- ВСТУПЛЕНИЕ
1.1. ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ
1.2. НЕКОТОРЫЕ
ЧЕРТЫ СТИЛЯ РАХМАНИНОВА
- ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ ОР.39, ОБЩЕЕ
- ЭТЮД ЛЯ-МИНОР №2
- ЭТЮД РЕ-МИНОР №8
- ЭТЮД МИ-БЕМОЛЬ-МИНОР №5
- ОБЩИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРУДНОСТИ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
3.1. РЕЗЮМЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
«Я – русский композитор, и моя
родина наложила отпечаток на мой характер
и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего
характера, и потому это русская музыка…
Единственное, что я стараюсь
делать, когда я сочиняю, - это
заставить ее прямо и просто
выражать то, что у меня на
сердце.»
С. Рахманинов
Рахманинову принадлежит одно
из самых выдающихся мест в
русской музыкальной культуре
начала 20го века как гениальному
композитору, величайшему пианисту
своего времени и замечательному, глубоко
вдумчивому и волевому дирижеру, властью
подчинившему своей воле и исполнителей
и аудиторию.
«Я никогда не мог решить, -
сказал однажды Рахманинов, - каково
мое подлинное призвание - композитор,
пианист или дирижер. Бывают моменты, когда
мне кажется, что мне следовало бы быть
только композитором, иногда я думаю, что
я только пианист. Теперь, когда прожита
большая часть жизни, меня постоянно смущает
одна мысль, что, разбрасываясь по разным
областям, я не нашел своего подлинного
призвания».
Так скромно и строго оценивал
свой многосторонний труд С.В.Рахманинов.
Сейчас – и не только сейчас,
а уже давно – всякому, знающему
творческий облик Рахманинова,
ясно, что в музыкальном искусстве
он нашел не одно, а три призвания
и в каждом достиг творческих вершин.
Рахманинову пришлось быть свидетелем
многих великих и грозных событий,
вызывавших глубокие перемены
в жизни целых народов и
в личных судьбах отдельных
людей. В искусстве, как и
повсюду, происходила переоценка ценностей,
возникали новые идеи и представления,
которые нуждались для своего воплощения
в соответствующих им формах, многое из
старого уходило в прошлое и отмирало
или продолжало жить в переосмысленном
и обновленном виде.
Как чуткий, большой художник, Рахманинов
не мог в той или иной мере не испытывать
на себе воздействия этих процессов и
оставаться неизменным в своем творчестве.
С годами не только росло и обогащалось
его мастерство, но претерпевал известные
изменения образный строй музыки, появлялись
новые черты в музыкальном языке композитора.
Подобно каждому крупному художнику,
Рахманинов отличался неповторимостью
индивидуального облика.
И вместе с тем всеми сторонами
своей деятельности он был
тесно связан с русской общественной
жизнью и искусством того периода, к которому
относится созревание и расцвет таланта.
Широта и прочность этих связей являлись
источником его огромной популярности
у современников.
ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ
Глубоко национальный
композитор, безгранично влюбленный во
все русское – в красоту родной природы,
поэзию народной жизни, героическое прошлое
своей страны, Рахманинов явился достоянным
наследником и продолжателем великих
классических мастеров русской музыки.
Широко и разносторонне усвоив наследие
своих предшественников, он самостоятельно
творчески развил его, обогатил новыми
достижениями, нашел свежие оригинальные
средства для того, чтобы правдиво и ярко
воплотить образы современной ему действительности,
строй чувств и переживаний его современников.
Но при всей своей новизне и своеобразии
рахманиновское творчество сохраняет
явственные связи с традициями отечественной
музыкальной классики.
Мелодически песенное
начало, столь ярко выраженное
во всей русской музыке, находилось
у Рахманинова на первом плане. Он был
одарен способностью создавать темы необычной
красоты и эмоциональной наполненности,
отличающиеся чарующей гибкостью, свободой
и широтой дыхания.
Умение делать «чужое»
своим, придавать неожиданно свежий
и новый характер даже известным, широко
употребляемым приемам, являющееся одним
из признаков большого, подлинно самобытного
творческого дарования, замечается у Рахманинова
с очень ранних лет. Залогом художественного
ценного он считал новизну самого содержания,
оригинальность и значимость делаемого
творческой личностью вклада в искусство.
«Композитор может
воспользоваться всеми известными
приемами сочинения и написать
произведение глубоко отличное
и по стилю, и по мысли
от всего созданного до него,
потому что он вложил в эту музыку свою
индивидуальность и свои переживания»,
- говорил Рахманинов.
Несмотря на упреки
со стороны «левой», а в сущности
– поверхностной критики, в
«отсталости», «старомодности», композитор
упрямо шел своим путем в искусстве.
Он не изменял своему творческому кредо,
всегда оставался самим собой.
Обладая бесспорной
склонностью к широкому охвату
различных музыкальных жанров, Рахманинов
был в этом близок традиции
реалистически многогранного искусства
русских классиков 19го века. При этом
для его раннего творчества (1890-е годы),
как и для всей русской школы, чрезвычайно
важным явилось взаимообогащающее равновесие
между вокальными и инструментальными
жанрами.
И в дальнейшем
Рахманинов эффективнее, чем кто-либо
из русских композиторов его поколения,
работал над оперой и романсом. Но в зрелом
творчестве «центр тяжести» стал перемещаться
у него в инструментальную часть. (2й, 3й,
4й фортепианные концерты, Рапсодия на
тему Паганини, Вариации на тему Корелли,
2я сюита для двух фортепиано ор.17, Первая
соната ре-минор ор.28, Вторая соната си-бемоль-минор
ор.36,Вариации на тему Шопена, шесть музыкальных
моментов, циклы прелюдий ор.23 и ор.32, циклы
этюдов-картин ор.33 и ор.39 и др.)
Будучи гениальным
пианистом, Рахманинов создавал произведения
поразительного соответствия музыкального
содержания и фактуры, что и позволяет
достигать огромного эффекта. Не так уж
редко бывает, что композитор именно в
силу недостаточного знания инструмента
не может иногда выразить всю силу дарования.
А у Рахманинова мы встречается с абсолютной
адекватностью творческого начала и оформления,
в которое оно облечено.
Перед исполнителем
неминуемо встает ряд сложнейших
интерпретационных проблем.
В этом смысле весьма
показательна роль национальных психологических
черт в музыке Рахманинова. Все это способствует
пробуждению в исполнителе художественной
фантазии, остроты мышления и артистической
самобытности.
Мир его музыки
исполнен противоборством сильнейших
тенденций. Основные из них – это
тяготение к неудержимому нарастанию
восторга, буйному развороту весеннее-пьянящей
энергии; дерзновенный натиск тревожно-грозных,
наступательных сил; чувство отчаянной
тоски; переходы к состоянию беспредельной,
но удивительно теплой и сердечной тихой
грусти; душевные просветления, наполняющие
сердце глубочайшим покоем и вместе с
тем трогающие до слез неземной чистотой.
Взаимодействие этих эмоциональных состояний
рождает страсть и боль, вечное беспокойство
и неудовлетворенность, взрывы и падения,
озаряющие сочинения Рахманинова то тревожно-печальным,
то ликующим светом.
Борьба этих эмоциональных
состояний и является неотъемлемой
частью и самой драматической
сутью каждого произведения Рахманинова,
будь то масштабный фортепианный
концерт для фортепиано с оркестром,
или же прелюдия для фортепиано.
О Рахманинове написано
уже немало. Интерес к его наследию
особенно возрос в советском
музыкознании после Великой Отечественной
войны. Это и сборники статей
«Советская музыка» 1945го, 1947го
годов, где были опубликованы ряды
писем Рахманинова и биографических материалов
о нем. Среди монографических работ о творчестве
композитора и специальных теоретических
исследований можно выделить очерк Б.В.
Асафьева «С.В. Рахманинов», книги А.А.
Соловцова и А.Д. Алексеева, а также статьи
Кузнецова, Когана, Протопопова, Мазеля.
Сюда же относится ряд работ о Рахманинова
Брянцевой, Кандинского, Цуккермана.
НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ РАХМАНИНОВА
На протяжении столетий
любовь к Родине была неиссякаемым источником
вдохновения русских композиторов, поэтов,
художников. Романтически-возвышенное
чувство единение с родной землей, с ее
историей и православной верой не исчезло
в эстетски-рафинированной культуре Серебряного
века. Тема России стала одним из «очарованных
берегов», где находили пристанище последние
российские романтики. Фигура Рахманинова
особенно возвышается среди них, его творчество
глубоко индивидуально.
Стиль Рахманинова
сложился под непосредственным
влиянием московской композиторской
школы, прежде всего – Чайковского. Вместе
с ним ему оказались близки многие черты
творчества «кучкистов» - первозданная
мощь Бородина, почвенничество Мусоргского,
поэтическая чистота образов Римского-Корсакова.
При всем пиететном отношении к предшественникам,
Рахманинов создает в своих произведениях
особый, неповторимый мир, влекущий как
раз этой своей самобытной «русскостью».
И все усвоенное от его «учителей» глубоко
переосмысливается композитором, подчиняясь
его сильной творческой воле, и приобретает
новый, совершенно самостоятельный индивидуальный
характер. Глубоко самобытный стиль Рахманинова
обладает большой внутренней цельностью
и органичностью.
Эмоционально-приподнятая
музыка его опирается на глубинные
русские традиции. В ней запечатлелся
многообразный спектр образов, выросших
из «корней православного сознания», «русской
идеи», «русской правды». В сочинениях
Рахманинова с обнаженной непосредственностью
выразились издревле присущие русскому
человеку представления о двуединой основе
мира, где столкнулись Божье и антихристово,
Свет и тьма.
Подобно Левитану, Рахманинов
умел передать ощущение внутренней
растворенности героя в бескрайних
просторах; подробно Нестерову,
воспел Русь светлую, молящуюся;
как Гумилев, предсказал ее
трагический крестный путь.
Ну а в центре рахманиновского
искусства – образ мужественного,
волевого человека, обобщающего
немало лучших черт русского
интеллигента того времени. Рахманиновский
герой привлекает благородством
характера, душевной чистотой. У
него большое отзывчивое сердце,
способное сильно радоваться и глубоко
страдать. На протяжении жизненного пути
он все больше распознает трагические
стороны окружающей действительности.
Но его не покидает вера в светлые гуманистические
идеалы, и он готов к борьбе за их осуществление.
Одной из характерных
особенностей музыки Рахманинова,
обращающей на себя внимание
прежде всего при знакомстве
с ней, является выразительнейший мелодизм. Среди своих современников
он выделяется умением создавать широко
и длительно развертывающиеся мелодии
большого дыхания, соединяющие красоту
и пластичность рисунка с яркой и напряженной
экспрессией. Мелодизм, певучесть – основное
качество рахманиновского стиля, в значительной
степени определяющее характер гармонического
мышления композитора и фактуру его произведений,
насыщенную, как правило, самостоятельными
голосами, то выдвигающимися на передний
план, то исчезающими в густой плотной
звуковой ткани. Рахманиновым был создан
свой совершенно особый тип мелодики,
основанный на сочетании характерных
для Чайковского приемов – интенсивного
динамичного мелодического развития с
методом вариантных преобразований, осуществляемых
более плавно и спокойно. После стремительного
взлета или длительного напряженного
восхождения к вершине мелодия как бы
застывает на достигнутом уровне, неизменно
возвращаясь к одному длительно опеваемому
звуку, или медленно, парящими уступами
возвращается к исходной высоте. Возможно
и обратное соотношение, когда более или
менее продолжительное пребывание в одной
высотной зоне неожиданно нарушается
ходом мелодии на широкий интервал, вносящий
оттенок острой лирической экспрессии.
В подобном взаимопроникновении
динамики и статики Ч.А.Мазель
усматривает оду из наиболее
характерных особенностей рахманиновской
мелодики. Некоторые другие исследователи
придают соотношению этих начал в творчестве
Рахманинова более общее значение, указывая
на лежащее в основе многих его произведений
чередование моментов «торможения» и
«прорыва». Склонность к созерцательному
лиризму, длительному погружению в какое-нибудь
одно душевное состояние, словно бы композитор
хотел остановить быстротекущее время,
совмещалась у него с огромной, рвущейся
наружу энергией, жаждой активного самоутверждения.
Отсюда сила и острота контрастов в его
музыка. Каждое чувство, каждое душевное
состояние он стремился довести до крайней
степени выражения.