Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании материала используемой литературы выявить и теоретически обосновать методы обучения дизайну учащихся старших классов (10 – 11) в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс и результат обучения дизайну учащихся старших классов в системе дополнительного образования.
Это предполагает [15]:
Таким образом, в настоящий момент «Технология» определяется как «образовательная область, в основе которой лежит творческий процесс преобразовательной деятельности, нацеленный на решение конкретных проблем и подразумевающий использование различных материалов для реализации своих решений. Приоритетной является проектная дизайнерская деятельность» [15,стр.26].
Данное определение подводит к необходимости рассматривать содержание блока «Технология» с позиции необходимости дизайнобразования учащихся. Культура дизайна — знание, умение и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции —является частью технологической культуры современного человека и должна рассматриваться в образовательной области «Технология» и в системе дополнительного образования [15]. Действительно, на уроках и дополнительных занятиях учащиеся изготавливают предметы для практического использования, что требует от них понимания тех правил, по которым разрабатываются эти изделия. В общеобразовательной школе нужно готовить создателей предметной среды (в широком смысле слова) и ее потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания.
При этом, учитывая многочисленные толкования сущности дизайна, можно в самом общем виде определить дизайн как проектную деятельность по созданию гармоничной предметной среды различных сфер жизни человека. Это определение раскрывает дизайн как комплексную деятельность, включающую как интеллектуальную, конструкторскую составляющую, так и художественную, эмоционально-эстетическую [15,27].
К сожалению, на сегодняшний день в содержании занятий две стороны этой единой деятельности до сих пор искусственно разделены. На уроках конструирования работа ведется только над конструкцией с сугубо технической точки зрения, а внешние качества изделия, его выразительность при этом фактически не учитываются; на уроках художественной обработки материалов рассматриваются преимущественно те параметры, которые определяют внешний вид изделия, а его функциональные свойства при этом упоминаются вскользь.
Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью говорить о необходимости внедрения дизайн-образования в практику школы в рамках как технологической подготовки учащихся, так и в системе дополнительного образования, ибо пробуждение в человеке художника, творца и ценителя прекрасного вызывает только художественная деятельность, непосредственно вложенная в жизнестроительство. В первую очередь к ней относится создание и украшение предметной среды своей жизнедеятельности, т.е. деятельность, близкая к дизайнерской.
В то же время в большинстве образовательных учреждений по-прежнему приоритет отдается изучению социальных и гуманитарных областей знаний, без учета того, что жизнедеятельность человека проходит преимущественно в технологической среде. Обучение же дизайну в школе практически отсутствует, не считая ограниченного «вкрапления» элементов художественного конструирования в темы по технологии и декоративному рисованию [27].
Вопрос о необходимости дизайн-образования учащихся достаточно давно обсуждается учеными и педагогами. Главная ценностная ориентация дизайнерского образования — это «воспитание проектного мышления, трансляция учащимся методов проектирования» — выдвигается для всех учащихся средней школы, независимо от их способностей и наклонностей [27,стр.14].
Именно сейчас назрела необходимость внедрения непрерывного дизайн-образования в рамках как технологической подготовки школьников, так и в рамках дополнительного образования: начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами [15,27]. Путь непрерывности предполагает реализацию идей дизайна во всей системе образования, чтобы решать важнейшую проблему подготовки школьников как носителей проектной культуры.
Безусловно, предлагаемый подход непрерывного дизайн-образования учащихся требует существенного переосмысления теории и методики технологического и дополнительного образования. В педагогических исследованиях недостаточно изучены теория и практика обучения учащихся основам художественного проектирования как вид мыслительной деятельности, синтезирующей знания основ наук, техники, производства и промышленного искусства. Недостаточно разработано научно-методическое обеспечение как основа творческой, проектно-художественной подготовки учащихся.
Но более существенным на сегодняшний день оказывается отсутствие в школах подготовленных с позиций дизайн-образования учителей. К сожалению, в действующем Государственном стандарте подготовки бакалавров технологического образования отсутствует дисциплина «Дизайн», а значит говорить о какой-либо серьезной дизайнерской подготовке будущих учителей технологии преждевременно [27].
Будущий специалист должен
обладать проектной культурой, включающей
владение многообразными средствами выражения
мысли; понимать сегодняшнюю социально-
Необходимость целостного осмысления непрерывного дизайн-образования как сложной, интегративной и развивающейся образовательной системы, позволяющей разрабатывать адекватные современной ситуации формы и методы включения молодежи в социальную действительность, придает особую актуальность разработке дизайнерского подхода в подготовке школьников.
II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ (10 – 11) В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Программа
обучения дизайну учащихся
В современной системе обучения и воспитания в центре внимания проблемы гармонического развития личности. Главная цель образования в целом– подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важны такие предметы, как «Технология», «Изобразительное искусство», которые, в свою очередь, включают и дизайн-образование. Они помогают подготовить учащихся к осознанному самоопределению, сформировать творческое отношение к качественному осуществлению трудовой деятельности, развить разносторонние качества личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Поэтому эти области должны активно действовать и в системе дополнительнго образования [12,15].
Основная цель курса – «формирование первичных профессиональных знаний, умений, навыков в области дизайна и оформления интерьера, воспитания художественного вкуса школьников, повышение уровня их художественного развития, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям художественной культуры» [12,стр.31].
Задачи:
Принимая во внимание важность привития молодежи технологической культуры, данная программа составлена на основе программы образовательных учреждений “Технология. Трудовое обучение” 5–11-е классы (Москва, издательство “Просвещение” 2007 год). Ее структурная модель обучения включает в себя базовое (ОТК – общий технологический компонент, СТК – специальный технологический компонент) содержание и углубленное (ДПП– допрофессиональная подготовка) изучение раздела “Декоративно – оформительское искусство и основы дизайна” ОО “Технология” [12].
Расширение социальных
контактов подростка и освоение
им поведенческих форм взрослого
мира, активное вхождение в культурное
пространство и поиск своих ценностно-
Программа должна включать теоретическую и практическую части курса обучения, содержание которых соответствует требованиям развивающего обучения с учетом физиологических и возрастных особенностей детей.
Теоретическая часть программы – это уроки, на которых учащиеся знакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами организации пространства [12].
Знакомство с разделами:
“Природные материалы”, “История и
основы дизайна”, “Графический дизайн”,
“Преобразовательная и
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы, пользование инструментами. Разнообразие форм предметно-практической деятельности предполагает дальнейшее обогащение сенсорного опыта старшеклассников как основного источника знаний об окружающей действительности, повышение их творческой активности [12,15].
При изучении основных разделов программы легко осуществляются межпредметные связи с историей, географией, экологией, литературой, русским языком, основанные на историческом материале.
Программа предусматривает изучение материала по следующим образовательным линиям: культура и эстетика труда; основы графики, дизайна; проектная деятельность; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; элементы домашней и прикладной экономики и предпринимательства.
Практическая направленность занятий позволяет учащимся участвовать в оформлении интерьера своих школ, пополнять методический фонд учителя наглядными пособиями, творческими работами, которые принимают участие в городских, областных выставках детского творчества.
Требования к уровню подготовки учащихся [12]
10-й класс
Знать:
Уметь: