Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:29, контрольная работа
В данной работе более детально рассмотрены наиболее выдающиеся достижения Древнего Египта и Месопотамии в области научных и технологических знаний, Древнего Китая и Древней Индии как самобытных культур, где получили развитие естественнонаучные знания, а также арабо-мусульманского мира, великие ученые которого совершили те открытия в области самых различных наук, которые и сейчас с успехом использует современная цивилизация.
Контрольная работа состоит из трех основных теоретических частей, в которых раскрывается сущность научных и технологических, естественнонаучных знаний, а также великие достижения арабского мира.
Таким образом, в контрольной работе рассмотрены основные достижения цивилизаций Древнего Востока: Древнего Египта и Месопотамии, Древней Индии и Китая, а также арабо-мусульманского мира.
Список используемой литературы
Введение
В данной контрольной работе
по религиоведению рассмотрена сущность
магии, ее происхождение, виды и формы,
а также взаимосвязь с
Магия открывала перед теми, кто мог её постичь, власть над миром. Поэтому важно утверждать, что магия – первый образец активного отношения человека к миру. Это попытка человека повлиять на окружающий его материальный мир доступными ему на то время средствами. В магии таинственной силой наделяются конкретные действия людей, предметы. Магические действия сопровождали опасную для человека деятельность: охоту на акул, строительство лодки, охоту на хищных зверей и т.д. магический обряд моделировал творческую деятельность, создавая новые формы общения. Магия несла в себе мощные, стимулирующие человеческую деятельность силы.
Все это и создает неподдельный интерес к данной форме человеческой деятельности. Более того, вопрос относительно магии актуален на сегодняшний день, так как еще сохранились в современном обществе отдельные формы и виды магии. И чтобы быть компетентным в данном вопросе, не попасть в неловкую или опасную ситуацию (например, гадание), необходимо изучать этот вопрос.
В данной контрольной работе представлен материал, который полно и в доступной форме раскрывает специфику магии, выявляя не только положительные ее аспекты, но и некоторые отрицательные, а также прослеживает историю развития магии от первобытного общества до наших дней.
Для написания контрольной работы был осуществлен анализ многих литературных источников, из которых были использованы те, в которых наиболее полно присутствует информация по интересующей теме. Так большой интерес представляют собой авторы: А.Ю. Григоренко («Разноликая магия»), К. Каутский («Происхождение христианства»), А.А. Круглов («Религиоведение»), М.Я. Ленсу («Религиоведение»), В.В. Старостенко («Религиоведение»), В.Р. Языкович («Религиоведение») и другие.
Магия, её происхождение и сущность
Вопрос о том, когда
и как возникла религия, весьма сложный
и до конца не выяснен. Воссоздать
первобытную религию в процессе
её формирования не просто трудно, а
фактически невозможно. Но учёными
были обнаружены многочисленные свидетельства,
на основании которых можно
Под ранними формами религии понимается совокупность представлений, верований, ритуалов, культовых действий, сформировавшихся на ступени первобытного общества. Архаичная культура имеет ряд существенных черт, определяющих формы проявления и бытования разных религиозных традиций [12, с. 29].
Многообразие различий исторического прошлого и современного мира обусловливает проблему их типологии. В отечественном религиоведении наиболее широкое распространение получила классификация религий на родоплеменные, национально-государственные и мировые [11, с. 29].
Родоплеменные религии свойственны первобытнообщинному строю. Экстремальные условия человеческого бытия, непосредственная зависимость от неподвластного людям мира природы порождали к стремлению к олицетворению, одушевлению или сакрализации (придание черт сверхъестественного) окружающей действительности. Фантастическое отражение внешней природной реальности и социальных связей родового общества, трудовая деятельность первобытных людей нашло выражение в таких ранних верованиях, как фетишизм, магия, анимизм, культ природы (солнца, земли, воды), предков, вождей и др. [11, с. 30].
Все они не выступают в чистом виде, не возникали последовательно. Они были взаимосвязаны, дополняли друг друга, иллюзорно отражая различные стороны бытия. Общей чертой их была вера в сверхъестественное как реально существующее [4, с. 145].
Многие из этих представлений
в дальнейшем были адаптированы национально-государственными
и мировыми религиями либо продолжили
существование в форме
К ранним формам религии относится магия. Она представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путём определённых символических действий (заговоров, заклинаний и т.д.) [7, 30].
Согласно энциклопедии Республики Беларусь, магия (от греч. колдовство), чародейство, волшебство, колдовство – символические действия, словесные формулы, которые исполняются с целью сверхъестественным способом повлиять на существа, предметы и явления окружающего мира [10, с. 345].
Другими словами, причиной порождения магии является стремление первобытного человека активно воздействовать на окружающий мир. С ней связаны и различные суеверия: приметы, гадания, заклинания [4, с. 148].
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды носили общий характер, то со временем произошла их дифференциация [7, с. 30].
Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение [9, с. 114].
В 1879 году в Пиренейских горах (Испания) была открыта глубокая пещера, названная Альтамирой. На стенах и потолке этой пещеры рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени и другие виды животных, на которых охотились люди того времени. В открытой вслед за Альтамирой уже во Франции пещере Мотеспан были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и груди одного льва были отчетливо видны следы от дротиков и копий, которые бросали первобытные люди в эту скульптуру. Другие же две скульптуры были полностью разбиты в результате частого в них попадания.
Наибольшей известностью среди подобных находок (а на сегодняшний день их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 году знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия найденных здесь рисунков первобытных людей. Большая часть этих рисунков, а некоторые из них отличаются поистине громадными размерами, прекрасно сохранилась до наших дней [3, с. 345].
Трудовая деятельность первобытных людей, все усилия наших далеких предков, имевшие своей целью обеспечить себя и своих близких средствами к существованию, нередко заканчивались безрезультатно. Это вызывало у них состояние неуверенности в своих силах, неуверенности в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными причинами того, что человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия на природу. Подобными средствами и явились магические ритуалы и обряды.
Так экономическая неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом бессилии человека перед природой, и явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера в магию.
Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических обрядов они вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии достичь посредством реальных приемов и средств. Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов. Ученые описали и систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена. Магия, несмотря на абсурдность, имела и положительные моменты. Так, первобытные люди перед охотой устраивали пляски вокруг изображённого на земле животного, на которого собирались охотиться, метали копья и другие орудия охоты. Это было своего рода тренировкой. Метание копья или другого орудия охоты способствовало отработке отдельных приёмов, делало человека более сильным, смелым, ловким, выносливым [4, с. 150].
Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных элементов: материальный предмет (вещество), то есть инструмент; словесное заклинание - просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам; определенные действия и движения без слов – обряд [9, с. 116].
Обычно магией занимались специально подготовленные люди – колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив, которые обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почётом и уважением у первобытных людей [7, с. 30].
Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов развитой религии, включающей определённую систему магических действий – обрядов, таинств, молитв и т.п. В быту магия сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу» [7, с. 31].
Во всех видах магии
широко использовалась магия слова.
Элементы магии сохраняются во всех
религиях. Культовая практика почти
полностью основывается на магии (крестное
знамение, молитвы, поклоны, посты и
т.п.). В своих действиях во время
службы или совершения отдельных
обрядов священнослужители
В первобытном обществе она охватывала все стороны жизни людей. Человек прибегает к магии, когда чувствует своё бессилие перед какими-либо обстоятельствами, перед теми или иными явлениями природы. С помощью магических действий он надеется воздействовать на сверхъественные силы. Фактически же магия не может помочь человеку, она лишь восполняет желаемое в его сознании, в его мечтах. «Слабость, - писал К. Маркс, - всегда спасалась верой в чудеса; она считала врача побеждённым, если ей удавалось одолеть его в своём воображении посредством заклинаний…» [3, с. 148].
Таким образом, магия представляет собой некое чародейство, колдовство, и возникла она как стремление человека воздействовать на окружающий мир. Магия вызывает у современного человека ассоциации с чем-то неизведанным и таинственным, поэтому и в настоящее время она не забыта и вызывает неподдельный интерес.
Информация о работе Цивилизации Древнего Востока и арабо-мусульманского мира