Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:50, реферат
"Актер должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения на сцене".
И.Э. Кох "Основы сценического движения".
1. Введение;
2. Понятие «этюд»;
3. Этюдная проба;
4. Составляющие этюдной пробы;
5. Сценический этюд;
6. Исходные материалы для сочинения этюда;
7. Законы построения сценического этюда;
8. Композиция сценического этюда;
9. Заключение;
10. Список литературы.
Томский областной колледж культуры и искусств им. В.Я. Шишкова
Реферат
На тему:
«Пластический этюд»
Выполнил: Студентка 3 курса
182-а гр. Кляйн В.
Томск-2011
Содержание:
1. Введение;
2. Понятие «этюд»;
3. Этюдная проба;
4. Составляющие этюдной пробы;
5. Сценический этюд;
6. Исходные материалы для сочинения этюда;
7. Законы построения сценического этюда;
8. Композиция сценического этюда;
9. Заключение;
10. Список литературы.
Введение
"Актер должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения на сцене".
Одним из способов выяснить возможности своего "аппарата воплощения" может явиться пластический этюд. С его помощью студент может применить приобретенные им навыки на практике, дать им органичную сценическую жизнь, а не оставлять их на уровне бездушных трюков. "Первоосновой искусства является реальная действительность, жизненные наблюдения" (А.Немировский "Пластическая выразительность актера"). И пластический этюд как никто другой способен сделать чисто технический бездушный трюк живым, реальным, жизненно правдивым. Но что же такое пластический этюд, и с чем его едят? Более подробно об этом вы узнаете далее.
Понятие «этюд»
Итак, начнем с самого начала. Что же такое этюд? Рассмотрим несколько определений, взятых из разных источников:
ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.
Значение слова Этюд по Ефремовой – упражнение, служащее для развития и совершенствования техники какого-либо искусства: актерского, шахматного, музыкального и т.п. (обычно импровизационного характера).
Этюд в Энциклопедическом словаре: Этюд - (франц. etude - букв. - изучение). В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.
В учебном процессе этюд – это:
a) средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни;
b) средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;
c) средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);
d) средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.
Этюд – это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной обученности это основной профессиональный навык.
С точки зрения социальной значимости в педагогике дополнительного образования – это привитие учащимся таких качеств, как самостоятельности, ответственности, трудоспособности.
Этюдная проба
В современной театральной школе сложились два понятия, которые принято назвать одним словом «Этюд». Чтобы избежать неразберихи, следует четко понимать, что стоит за каждым из понятий.
Первая концепция рассматривает этюд как эскиз, пробу, набросок, черновик.
В данной концепции этюд – это импровизация актера в заданных на уроке педагогом или вскрытых на репетиции предлагаемых обстоятельствах и событиях. Такая «этюдная проба», как это принято называть, не требует предварительной подготовки – актерам предлагается сиюминутно «броситься в импровизацию». Это понимание «этюда» как пробы или наброска очень близко к понятию «сценическая импровизация», которая, естественно, не репетируется и не готовится заранее. Цель подобного рода этюдных проб – действенное исследование (то есть исследование собой, своим телом своей психофизикой) тех или иных обстоятельств пьесы или программных заданий в процессе обучения (например, физического самочувствия, или определенной среды и атмосферы, или того или иного события). Этюдными пробами в предлагаемых обстоятельствах также принято называть одно из направлений актерского тренинга: тренинг действия в предлагаемых обстоятельствах.
Составляющие этюдной пробы
Самое главное в начале работы с этюдами необходимо привить ученику понятия ДЕЙСТВИЯ подобно тому, как в речи используется понятие «дыхание в живот», без чего дальнейшее развитие и вся будущая работа бессмысленны. Сделать это очень просто. Все предложил еще К. С. Станиславский. Нужно предложить ученику ответить на вопрос: а что бы ты стал делать, если бы… (находился в данных условиях, тебе было не 17, а 80 лет и так далее).
Понятие ДЕЙСТВИЕ тесно связано с физическим поведением и задачей – что мне надо. Таким образом, действие – это поведение (поступок), направленное на достижение определенной цели и осуществляемое в тех или иных предлагаемых обстоятельствах.
ДЕЙСТВИЕ
поступок, направленный на
достижение
ДЕЙСТВИЕ
Действие определяется глаголом.
Действие в сцене (эпизоде) определяется глаголом, который в свою очередь может подразделяться на так называемые «вспомогательные» глаголы. Приспособление - это физическое действие или то, как действие воплощается в линии физического поведения и тексте (словесном действии).
ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ в театральном искусстве называется совокупность условий и ситуация, в которой действует актер.
Предлагаемые обстоятельства бывают:
обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома на улице; где именно дома: на кухне, в спальне и так далее);
обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее);
личные обстоятельства - отвечают на вопрос КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее);
ситуативные обстоятельства - отвечают на вопросы, определяющие чем живет человек в данной ситуации:
a) откуда я пришел?
b) куда я направляюсь?
c) зачем я пришел сюда?
d) чего я хочу?
e) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?
Процесс этюда (актерской пробы) непрерывен! Актер не имеет право отвлекаться и самостоятельно прерывать пробу. Непрерывность прежде всего характеризуется непрерывностью внутреннего текста.
Режиссер-педагог в свою очередь тоже не имеет права прерывать погруженной актерской пробы до конца события (покуда событие смыслово не исчерпало себя). Но если проба не погруженная, остановить ее необходимо, чтобы направить процесс в нужное русло.
Лучше начинать с несложных этюдов. Этюдные репетиции – это и есть по сути, «действенный анализ» произведения. Всё остальное делается для того, чтобы подготовить этот процесс. И «разведка умом» и «рассказ в действии» - это всё для того, чтобы актер, переходя на этюды, точно знал, что надо искать в действии.
Сценический этюд
Другая концепция относится к понятию сценического этюда, который представляет собой законченное театральное сочинение (в этом отношении понятие «сценический этюд» близко к понятию «музыкальный этюд», когда этюд, как форма сочинения имеет самостоятельное художественное значение и подразумевает авторство, процесс сочинения, репетиции и поправок).
Сценический этюд – это событийный, законченный отрезок жизни действующего лица (действующих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный, или сыгранный, или показанный в сценических условиях.
Сценический этюд от этюдной импровизационной пробы предполагает наличие режиссерского замысла, направленного на реализацию сверхзадачи творческого показа, тогда как при импровизационной пробе не стоит такой задачи. И в этом отношении актер, работающий над этюдом, перестает быть просто исполнителем, но становится полноправным автором и творцом – режиссером своей роли. В данной концепции «сценический этюд» близок к понятию «драматическая сцена».
Чаще всего в помощь актерам для работы над подобного рода этюдами назначаются кураторы или студенты-режиссеры.
Тем не менее, этюд не репетируется! Он может повторяться с учетом замечаний и уточнений педагога. Но этюд остается все равно сквозной импровизационной погруженной пробой.
Что определяется и фиксируется в репетиционной работе над этюдом, а где оставляется место для актерской импровизации?
Определяется и фиксируется событийный ряд этюда, его «поворотные точки» - определяется исходное, центральное и главное события этюда, а также цель действующего лица. А в остальном актер может и должен импровизировать. И здесь заложено принципиальное отличие сценического этюда от этюдной пробы. Так как в пробе ничто не придумывается заранее – наоборот, всё должно родиться непосредственно в самой пробе-импровизации – я бросаюсь в обстоятельства, и по ходу действия их оправдываю, то есть у меня сиюминутно рождаются действия и задачи, на достижение которых направлено мое поведение.
На понимании этюда как места безраздельного творчества актера и его постоянной импровизации в обстоятельствах без фиксации действий и событий основана актерская школа В. М. Фильштинского. В его понимании «правда жизни» актера на сцене самоценна и поэтому актер, импровизируя, следуя внутреннему чувству правды может абсолютно законно менять ход событий, не фиксируя его и ни разу не повторяясь в своем сценическом поведении.
Школа З. Я Корогодского учит актера, прежде всего, рассказывать историю, которая происходит с действующими лицами, и история эта – смена и развитие перетекающих друг в друга событий, и поэтому определение событийного ряда как этюда, так и в последующем пьесы принципиально. А «правда жизни» актера в сценических условиях – это важное, но, тем не менее, средство рассказа истории, средство, которое помогает зрителю глубже проникнуть в суть рассказа, посредством эмоционального сопереживания героям.
Исходные материалы для сочинения этюда
«Этюд в театральной школе или в репетиции – всегда небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением, «если бы», которое питается опытом, запасом наблюдений, живым чувством исполнителя. Этюд – это, прежде всего, событийный эпизод. Главное в нем, выстраивая сценический процесс по законам и образцам жизни (в самых экстравагантных театральных решениях), воссоздать событийное движение. От этюда и родилась идея анализа пьесы по событиям. Их течение и есть движение жизни от происшествия к происшествию. Событие, взятое в отдельности и сыгранное нами, становится этюдом» (З. Я. Корогодский «Начало»).
Итак, источниками или материалом для сочинения этюда являются собственный событийный опыт актера, его жизненные событийные наблюдения, работа его творческого воображения и сознания, одухотворенные сверхзадачей – определенной идеей, темой, мыслью, которую актер или режиссер с помощью сценического этюда хочет донести до зрителя: