнейшим государством.
Комедиограф Плавт жил в 225–184 годы до н. э. Он родился в Умбрии. Работал в театре, потом занялся торговлей, но потерял на торговле все накопленные деньги и бедняком вернулся в Рим. Известность его была так велика, что ему приписывают 130 комедий.
Он умел смешить народ, и хотя использовал сюжеты и греческой комедии, достаточно хорошо показывал и родной Рим. Зрители узнавали себя и своих знакомых. Карикатурные герои постоянно разоблачают сами себя. Мастер не философствует и не одаривает нас афоризмами, он острит, каламбурит. пародирует, он буйно радуется возможности вызвать хохот у публики и посмеяться вместе с ней. С легкой руки Тита Плавта ловкие и умные слуги надолго поселятся в комедии.
Излюбленный персонаж Плавта – хитрый, пронырливый раб, помогающий своему молодому хозяину улаживать его любовные дела.
Хотя Плавт заимствовал сюжеты для своих пьес из новой аттической комедии, он ярко запечатлел в них и черты римской жизни. В его пьесах постоянно упоминаются римские учреждения и должностные лица, римские праздники, различные стороны римского быта, в том числе и театрального. В комедиях Плавта, по выражению Н. А. Добролюбова, «зрители узнавали самих себя и своих нравы». Плавт сочувственно относился к плебейским низам рабовладельческого общества и осуждал людей, стремящихся к нечестной наживе. В его комедиях есть нападки на ростовщиков, торговцев, сводников.
Секрет успеха Плавта состоит прежде всего в том, что его комедии, являясь переделкой греческих, самобытны по духу. В них ярко запечатлены черты римской жизни.
Пьесы Плавта очень динамичны по развитию действия, проникнуты пафосом неистощимой энергии и здорового оптимизма. Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке. До него пение и музыка играли роль интермедий и использовались лишь в антрактах. У Плавта же этот музыкальный элемент (кантики – от латинского canto – пою) в некоторых комедиях преобладает. Одни из кантиков представляли собой арии, другие исполнялись речитативом под музыкальный аккомпанемент.
Характеры героев Плавта статичны. Психология действующих лиц почти не раскрывается, но свойственный ему прием гротеска делает его персонажей театрально выразительными.
От Плавта дошла до нас 20 комедий полностью и одна – в отрывках. В них большей частью идет речь о том, как влюбленный молодой человек при помощи своего энергичного и хитрого раба уводит от сводника свою возлюбленную, которая часто оказывается свободнорожденной гражданкой, потерянной в детстве своими родителями.
Почти все комедии начинаются с пролога. Прологи гораздо длиннее, чем в новой аттической комедии, но служат той же цели. В них рассказывается о событиях, предшествовавших началу действия, и о том, как будет развиваться интрига. Сюжет многих комедий был настолько запутанным, что зрителям трудно было следить за ходом действия, не познакомившись предварительно с содержанием.
В комедии «Близнецы» («Менехмы») рассказывается о том, что благодаря необычайному сходству близнецов происходит ряд забавных эпизодов. Стащив у жены дорогой плащ, Менехм из Эпидамна дарит его своей любовнице и просит ее устроить обед для него и для парасита. Но на обед попадает Менехм из Сиракуз, только что приехавший в Эпидамн. Разгневанная изменой мужа и кражей плаща, матрона изливает свой гнев на его брата-близнеца. Возмущению матроны нет предела, когда сиракузский Менехм совершенно искренне заявляет, что он видит ее впервые. Матрона приводят своего отца, и тот собирается вразумить мнимого зятя. Желая избавиться от назойливого старика и его дочери, приезжий Менехм прикидывается безумным. Старик бежит за лекарем, но в руки лекаря и его слуг попадет настоящий муж. После многих недоразумений близнецы в конце концов встречаются друг с другом, и комедия заканчивается сценой узнавания.
«Близнецы» – блестящая комедия интриги. Характеры в ней очерчены лишь бегло. Действие развивается стремительно, одно недоразумение нанизывается на другое. Наряду с главными героями в пьесе выводится яркий образ парасита: это Пеникул, любящий хорошо поесть и получивший свое имя от губки, которой вытирают стол после пира. Интересен также образ матроны. Благодаря большому приданому она чувствует свою материальную независимость и стремится полностью подчинить себе мужа. Маска жены с приданым часто встречалась в связи с растущей имущественной самостоятельностью женщин и увеличением числа браков по расчету.
Комедия Плавта «Близнецы» послужила основой для «Комедии ошибок» Шекспира. Но Шекспир усложнил сюжет, введя, близнецов-господ, близнецов-слуг.
В комедии «Клад» осмеивается человеческая скупость, доведенная до невероятных, просто бессмысленных пределов и превращающая носителя этой страсти в существо, отравляющее жизнь и себе самому, и своим близким.
Будучи греком по происхождению, Плавт бесцеремонно относился к греческим оригиналам, считая их своими. Переделывал на римский манер. Его считали певцом сильной власти. Некоторые пьесы носили оперный характер, заканчивались пиром и оргиями. По-прежнему раб всегда побеждает, голодный попадает на пир, бедный находит деньги, богатый платит за все.
Кое-кто говорил об аморальности пьес Плавта. Смех у драматурга – защита. Посмеялся и почувствовал себя защищенным.
Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь. В средние века Плавт был основательно забыт, потому что богословы считали, что в его пьесах много безнравственного. Зато в эпоху Возрождения Плавт снова воскрес для европейского театра. Его пьесы переводят, создают различные переделки и подражания. Мотивы комедий Плавта обрабатывались многочисленными драматургами: Ариосто, Арентино, Шекспиром, Мольером и другими.
Второе возрождение Плавта-драматурга состоялось во второй половине ХХ века, когда в театрах стали ставить мюзиклы. Праздничная радостная атмосфера театральности и зрелищности в идеологически строгое время в нашей стране потребовала каких-то малоизвестных сюжетов и авторов. Органическое сочетание песен, танцев в традициях ритм-балета, импровизации и сценической свободы замечательно легло на тексты Плавта. Особенно часто обращались к его «Менехмам». Вообще большинство пьес древнеримского театра предполагали музыкальный аккомпанемент.
Публий Теренций жил в 195–159 годы до н. э. Он – раб из Африки, из Карфагена. В детстве попал в руки сенатора Теренция Лукана. Хозяин дал образование умному и красивому рабу, присвоил ему свое имя и отпустил на свободу. Историк Светоний сообщает, что Теренций был «среднего роста, стройный и смуглый», что был «он в дружбе со многими знатными людьми», «написал шесть комедий», причем одна из них («Евнух») была поставлена два раза в один день, и автор «получил такую награду, какой никогда не получала ни одна комедия – 8000 сестерциев…». Сюжеты мастер брал у известного греческого комедиографа Менандра. Менандр сочувствовал своим героям, как старший, он иронизировал над ними свысока, а … смотрел на них снизу вверх, поэтому герои у него облагорожены, говорят изящно и гладко, а не своеобразно и сочно, как у Менандра.
Зная человеческие слабости и заблуждения, автор не клеймит своих героев, а прощает и призывает исправиться. До наших дней дошел его афоризм: «Я – человек! Не чуждо человеческое мне ничто!».
Теренций написал шесть комедий, и все они сохранились. Сюжеты этих комедий он, как правило, заимствует у Менандра, причем сознательно подчеркивает их греческий колорит. Конфликты в комедиях Теренция носят семейный характер, и основной целью драматурга является гуманизация нравов.