История витража

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.

Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.

Файлы: 1 файл

история витража.docx

— 2.34 Мб (Скачать файл)

История витража

Слово "витраж" произошло  от французского vitre (оконное стекло).  
 
Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.  
 
Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.  
 
Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.  
 
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения.  
 
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в одиннадцатом веке. В трактате германского монаха Теофила примерно в 1100 году были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.  
 
Одна витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью несколько квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке.  
 
В начале второго тысячелетия нашей эры (Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, где толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать витражами. Вначале в таких витражах использовался геометрический или растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов, как и в так называемых «Аравийских окнах» (отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень), появившихся в Европе примерно во второй половине тринадцатого столетия. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появились человеческие фигуры. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.  
 
Новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.  
 
На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой раствором (в том числе цементным).  
 
В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.  
 
К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас началось значительно позднее. Но, так же как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее их стали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеров частных домов.  
 
В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.  
 
Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим.  
Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период привела к появлению различных технологий-заменителей.

Технология изготовления витражей

Художественный  витраж – это произведение декоративно-прикладного искусства, представляющее собой орнаментальную или сюжетную композицию, выполненную из кусочков разноцветного стекла. Витражами называют и простое панорамное остекление. Это правильно, так как витраж в переводе с латыни – стекло, а с французского – остекление. Поэтому, чтобы не возникало путаницы витражи, относящиеся к декоративному искусству называют художественными витражами.

Технология изготовления художественных витражей уходит в глубь веков. К XIII веку техника их изготовления окончательно оформилась в ряде европейских стран и практически без изменений сохранилась до наших дней. Согласно классической технологии изготовления витражей, по рисунку витража в натуральную величину вырезались стекла, которые соединялись между собой специальным свинцовым профилем. Отдельные куски так называемой свинцовой протяжки на стыках также спаивались между собой. Современные технологии сделали шаг вперед в технике изготовления художественных витражей, сделав декоративные качества художественных витражей еще более высокими, а тонкость и красоту игры цветного стекла - еще более красивой.  
Сегодня художественные витражи стали одним из наиболее оригинальных и интересных решений в оформлении помещений и дизайне.  

 

Технологии изготовления художественных витражей, создаваемых  нашей компанией можно разделить  на 4 группы: 

 

1. Художественные  витражи по классическим технологиям  (классические витражи). Технология изготовления классических витражей сохранилась с древних времен без изменений. Художник делает эскиз будущего витража, переносит его на картон в натуральную величину. Затем по шаблонам из разных цветов стекла нарезаются элементы рисунка. Когда все элементы витража подобраны и вырезаны (т.е. рисунок полностью собран из кусочков стекла) кусочки скрепляются между собой свинцовым Н-образным профилем разной толщины. Оправленные в металл стекла спаивают в местах стыка с обеих сторон витража. Затем изделие по периметру одевают в латунную боковую протяжку для прочности конструкции и (в большинстве случаев) обслуживают. Весь свинцовый профиль пайки патинируют, и витраж начинает мерцать, как старая бронза (патина может быть черной). 

 

2. Витражи в  технике тиффани (витражи тиффани). 

В 19 веке американец Луис Комфорт  Тиффани изобрел новый вид  стекла и усовершенствовал способ соединения цветных стекол разной формы. Их края обклеивали медной фольгой, а затем  спаивали. Так появилась возможность  соединять стекла не только в одной  плоскости, но им объемные формы. Такая  техника идеально подходит для рисунка  с тонкой деталировкой, когда мелкие кусочки стекла нужно соединять  по прихотливо изогнутым линиям (известные  на весь мир абажуры для ламп фирмы  Тиффани). Витражи тиффани универсальны, их можно использовать в любых местах и конструкциях. Витражи тиффани самые популярные в настоящее время витражи - заказчика привлекают тонкие и изящные линии пайки, сложная деталировка и визуальный эффект. Благодаря технике витражи тиффани возможно проектировать в потолочные полусферические формы и сложные несимметричные конструкции. Прочность конструкции витража в технике тиффани очень высокая и не уступает свинцово-паечным витражам. С помощью техники тиффани создают не только витражи, но и различные декоративные элементы и сувениры. 

 

3. Витражи в технике фьюзинг - это технология по спеканию цветного стекла. Детали рисунка вырезаются по шаблонам из стекол, а так же используют стеклянные гранулы, шихту и затем помещают в печь с температурой нагрева до 850°, где спекается в единое целое. В зависимости от особенностей технологии и желаемого результата, слои могут растрескиваться или нет, пятна смешиваются или же остаются четко очерченными, оказываются объемными или едва выпуклыми. Так же возможно придать изделию желаемую фактуру, создать нужную толщину и рельеф.  

 

4. Витражи в  технике мозаика

Мозаика (фр. mosaico, от лат. musivum - букв. " посвящённое музам") - один из видов монументального искусства. В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. Существуют два типа мозаики: составленные из малых кубиков смальты или камня (античная техника называется римской мозаикой) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения (флорентийская мозаика). В России в 18 веке технику смальтовой мозаики возродил М.В.Ломоносов. Огромные мозаичные картины, точно воспроизводящие живописные оригиналы, для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге были выполнены во 2-й пол.19 века способом "обратного набора".

Стеклянная мозаика популярна и в наши дни. Объясняется это тем, что стеклянная мозаика имеет ряд неоспоримых достоинств - это износостойкий, жаропрочный морозостойкий непористый материал, что дает возможность использовать мозаику при оформлении бассейнов, саун, фасадов домов; можно облицовывать криволинейные поверхности; благодаря богатой цветовой гамме мозаичные панно позволяют создавать роскошные интерьеры.

Смальта - это разновидность стеклянной мозаики и представляет собой прокалённую непрозрачную стеклянную массу, обладающую особой прочностью. Благодаря этому смальтой можно облицовывать полы в помещениях с интенсивным движением. Все технические качества, присущие стеклянной мозаике, относятся и к смальте. Кубики смальты всегда имеют некую толщину, не только боковые стороны, но и лицевая поверхность может быть неровной. Это можно виртуозно обыграть при укладке рисунка. Мерцающий эффект смальтовой мозаики достигается именно за счёт грамотного распределения кубиков. Безусловно, укладывать смальту должен специалист.

Витраж  в технике мозаика может иметь любой стиль и любое цветовое решение. В качестве основы для панно из мозаики вы можете использовать любой сюжет (рисунок).  
Размер сегментов художник определяет в зависимости от размера вашего пространства, художественного решения, стиля интерьера и других составляющих. Крупные сегменты используют при монументальных панно больших размеров с крупными элементами мозаики. Оно будет выглядеть словно картина, написанная широкими мазками.  

. 5 Современные техники витража (имитация классического витража):

 

Современное представление  о витражах расширилось: теперь к  ним относят не только произведения из цветных стекол, выполненные по сложной классической технологии, но и различные имитации, выполненные  из высокопрочных материалов, повторяющих  по расцветке и фактуре витражное  стекло. Визуально современные технологии изготовления витражей полностью повторяют  технологию сборки классических витражей (деление на замкнутые сегменты), что сохраняет декоративность и  объем изображения. Срок службы современных  витражей составляет не менее 15 лет. Специального ухода витражи не требуют. Ухаживать  как за обычным стеклом – протирать  мягкими тряпочками и средствами, не содержащими растворителей и  щелочей.

Современные витражи в  интерьере применяются без ограничения  места их установки. Это может  быть ванная комната и кухня, двери  и потолок. При этом у современных  витражей есть и свои преимущества. Используемые в изготовлении витража материала укрепляют стекло-основу и делают его безопасным. При разбивании такое стекло не рассыпается на кусочки, а держится на материалах. Стоимость тоже очень привлекательна по сравнению с классическими витражами.  

 

5.1.Пленочный витраж  по технологии компании Decra Lеd

 

Технология изготовления витражей «Decra Led» - это высококачественная альтернатива натуральным витражам. Качество и внешний вид современных витражей не уступает классическим витражам. Это достигается за счет: аккуратных свинцовых протяжек;

объёмности и блеска применяемых  хрустальных элементов; возможности изготавливать радиусных витражи (гнутое стекло) и витражи большой площади на стекле любой толщины без дополнительных сложных конструкций; использования в любых климатических условиях. 

 

 

5.2. Лаковый полимерный  витраж (контурный витраж).

 

Эта технология изготовления витражей позволяет создавать рисунки  любой сложности.

Витраж изготавливается  из полимерных акриловых лаков и  контура. Все элементы рисунка для  выполнения в этой технологии должны быть замкнутыми, так как не допускается  смешение красок разных частей рисунка  и плавных переходов цвета. Полимерный контур в данной технологии является имитацией свинцовой пайка классического  витража.

В качестве основы для изготовления витража может быть использовано любое стекло или зеркало. Максимальный размер витражного полотна 1500 х 2800 мм. 

 

 

  Изготовление лакового витража  происходи в 2 этапа:

 

Этап 1. С помощью программно управляемого станка наносится суперпрочный объемный контур рисунка толщиной от 2-8 мм. Цвет контура может быть серебряный, медный, золотой, черный и прозрачный. Процесс полимеризации контура занимает 24 часа.

 

Этап 2. После застывания контура, через 24 часа, мастер вручную  осуществляет заливку внутриконтурного пространства цветными лаками. При  этом лаки могут быть прозрачными  и непрозрачными. Внешне застывший  лак выглядит как эмаль.

 

При изготовление витражей в лаковой технологии используются высококачественные материалы производства Англии. Они обладают высокой степенью устойчивости к агрессивному воздействию окружающей среды (солнце, мороз, дождь). Витражи моются мягкими тряпочками с помощью любых моющих средств, не содержащих абразивных веществ и растворителей. Данные витражи являются экологически безопасным продуктом.

 

 5.3 Роспись по стеклу

 

Этот вид декоративно-прикладного творчества привлекает прежде всего своей доступностью: необходимые материалы всегда есть в продаже и по приемлемой цене. Использование трафаретов дает возможность заниматься творчеством даже без особенных художественных навыков. Этот вид росписи можно применять для разных предметов интерьера.

 
- обычные фоторамки. Расписав стекло и вставив его в рамку, вы получите картину в витражном стиле. Создание настоящего витража - очень трудоемкий процесс, а с помощью красок по стеклу вы за несколько часов создадите вещь, которая никого не оставит равнодушным; 
 
- стеклянная утварь: стаканы, рюмки и бокалы, графины, разнокалиберные салатники и мисочки, тарелки, собственно вазы, фонари для греющих свечей, опустевшие бутылки из-под вина и банки интересной формы, плафоны. Их можно полностью расписать в витражном стиле или ограничиться орнаментом, инициалами, узором.

2 Мастер класс 

Для своей работы мы выбрали  последний вид росписи.


1 Для начало работы в интернете найден выбранный вид витража. 

2 Отсканировано в выбранном  формате.

3 С наложением стекла переведено изображение с помощью контура для витражных работ.

 а)Контуры трех цветов. б) Полученное изображение

4 После высыхания заполняем цветом пустоты образованные контуром а) Набор для работы в технике витраж

 б) Рабочее место 

в) переводим под копирку  для точного соответствие цвета

г) Готовим материалы для оформления рамки

5 Готовый Вариант .


Информация о работе История витража