Синтез искусства и информационных технологий в музее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена изучению современных технологий и как они применяются в музее. В настоящее время новые технологии вытесняют традиционные методы работы в музее. Эра компьютеров захватывает всё новые отрасли человеческой деятельности. Актуальность темы данного исследования определяется необходимостью более детально изучить как влияют современные технологии на развитие музея. Данная область исследования, хотя и имеет достаточную источниковую базу и массу научных изысканий, все-таки изучена не до конца и требует дополнительного рассмотрения.
Основным объектом исследования в данной работе является музей. В процессе работы были рассмотрены музеи России и мира.

Содержание работы

Введение
Глава первая: основные направления деятельности музейной сферы.
1.1 Социальные функции музея: Общие тенденции развития
1.2. Организация музейного дела в изменившихся политических и социальных условиях 1991–2010 гг.
Глава вторая Информационно-коммуникационные технологии в музейной сфере.
2.1 . Экспозиционная и выставочная деятельность музеев с помощью ИКТ
2.2 Новые информационные технологии в научно-фондовой работе
2.3. Проблемы информационных технологий в современном музее
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

готовая за 5 курс.docx

— 52.59 Кб (Скачать файл)

Папка Images стандартно размещена в папке с системой <M3>, но в принципе может находиться в любом другом месте – на другом жестком диске, на сервере, на другом клиентском компьютере. Тогда путь к ней обязательно должен быть изменен в настройках системы.

- То же самое относится  к папке ImageStamps с изображениями клейм и ImageAuthors с изображениями персоналий.

- Такие же правила применяются  к папке <M3Video>, в которой будут храниться аудио и видео файлы, привязанные к предметам. В принципе эта папка может быть названа и любым другим именем, например Avideo, MusAudio и др. Желательно не использовать русские буквы.

 

 

 

2.3. Проблемы информационных  технологий в современном музее.

Процессы , идущие в современном обществе по массовому внедрению и освоению ИТ оказывают свое влияние и на музеи, которые испытывают значительные трудности и пытаются осуществить компьютеризацию и информатизацию своей деятельности. Для многих музеев существует проблема неполноты и в ряде случаев недостоверности ин-формации, содержащейся в БД (базе данных), заполнение которых осуществлялось с учетно-научных карточек с начала 1990-х гг. Вместе с тем в научных документах – монографиях, паспортах на музейные объекты, отчетах по НИР и других работах накоплен большой объем ценной научной информации, доступ к которой осуществляется традиционными способами.

Безусловно, все эти факторы  являются основными в данной проблеме и для ее решения необходима воля и определенное желание руководства высшего учебного заведения и сотрудников музея.

Компьютеризация меняет весь процесс работы музея и все более важные задачи постепенно переносятся на компьютерную основу. Мы против компьютеризации ради компьютеризации. Важно понять и формализовать потребности музея и его сотрудников. И сам процесс компьютеризации не ограничивается чисто технологической частью. Огромную роль в данном случае играет человеческий фактор. В каждом музее компьютеризация проходит по-разному. Успех деятельности прежде всего зависит от администрации, сотрудников научного отдела, финансового положения музея, наличия квалифицированных кадров. Многое определяют люди, непосредственно работающие над созданием информационной музейной среды. На наш взгляд, для этой цели подходят молодые, энергичные студенты и недавние выпускники. Необязательно они должны иметь «профильное» для данного музея образование. Непременным условием является знание компьютерных технологий и английского языка. Молодые «технари», зная компьютерную технику и азы программирования, будут стараться оснастить музей новым компьютерным оборудованием. Необходима поддержка их начинаний со стороны администрации института. Важным и необходимым условием является поддержание отдела информатизации и телекоммуникаций.

Для создания базы данных  музейного собрания на период информатизации музея можно начать с самого отработанного и беспроигрышного варианта: достаточно приобрести компьютер с принтером и готовую бухгалтерскую программу. Компьютер можно использовать и для печати несложных документов, если аккуратно подойти к защите данных. Параллельно можно подготовить программно - аппаратный комплекс для изготовления этикеток, брошюр, каталогов и другой несложной полиграфической продукции. В любом случае «лицо» музея значительно похорошеет.

Другой вариант решения  проблемы связанный с организацией процесса информатизации музея это приобретение комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС), которая обеспечивает решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизация, подготовка выставок и экспозиций. Установку и сопровождение системы КАМИС в музейных фондах осуществляет фирма Альт-Софт (г.Санкт-Петербург).

Хотелось бы отметить, что развитие музейной информатики может происходить во всех направлениях и одновременно, а именно по Интернет-технологии и по не менее популярной технологии мультимедиа. Так как одна из важных функций музея – просветительская деятельность, без использования указанных технологий не обойтись.

Основные задачи научно-исследовательской  работы музея в настоящее время  мы считаем выявление, изучение и  сохранение памятников материальной культуры, документирующих исторический процесс развития науки и техники и диалектику познания. Следовательно, современная информационная технология с ее мультимедийными возможностями может полнее раскрыть определенную тему, сопроводительные тексты, использовать мультимедийные фильмы соответствующей тематики на СD-ROM дисках и т.д.

 

Заключение

Российская музейная общественность прекрасно понимает, что музей XXI века сможет нормально функционировать  только при условии широкого внедрения  современных средств и методов  информатики, и сотни российских музеев осваивают их.  В то же время, для того, чтобы добиться максимального  эффекта от внедрения информационных технологий в музее, необходимо не только оснастить  музей техническими средствами, создать и внедрить специализированное программное обеспечение, но и подготовить  персонал, способный эффективно использовать возможности этих технологий и непрерывно поддерживать свой профессиональный уровень.

В постиндустриальном обществе, основанном на знаниях, к которому мы неуклонно приближаемся,  ключевым источником общественного развития является не материальный ресурс, а  теоретическое знание. Для того, чтобы успешно работать в современном музее, специалист должен обладать умениями и навыками, которые прежде от него в такой степени не требовались; совокупность этих умений и навыков принято теперь называть «информационной культурой личности», формирования которой придается первостепенное значение во всем цивилизованном мире. Эта проблема была одной из ключевых на международной конференции ЮНЕСКО, которая состоялась в мае 2005 года в Санкт Петербурге. В своем докладе председатель Программного комитета конференции Е.И. Кузьмин выделил следующие основные черты, определяющие информационную культуру специалиста :

Воспитываемая с детства  потребность в информации, т.е. понимание, что на каждый вопрос где-то уже существует ответ;

• умение находить информацию, необходимую для решения своих жизненных и профессиональных проблем;

• способность критически оценивать найденную информацию на предмет ее актуальности, надежности и полноты;

• умение эффективно использовать найденную информацию в учебе и профессиональной деятельности;

• способность создавать собственный качественный, необходимый другим информационный продукт.

Одним из основных компонентов, способствующих формированию информационной культуры музейного специалиста, является сегодня освоение информационно-коммуникационных технологий в музейной деятельности. Без глубоких знаний в области  информатики, без навыков работы со средствами вычислительной техники  не может быть полноценного музейного  профессионала. 

Очевидно, что ИТ не изменяют природы традиционных музейных занятий (экспертизы, учета, каталогизации, популяризации), но ощутимо влияют на механизмы осуществления основной деятельности самих музеев. Кроме того, внедрение компьютерных технологий в сферу музееведения значительно облегчает деятельность исследователей, которые занимаются изучением музейного дела. ИТ снимают проблему доступности информации, т.к. широкий круг людей получает возможность беспрепятственного доступа к сведениям, которые хранит музей. Облегчается также и поиск необходимой информации, поскольку данные в электронных каталогах и БД имеют определенную структуру. Воспользовавшись одним из вариантов поиска в электронной БД, исследователь тратит значительно меньше времени на выявление информации, чем если бы он перебирал традиционные музейные картотеки.

Таким образом, применение ИТ в изучении истории музейного дела является необходимым условием эффективного исследовательского процесса, который может быть представлен следующими основными направлениями: извлечение информации из электронных БД музея (представленных как в сети Интернет, так и в самом музее), получение сведений из электронных каталогов музея, электронных книг поступления музейных предметов и инвентарных книг, использование в качестве объекта исследования электронных публикаций музеев (обычно содержат сведения о истории создания музея, его фондах и направлениях работы музея), получение информации с официальных сайтов музеев (предоставляют всевозможную информацию о коллекциях, уникальных музейных предметах, особенностях хранения, истории создания и развития музея и т.д.), благодаря виртуальной экспозиции ученый может получить представление об экспозиционно-выставочной деятельности музея, не прибегая к посещению стационарной экспозиции. Применение ИТ в музеях позволяет сделать деятельность исследователя рациональной и более эффективной; экономит время на поиск информации; освобождает от рутинной работы с повторяющейся однотипной информацией, занесенной в традиционные каталоги; позволяет избежать ошибок, часто встречающихся на традиционных носителях; дает возможность получения необходимых сведений, не прибегая к консультациям хранителей музея, что облегчает деятельность и самого исследователя, и музейных работников.

 

Литература:

  1. Галустян Г.А.  Электронные каталоги коллекций Политехнического музея – проблемы формирования информационных ресурсов открытого доступа. – М., Новая школа, 2003. - С.111.
  2. Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле. М., 2002
  3. Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001;
  4. Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее. М., 1999;
  5. Орлова, Е. Музыкальное образование в контексте цифровых искусств // Музыка в школе. Музыка и Электроника. Объединенный выпуск, №1. 2005.
  6. Современные информационные технологии в музее. Музейное дело России. М., 2003.
  7. Хоффман, Кэти Рай. Технология - Искусство - Коммуникация. 1993.
  8. Шаманов К. Выставка «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony».
  9. Юренева Т.Ю. «Музееведение». М.: Академический проект, 2003. – 560с.
  10. Юренева Т.Ю. «Художественные музеи Западной Европы: история и коллекции». М.: Академический проект, 2007.- 414с.

 


Информация о работе Синтез искусства и информационных технологий в музее