Приемы стилизации декоративного натюрморта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 00:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое и практическое решение проблемы формирования творческого мышления на занятиях в художественной студии средствами декоративного изображения натюрморта.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
1. Дать определение основным понятиям: «стилизация», «натюрморт», декоративная композиция».
2. Изучить историю и особенности натюрморта.
3. Выявить композиционные особенности декоративного натюрморта.
4. Определить формирующее значение средств декоративного изображения на развитие творческого мышления обучающихся.
5. Обобщив и проанализировав полученные данные, разработать методику творческого воспитания учащихся на примере декоративного натюрморта.
6. Применить на практике разработанную методику.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................
1. Основные принципы стилизации декоративного натюрморта.......................
1.1 Из истории натюрморта......................................................................
1.2 Декоративная композиция...................................................................
2. Разработка учебной программы «Декоративный натюрморт»....................
2.1 Стилизация декоративного натюрморта.............................................
2.2 Методика преподавания рисования декоративного натюрморта........
Заключение...........................................................................................................
Список литературы...............................................................................................

Файлы: 1 файл

Петмат (1).doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Натюрморт с натуры позволяет полнее раскрыть основные положения реалистического рисунка, заострить особое внимание на особенностях перспективы, глубже усвоить принципы линейно-конструктивного изображения формы.

Натюрморт– жанр изобразительного искусства, показывающий различные предметы, организованные в единую группу. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений.

Рассмотрим, как решали эти вопросы художники, работавшие в декоративной манере. Автор может создать в натюрморте сложный образ.

Для натюрмортов А. Лентулова, Р. Фалька, Н. Гончаровой характерен культ единства формы и цвета, процесс интерпретации, стилизации натуры в их натюрмортах идет в этом направлении.

Представители кубизма (П. Пикассо, Ж. Брак) стремились утвердить новые методы передачи пространства и формы, используя аналитический способ изображения предметов разложением их на простейшие геометрические объемы, «вскрывая» их внутреннюю структуру. Цвет в натюрмортах кубистов, выделяя отдельные грани предмета, одновременно и усиливает, и дробит объем, придавая холстам декоративное начало и превращая их в красочные плоскостные панно. Пикассо создал серию натюрмортов, в которых стремился к чистоте простейших форм, максимально упрощая предметы. Он изобрел строго организованную систему плоских цветовых пятен, взаимосвязанных и тщательным образом распределяемых на плоскости холста. Использование модификаций в виде фактурных пятен приводили к дополнительным цветовым эффектам.

Много работавший в области натюрморта А. Куприн близок к кубистам: натура изображается у него так, чтобы была ясна ее геометрическая первооснова. Предметы выполнены упрощенно, схематично. Контуры и объемы их предельно лаконичны. Художник нарушает формы предмета, сжимает, пользуется большими плоскостями, планы наслаиваются друг на друга, лишь намекая на глубину.

Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен отвечать не только условностям, характерным для декоративного искусства, а быть выстроенным в едином плане, т.е. все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства – линия, фактура, цвет – должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной главенствующей идеи.

Натюрморт может быть декоративным за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет имеющий определенное значение, как, например, петроградские натюрморты К. Петрова-Водкина, обостренные по постановке и композиции, включающие в себя философское осмысление современности.

Мастера фовизма (А. Матисс, А. Дерен) шли по пути выявления декоративно-экспрессионистических возможностей цвета и фактуры, используя активные сочетания основных цветов и сочные фактурные мазки, цельность всех компонентов.

Любая постановка натюрморта на чем-то строится: либо на вертикали доминирующего кувшина, либо на выразительности декоративного задника-подноса, либо на своеобразной красоте букета цветов, т.е. обязательно есть что-то главное, привлекающее внимание, вокруг которого все располагается. Это главное нужно вычленить, сделать на нем акцент, может быть, утрировав его пластику, подчинить этому основному объекту все остальное в композиции.

Цвет в декоративном натюрморте может использоваться как с учетом натуральной окраски изображаемых объектов, так и произвольно в соответствии с авторским замыслом.

Декоративная стилизация в качестве художественного метода может использоваться как в портрете, у которого есть реальный прототип, так и в частично или же полностью вымышленном портрете. Крайний случай стилизации представляют абстрактные портреты и изображения людей.

На первом этапе стилизации делается портретный набросок с большей или меньшей степенью деталировки черт лица. Если стилизация ограничивается портретным наброском, то возникает упрощенный стилизованный портрет, в большей или в меньшей степени отличающийся от реалистического изображения. Главным отличием здесь является полное или почти полное отсутствие второстепенных деталей лица и одежды, которые нужны не для портретного определения лица и фигуры, а нужны лишь для расширенного описания. Для портретного наброска используются четкие, отчетливо видимые линии.

На втором этапе при создании более полного и насыщенного стилизованного портрета уточняются очертания формы глаз, бровей, щек, подбородка и т.д., а затем очерчиваются области теней, которые лежат или могут лежать на лице. Для этого используются такие же четкие, отчетливые линии, как и для портретного наброска.

На заключительном этапе может производиться смешанное рисование, включающее использование цвета, цветовых оттенков, цветовой тени (или светотени при ахроматическом изображении), декора одежды или прически и т.д. В результате – предварительный портретный набросок, эскиз или упрощенное портретное изображение превращается в декоративный живописный портрет.

Итак, воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества. Вот почему продукты образного мышления во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, чем больше умений и навыков развито, тем продуктивнее деятельность школьника, а чем интереснее его деятельность, тем больше будут развиваться его творческие способности и воображение.

Таким образом, декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи.

Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению колористических задач. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое, волнующее художника.

Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

Плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы.

Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона.

Конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру, формообразование.

Орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево.

Образное, когда происходит переработка реалистического изображения в образ.

При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.

Стилизация – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определённой социальной среды, народности, эпохи. В изобразительном искусстве и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне – обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.

Стилизация – упрощенный чёткий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм – характерная черта стилизованного рисунка.

Чтобы стилизовать натюрморт, нужно отобрать основные характерные черты изображаемой группы предметов. Ими могут служить характерный объём отображаемых предметов, характерные линии и формы. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт «составляется» картинка.

При стилизации не передаётся объёмно-пространственное построение, здесь действует изображение зрителя, которое само «дорисовывает» его в воображении. В роли пространства выступает бумага.

Приступая к работе, следует сначала прорисовать наброски. Изучается характерная форма предмета – чем он отличается от других. Эти основные характерные черты выделяются. Далее идёт работа непосредственно над стилизацией. На заключительном этапе, какой бы рисунок не получился, предметы на нём должны быть узнаваемы.

На основе этих выводов была разработана авторская программа по курсу «Декоративная графика», представленная в следующей главе.

2.2 Методика преподавания рисования декоративного натюрморта

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами и имеют непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т.д.

Художественные произведения народных мастеров, оформлявших быт, отражают своеобразие, свойственное тому или иному народу. В произведениях народного искусства ярко и непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта, природы, среди которой жил и трудился народ. Поэтому произведения народных умельцев отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.

В школе с основами декоративно-прикладного искусства дети знакомятся на уроках декоративного рисования. Декоративное рисование в I–III классах основано на декоративной переработке (стилизации) форм и цвета объектов растительного и животного мира и составления из них узоров, орнаментов. Как правило, декоративные работы представляют собой обобщение формы и цвета, изображаемых с натуры объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.п. к декоративному рисованию относится и творческое составление праздничных открыток, эскизов елочных игрушек, карнавальных костюмов.

В первом полугодие учащиеся выполняют декоративные рисунки с образца. Со второй половины – все декоративные работы творчески составляются самими детьми. Особое внимание школьников обращается на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесие форм и цвета в декоративных работах. В III классе учащиеся должны понимать тесную, неразрывную связь декоративного оформления предмета и его практического назначения, должны самостоятельно отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученного учащимися на занятиях изобразительным искусством и прежде всего на уроках декоративного рисования, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетениях, лепке, изготовлении игрушек, вышивке и т.п. многие из этих изделий можно сделать по предварительным эскизам, рисункам, выполненным на уроках декоративного и тематического рисования, а некоторые из них, уже готовые, желательно украсить орнаментом также на уроках декоративного рисования.

Ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства осуществляется непосредственно на уроках декоративного рисования в тесной, органической связи с содержанием конкретного учебного задания, а не выделяется в специальные уроки-беседы о декоративно-прикладном искусстве. Это позволяет ученикам более глубоко понять связь декоративного украшения вещи с ее практическим назначением, глубже осмыслить особенности декоративного узора, орнамента и в конечном итоге способствует более яркому, выразительному выполнению собственного рисунка.

Для проведения урока, по теме соответствующей курсовой работе, я обратилась к программе изобразительного искусства Б.М. Неменского. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей действительности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в форме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия.

Программа подчеркивает важность увлеченности учителей и школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии.

Одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

План – конспект урока

Тема: декоративный натюрморт

Вид занятий: работа с натуры и по воображению

Цель урока: декоративное решение натюрморта

Задачи

Учебные: научить декоративному решению натюрморта

Развивающие: развитие абстрактного мышления, воображения, фантазии, самостоятельной творческой деятельности

Информация о работе Приемы стилизации декоративного натюрморта