Методы обучения дизайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании материала используемой литературы выявить и теоретически обосновать методы обучения дизайну учащихся старших классов (10 – 11) в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс и результат обучения дизайну учащихся старших классов в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Aktualnost_temy_issledovania (1).doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Многие архитекторы  считали, что старую культуру надо полностью  разрушить и на её развалинах построить совершенно новую, коллективистскую культуру коммуны.

Одними из наиболее интересных представлений этого нового течения  в искусстве были В. Таткин, А. Родченко, Л. Попова. В конце тридцатых годов  дизайн стал проникать и в область культурно-бытовых изделий: художники участвовали в проектировании первого советского дискового телефона, радиоприёмника, осветительной аппаратуры, мебели.

Дальнейшему продвижению  этих интересных работ помешало приближение  второй мировой войны. Параллельно созданию удачных новинок в серийной массовой промышленности, нащупывались и пути новой науки ЭРГОНОМИКИ. Велись теоретические разработки и в области дизайнерского проектирования в судостроении и автомобильном кузовостроении.

В отличие от сферы  “чистой техники” дизайнерские произведения в той или иной мере носят на себе следы влияния личности художника [27,стр.32].

В нашей многонациональной  стране дизайн, естественно, носит отпечаток  местных традиций. Можно говорить, например, об эстонском дизайне. В  этой маленькой прибалтийской республике успешно трудится большая группа дизайнеров.

Но не только эстонское  дизайнерское искусство отличается своей самобытностью. Можно столкнуться  с самыми неожиданными примерами, когда  не только бытовые изделия, но и машины, созданные в других республиках и краях, носят ощутимый отпечаток местной культуры. Но интересно то, что дизайнеры сумели придать внешней форме машины очень своеобразный облик: в нём ясно прочитывается принадлежность региональной культуре.

Большое значение в деле популяризации творческих достижений и задач российского дизайна имеют специализированные выставки. Многоцелевая деятельность дизайна требует большого количества специалистов. Первые дизайнеры в России вышли из среды архитекторов, художников-декораторов, графиков и инженеров.

Дизайнерская задача состоит здесь в том, чтобы  комплект деталей давать возможность  собирать серии красивых и удобных  предметов, к тому же в наибольшем количестве вариантов. Эта задача как  захватывающе интересна, так и сложна. Она требует не только плодотворных идей, но и весьма непростых организационных мероприятий [27].

Для проверки новых предложений, новых типов и форм мебели, её качественного уровня служат конкурсы на лучшие образцы мебели.

Если отвлечься от чисто технических задач, то самое примечательное в деятельности дизайнеров здесь – это гуманистический аспект. Исцеление человека или помощь ему – ещё не всё. Нужно снять ощущение страха перед процедурой лечения, перед инструментами, перед всей обстановкой кабинета или больничной палаты. Так в области медицинской техники сталкиваются два типа потребителя: врач и больной.

Посуду проектируют  художники-керамисты. В России насчитывается  несколько десятков специальных  предприятий – фарфоро-фаянсовых  заводов. На каждом из них работают свои художники. На крупнейших заводах Ломоносовском, Дулевском, Конаковском – имеются давние традиции, сложившейся художественной школы. Раньше форму изделия ваяли одни (скульпторы) , а роспись производили другие, которых так и называли – живописцы.

Десятки заводов выпускают радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны, магнитолы и многие другие предметы бытовой радиоэлектроники. Нетрудно представить всё многообразие этих изделий.

Перенасыщение современной  квартиры разнообразной аппаратурой, которая с каждым годом делается всё совершеннее и привлекательнее, ставит перед дизайнером задачу превращения всех отдельных единиц в некоторую систему. Для этого найдена реальная возможность: у магнитофона, телевизора, приёмника, например есть одинаковые узлы – динамики или акустические блоки.

Службы технической  эстетики возглавляет всесоюзный научно-исследовательский  институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с его филиалами в крупнейших городах страны – С. Петербурге, Киеве, Харькове, Ереване, Баку, Свердловске, Минске, Вильнюсе, Тбилиси, Хабаровске. Деятельность института и его филиалов необычайна многогранна. Институт ведёт проектирование не только в обычном смысле этого слова, но и проектирование показательное, проектирование “завтрашнего дня” [27,стр.39] .

В результате существования “дизайн-программы” сейчас все предприятия отрасли переходят на изготовление приборов по предложенному ВНИИТЭ принципу.

Практическая деятельность института технической эстетики связана с самыми многообразными научными изысканиями в области  теории и практики художественного конструирования. Институт ведёт широкую издательскую деятельность.

Институт технической  эстетики не может охватывать всю  многогранную деятельность по созданию новой предметной среды, новых изделий, благоустройства территории и проч. В каждой отрасли – свои задачи, свои традиции, свои перспективы. Перед одной из групп дизайнеров была поставлена как будто бы чисто практическая задача – спроектировать бытовой электроутюг. Технологическая основа его при этом не должна была кардинально переделываться. Ведущий худ. группы (В. Коновалов) поставил перед собой цель – из одних и тех же унифицированных элементов сделать несколько разных по своему назначению и применяемому материалу типов утюга. Автор не только добился своей цели, но и сумел создать удивительно разнообразную серию, причём каждый из утюгов получил свой пластический характер, свой облик [27].

Б) Итак, цель дизайна - художественное проектирование предметно-пространственной среды человека, конструирование  эстетических свойств окружающего нас предметного мира [22,27].

Задачи:

  • польза и красота
  • удобство
  • простота изготовления
  • серийность
  • транспортировка
  • упаковка и т.д.  1 мин.

В) Виды дизайна. 20 мин.

Промышленный дизайн (Приложение 1)

Промышленный дизайн - это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.

Создание новой вещи - сложный творческий производственный процесс, в котором участвуют: учёные, инженеры и дизайнеры.

Дизайнер задумывает вещь, не только её форму, но и характер пользования ею, специфику и место среди других вещей, а от сюда её потребительские и товарные свойства [22].

Художник всегда выражает себя в своих произведениях. Дизайнеру  позволено это делать без каких-либо ограничений.

Графический дизайн (Приложение 2)

Графический дизайн - это  промышленная графика, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые  работы.

Фирменный стиль включает создание знаков и шрифтов.

Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне  может быть одним из примеров стилизации формы.

Отличительные особенности  знака - обобщённость и условность в  изображении предметных форм [22].

Книжный дизайн (Приложение 3)

Книжный дизайн - это новые, разнообразные конструкции книги.

Дизайнер занимается оформлением книги: определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т.д.).

Большую роль играет разработка внешнего облика книги (переплет и обложка), форзаца и различных элементов оформления внутри книги (титульный лист, иллюстрации) [22,27].

Визаж (Приложение 4)

Визаж (искусство макияжа) - участвует в создании прекрасного  облика человека. Визажист - дизайнер и  архитектор лица. Понятие "макияж" имеет два значения: в одном случае подразумевают косметические препараты, служащие рабочим материалом для визажиста, а в другом - искусство оформления лица (дневной, вечерний, фантазийный, карнавальный и др.)

Дизайн одежды (Приложение 5)

Дизайн одежды - моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ.

Мода - это отражение  нашего мировоззрения, образа жизни, культурного  уровня, социальных условий и других слагаемых жизни общества.

Фитодизайн (Приложение 6)

Фитодизайн - составление  отдельных объемных или плоских  композиций из живых или засушенных цветов и растений, а так же целостное  оформление интерьеров предметами флоры. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт помещения и улучшает его микроклимат.

Ландшафтный дизайн (Приложение 7)

Ландшафтный дизайн - дизайн среды. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством территорий, учитывая взаимосвязь зелёных насаждений и архитектурных построек.

5. Практическая часть. Работа в группах по созданию дизайна. 10 мин.

Цели: закрепить полученные знания по видам дизайна, развитие художественного воображения учащихся, умение работать в коллективе.

Учащиеся класса делятся  на 4е группы для выполнения совместной работы. Перед каждой группой ставится конкретная задача, для выполнения которой учитель обеспечивает рабочим  материалом группу - лист бумаги (формат А3), цветные карандаши и фломастеры.

  • 1 группа - проект автобусной остановки.
  • 2 группа - эскиз фантазийного макияжа
  • 3 группа - дизайн сотового телефона
  • 4 группа - эскиз современной школьной фор

6. Представление работ. После выполнения работы один ученик из группы представляет разработанный дизайнерский проект группы. 4 мин.

7. Вывод. Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с одним из видов искусства - дизайном, с его многообразием и значением в современном мире. Вы все сегодня были немного дизайнерами 1 мин.

8. Домашнее задание. 2 мин.

Разработать ландшафтный  дизайн - "Школьная территория".

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя известному утверждению  классика о том, что «Красота спасет мир», специалисты создают уникальные образцы дизайна, воплощающих красоту  и в ее самом естественном виде (ландшафтный дизайн), и в ярком и притягивающим взгляды (книжный, графический дизайн) [25,27]. Формируя красивую среду вокруг жилища, в самом жилище, и, в целом, в окружающей среде, мы способствуем тому, чтобы оно максимально пребывало в гармонии с человеком, где каждый мог бы чувствовать себя комфортно.

И в наше время, в условиях интенсивного развития конкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического  воспитания является особой. Оно развивает  вкус, умение замечать прекрасное и  безобразное [10,16]. При эстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками, включение его в личностный ценностно-ориентированный процесс преобразовательной деятельности, происходит целенаправленнее, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития. Конечной целью эстетического образования и воспитания является формирование творчески активной личности, личности неповторимой, оригинальной.

На современном этапе  развития общества важное место занимает направленность образовательных и  воспитательных задач трудовой подготовки будущих производителей материальных и культурных ценностей на формирование личности, владеющей эстетической культурой, знаниями народных художественных традиций и законов дизайна, практическими умениями эстетического преобразования окружающей предметной среды [16].

Решение этих задач в  образовательной области «Технология», «Изобразительное искусство» лежит  в плоскости организации в  школах системы эстетического воспитания и эстетического образования (как  в общеобразовательной системе, так и в системе дополнительного образования), развития у учащихся творческого начала, способностей воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, жить и творить по «законам красоты» [15,стр.27].

Анализ социологической, философской, педагогической и психологической литературы позволил установить, что вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения с давних пор интересовались философы, деятели искусства, педагогики, психологи, стремившиеся использовать эстетическое воспитание в целях утверждения определенных политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов.

В античные времена почти  единственным средством формирования эстетической культуры признавалось искусство, и смысл эстетического воспитания понимался, прежде всего, в духе формирования художественных способностей. Теоретики эпохи Возрождения важнейшим средством гуманистического воспитания считали искусство. Овладение средствами искусства входило как необходимый элемент в систему подготовки универсально образованного человека [16,28,29].

По мнению утопистов (Т. Мор, П. Оуэн, Сен-Симон и др.) эстетическое воспитание – «это дело всего общества, средство развития личности, формирование ее высоких гражданских и нравственных качеств» [28,стр.74]. Одна из важнейших  идей утопистов – идея всеобщности эстетического воспитания, равного участия всех людей в производстве и потреблении эстетических ценностей.

Информация о работе Методы обучения дизайну