Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании материала используемой литературы выявить и теоретически обосновать методы обучения дизайну учащихся старших классов (10 – 11) в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс и результат обучения дизайну учащихся старших классов в системе дополнительного образования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Интенсивные темпы развития науки и технологии в новых социально-экономических условиях рыночной экономики создают основу качественно нового содержания труда, порождает предпосылки преобразования подготовки к нему подрастающего поколения. Изменение подготовки учащихся предполагает формирование гармоничной всесторонне развитой личности, готовой к эффективной производственной деятельности, конкурентоспособной на рынке труда, адаптированной к постоянно меняющимся политико-экономическим условиям. Проблема эстетического воспитания личности может быть решена в обществе, которое обеспечивает соответствующие общественные отношения, создает необходимые условия для творческого труда и образования каждого его члена как социально активной личности. При этом основополагающим компонентом личности является ее творческий потенциал, так как именно творчество является одним из важнейших видов деятельности человека. Этот процесс включает в себя выдвижение смелых идей по созданию и функционированию объектов; предложений по выработке решений, их критику, исправление допущенных ошибок.
Российские педагоги (П.Р. Атутов, П.Н. Андриянов, В.А. Поляков, Г.В. Рубин, А.Г. Щеколдин, Л.П. Заречная) [15,16] традиционно придавали этому вопросу чрезвычайно важное значение и считают, что важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям "открывать" себя, раскрывая свою личность. Критерием успешности подростка становятся отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы.
И именно сейчас очень важно и актуально познакомить школьников, в частности, старшеклассников, с современной творческой деятельностью, научить их элементарным навыкам дизайна (ландшафтного, интерьерного, одежды). Большие возможности в этом направлении открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности школьника через активные способы действий. В процессе работы над проектом проходят стадии: планирования, анализа, синтеза, активной деятельности [15].
Метод проектов использовался в зарубежной и отечественной педагогике еще в 20 – 30-е годы [15]. Однако в силу объективных и субъективных причин (это и отсутствие подготовки педагогических кадров; и отсутствие материально-технической и учебно-методической базы; и отрицательное отношение к проектной деятельности в силу неумения построить эффективный образовательный процесс), в России метод проектов не получил необходимой поддержки со стороны педагогической науки и практики, поэтому был обречен на отмену.
В современной педагогике
метод проектов используется наряду
с систематическим предметным обучением
как компонент системы
Педагогической наукой, в то же время, недостаточно уделяется внимания проектированию и моделированию на уроках технологии. Недостаточно разработаны методики таких уроков, учащиеся часто затрудняются выполнять поставленные задачи. И именно для того, чтобы решить эти проблемы, для того, чтобы обучить школьников некоторым элементарным навыкам дизайна, а в старших классов их углубить и расширить, и существует система дополнительного образования, которая может существовать и существует при средней общеобразовательной школе.
Таким образом, цель курсовой работы – на основании материала используемой литературы выявить и теоретически обосновать методы обучения дизайну учащихся старших классов (10 – 11) в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс и результат обучения дизайну учащихся старших классов в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - педагогические условия использования доступных на современном этапе методов и средств обучения дизайну в системе дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- на основании имеющегося теоретического материала рассмотреть принципы и процесс дополнительного образования, теоретические подходы и методы обучения дизайну в старших классах в системе дополнительного образования;
- систематизировать полученные сведения, выделяя при этом самое главное и существенное на сегодняшний день;
- представить методы
и приемы обучения дизайну
учащихся страших классов в
системе дополнительного
Методы исследования, применяемые в данной работе, сводятся, прежде всего, к методу сбора информации путем анализа литературы, систематизирования и синтеза полученных сведений.
При написании данной работы была использована литература советской и российской педагогической науки, которая располагает научными исследованиями в области дизайнерской и проектной деятельности учащихся образовательных учреждений (П.Р. Атутов, П.Н. Андреянов, С.Я. Батышев, В.А. Поляков, Г.В. Рубина, В.Д. Симоненко, Ю.К. Хотунцев и др.), где рассматриваются дидактические и методические возможности метода проектирования и моделирования одежды, интерьера [15,22].
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, первая из которых
посвящена вопросу
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ В ШКОЛЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие,
сущность и принципы
В Концепции модернизации
российской системы образования
определены важность и значение системы
дополнительного образования
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения имеются определенные задачи дополнительного образования [31]:
1-ая ступень (начальная школа) |
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образо- вания, т. е. своеобразная «проба сил». |
2-ая ступень (средняя школа) |
Формирование теоретических |
3-я ступень (старшая школа) |
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации. |
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы [31]:
Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить [30,31]:
В основном, все педагоги
дополнительного образования
Программы дополнительного
образования в средних
- Научно-техническую:
1.Занимательное черчение.
2.Информатика.
3.Информационные технологии на уроках
географии и вне урока.
- Физкультурно-спортивную :
1.Спортивные игры.
2.Волейбол для школьников.
- Художественно-эстетическую :
1.Декоративно-прикладное
творчество.
2.Театр на французском языке.
3.Изобразительное искусство.
4.Творческая мастерская.
- Эколого-биологическую :
1.Экология.Устойчивое развитие.
- Военно-патриотическую:
1.Знатоки военной истории.
- Социально-педагогическую :
1.Безопасность
2.Основы государства и права.
3.Объединение «Светофор (Изучение ППД).
4.Психология самоопределения.
5.Основы правовой культуры.
6.Твоя профессиональная карьера.
7.Психология успеха.
8.Человек и закон.
- Естественно- научную:
1.За страницами учебника матем
2.Погружение в математику.
3.Химия вокруг нас.
4.Занимательная математика.
5.Гимнастика ума.
6.Математика для любознательных.
7.Увлекательная математика.
- Культурологическую:
1.Театр на английском
(немецком, французском) языке.
2.Занимательный английский.
3.Английский с удовольствием.
4.Введение в языкознание.
5.История мировых религий.
6.Выразительное чтение.
7.Прогресс день за днём (англ.)
8.Коммуникативный английский.
9.Практика перевода с английского и наоборот.
10.Риторика.
11.Литературно-драматическое объединение
« Солнышко».
12.Краеведение на английском языке.
13.Английский (немецкий, французский) с
удовольствием (6 объединений).
В школах с углубленным изучением различных предметов, в том числе, с углубленным изучением дизайна, больше всего объединений соответствующей направленности.
Что касается распределения почасовой нагрузки по возрастным ступеням, то это выглядит примерно следующим образом:
Получается 109 часов, хотя общее количество часов в учебном плане – 103. Это происходит из-за того, что в некоторых объединениях занимаются одновременно дети разных возрастных ступеней [31].
Таким образом, дополнительное
образование активно
1.2 Дизайн-образование в школе
На протяжении многих лет в общеобразовательной школе господствовала концепция трудового обучения: воспитание трудолюбия, политехническая подготовка и ранняя профориентация [22,27].
Сегодня школа ориентирована на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности. Это, в свою очередь, послужило основой для реформирования трудового обучения, преемницей которого стала образовательная область «Технология», включающая, в первую очередь, на современом этапе аспекты эстетического и творческого обучения, часто изучаемая и в системе дополнительного образования. Предмет «Технология» в ряде европейских стран базируется на следующих положениях [15]: