Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:29, контрольная работа
В данной работе более детально рассмотрены наиболее выдающиеся достижения Древнего Египта и Месопотамии в области научных и технологических знаний, Древнего Китая и Древней Индии как самобытных культур, где получили развитие естественнонаучные знания, а также арабо-мусульманского мира, великие ученые которого совершили те открытия в области самых различных наук, которые и сейчас с успехом использует современная цивилизация.
Контрольная работа состоит из трех основных теоретических частей, в которых раскрывается сущность научных и технологических, естественнонаучных знаний, а также великие достижения арабского мира.
Китайская культура является одной из древнейших. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких духовных корнях китайского народа. В отличие от индийской китайская культура более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Характерная её черта – это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний – китайские церемонии. Ещё одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются, прежде всего, силы природы. Верховным божеством китайцев выступает Небо, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времён китайцы поклоняются горам и водам как святыням [3, с. 215].
Китаю принадлежит честь создания науки, которую известный английский науковед Дж. Нидам называет «организмической» в отличие от европейской «механистической». Видимо, можно подчеркнуть свойственный китайской культуре традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, «оживотворение» природы). Соединение их с рационализмом даёт уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть её в малейших проявлениях – целое. Человек в этой культурной системе стремится не к подчинению природы, а к жизни во всей её природной полноте и рациональной устроенности [7, с. 174].
Китаец всегда мыслил себя частью природы. Древний китайский философ Сюнь-цзы писал: «Огню и воде присущ животворный эфир «Ци», но не присуща жизнь. Деревьям и травам присуща жизнь, но не присуще «со» - знание. Животным и птицам присуще «со» - знание, но у них отсутствует понятие Долга и Справедливости. Человеку же присущи «Ци», жизнь, «со» знание, Долг и Справедливость, потому что он – самое дорогое в Поднебесной!» Китаец включался в ритмы природы: не позволял себе земляной работы зимой – нельзя будить заснувшую землю; преступников казнили осенью, чтобы они умирали вместе с природой, и не на рассвете, как это обычно делали в Европе, а не раньше, чем после полудня, когда начинал умирать день [8, с. 140].
Горы и воды представлялись
«узором Дао», оставленным на песке
нашего материального мира волнами
духовности, поэтому через эти
знаки (очертания озёр и русла
рек) человек мог сердцем своим
приблизиться к сокровенной основе
Вселенной. Природа наполняла китайскую
поэзию символами; поэты черпали
вдохновение в образах
И до сих пор миллионы китайцев выходят из своих домов, чтобы в вечер «двойной девятки» (девятого дня девятого месяца) полюбоваться луной, восхищаются чистотой белых лотосов в крошечных прудиках и взбираются по тысячам ступеней в горные павильоны, чтобы встретить там рассвет или закат [3, с. 223].
Таким образом, естественнонаучные
знания получили своё развитие и в
древности. Древняя Индия и Китай
доказывают это на своём примере.
Обе культуры являются самобытными
и оригинальными, в каждой из них
есть то, что и сейчас широко используется
современной цивилизацией. Но в то
же время и Древний Китай и
Древняя Индия настолько
Великие учёные арабского мира и их достижения
С начала своего развития, арабо–мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру. В создании и развитии этой культуры принимали участие арабы, персы и представители других исламизированных народов как члены единого великого мусульманского общества. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах, которые были созданы в регионе ислама в классическую эпоху арабо–мусульманской культуры. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре [11, с. 213].
Выдающиеся достижения арабских завоевателей в культурной и научной областях объясняются различными причинами. Наиболее существенные из них – интерес и терпимость к культурам захваченных ими обширных территорий, уважение к научным исследованиям, стремление к знаниям [13, с. 103].
Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети – своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо–мусульманской науки как подлинные университеты.
В этом случае арабо–мусульманская культура рассматривается как промежуточная между культурами Востока и Запада. Арабский халифат включил в себя крупные культурные центры Ближнего Востока, в которых был сконцентрирован тысячелетний опыт городской культуры Шумера, Аккада, древнего Египта и др. Все культурные ценности, кристаллизованные в ходе тысячелетий различными восточными цивилизациями и эллинизмом, были освоены арабами, выражены на арабском языке и переданы Западной Европе [6, с. 451].
Особенно велик вклад, внесённый арабоязычными народами в области естественнонаучных и точных дисциплин, прежде всего в математике [5, с. 213].
Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль–Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и других научных дисциплин [13, с. 105].
Новая арабская система чисел
дала возможность выразить любое
большое число с помощью
Мухаммед аль–Хорезми, который принадлежал к числу талантливейших учёных своего времени, примерно в 800 году развил дальше десятичную систему, написал введение к четырём основным действиям арифметики и исчислению дробей и добавил ещё сборник задач под названием «Исчисление и противопоставления» [6, с. 452].
Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей [5, с. 213].
Арабский мир выдвинул учёных универсальной эрудиции. Один из величайших среди них, аль-Кинди, живший в IX столетии, был математиком, физиком, астрономом, естествоиспытателем и философом, медиком и музыковедом. Он мог позволить себе критически исследовать Коран и публично заявить о нём как о недобросовестной махинации.
В начале Х столетия аль-Батани углубил познания человечества о положении Земли во Вселенной; ему удалось исключительно точно определить путь движения Солнца; он первым рассчитал отклонения земной орбиты от её оси; он усовершенствовал исчисление синус функции и тем самым явился основоположником сферической тригонометрии [11, с. 214].
Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Известность получил Джабар Ибн Хайян из Куфы, создатель основ экспериментальной химии. Он занимался не только проблемами теории химии, но и в своих многочисленных экспериментальных исследованиях стремился получить данные для практического применения в процессах выплавки стали, окраски тканей и кожи, производства стекла и пр. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.
Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар–Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями.
Ар-Рази изучал эпидемии инфекционных заболеваний, разработал поразительно эффективные методы лечения оспы, кори, желчекаменной и почечнокаменной болезней, цистита и ревматизма; выступил за то, чтобы допуск к врачебной практике обязательно утверждался решением государственной комиссии, что действительно было введено несколько позже [10, с. 167].
Крупную энциклопедию
в области медицины
Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авен–зоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094–1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.
Арабские ученые также создали фармацевтику как признанную профессию, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: сенна, спорыш и др. Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран [12, с. 516].
Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо–мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека. Можно сказать, что арабские ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, открытыми в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество.
Арабы были также лучшими
географами своего времени. Многие из
них совершали далёкие
Представляет интерес и философская традиция мусульманского Востока, которая имеет два компонента – эллинизм и ислам, что обусловливает ее особые черты. Ведь все виды знания, все дисциплины, за которыми арабская классическая мысль признавала право на существование, благодаря Корану получали религиозное осмысление. Ибо Коран не только утверждал единство Аллаха, судьи и творца, как говорится в откровениях пророка Мухаммеда, не только устанавливал религиозную связь между верующим и его творцом–благодетелем, но и давал также импульс к неутомимому творческому поиску во всех областях знания. Следует учитывать и то, что специализация в науке никогда не препятствовала арабским ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое [9, с. 107].
Взаимопроникновение философии и теологии можно наблюдать в работах мутазилитов, сторонников разума во всех областях, включая и религию, а также в произведениях таких гуманистов, как ад–Джахиз. Ярким примером такой тенденции к синтезу служат знаменитые сказки "Тысяча и одна ночь", в которых отражено мышление народа, раскрываются его желания, верования и представления [1, с. 123].
Таким образом, арабский мир оставил после себя достойное и богатое наследие, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в развитии современной цивилизации. Арабские учёные внесли значительный вклад в развитие таких наук, как математика, химия, география, астрономия и астрология, медицина, а также широкое развитие получила философия. Всё это и обусловило развитие арабско-мусульманского мира, который благодаря своей культуре находилась на высоком уровне, оставив далеко позади тогдашнюю европейскую науку и культуру.
Заключение
В ходе анализа литературных источников были выделены наиболее интересные и максимально полные данные по теме, раскрывающие суть поставленных вопросов. Таким образом, в результате написания контрольной работы по культурологии на тему «Культура Древнего Востока» можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Цивилизации Древнего Востока и арабо-мусульманского мира