Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:16, курсовая работа
Целью данной работы является реконструкция «картины мира» человека относящего себя к субкультуре стимпанка, по большей части через материальные составляющие культуры. Данная работа будет основана на стратегии описания субкультуры данной К. Соколовым.
Аннотация
Данная работа является исследованием, представляющим собой сбор творческого источника для выполнения практической части. Работа включает в себя следующие основные части: введение, аннотацию, историографию и актуальность, а также главную смысловую часть, заключение и приложение.
В работе содержится информация о выбранном стиле, в рамках которого будет выполняться практическая часть, а также критерии, обуславливающие выбор данного стиля, его актуальность и новизна.
В приложение к работе имеются изображения по данной теме.
Введение
На рубеже ХХ века и века ХХI человечество переживает смену культурных эпох, на место модерну приходит постмодернизм, что, конечно же, отразилось на всех сферах искусства и моды в том числе. Постмодерн знаменателен смешением и возрождением современных и давно забытых стилей, синтезом фундаментального и невозможного. С полученной свободой в творчестве начал возвращаться наравне со множеством стилей и стимпанк.
Стимпанк, зародившийся, как и большинство стилей, в литературной среде и на страницах произведений XIX века, теперь же воплотился и в музыкальных течениях, и в дизайне.
Актуальность данной дизайнерской тематики безусловна, равно как и широта охватываемых ею сфер искусства – от оформления веб-сайтов до тематических костюмов на ежегодных всемирных мероприятиях типа «комик конов». Это не просто дизайн, это скорее воплощение особой специфической реальности со своей идеологией и культурой через материальные объекты, носящие, прежде всего, эстетическую функцию.
Следует также отметить, что в современном мире окружающие нас предметы всё больше наделяются функциями эстетическими, чем утилитарными, поэтому общество потребителей склонны искать именно нечто более необычное, с большей смысловой и образной нагрузкой. И стимпанк – это лишь одно направление из многих, которые отвечают потребностям настоящего потребителя.
Современное общество насчитывает десятки, а точнее даже сотни различных субкультур, многие исследователи насчитывают едва ли не тысячи различных мелких и крупных субкультур. Многие субкультуры уже подверглись, или подвергались многочисленным анализам и работам, однако о субкультуре стимпанка наиболее полных работ найдено не было, что и послужило основанием для написания данной курсовой работы.
В этой работе не будет уделяться большого внимания проблематике субкультуры как явления современного общества, основная задача – наиболее точно и полно передать именно материальную составляющую субкультуры, артефакты, созданные ею, художественные произведения, написанные в манере стимпанка и т.д.
В данной работе будет предпринята попытка реконструкции «картины мира» типичного представителя субкультуры. Какие литературные произведения выбирают, какой музыке отдается предпочтение, какого стиля в одежде придерживаются представители субкультурного движения. Выбранный метод исследования будет рассмотрен чуть ниже.
Целью данной работы является реконструкция «картины мира» человека относящего себя к субкультуре стимпанка, по большей части через материальные составляющие культуры. Данная работа будет основана на стратегии описания субкультуры данной К. Соколовым.
Описание субкультуры по материалам и научным источникам весьма затруднено ввиду их отсутствия. Как уже было сказано выше – точных и полных описаний данной субкультуры нет. Поэтому основными источниками для данной работы были, прежде всего, материалы всемирной сети Интернет, а так же статьи некоторых научно-популярных журналов: именно здесь легче всего найти что-либо относящееся непосредственно к самой современной субкультуре.
Так же большую роль в данной работе и непосредственно в самой субкультуре, играют именно литературные произведения, как известных широкому кругу общества писателей, так и современных, отчасти неизвестных широкой публике.
Методика, описанная ниже, и виды субкультур были взяты из книги «Культурология: Учебник для студентов технических Вузов» (Под ред. Н.Г. Багдасарьяна), из книги Кравченко А.И. «Культурология: Учебное пособие для вузов», а так же некоторых интернет источников.
Основным источником по истории эпохи Викторианской Англии стал официальный сайт Британского сообщества в России.
О самой субкультуре было найдено много полезной информации в научно-популярных журналах «Мир Фантастики», «Лучшие Компьютерные Игры», «Популярная Механика».
Отдельно следует выделить материал, взятый из статьи о стимпанке в интернет энциклопедии Wikipedia. Статьи в ней составляются различными людьми и всегда есть возможность того, что информация передана неточно, однако после изучения данной статьи и проверки сведений не было найдено ничего противоречащего идеям и стилистике стимпанка. К тому же эта статья писалась непосредственно самими представителями субкультуры, вследствие чего уже в ней можно проследить некоторые элементы «картины мира» представителя субкультуры.
Основная информация о возможной «картине мира» представителей субкультурного движения опирается, прежде всего, на литературные, знаковые для самой субкультуры, тексты, таких авторов как: У. Гибсон, Б. Стерлинг, Пол ди Филиппо, Жюль Верн и некоторых других авторов. Эти тексты являются весьма значимыми для субкультуры, и возможная модель «картины мира» строится именно на них, так как собственно всё субкультурное движение и произошло именно из литературы.
Уже многим позже появляется
особый стиль в одежде (это множество элементов,
которые либо описаны у перечисленных
выше авторов, либо копируются напрямую
из исторического периода Викторианской
Англии), музыка, стилистика в кинематографе
и аниме, а так же множества компьютерных
игр.
Основная часть
Итак, мы переходим к рассмотрению
временных периодов, послуживших
основой для появления
Эпоха покорения «Дикого Запада».
Стимпанк имеет в своей основе несколько временных периодов, первый из которых – эпоха покорения запада Америки, или эпоха правления королевы Виктории в Англии.
Однако в данной курсовой работе будет рассмотрено так называемое «классическое» направление в стимпанке, а именно – эпоха Викторианской Англии, поэтому исторический период покорения запада Америки рассматриваться не будет, и упоминается только как один из возможных вариантов. Также возможны различные варианты переложения технологий и достижений в рамках восточных стран, к примеру, Китай индустриальной эпохи.
За время долгого правления королевы Виктории в британском обществе произошли значительные перемены: индустриализация, имперская экспансия и становление демократии. Хотя нищета и не исчезла, жизнь многих людей стала более благополучной.
Королева Виктория взошла на престол в 1837 г. в восемнадцатилетнем возрасте и царствовала 63 года, до 1901 г. Хотя этот период и стал временем беспрецедентных перемен, устои общества оставались неизменными всю вторую половину XIX в. - эпоху, названную по имени олицетворяющей ее королевы - викторианской.
Промышленная революция превратила Британию в страну дымящих заводов, огромных складов и магазинов. Население быстро увеличивалось, разрастались города, а в 1850-х страна покрылась сетью железных дорог. Высокопроизводительная и оставившая далеко позади другие страны, Британия становилась «мастерской мира», что она и продемонстрировала на первой международной промышленной выставке в 1851 г.
Страна сохраняла свои
передовые позиции до конца столетия.
На фоне стремительных преобразований
становились все более
Во времена королевы Виктории
вступил в свои права средний
класс. В обществе стали преобладать
ценности, исповедуемые средним классом.
Трезвость, пунктуальность, трудолюбие,
экономность и хозяйственность
ценились и до правления Виктории,
но именно в ее эпоху эти качества
стали нормой. Это было естественным,
поскольку именно они оказались
наиболее полезными в новом
Пример подала сама королева:
ее жизнь, до конца подчиненная долгу
и семье, разительно отличалась от жизни
двух ее предшественников. Большая
часть аристократии последовала
ее примеру, отказавшись от броского,
зачастую скандального образа жизни
предыдущего поколения. Так же поступила
и высококвалифицированная
Ценности и энергия среднего класса, несомненно, легли в основу всех достижений викторианской эпохи. Правда, его представители обладали и малопривлекательными чертами: мещанской уверенностью в том, что процветание - это вознаграждение за добродетель (а стало быть, неудачники просто не достойны лучшего); доведенным до крайности пуританством в семейной жизни, порождавшим чувство вины и лицемерие.
В викторианскую эпоху важную роль играла религия, но на удивление значительная часть огромного населения городов едва ли соприкасалась с ней. Неоспоримым влиянием в стране обладали такие протестантские направления, как методисты и конгрегационалисты, а также евангелистское крыло англиканской церкви. В то же время происходило возрождение римо-католического вероисповедания и англокатолического течения в рамках англиканской церкви, приверженных ритуалу и догме.
Викторианская эпоха стала, помимо прочего, периодом сомнений и разочарований, поскольку прогресс науки подрывал веру в незыблемость библейских истин. Но всё же атеизм оставался неприемлемой для общества и церкви системой взглядов, из-за чего общепризнанному атеисту Чарлзу Брэдлоу удалось получить место в палате общин лишь в 1880 г., после целого ряда неудачных попыток.
Событием, более других ниспровергающим
религиозные догмы, стала публикация
в 1859 г. «Происхождения видов» Чарльза
Дарвина, поскольку его теория эволюции
подразумевала, что человек не является
результатом божественного
Партии и политика:
Викторианский парламент
был более представительным, чем
его предшественники, и больше прислушивался
к общественному мнению. В 1832 г., перед
вступлением Виктории на престол, вследствие
парламентской реформы
В 1878 г. Англия оказалась на грани еще одной войны с Россией, но осталась в стороне от европейских альянсов, впоследствии расколовших континент. Такую политику отказа от длительных союзов с другими державами британский премьер-министр Солсбери назвал «блестящей изоляцией».
Тем временем Британская империя, к 1837 г. включавшая огромные территории по всей планете, продолжала расширяться. Заселенные европейцами колонии, в частности Канада и Австралия, постепенно переходили к самоуправлению. В то же время значительные пространства на политической карте мира, особенно в Африке, приобретали красную окраску, обозначавшую принадлежность к британским владениям.
В Англии имперское мировоззрение формировалось на удивление медленно, даже после того, как в 1876 г. Дизраэли сделал чисто показной жест, провозгласив Викторию императрицей Индии. Но к 1890-м годам британцы, наконец, осознали, что их империя - величайшая из когда-либо существовавших в истории. Благодаря успехам внутренней и внешней политики правительство пользовалось огромным доверием народа. Оно лишь частично пошатнулось на закате викторианской эпохи из-за неудач в ходе англо-бурской войны, когда на усмирение южноафриканских фермеров, потомков голландских поселенцев, ушло целых три года (1899-1902). Враждебное отношение европейцев к этой кампании поставило под сомнение дальнейшую целесообразность «блестящей изоляции» и стало причиной произошедших в начале XX века перемен.
Основополагающая общественная ценность того периода - глубокое убеждение в том, что личность должна быть максимально свободной от контроля или вмешательства со стороны государства. Но, хотя устаревшие законодательные ограничения и были устранены, роль государства в индустриальном обществе на самом деле возросла. Так, государственные нормы здравоохранения и фабричные законы защищали рабочих от нищеты и эксплуатации.
Для повышения эффективности организации и функционирования новому обществу понадобились такие государственные службы, как почта (почтовые марки и принцип фиксированной платы независимо от расстояния были нововведениями именно этой эпохи). В связи с увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу в 1870 г. была введена государственная образовательная система, гарантировавшая получение начального образования. Всеобщее среднее образование было введено лишь в 1902 г.
Несмотря на усилия государства по упорядочению экономической жизни, индустриализация общества имела и свои отрицательные последствия. Немыслимая нищета, возможно, и не увеличилась по сравнению с былыми временами, но стала настоящей проблемой для общества, когда масса бедняков перекочевала в городские трущобы. Росла неуверенность людей в завтрашнем дне, т. к. в условиях новой экономической системы подъемы чередовались со спадами, в результате которых рабочие теряли свои места и пополняли ряды нищих.
Информация о работе Викторианский стиль одежды в современном субкультурном направлении "Стимпанк"