Методы обучения дизайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании материала используемой литературы выявить и теоретически обосновать методы обучения дизайну учащихся старших классов (10 – 11) в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс и результат обучения дизайну учащихся старших классов в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Aktualnost_temy_issledovania (1).doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. Интенсивные темпы развития науки и технологии в новых социально-экономических условиях рыночной экономики создают основу качественно нового содержания труда, порождает предпосылки преобразования подготовки к нему подрастающего поколения. Изменение подготовки учащихся предполагает формирование гармоничной всесторонне развитой личности, готовой к эффективной производственной деятельности, конкурентоспособной на рынке труда, адаптированной к постоянно меняющимся политико-экономическим условиям. Проблема эстетического воспитания личности может быть решена в обществе, которое обеспечивает соответствующие общественные отношения, создает необходимые условия для творческого труда и образования каждого его члена как социально активной личности. При этом основополагающим компонентом личности является ее творческий потенциал, так как именно творчество является одним из важнейших видов деятельности человека. Этот процесс включает в себя выдвижение смелых идей по созданию и функционированию объектов; предложений по выработке решений, их критику, исправление допущенных ошибок.

Российские педагоги (П.Р. Атутов, П.Н. Андриянов, В.А. Поляков, Г.В. Рубин, А.Г. Щеколдин, Л.П. Заречная) [15,16] традиционно придавали этому  вопросу чрезвычайно важное значение и считают, что важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям "открывать" себя, раскрывая свою личность. Критерием успешности подростка становятся отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы.

И именно сейчас очень  важно и актуально познакомить  школьников, в частности, старшеклассников, с современной творческой деятельностью, научить их элементарным навыкам  дизайна (ландшафтного, интерьерного, одежды). Большие возможности в этом направлении открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности школьника через активные способы действий. В процессе работы над проектом проходят стадии: планирования, анализа, синтеза, активной деятельности [15].

Метод проектов использовался  в зарубежной и отечественной  педагогике еще в 20 – 30-е годы [15]. Однако в силу объективных и субъективных причин (это и отсутствие подготовки педагогических кадров; и отсутствие материально-технической и учебно-методической базы; и отрицательное отношение к проектной деятельности в силу неумения построить эффективный образовательный процесс), в России метод проектов не получил необходимой поддержки со стороны педагогической науки и практики, поэтому был обречен на отмену.

В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением  как компонент системы продуктивного  образования и в системе дополнительного  образования, которое на третьей ступени, в старшей школе, направлено на достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации. С дизайном, его основами и с некоторыми навыками учащихся знакомят на школьном предмете Технология. Существуют и школьные кружки, на которых школьники занимаются кройкой и шитьем одежды, учатся ландшафтному дизайну и  прочему.

Педагогической наукой, в то же время, недостаточно уделяется  внимания проектированию и моделированию на уроках технологии. Недостаточно разработаны методики таких уроков, учащиеся часто затрудняются выполнять поставленные задачи. И именно для того, чтобы решить эти проблемы, для того, чтобы обучить школьников некоторым элементарным навыкам дизайна, а в старших классов их углубить и расширить, и существует система дополнительного образования, которая может существовать и существует при средней общеобразовательной школе.

Таким образом, цель курсовой работы – на основании материала используемой литературы выявить и теоретически обосновать методы обучения дизайну учащихся старших классов (10 – 11) в системе дополнительного образования.

Объект исследования - процесс и результат обучения дизайну учащихся старших классов в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия использования доступных на современном этапе методов и средств обучения дизайну в системе дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:

- на основании имеющегося теоретического материала рассмотреть принципы и процесс дополнительного образования, теоретические подходы и методы обучения дизайну в старших классах в системе дополнительного образования;

- систематизировать полученные  сведения, выделяя при этом самое главное и существенное на сегодняшний день;

- представить методы  и приемы обучения дизайну  учащихся страших классов в  системе дополнительного образования. 

Методы исследования, применяемые в данной работе, сводятся, прежде всего, к методу сбора информации путем анализа литературы, систематизирования и синтеза полученных сведений.

При написании данной работы была использована литература советской и российской педагогической науки, которая располагает научными исследованиями в области дизайнерской и проектной деятельности учащихся образовательных учреждений (П.Р. Атутов, П.Н. Андреянов, С.Я. Батышев, В.А. Поляков, Г.В. Рубина, В.Д. Симоненко, Ю.К. Хотунцев и др.), где рассматриваются дидактические и методические возможности метода проектирования и моделирования одежды, интерьера [15,22].

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, первая из которых  посвящена вопросу дополнительного  образования в школе, касается в  целом дизайн-образования в школе. Вторая глава касается  непосредственно  современной методики и программы обучения дизайну 10 – 11 классов в системе дополнительного образования. Далее следует заключение, список литературы и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ В ШКОЛЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Понятие,  сущность и принципы дополнительного  образования.

В Концепции модернизации российской системы образования  определены важность и значение системы  дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопрелеления детей и молодёжи [30,31].

Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.

С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения  имеются определенные задачи дополнительного образования [31]:

1-ая ступень (начальная школа)

Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих  и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образо- вания, т. е. своеобразная «проба сил».

2-ая ступень (средняя школа)

Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие  творческих способностей личности в  избранной области деятельности.

3-я ступень (старшая школа)

Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.


При организации дополнительного  образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы [31]:

  • Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. 
    Например, если ребёнку понравилось заниматься в начальной школе в объединении «Занимательный дизайн», то в средней и в старшей школе он, вероятно, выберет для  себя объединение «Погружение в мир дизайна».
  • Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования.  
    Каждый кабинет по сути является центром образования и воспитания, на базе которого проходят не только урочные занятия, но и работа предметных объединений, индивидуальных занятий, осуществляется проектная деятельность.
  • Принцип индивидуализации ( личностно-ориентированный подход).
  • Принцип деятельностного подхода. 
    Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды  деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
  • Принцип творчества. 
    Каждое дело, занятие (создание и моделирование проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
  • Принцип разновозрастного единства. 
    Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно, в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
  • Принцип открытости системы. 
    Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

Главной специфической  чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить [30,31]:

  • целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;
  • определённую стабильность и постоянное развитие;
  • необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;
  • сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
  • поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей      организации жизни ученического и педагогического коллективов;
  • сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.

В основном, все педагоги дополнительного образования являются учителями школы.

Программы дополнительного  образования в средних общеобразовательных  школах имеют примерно следующие  направленности [30]:

-  Научно-техническую:

1.Занимательное черчение. 
2.Информатика. 
3.Информационные технологии на уроках географии и вне урока.

- Физкультурно-спортивную :

1.Спортивные игры. 
2.Волейбол для школьников.

-  Художественно-эстетическую :

1.Декоративно-прикладное  творчество. 
2.Театр на французском языке. 
3.Изобразительное искусство. 
4.Творческая мастерская.

-  Эколого-биологическую :

1.Экология.Устойчивое  развитие.

-  Военно-патриотическую:

1.Знатоки военной истории.

- Социально-педагогическую :

1.Безопасность жизнедеятельности. 
 2.Основы государства и права. 
 3.Объединение «Светофор (Изучение ППД). 
 4.Психология самоопределения. 
 5.Основы правовой культуры. 
 6.Твоя профессиональная карьера. 
 7.Психология успеха. 
 8.Человек и  закон.

- Естественно- научную:

1.За страницами учебника математики. 
2.Погружение в математику. 
3.Химия вокруг нас. 
4.Занимательная математика. 
5.Гимнастика ума. 
6.Математика для любознательных. 
7.Увлекательная математика.

- Культурологическую:

1.Театр на английском (немецком, французском) языке. 
 2.Занимательный английский. 
 3.Английский с удовольствием. 
 4.Введение в языкознание. 
 5.История мировых религий. 
 6.Выразительное чтение. 
 7.Прогресс день за днём (англ.) 
 8.Коммуникативный английский. 
 9.Практика перевода с английского и наоборот. 
10.Риторика. 
11.Литературно-драматическое объединение « Солнышко». 
12.Краеведение на английском языке. 
13.Английский (немецкий, французский) с удовольствием (6 объединений).

В школах с углубленным  изучением различных предметов, в том числе, с углубленным  изучением дизайна, больше всего объединений соответствующей направленности.

Что касается распределения  почасовой нагрузки по возрастным ступеням, то это выглядит примерно следующим  образом:

  • начальная школа – 21 часов;
  • средняя школа – 75 часов;
  • старшая школа – 24 часа.

Получается 109 часов, хотя общее количество часов в учебном плане – 103. Это происходит из-за того, что в некоторых объединениях занимаются одновременно дети разных возрастных ступеней [31].

Таким образом, дополнительное образование активно используется и действует в содействии с системой школьного образования, углубляя и закрепляя знания и навыки учащихся в тех или иных областях знаний и творчества.

1.2 Дизайн-образование  в школе

На протяжении многих лет в общеобразовательной школе господствовала концепция трудового обучения: воспитание трудолюбия, политехническая подготовка и ранняя профориентация [22,27].

Сегодня школа ориентирована  на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности. Это, в свою очередь, послужило основой для реформирования трудового обучения, преемницей которого стала образовательная область «Технология», включающая, в первую очередь, на современом этапе аспекты эстетического и творческого обучения, часто изучаемая и в системе дополнительного образования. Предмет «Технология» в ряде европейских стран базируется на следующих положениях [15]:

  • решение проблем — один из важнейших видов деятельности человека, включающий выдвижение самых смелых предположений по выработке решений, их критику, исправление допущенных ошибок. Образовательная область «Технология» призвана развивать у учащихся навыки проектирования и изготовления изделий и систем;
  • созданные учащимися изделия и системы должны служить улучшению качества жизни людей. Социальные отношения людей друг с другом во многом опосредованы объектами искусственного мира. Поэтому понимание социального воздействия изделий и систем должно являться неотъемлемой частью технологического образования;
  • при обучении школьников проектированию и изготовлению необходимо создать такую обучающую среду, которая сможет сделать их в большей степени ориентированными на человека. Наряду с приобретением дизайнерских знаний и умений технологическое образование в равной степени связано с развитием социальной ответственности;
  • успешным результатом технологического образования являются творческие, активные дети с широким кругозором, имеющие навыки в области дизайна и проектирования, технологии обработки материалов, коммуникации, способные приобретать новые навыки по мере необходимости. Главной целью образовательной области «Технология» определена подготовка учащихся к самостоятельному выбору профессии для поступлений в колледжи, лицеи и вузы.

Информация о работе Методы обучения дизайну