Нетрадиционные виды изобразительного искуства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:57, аттестационная работа

Описание работы

Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки выполненные вместе с родными.
Таким образом, становится понятно, что занятия с использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
Задачи:
Развивать речь, мышление, внимание и память детей.
Развивать творческое воображение дошкольников.
Развивать художественно – эстетический вкус.
Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
Освоить приемы нетрадиционных изобразительных техник.
Способствовать общему укреплению психического и физического здоровья детей.
Создать условия предметно - развивающей среды, побуждающие детей к развитию мелкой моторики в различных видах деятельности.

Файлы: 1 файл

работа на категорию.docx

— 105.10 Кб (Скачать файл)

 

 

Как весело рисуют дети

Доверчивые чудеса-

Не Истину и Добродетель,

А человечка или пса.

И пес не истов и оранжев,

В зубах зеленое «Гав – гав!»

И, радуги  разбудоражив,

Конь скачет о шести  ногах,

А над конем летит сорока.

Летит дорога под коня.

Хохочет солнце кособоко,

И улыбается луна.

И человечек - огуречик

С овальным розовым брюшком

Так беззаботен, так доверчив,

на том коне сидит бочком.

Он твердо знает, что доскачет,

Застенчивый до немоты,

И в руки маленьких циркачек

Положит красные цветы…

Дитя! От мыслей безрассудных

Меня чертою отдели.

Пусти, пусти меня в рисунок

И в добром мире посели!

 

 

 

 

 

Цель:

Развивать творческие способности и мелкую моторику у дошкольников через нетрадиционные виды деятельности: пальчиковые игры, игры с карандашами, физкультурные минутки, непосредственно образовательную деятельность

 

 

 

 

Задачи:

  1. Развивать речь, мышление, внимание и память детей.
  2. Развивать творческое воображение дошкольников.
  3. Развивать художественно – эстетический вкус.
  4. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
  5. Освоить приемы нетрадиционных изобразительных техник.
  6. Способствовать общему укреплению психического и физического здоровья детей.
  7. Создать условия предметно - развивающей среды, побуждающие детей  к развитию мелкой  моторики в различных видах деятельности.

 

 

Теоретическое обоснование  актуальности темы

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.

 Как говорил В. А.  Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

  Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно- творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что- то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

 Дошкольник в своём  эстетическом развитии проходит  путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что- то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».   В.А. Cухомлинский

Существует множество  приемов, с помощью которых можно  создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования  с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно - осязаемые анализаторы.

Кроме того, рисование развивает  интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного  развития детей имеет большое  значение постепенное расширение запаса знаний. Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего  мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений  лишь способствуют обогащению словаря  малыша.

В процессе изобразительной  деятельности сочетается умственная и  физическая активность ребенка. Для  создания рисунка необходимо приложить  усилия, потрудиться, овладевая определенными  умениями. Сначала у детей возникает  интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

Необходимо помнить, что  каждый ребенок — это отдельный  мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее  жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная  тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

 С самого раннего  возраста дети пытаются отразить  свои впечатления об окружающем  мире в своем изобразительном  творчестве через визуальные  ощущения. Вначале созданные детьми  «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда  не нужны краски, кисточки и  карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на  асфальте, иногда оставленной без  присмотра маминой помадой или  пастой на зеркале, водой, разлитой  на столе, составляют изображения  пуговицами или бусинками, взятыми  из бабушкиной шкатулки. То есть  всем тем, что может оставлять  видимый след. При этом дети  не только отражают, что они  видят и чувствуют, а ещё  знакомятся с разными по свойствам  и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники  приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными  способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые  приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может  сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве  нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные  средства изображения: коктейльные  трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки  и многое другое. Такое нестандартное  решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это  свободный творческий процесс, когда  не присутствует слово нельзя, а  существует возможность нарушать правила  использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению  веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую  гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Для своей работы я выбрала  тему нетрадиционных техник рисования  потому, что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и  охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда  – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют  её своим родителям, бабушкам, братьям  и сёстрам, погружают их в это  увлекательное занятие и с  гордостью несут из дома рисунки  выполненные вместе с родными.   

 Таким образом, становится  понятно, что занятия с использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к  познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто  копируют предлагаемый им  образец. Нетрадиционные техники изображения  позволяют избежать этого, так как  педагог вместо готового образца  демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными  техниками изображения стимулирует  положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх  перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного  рисования,  способствуют повышению  уровня развития зрительно- моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять  коллективную  форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Нетрадиционные  техники рисования

 Это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Проведение занятий с  использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в  своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с  разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

     Существует  много техник нетрадиционного  рисования, их необычность состоит  в том, что они позволяют  детям быстро достичь желаемого  результата. Например, какому ребёнку  будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и  получать забавный рисунок. Ребёнок  любит быстро достигать результата  в своей работе.

И вот некоторые  из них:

Кляксография.

 Она заключается в  том, чтобы научить детей делать  кляксы (черные и разноцветные). Затем  уже 3-летний ребенок может  смотреть на них и видеть  образы, предметы или отдельные  детали. "На что похожа твоя  или моя клякса?", "Кого или  что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны,  т.к. развивают мышление и воображение.  После этого, не принуждая ребенка,  а показывая, рекомендуем перейти  к следующему этапу - обведение  или дорисовка клякс. В результате  может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

    Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска  поможет рисовать вдвоем, не мешая  друг другу. Можно рисовать  изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже  в этом случае ребенку теплее  от локтя мамы или папы. А  потом желательно перейти к  коллективному рисованию. Взрослые  и ребенок договариваются кто,  что будет рисовать, чтобы получился  один сюжет. 

Тычок  жесткой  полусухой кистью.

    Средства выразительности:  фактурность окраски, цвет. Материалы:  жесткая кисть, гуашь, бумага  любого цвета и формата либо  вырезанный силуэт пушистого  или колючего животного. Способ  получения изображения: ребенок  опускает в гуашь кисть и  ударяет ею по бумаге, держа  вертикально. При работе кисть  в воду не опускается. Таким  образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается  имитация фактурности пушистой  или колючей поверхности. 

Рисование пальчиками.

    Средства выразительности:  пятно, точка, короткая линия,  цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета,  небольшие листы, салфетки. Способ  получения изображения: ребенок  опускает в гуашь пальчик и  наносит точки, пятнышки на  бумагу. На каждый пальчик набирается  краска разного цвета. После  работы пальчики вытираются салфеткой,  затем гуашь легко смывается. 

Рисование ладошкой.

Информация о работе Нетрадиционные виды изобразительного искуства