История театра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Один из древнейших видов искусств – театр – вопреки предсказаниям не только не умирает, но даже переживает подъем на фоне развивающегося телевидения и шоу-бизнеса. Он не пытается конкурировать с ними и продолжает оставаться некоммерческим предприятием. Продолжают писаться пьесы. Режиссеры приобрели с помощью новейших технологий небывалые прежде возможности. Создаются новые театры. Завоевывается новая свежая аудитория.
Более того, театр стал предметом широкого изучения в школах и вузах.

Файлы: 1 файл

Istoriya teatra.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии из фарса родилась комедия дель арте; в Испании – творчество «отца испанского театра» Лопе де Руэда; в Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд, в Германии - Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера. Именно фарс стал звеном между старым и новым театром.

История сохранила одно имя известного сочинителя фарсов. Это немец Ганс Сакс из Нюрнберга. Гете и Шиллер высоко ценили его выразительный язык и грубую комедийность, которая перерастает в сатиру. Он написал более 200 произведений для театра, где изображает Германию середины XVI века.

В современной Европе прошла акция «Европейский театр: история европейской гуманитарной мысли в зеркале театра». В ее рамках театр из Бонна подготовил спектакль из двух фарсов Сакса «Школяр в раю». Этот спектакль успешно гастролирует по миру и был показан в рамках фестиваля «Панорама» в Минске. Сюжеты просты.

Хитрый школяр путешествует по стране и пользуется своим слабым образованием, чтобы обмануть еще более неискушенных в науке. Это легко удается ему с наивной крестьянской девушкой, которая отдает обманщику деньги и одежду для своего умершего мужа, который, как убедил ее школяр, на том свете попал в нужду и ждет ее помощи. Второй муж крестьянки разгадывает умысел школяра, но не может бороться с ним в бесстыдстве.

Во втором сюжете спектакля, который носит название «Высиживание телят», Ганс Сакс темой своей сатиры делает ленивого крестьянина и его сластолюбивую жену. Нагруженный женой множеством дел по дому, ленивый крестьянин не выдерживает и пытается особым образом спасти безнадежную ситуацию: хочет из сыра высидеть теленка. Жена же подозревает, что в мужа вселился демон, и вызывает местного священника-специалиста по экзарсизму.

Тело – лишь уродливая тюрьма для души, оковы для ее бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Можно лишь добавить, что разыгрываются они тремя исполнителями в оформлении из ширм и костюмах XVI века. Традиционные персонажи разговаривают как и положено в фарсе на языке тела, за что получили множество европейских наград.

Важнейший средневековый парадокс заключался в убежденности, что добро выступала союзницей злодеев. Считалось, что люди не могут быть абсолютно добрыми и совершенными: им обязательно надо пройти полный круг греха, покаяния, искупления и только перед лицом смерти очиститься.

Закат религиозной драмы и театра Средневековья связан с бесконечными церковными запретами. Католическая церковь взялась за установление дисциплины и ввела строгую цензуру, не допуская никаких осмеяний христианства с его догмами и обрядами, искореняя всяческие пародии. Особенно яростно она нападала на мим, обвиняя его в безнравственности. Церкви, с ее проповедью аскетизма и ухода от мира, был ненавистен языческий мим с его любовью к жизни и ее радостям. Уже к концу IV в. церковь добилась того, что по воскресным дням представления мимов были запрещены. Однако это запрещение осталось безрезультатным. В 452 г. актеров мимов отлучили от церкви. И все же мимы продолжали существовать как в Восточной, так и в Западне империи, хотя общественное положение его актеров и актрис было по-прежнему чрезвычайно низким. Как и прежде, в мимах допускались выпады против властей, и за это актеры подвергались иногда жестоки наказаниям – вплоть до смертной казни.

Скованное страхом средневековое общество боялось, что религиозное вольномыслие превратится в политическое. К тому же люди стали неохотно отдавать свои личные средства на общественные начинания. Церковь запретила сначала мистерию, потом фарс. Мистерия на какое-то время забылась, но фарс как более гибкий жанр перекочевал в красочную комедию дель арте.

 

 


 



Информация о работе История театра