Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 17:05, шпаргалка
Особенности коллекционирования в эпоху Ренессанса
Одним из следствий стремления ренессансной личности к постижению окружающего мира стал бурный расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековой эпохи оно приобрело целенаправленный характер.
В XIX в. появились музеи, посвященные истории науки или ее отдельных отраслей, взаимосвязям науки с техникой, природой, человеком. Это свидетельствовало о том, что и наука стала предметом музейной деятельности. Первый в мире музей науки и техники — Консерватория искусств и ремесел — был создан в 1799 г. в помещении секуляризованного парижского монастыря Сен-Мартин де Шамп. Его основу составили коллекции машин и моделей, собранные великим инженером и изобретателем Жаком де Вокаисоном и Королевской Академией наук.
Однако широкое и повсеместное создание музеев науки и техники началось со второй половины XIX в.,когда промышленный переворот охватил весь европейский регион и США. Развивающаяся крупная промышленность нуждалась в квалифицированных кадрах, испытывала потребность в учебных заведениях, лабораториях, опытных мастерских, музеях как центрах распространения знаний о передовой технике ,и технологии. В целях стимулирования промышленной и торговой деятельности стали регулярно
организовываться национальные и всемирные выставки, демонстрирующие научные открытия, достижения инженерной и конструкторской мысли. Впоследствии их экспонаты нередко служили основой для создания музеев.
В 1851 г. в лондонском Гайд-парке английские предприниматели организовали, при активной поддержке принца Альберта, супруга королевы Виктории и президента Королевского общества искусств, первую Всемирную промышленную выставку. Все в ней блистало новизной и своеобразием. По эскизам садовника Джозефа Пакстона, прославившегося в качестве создателя необычной оранжереи для выращивания лилий, был построен главный павильон, названный Хрустальным дворцом. Эта устремленная ввысь модульная конструкция была сооружена всего за четыре месяца благодаря применению принципа сбора на строительной площадке готовых стандартных деталей — железных рам со стеклянным заполнением. Здание охватывало территорию в 18 акров (564 х 125 м), а его длина в 1851 фут символизировала год проведения выставки.
В центре Хрустального дворца в день открытия выставки бил струйками ароматической воды хрустальный фонтан — сложное сооружение из стекла, украшенное готическими арками и пирамидами.
В выставочных стендах, витринах и павильонах, напоминавших богато оформленные прилавки, причудливые шкафы и интерьеры дворцов, демонстрировалось 17 тыс. экспонатов. В изобилии были представлены машины, станки, инструменты, оборудование, изделия художественных ремесел, мебель, вазы, гобелены и другие предметы роскоши. Вокруг дворца разместились рестораны и танцевальные залы, для посетителей организовывались концерты, регаты, поднятия на воздушном шаре. Выставка имела ошеломляющий успех, за 120 дней она приняла более 6 млн посетителей, а доход составил 186 тыс. фунтов стерлингов.
Вполне естественным стало решение превратить выставку в постоянно действующее учреждение.
Для этого королевская парламентская комиссия вложила полученную прибыль в приобретение недвижимости в Южном Кенсингтоне, где и началось строительство специального музейного комплекса, в котором со временем разместилась группа самостоятельных учреждений. В 1857 г. здесь открылся Южно-Кенсингтонский музей науки и искусства, собрание которого включало в себя причудливую смесь художественных и промышленных коллекций. Позже от него отпочковалось учреждение, получившее впоследствии название Музей науки. Его фонды, пополнившись коллекциями из Музея патентов, созданного в Южном Кенсингтоне в 1860 —70-е гг., стали хранилищем для таких сокровищ истории техники, как модели и чертежи первых двигателей Ньюкомена и Уатта,локомотив Дж. Стефенсона, первая прядильная машина Ричарда Аркрайта, первый токарно-винторезныйстанок Модели и другие достижения инженерной мысли эпохи промышленной революции.
Один из выдающихся музеев науки был основан в Мюнхене в 1903 г. инженером Оскаром фон Миллером и получил название Немецкий музей. Он задумывался как учреждение, не только хранящее материалы о выдающихся достижениях естественных наук и техники, но и показывающее влияние научно-технического прогресса на жизнь общества. Первое время музей размещался в части старого здания Баварского национального музея, расширяя фондовые и экспозиционные площади за счет заброшенного помещения военных казарм. Но в 1911 г. город выделил для него остров на реке Изар, который прежде использовался как угольный склад. В качестве ведущих спонсоров строительства музея, обошедшегося в 14 млн марок, выступили городская казна, правительство Баварии и центральное правительство, а также немецкие промышленники. К 1913 г. строительство здания в основном завершилось,но переезд в него задержала начавшаяся война, и новые просторные экспозиционные залы открылись для посетителей только 6 мая 1925 г., в день семидесятилетия Оскара фон Миллер
Государственный Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 7/19 марта 1898 года.
Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля.
Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, в том числе, в городах России и за рубежом. Ежегодно в стенах музея проводится до 50-ти временных выставок, и до 10-ти, как в российских городах, так и за рубежом. Ко многим выставкам издаются каталоги, альбомы и буклеты, подготовленные научными сотрудниками Русского музея.
К музейному комплексу, помимо Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.
Музейный комплекс:
Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые сначала приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея[1]. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Основание музея
Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца И.-Э. Гоцковского.
День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря – в День святой Екатерины.
Главный музейный комплекс
Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж (Дворцовая набережная, 32–38)
Экспозиционные комплексы Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург
Зимний дворец Петра I (Дворцовая набережная, 34; в здании Эрмитажного театра), Дворец Меншикова (Университетская набережная, 15); восточное крыло здания и арка Главного штаба (Дворцовая площадь, 6–8); Музей Императорского фарфорового завода, находящийся на территории Императорского фарфорового завода (проспект Обуховской обороны, 151)
Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа "Старая Деревня" (Заусадебная улица, 37)
Здания
музея
Зимний дворец. 1754–1762
Архитектор Ф.-Б. Растрелли
После пожара 1837 года восстановлен под
руководством В.П. Стасова
Малый Эрмитаж. 1764 –1769
Архитекторы Ю.М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот
Старый (Большой) Эрмитаж. 1771–1787
Архитектор Ю.М. Фельтен
Эрмитажный театр. 1783–1787
Архитектор Дж. Кваренги
Новый Эрмитаж. 1842–1851
Проект архитектора Л. фон Кленце, возведен
под руководством архитекторов В. П. Стасова
и Н. Е. Ефимова
Запасной дом Зимнего дворца.
1726–1742, 1830, 1878
Архитекторы Д. Трезини (?), О. Трезини, Н.
Ф. Беккер
Дворец Меншикова. 1710–1727
Архитекторы Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель
Главный штаб (бывшее здание
Министерства иностранных дел и Министерства
финансов). 1820–1830
Архитектор К. Росси
Комплекс зданий Реставрационно-хранительского
центра "Старая Деревня"
Начало строительства – 1990 год
Экспозиционное пространство
Общая площадь помещений (зданий)
233 345 кв. м
Экспозиционно-выставочная площадь 66
842 кв. м
Центры
Государственного Эрмитажа "Эрмитаж - Амстердам"
Нидерланды, Амстердам, "Эрмитаж - Казань"
Россия, Казань, "Эрмитаж - Выборг"
Россия, Выборг
Наиболее значительные коллекции, поступившие в музей со времени его основания
1764 – собрание И.-Э. Гоцковского
1769 – собрание графа Г. Брюля
1772 – собрание барона П. Кроза
1779 – собрание лорда Р. Уолпола
1781 – собрание графа Ф. Бодуэна
1787 – Кабинет резных камней герцога Орлеанского
1814 – картины из Мальмезонского дворца
Жозефины Богарнэ
1861 – собрание маркиза Дж.-П. Кампаны
1884 – собрание А. П. Базилевского
1885 – Царскосельский арсенал
1910 – собрание П. П. Семенова-Тян-Шанского
После 1918 года в музей поступили национализированные
коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых,
Юсуповых и другие
1935 – собрание музея Центрального училища
технического рисования (А. Л. Штиглица)
1948 – коллекция новой европейской живописи
конца XIX - начала XX в., в основном из собраний
С.И.Щукина и И.А.Морозова
1950 – собрание знамен и знаменных принадлежностей,
знаменной графики, архив из Артиллерийского
исторического музея
2001 – коллекция музея Ломоносовского
фарфорового завода
Состав коллекций на 1 января 2013 года
В Государственном Эрмитаже
состоит на учете 3 106 071 экспонат:
произведений живописи 16 903
графических работ 622 452
скульптур 12 798
произведений прикладного искусства 357
725
археологических памятников 751 045
памятников нумизматики 1 122 769
редких книг 341
оружия 13 954
документов 56 899
предметов истории техники 3017
предметов печатной продукции 270
прочих экспонатов 147 898
Официальное название
Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры "Государственный
Эрмитаж";
Государственный Эрмитаж; Эрмитаж
дата основания - 21.02.1872
дата открытия - 27.05.1883
Комплекс музея. Здание исторического музея. Покровский собор, Храм Василия Блаженого, Музей Отечественной войны 1812 г., Палаты бояр Романовых.
О здании. Закладка здания произошла весной 1874 года, в ней принимал участие император Александр II. В результате проведенного конкурса победил проект архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Здание из красного кирпича великолепно вписалось в ансамбль Красной площади, стилистически перекликаясь с ансамблем Московского Кремля и собора Василия Блаженного.
Каждый из залов соответствует особой исторической эпохе, росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески. В 1936 году было принято решение уничтожить залы, посвященные дореволюционному периоду. Росписи были закрашены, лепнина сколота, позолота снята. Более 15 лет, начиная с 1986 года, в музее велась комплексная реставрация, и сейчас его интерьеры воссозданы в изначальном виде.
О коллекции. Фонды музея быстро росли за счет даров от монастырей и библиотек, разнообразных институтов, университетов и издательств. Члены знаменитых дворянских фамилий также выступали меценатами, передавая в дар Историческому музею свои ценнейшие коллекции. Музей по праву гордится библиотекой Голицына, насчитывающей более 9000 томов по истории России, собранием Черткова, в котором находятся более 300 древних рукописей, в частности, знаменитая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Кроме этого, семья Чертковых передала музею одну из лучших в стране коллекций русских монет. Другие представители дворянства также сделали ценные вклады: Бобринские, Оболенские, Кропоткины, Уваровы, Масальские подарили музею свои коллекции вещей, связанных с российской историей. Одним из самых ценных вкладов стала коллекция знаменитого купца, коллекционера и мецената Петра Ивановича Щукина. Он был основателем частного музея «Российских древностей». Со временем коллекция так разрослась, что ей стало тесно даже в специально построенном для нее здании. В 1905 году Щукин передал ее в дар Историческому музею. Анна Григорьевна Достоевская, вдова писателя, будучи почетным членом Исторического музея с 1906 года, передала в дар архив покойного супруга, книги и фотографии, письма, а также некоторые вещи. В музее была воссоздана комната писателя, названная «Музеем памяти Ф.М. Достоевского». После революции фонды пополнились за счет расформированных музеев, таких, как Румянцевский музей, Военно-исторический, «Старая Москва», а также из Государственного музейного фонда, в котором скопились предметы частных коллекций. На хранение были переданы собрание рукописей из Московской епархиальной библиотеки, коллекция церковной утвари и тканей из магазина Оловяшниковых. После того, как в 1993 году был ликвидирован центральный музей Ленина, его экспозиция также заняла место в Историческом музее.