Методы обучения дизайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании материала используемой литературы выявить и теоретически обосновать методы обучения дизайну учащихся старших классов (10 – 11) в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс и результат обучения дизайну учащихся старших классов в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Aktualnost_temy_issledovania (1).doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

11-й класс

Знать:

  1. Законы формообразования и проектирования предметной среды.
  2. Основы графического дизайна, его направления. Основы проектной деятельности.
  3. Виды шрифтов, основные сведения о шрифтах, распределение элементов на плоскости.
  4. Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека.
  5. Знать основы маркетинга как составляющей деятельности предприятия.

Уметь:

  1. 1.Проводить анализ достоинств и недостатков изделий, в соответствии с требованиями композиции и эргономики.
  2. 2.Владеть техникой начертания 3 – 4 – х видов шрифта.
  3. 3. Оценивать свои личностные, физические и психологические качества при выборе профессии, ориентироваться в мире профессий художественного профиля,
  4. 4.Владеть навыками культуры и эстетики труда.

Содержание  курса обучения 10–11-х классов (теория, практика) [12]

Первый  год обучения (10-й класс)

Цели и задачи:

  1. Изучение способов и технологий работы с различными материалами, которые служат основой для создания различных объектов деятельности человека.
  2. Активизация творческой деятельности подростка, развитие образного мышления и пространственного представления, имеющих важное значение в художественно-конструкторском творчестве, связанного с изучением курса “Основы дизайна”.
  3. Развитие и совершенствование навыков в работе с материалами.
  4. Воспитание технологической и потребительской культуры.

На первом году обучения учащиеся изучают свойства материалов, применяемых в декоративно-оформительской практике, оформлении интерьера дома, виды работ и технологию работы с этими материалами (растительные формы, гипс, ткань, глина и др.), знакомятся с направлениями дизайна среды и графическим дизайном.

На практических занятиях учащиеся занимаются составлением композиций из живых и сухих растительных форм (панно, коллажи, трехмерные композиции), разрабатывают проекты сувениров из керамики, исполняют проекты в материале.

Раздел 1. Введение в курс обучения по “Декоративно-оформительскому  искусству и основам дизайна”.

1.1. Цели, задачи и порядок  изучения курса. Требования к уровню подготовки учащихся, требования к учебным заданиям.

1.2. Организация обучения  на профиле. Культура труда.  Правила техники безопасности  и пожарной безопасности при  работе с материалами и инструментами  в декоративно-оформительской работе и проектной деятельности по основам дизайна.

1.3. Основные технологические  понятия и виды деятельности  по специальностям художественного  профиля. Тестирование.

Раздел 2. Основы технологической и потребительской  культуры.

Материальное производство, сфера услуг и сервиса, коммерция. Пути и средства снижения негативного влияния производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. Основные отрасли производства и ведущие предприятия региона. Основные подразделения и профессиональный состав специалистов производственных, коммерческих и сервисных предприятий. Назначение менеджмента на предприятии. Основные направления менеджмента. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к организации рабочего места. Обеспечение безопасности труда. Нормирование труда. Интенсификация труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий [12].

Раздел 3. Дизайн и оформление интерьера. Материалы. Новые технологии.

Теория: Дизайн среды, его направления. Декоративные элементы в интерьере. Материалы, используемые в интерьере: общие сведения. Растительные формы: аранжировочная композиция, выразительные средства, виды работ. Глина: основы гончарного ремесла. Народные гончарные и игрушечные промыслы в России. Тавологская глиняная игрушка (г. Невьянск Свердловской обл.). Классификация и виды художественных керамических изделий.

Керамическое сырье, свойства глины, способы формования и декорирования, инструменты. Технологический процесс  изготовления изделий. Текстиль в интерьере: виды работ, технология, инструменты и материалы.

Практика: Работа с растительными формами. Темы по выбору: бутоньерка, коллаж, новогоднее дерево. Работа с глиной: подготовка глины, организация рабочего места, инструменты; техпроцесс изготовления керамических изделий. Творческая работа с использованием изученных способов формования, приемов лепки и декорирования – тема “Новогодний сувенир”. Роспись по ткани (батик) – трафаретная и акварельная техники, аэрография. Выполнение тематической композиции в технике монотипии. Выставки творческих работ учащихся. Оформление праздников в школах города, мастер-классы [12].

Раздел 4. История  и основы дизайна. Графический дизайн. Преобразовательная и проектная деятельность.

Теория: Художественные направления в искусстве. Стили в интерьере: исторические (древнеегипетский, античный, романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн); стили ХХ, ХХ1в.в.(ар-деко, конструктивизм, минимализм, хай-тек, техно, этностиль, кантри, эклектизм(китч), традиционный, бионика, экологический. Композиция в дизайне: общие признаки предмета, категории композиции(целостность, пропорциональность, ритм, масштабность, фактура, цвет (значение цвета, его психофизиологическое воздействие на человека; структура цветового круга, гармоничные сочетания цветов; характеристика цвета: тон, насыщенность, контраст, нюанс, явление иррадиации). Графический дизайн: проект, требования к проекту, оформление технической документации. Производство и экология.

Практика: Сравнительный анализ по стилям (использование информационного и иллюстративного материала). Орнаментальные композиции с использованием стилевых особенностей предметной среды (линия, форма, цвет). Общие признаки предмета: решение равновесия композиции линией, формой, цветом. Графический дизайн: творческий проект “Мой дом” (“Моя комната”) – планы комнаты “до” и “после” перепланировки, развертка стен комнаты, изометрическая проекция комнаты, защита и оформление проекта [12].

Раздел 5. Подведение итогов.

Подведение итогов за 1-е и 2-е полугодие, анализ и разбор работ, отбор работ в выставочный фонд. Оформление работ (паспарту, рамки, этикетки). Выставка работ в МОУ, городская выставка детского творчества – “День защиты детей” (графика, керамика), мастер-класс на ярмарке ко “Дню города” Профессиональная ориентация. Производство и экология: опасности технологической среды и защита от нее.

Второй  год обучения (11-й класс) [12]

Цели и задачи:

  1. Совершенствование ЗУН в работе с материалами.
  2. Использование базовых ЗУН школьников за курс обучения в творческой художественной и проектировочной деятельности, реализующее и развивающее их образное и проектное мышление [12,стр.36].

В процессе изучения раздела  “Основы дизайна” учащиеся закрепляют знания по истории дизайна, по вопросам эстетизации мира вещей, организации предметной среды, изучают принципы, закономерности и средства формообразования [12,15].

Основной акцент на 2-ом году обучения делается на практическую деятельность учащихся: планирование, разработка и защита проекта (эскизные разработки, воплощение проектируемого изделия в материале); декоративно-оформительская работа – декорирование интерьера; реклама предприятия (графический дизайн). В конце курса обучения проводится конкурс мастерства по предмету, экзамен.

Раздел 1. Введение в курс обучения по “Декоративно-оформительскому искусству и основам дизайна”.

1.1. Цели, задачи, содержание  курса обучения. Требования к  уровню подготовки учащихся, требования  к учебным заданиям.

1.2. Организация обучения  на профиле. Культура труда.  Правила техники безопасности и пожарной безопасности при работе с материалами и инструментами в декоративно-оформительской работе.

1.3. Профессиональная  ориентация: Формирование профессиональных  планов, пути получения профессионального  образования. Психофизиологические  ресурсы личности и их учет при выборе профессии. Трудоустройство [12].

Раздел 2. Основы технологической и потребительской  культуры.

Маркетинг как составляющая деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Инновационная  деятельность предприятия в условиях конкуренции. Алгоритм проектирования продукта труда. Экспертиза разработок. Интеллектуальная собственность и способы ее защиты. Региональный рынок труда, центры трудоустройства. Виды и формы получения профессионального образования. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Подготовка резюме для получения трудоустройства.

Раздел 3. Дизайн и оформление интерьера. Преобразовательная и проектная деятельность.

Новые художественные направления  и специальности в дизайне.

Теория: Художественные направления и специальности в дизайне, роль дизайна в создании товаров и услуг. Дизайн и оформление интерьера. Композиция в дизайне, категории композиции (повторение –10-й класс) Преобразовательная и проектная деятельность. Домашняя и прикладная экономика, предпринимательство. Декоративные элементы в интерьере. Проектная документация, графическое моделирование – изометрическая проекция изделии, построение перспективы по одной точке схода; макетирование – виды макетов, материалы и инструменты. Технология обработки материалов [12].

Практика: Композиция в дизайне, декоративные элементы в интерьере. Творческий проект “Мой дом” (продолжение работы: графическое моделирование предметной среды, декоративные элементы в интерьере – исполнение изделия, макетирование). Темы проектов по выбору: рамка для фотографий, светильник (витраж, батик), ширма, рабочее место школьника. Работа с литературой, стандарты на технические условия, размеры. Выполнение эскизных зарисовок, чертежа, технического рисунка или изометрической проекции в цвете. Предлагается рассмотреть предметы в соответствии с требованиями стилевого единства и эргономики. Работа на формате А4, карандаш, акварель. В изготовлении макета или конкретного изделия используются материалы: бумага, картон, ткань, клейкая пленка, пенопласт, стекло, проволока и другие. Технология обработки материалов (приемы, способы, инструменты).

Раздел 4. Декоративно-оформительская работа. Графический дизайн. Реклама.

Социальное обслуживание.

Теория: графический дизайн, его направления. Виды графики (книжная, станковая, прикладная, компьютерная, плакатная), материалы и инструменты. История письменности, классификация шрифта, виды шрифта, основные сведения о шрифтах, композиция плоскости, выразительные средства. Трафареты: понятие, назначение, виды трафаретов, изготовление трафаретов, материалы и инструменты. Реклама предприятия, требования к рекламе. Рекламный плакат, требования к плакату.

Практика: Графический дизайн. Реклама проекта. Трафареты, их использование в оформительской практике, подготовка шрифта под трафарет. Вырезание трафарета для рекламного плаката. Работа по трафаретам. Выполнение творческой работы – рекламный плакат (сфера предпринимательской деятельности): работа над эскизами , исполнение работы на ф.А2, гуашь.

Реклама предприятия, социальное обслуживание: выполнение заказов МОУ, школ города: методические плакаты, газеты и другие работы. Подбор иллюстративного  и информационного материала; работа над эскизами; расчет, разметка и  размещение текста; выбор материала и техники исполнения; подготовка планшета к работе; исполнение и оформление творческих работ [12].

Раздел 5. Конкурс  мастерства. Экзамен.

Тестирование по основным темам программы курса обучения. Задания на технику исполнения различных  видов шрифта, использование материала и инструмента. Оценка качества исполнения и композиционного решения творческой работы. Защита проектов по дизайну интерьера, творческих работ (плакат, керамическое изделие).

Раздел 6. Подведение итогов.

Подведение итогов за 1-е, 2-е полугодие. Разбор и анализ учебных, конкурсных и экзаменационных работ учащихся.

Оформление творческих работ и выставки работ учащихся, мастер-классы с участием учащихся: экспозиция работ в кабинете, в  МОУ (День открытых дверей), городские  выставки (День защиты детей, День города, к знаменательным датам и др.).

Перечень  учебно-методического обеспечения  на профиле. [12]

Для образовательного процесса по данной программе необходимо иметь:

I. Помещение:

  1. учебный класс (площадь 45–50 м2 из расчета 2,0 м2 на 1 учащегося при фронтальных формах работы – 15 человек, пол – линолеум на утепленной основе);
  2. практический класс (площадь не менее 57 м2 из расчета 3,5 м2 на 1 учащегося при индивидуальной и групповой форм работы – 15 человек, пол – линолеум на утепленной основе);
  3. лаборантская (площадь ≈18 м2, пол – керамическая или мозаичная плитка);
  4. наличие раковин в классах и лаборантской.

Информация о работе Методы обучения дизайну