Методы обучения дизайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании материала используемой литературы выявить и теоретически обосновать методы обучения дизайну учащихся старших классов (10 – 11) в системе дополнительного образования.
Объект исследования - процесс и результат обучения дизайну учащихся старших классов в системе дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Aktualnost_temy_issledovania (1).doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

II. Оборудование.

1. Для работы с глиной:

  • муфельная печь;
  • стол с покрытием керамической плиткой, заземление;
  • гончарные круги (настольные);
  • стеки.

2. Для работы с гипсом:

  • гипсовые формы;
  • формы из пасты “виксинт”;
  • опалубка для изготовления форм;
  • доски из оргстекла или другого пластика (для индивидуальной работы).

3. Для оформительских  работ:

  • Столы для черчения и рисования, регулируемые (15 штук);
  • мольберты (3 штуки);
  • вытяжной шкаф или электровытяжка (в лаборантской);
  1. Телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп, компьютер.

III. Материалы: ватман, краски (тушь, гуашь, масляные), глина, оргстекло, клей ПВА, резиновый клей, калька, клейкая пленка, картон и др.

IV. Инструменты: ручки перьевые, перья плоские и остроконечные, линейки, карандаши, резинка, резаки, ножницы, мастихины, палитры, емкости для воды (встроены в столы).

V. Наглядные  и раздаточные пособия:

  1. таблицы и плакаты по композиции и цветоведению;
  2. схемы, плакаты на построение орнаментальной композиции;
  3. плакаты, подборки по шрифтовому материалу, гарнитуры шрифтов;
  4. карточки – задания по конструкторско-проектной деятельности;
  5. плакаты, модели объектов проектной деятельности;
  6. образцы изделий для изучения технологического процесса изготовления керамических изделий, по оргстеклу (шрифтовые, роспись оргстекла);
  7. технологические карты по изготовлению и декорированию керамических изделий.

Таким образом, представленная методика тесно связана и гармонично вливается со школьными курсами изучения предметов «Технология», «Изобразительное искусство», «Искусство», она углубляет и расширяет получаемые на занятиях, необходимые в дальнейшей жизни знания и умения, тем самым делая дополнительное образование более доступным учащимся, помогая самоопределиться по выходу из школы [12,15,27].

2.1 План-конспект  занятия по основам дизайна  на тему «История и виды  дизайна» (для обучения в системе  дополнительного образования)

Класс: 10 – 11

Цель: познакомить учащихся с понятием, историей и видами дизайна.

 

Задачи:

Обучающие:

  • Углубление эстетического познания;
  • Знакомство учащихся с историей и видами дизайна.

Развивающие:

  • Развитие композиционного мышления, художественного вкуса;
  • Развитие творческого воображения;
  • Развитие интереса к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание собранности, аккуратности;
  • Воспитание умения планировать свою работу;
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование урока: заготовки (контуры машины), компьютер, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

Методы: лекционный, частично-поисковый.

План урока

1. Организационный момент. 3 мин.

2. Цели и задачи  дизайна. 1 мин.

3. История дизайна. 3 мин.

4. Презентация "Виды  дизайна":

  • промышленный дизайн
  • графический дизайн
  • книжный дизайн
  • визаж
  • дизайн одежды
  • фитодизайн
  • ландшафтный дизайн

5. Практическая часть. 20 мин.

Работа в группах  по созданию дизайна. 10 мин.

  • 1 группа - проект автобусной остановки.
  • 2 группа - эскиз фантазийного макияжа
  • 3 группа - дизайн сотового телефона
  • 4 группа - эскиз современной школьной формы

6. Представление работ. 4 мин.

7. Вывод. 1 мин.

8. Домашнее задание. 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. 3 мин.

2. Постановка задачи. 1 мин.

Дизайн - это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.

Давайте разберёмся, почему дизайн так актуален в наше время?

3. Решение задачи.

А) Сообщение ученика  на тему «История дизайна»

Б) Сообщение целей  и задач дизайна.

В) Презентация "Виды дизайна"

Для того что бы решить поставленную задачу, мы с вами познакомимся с историей дизайна, выясним, какие цели и задачи стоят перед дизайном и рассмотрим виды дизайна. Затем мы выполним практическую работу.

А) Сообщение на тему "История  дизайна" подготовил ученик.

4. История дизайна  (доклад ученика на 3 минуты)

Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. До этого  проектирование вещей назвалось "художественным конструированием", а теория создания вещей “технической эстетикой". В переводе с английского "дизайн" означает рисование.

Это слово породило и  производные понятия: “дизайнер" – художник-конструктор, "дизайн-форма” - внешняя форма предмета и др.

Российские ученые рассматривают  дизайн как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды.

Ценность каждой вещи в двух началах – пользе и красоте.

В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически  сменяемое. Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание.

Историческая справка[27]

В Германии в 1907 году был  основан производственный союз “Веркбунд” , объединявший промышленников, архитекторов, художников, коммерсантов. К возникновению этого союза привело то, что без увязки экономических и эстетических требований промышленного производства победить на международном рынке не возможно. Основатель “Веркбунда” – архитектор Герман Мутезиус оставался до 1914 года президентом этого общества.

Основные задачи “Веркбунда” : реорганизация ремесленного производства на промышленной основе; создание идеальных  образцов для промышленного производства; борьба с украшениями и орнаментацией.

Программа провозглашала: объединение “желает осуществить отбор всех лучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Объединение стремится к охвату всего, что содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда” [27,стр.29]. ”Веркбунд” объединил крупнейших представителей творческой интеллигенции Германии. Важнейшим событием в художественно-технической жизни того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всеобщей электрической компании (АЭГ) , монополизировавшей производство электрических ламп, электроприборов, электромоторов на всём западном полушарии. Продукция была рассчитана в основном на экспорт. Хозяев фирмы интересовала не столько эстетика вещи, сколько задача завоевания мирового рынка. Создание же определённого лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и. т.д.) было только одним из средств для достижения цели.

В 1919 году в небольшом  германском городе Веймаре был создан “Баухауз” – первое учебное  заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Во главе “Баухауз” стал его организатор, немецкий архитектор Вальтер Гропиус, ученик Петера Беренса. В короткое время “Баухауз” стал подлинным центром в области дизайна. Начало деятельности проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путём создания гармонической предметной среды.

Студенты I курса занимались по определённой специализации (керамика, мебель, текстиль) . Обучение разделялось  на техническую подготовку (Werkleehre) и  художественную подготовку (Kunstleehte) . Занятие ремеслом считалось необходимым для будущего дизайнера х27ъ. Изделия “Баухауз” несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие её геометрические формы. Образцы отличались чистым геометризмом предметов из дерева и металла.

Техническая подготовка подкреплялась изучение станков, технологии обработки металла и других материалов. Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. “Баухауз” стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий.

Важным событием в  истории “Баухауз” был переезд  училища в Дессау, где по проекту  Гропиуса было построено замечательное  здание, объединяющее учебные аудитории, мастерские, общежитие студентов, квартиры профессоров. Это здание было манифестом новой архитектуры – разумной и функциональной.

В последние годы существования  “Баухауз” во главе стал Ганнес Майер, с приходом которого повысилась теоретическая подготовка студентов. В 1930 г. Майер отстраняется от руководства и вместе с группой архитекторов уезжает в Россию. Во главе становится Мис ван дер Роэ. Но существовать “Баухауз” осталось недолго. В 1933 году он ликвидируется.

Развитие дизайна в России [27]

Первое десятилетие  существования нашего государства  оставило нам богатое своими достижениями и противоречиями творческое наследие, отразившее поиски нового современного и созвучного своей эпохе художественного  освоения действительности. Созданные в те годы эстетические ценности, при всей их неоднозначности, спорности, останутся в истории нашей социальной культуры.

Вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым  идеалам, и внедрении художественного  творчества в производство был поставлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств Наркомпроса был организован подотдел художественной промышленности, а в составе научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства была создана художественно-производственная комиссия, куда наряду с художниками входили руководящие и инженерно- технические работники производства [27].

В опубликованной этой комиссии декларации, в частности, говорилось, что она "разрабатывает и согласует  различные мероприятия по художественной части во всех производственных отделах ВСНХ... руководит художественной стороной строительства... организует повсеместно художественный надзор... её ведению подлежит художественная часть всех производств" и. т.д. Далее в декларации говорилось, что "народный быт во всех своих проявлениях должен радовать глаз, во всём должен проявиться целесообразный комфорт, нужно украсить отдых трудящегося человека и дать ему уютный домашний очаг".

Постановлением Совнаркома, опубликованным 25 декабря 1920 года были созданы Московские государственные высшие художественно-технические мастерские /ВХУТЕМАС/.

Это должно было быть специальное  высшее учебное заведение, имеющее  целью подготовку "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности" [27]. Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт /ВХУТЕИН/, который просуществовал до 1930 года. При этих институтах работали научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительного научного обоснованного преподавания и исследования природных художественных дисциплин.

Информация о работе Методы обучения дизайну