Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании материала используемой литературы выявить и теоретически обосновать методы обучения дизайну учащихся старших классов (10 – 11) в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс и результат обучения дизайну учащихся старших классов в системе дополнительного образования.
11-й класс
Знать:
Уметь:
Содержание курса обучения 10–11-х классов (теория, практика) [12]
Первый год обучения (10-й класс)
Цели и задачи:
На первом году обучения
учащиеся изучают свойства материалов,
применяемых в декоративно-
На практических занятиях учащиеся занимаются составлением композиций из живых и сухих растительных форм (панно, коллажи, трехмерные композиции), разрабатывают проекты сувениров из керамики, исполняют проекты в материале.
Раздел 1. Введение в курс обучения по “Декоративно-оформительскому искусству и основам дизайна”.
1.1. Цели, задачи и порядок изучения курса. Требования к уровню подготовки учащихся, требования к учебным заданиям.
1.2. Организация обучения
на профиле. Культура труда.
Правила техники безопасности
и пожарной безопасности при
работе с материалами и
1.3. Основные технологические
понятия и виды деятельности
по специальностям
Раздел 2. Основы
технологической и
Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. Интенсификация труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий [12].
Раздел 3. Дизайн и оформление интерьера. Материалы. Новые технологии.
Теория: Дизайн среды, его направления. Декоративные элементы в интерьере. Материалы, используемые в интерьере: общие сведения. Растительные формы: аранжировочная композиция, выразительные средства, виды работ. Глина: основы гончарного ремесла. Народные гончарные и игрушечные промыслы в России. Тавологская глиняная игрушка (г. Невьянск Свердловской обл.). Классификация и виды художественных керамических изделий.
Керамическое сырье, свойства глины, способы формования и декорирования, инструменты. Технологический процесс изготовления изделий. Текстиль в интерьере: виды работ, технология, инструменты и материалы.
Практика: Работа с растительными формами. Темы по выбору: бутоньерка, коллаж, новогоднее дерево. Работа с глиной: подготовка глины, организация рабочего места, инструменты; техпроцесс изготовления керамических изделий. Творческая работа с использованием изученных способов формования, приемов лепки и декорирования – тема “Новогодний сувенир”. Роспись по ткани (батик) – трафаретная и акварельная техники, аэрография. Выполнение тематической композиции в технике монотипии. Выставки творческих работ учащихся. Оформление праздников в школах города, мастер-классы [12].
Раздел 4. История и основы дизайна. Графический дизайн. Преобразовательная и проектная деятельность.
Теория: Художественные направления в искусстве. Стили в интерьере: исторические (древнеегипетский, античный, романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн); стили ХХ, ХХ1в.в.(ар-деко, конструктивизм, минимализм, хай-тек, техно, этностиль, кантри, эклектизм(китч), традиционный, бионика, экологический. Композиция в дизайне: общие признаки предмета, категории композиции(целостность, пропорциональность, ритм, масштабность, фактура, цвет (значение цвета, его психофизиологическое воздействие на человека; структура цветового круга, гармоничные сочетания цветов; характеристика цвета: тон, насыщенность, контраст, нюанс, явление иррадиации). Графический дизайн: проект, требования к проекту, оформление технической документации. Производство и экология.
Практика: Сравнительный анализ по стилям (использование информационного и иллюстративного материала). Орнаментальные композиции с использованием стилевых особенностей предметной среды (линия, форма, цвет). Общие признаки предмета: решение равновесия композиции линией, формой, цветом. Графический дизайн: творческий проект “Мой дом” (“Моя комната”) – планы комнаты “до” и “после” перепланировки, развертка стен комнаты, изометрическая проекция комнаты, защита и оформление проекта [12].
Раздел 5. Подведение итогов.
Подведение итогов за 1-е и 2-е полугодие, анализ и разбор работ, отбор работ в выставочный фонд. Оформление работ (паспарту, рамки, этикетки). Выставка работ в МОУ, городская выставка детского творчества – “День защиты детей” (графика, керамика), мастер-класс на ярмарке ко “Дню города” Профессиональная ориентация. Производство и экология: опасности технологической среды и защита от нее.
Второй год обучения (11-й класс) [12]
Цели и задачи:
В процессе изучения раздела “Основы дизайна” учащиеся закрепляют знания по истории дизайна, по вопросам эстетизации мира вещей, организации предметной среды, изучают принципы, закономерности и средства формообразования [12,15].
Основной акцент на 2-ом году обучения делается на практическую деятельность учащихся: планирование, разработка и защита проекта (эскизные разработки, воплощение проектируемого изделия в материале); декоративно-оформительская работа – декорирование интерьера; реклама предприятия (графический дизайн). В конце курса обучения проводится конкурс мастерства по предмету, экзамен.
Раздел 1. Введение в курс обучения по “Декоративно-оформительскому искусству и основам дизайна”.
1.1. Цели, задачи, содержание курса обучения. Требования к уровню подготовки учащихся, требования к учебным заданиям.
1.2. Организация обучения на профиле. Культура труда. Правила техники безопасности и пожарной безопасности при работе с материалами и инструментами в декоративно-оформительской работе.
1.3. Профессиональная
ориентация: Формирование профессиональных
планов, пути получения
Раздел 2. Основы
технологической и
Маркетинг как составляющая деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Инновационная деятельность предприятия в условиях конкуренции. Алгоритм проектирования продукта труда. Экспертиза разработок. Интеллектуальная собственность и способы ее защиты. Региональный рынок труда, центры трудоустройства. Виды и формы получения профессионального образования. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Подготовка резюме для получения трудоустройства.
Раздел 3. Дизайн и оформление интерьера. Преобразовательная и проектная деятельность.
Новые художественные направления и специальности в дизайне.
Теория: Художественные направления и специальности в дизайне, роль дизайна в создании товаров и услуг. Дизайн и оформление интерьера. Композиция в дизайне, категории композиции (повторение –10-й класс) Преобразовательная и проектная деятельность. Домашняя и прикладная экономика, предпринимательство. Декоративные элементы в интерьере. Проектная документация, графическое моделирование – изометрическая проекция изделии, построение перспективы по одной точке схода; макетирование – виды макетов, материалы и инструменты. Технология обработки материалов [12].
Практика: Композиция в дизайне, декоративные элементы в интерьере. Творческий проект “Мой дом” (продолжение работы: графическое моделирование предметной среды, декоративные элементы в интерьере – исполнение изделия, макетирование). Темы проектов по выбору: рамка для фотографий, светильник (витраж, батик), ширма, рабочее место школьника. Работа с литературой, стандарты на технические условия, размеры. Выполнение эскизных зарисовок, чертежа, технического рисунка или изометрической проекции в цвете. Предлагается рассмотреть предметы в соответствии с требованиями стилевого единства и эргономики. Работа на формате А4, карандаш, акварель. В изготовлении макета или конкретного изделия используются материалы: бумага, картон, ткань, клейкая пленка, пенопласт, стекло, проволока и другие. Технология обработки материалов (приемы, способы, инструменты).
Раздел 4. Декоративно-оформительская работа. Графический дизайн. Реклама.
Социальное обслуживание.
Теория: графический дизайн, его направления. Виды графики (книжная, станковая, прикладная, компьютерная, плакатная), материалы и инструменты. История письменности, классификация шрифта, виды шрифта, основные сведения о шрифтах, композиция плоскости, выразительные средства. Трафареты: понятие, назначение, виды трафаретов, изготовление трафаретов, материалы и инструменты. Реклама предприятия, требования к рекламе. Рекламный плакат, требования к плакату.
Практика: Графический дизайн. Реклама проекта. Трафареты, их использование в оформительской практике, подготовка шрифта под трафарет. Вырезание трафарета для рекламного плаката. Работа по трафаретам. Выполнение творческой работы – рекламный плакат (сфера предпринимательской деятельности): работа над эскизами , исполнение работы на ф.А2, гуашь.
Реклама предприятия, социальное обслуживание: выполнение заказов МОУ, школ города: методические плакаты, газеты и другие работы. Подбор иллюстративного и информационного материала; работа над эскизами; расчет, разметка и размещение текста; выбор материала и техники исполнения; подготовка планшета к работе; исполнение и оформление творческих работ [12].
Раздел 5. Конкурс мастерства. Экзамен.
Тестирование по основным
темам программы курса
Раздел 6. Подведение итогов.
Подведение итогов за 1-е, 2-е полугодие. Разбор и анализ учебных, конкурсных и экзаменационных работ учащихся.
Оформление творческих работ и выставки работ учащихся, мастер-классы с участием учащихся: экспозиция работ в кабинете, в МОУ (День открытых дверей), городские выставки (День защиты детей, День города, к знаменательным датам и др.).
Перечень
учебно-методического
Для образовательного процесса по данной программе необходимо иметь:
I. Помещение: