Цивилизации Древнего Востока и арабо-мусульманского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

В данной работе более детально рассмотрены наиболее выдающиеся достижения Древнего Египта и Месопотамии в области научных и технологических знаний, Древнего Китая и Древней Индии как самобытных культур, где получили развитие естественнонаучные знания, а также арабо-мусульманского мира, великие ученые которого совершили те открытия в области самых различных наук, которые и сейчас с успехом использует современная цивилизация.
Контрольная работа состоит из трех основных теоретических частей, в которых раскрывается сущность научных и технологических, естественнонаучных знаний, а также великие достижения арабского мира.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 79.18 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в контрольной  работе рассмотрены основные достижения цивилизаций Древнего Востока: Древнего Египта и Месопотамии, Древней Индии и Китая, а также арабо-мусульманского мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Андреев, А.Н. Культурология: личность и культура: Учеб. пособие. – Минск: Высш. шк., 1998. – 332 с.
  2. Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М. Бонгард-Левин. – М.: Проспект, 1980. – 135 с.
  3. Васильев, Л.С. Древний Китай: В 2 т. Т. 1 / Л.С. Васильев. – М.: Академия, 1980. – 215 с.
  4. Введение в культурологию / Под ред. Е.С. Попова. – М.: Академический проект, 1996. – 317 с.
  5. Древние цивилизации / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2005. – 496 с.
  6. Кравченко, А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2000. – 640 с.
  7. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.В. Драч [и др.] / под науч. ред. Г.В. Драч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
  8. Культурология: учеб. пособие / З.А. Неверова [и др.] / под науч. ред. А.С. Неверова. – 2-е изд., испр. – Мн.: Высш. шк., 2005. – 368 с.
  9. Лапина, С.В. Культурология: Учеб. Пособие / С.В. Лапина [и др.]; Под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 496 с.
  10. Левяш, И.Я. Культурология / И.Я. Левяш. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 451 с.
  11. Малюга, Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие / Ю.Я. Малюга. – М.: Просвещение, 1998. – 316 с.
  12. Сапронов, П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. – 2-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 496 с.
  13. Тураев, Б.А. История Древнего Востока / Б.А. Тураев. Т. 2. – М.: Академический проект. – 229 с.
  14. Энциклопедия: Республика Беларусь. Т. 4. – Минск: Беларуская энцыклапедыя, 2007. – 608 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной контрольной работе по религиоведению рассмотрена сущность магии, ее происхождение, виды и формы, а также взаимосвязь с христианством. Данная тема привлекла внимание тем, что магия представляет собой  нечто таинственное и загадочное, о чем хочется узнать гораздо  большее.

Магия открывала перед  теми, кто мог её постичь, власть над миром. Поэтому важно утверждать, что магия – первый образец  активного отношения человека к  миру. Это попытка человека повлиять на окружающий его материальный мир  доступными ему на то время средствами. В магии таинственной силой наделяются конкретные действия людей, предметы. Магические действия сопровождали опасную  для человека деятельность: охоту  на акул, строительство лодки, охоту  на хищных зверей и т.д. магический обряд  моделировал творческую деятельность, создавая новые формы общения. Магия  несла в себе мощные, стимулирующие  человеческую деятельность силы.

Все это и создает неподдельный интерес к данной форме человеческой деятельности. Более того, вопрос относительно магии актуален на сегодняшний день, так как еще сохранились в  современном обществе отдельные  формы и виды магии. И чтобы  быть компетентным в данном вопросе, не попасть в неловкую или опасную  ситуацию (например, гадание), необходимо изучать этот вопрос.

В данной контрольной работе представлен материал, который полно  и в доступной форме раскрывает специфику магии, выявляя не только положительные ее аспекты, но и некоторые  отрицательные, а также прослеживает историю развития магии от первобытного общества до наших дней.

Для написания контрольной  работы был осуществлен анализ многих литературных источников, из которых  были использованы те, в которых  наиболее полно присутствует информация по интересующей теме. Так большой  интерес представляют собой авторы: А.Ю. Григоренко («Разноликая магия»), К. Каутский («Происхождение христианства»), А.А. Круглов («Религиоведение»), М.Я. Ленсу («Религиоведение»), В.В. Старостенко («Религиоведение»), В.Р. Языкович («Религиоведение») и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магия, её происхождение  и сущность

 

Вопрос о том, когда  и как возникла религия, весьма сложный  и до конца не выяснен. Воссоздать первобытную религию в процессе её формирования не просто трудно, а  фактически невозможно. Но учёными  были обнаружены многочисленные свидетельства, на основании которых можно предполагать наличие религиозных верований  у древних на определённом этапе  их развития: наскальная живопись, древние  погребения, наличие кремации, статуэтки, разрисованные камни [4, с. 145].

Под ранними формами религии  понимается совокупность представлений, верований, ритуалов, культовых действий, сформировавшихся на ступени первобытного общества. Архаичная культура имеет  ряд существенных черт, определяющих формы проявления и бытования  разных религиозных традиций [12, с. 29].

Многообразие различий исторического  прошлого и современного мира обусловливает  проблему их типологии. В отечественном  религиоведении наиболее широкое распространение  получила классификация религий  на родоплеменные, национально-государственные  и мировые [11, с. 29].

Родоплеменные религии свойственны  первобытнообщинному строю. Экстремальные  условия человеческого бытия, непосредственная зависимость от неподвластного людям  мира природы порождали  к стремлению к олицетворению, одушевлению или  сакрализации (придание черт сверхъестественного) окружающей действительности. Фантастическое отражение внешней природной  реальности и социальных связей родового общества, трудовая деятельность первобытных  людей нашло выражение в таких ранних верованиях, как фетишизм, магия, анимизм, культ природы (солнца, земли, воды), предков, вождей и др. [11, с. 30].

Все они не выступают в  чистом виде, не возникали последовательно. Они были взаимосвязаны, дополняли  друг друга, иллюзорно отражая различные  стороны бытия. Общей чертой их была вера в сверхъестественное как реально существующее [4, с. 145].

Многие из этих представлений  в дальнейшем были адаптированы национально-государственными и мировыми религиями либо продолжили существование в форме различных  суеверий и примет, а также сохранились  у некоторых локальных народностей  в наши дни [6, с. 30].

К ранним формам религии  относится магия. Она представляет собой возникшую у первобытных  людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления  путём определённых символических  действий (заговоров, заклинаний и т.д.) [7, 30].

Согласно энциклопедии Республики Беларусь, магия (от греч. колдовство), чародейство, волшебство, колдовство – символические действия, словесные формулы, которые исполняются с целью сверхъестественным способом повлиять на существа, предметы и явления окружающего мира [10, с. 345].

Другими словами, причиной порождения магии является стремление первобытного человека активно воздействовать на окружающий мир. С ней связаны  и различные суеверия: приметы, гадания, заклинания [4, с. 148].

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления  и обряды носили общий характер, то со временем произошла их дифференциация [7, с. 30].

Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного общества, точнее - к эпохе каменного  века. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение [9, с. 114].

В 1879 году в Пиренейских горах (Испания) была открыта глубокая пещера, названная  Альтамирой. На стенах и потолке этой пещеры рукой первобытного художника были изображены кабаны, зубры, олени и другие виды животных, на которых охотились люди того времени. В открытой вслед за Альтамирой уже во Франции пещере Мотеспан были обнаружены остатки трех скульптур, изображавших пещерных львов. На шее и груди одного льва были отчетливо видны следы от дротиков и копий, которые бросали первобытные люди в эту скульптуру. Другие же две скульптуры были полностью разбиты в результате частого в них попадания.

Наибольшей известностью среди  подобных находок (а на сегодняшний  день их насчитывается более 100) пользуется открытая в 1940 году знаменитая пещера Ляско. Свою известность эта пещера получила из-за богатства и обилия найденных здесь рисунков первобытных людей. Большая часть этих рисунков, а некоторые из них отличаются поистине громадными размерами, прекрасно сохранилась до наших дней [3, с. 345].

Трудовая деятельность первобытных  людей, все усилия наших далеких  предков, имевшие своей целью  обеспечить себя и своих близких  средствами к существованию, нередко  заканчивались безрезультатно. Это  вызывало у них состояние неуверенности  в своих силах, неуверенности  в будущем. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными причинами того, что человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия на природу. Подобными средствами и явились магические ритуалы и обряды.

Так экономическая неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом бессилии человека перед  природой, и явилась тем социальным фоном, на котором выросла вера в  магию.

Первобытные люди были убеждены, что посредством исполнения магических обрядов они вступают в контакт  со сверхъестественной силой, могущей  защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии  достичь посредством реальных приемов  и средств. Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом  чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов. Ученые описали и систематизировали  буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена. Магия, несмотря на абсурдность, имела и положительные моменты. Так, первобытные люди перед охотой устраивали пляски вокруг изображённого на земле животного, на которого собирались охотиться, метали копья и другие орудия охоты. Это было своего рода тренировкой. Метание копья или другого орудия охоты способствовало отработке отдельных приёмов, делало человека более сильным, смелым, ловким, выносливым [4, с. 150].

Магическое действие, как правило, состоит из следующих основных элементов: материальный предмет (вещество), то есть инструмент; словесное заклинание - просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам; определенные действия и движения без слов – обряд [9, с. 116].

Обычно магией занимались специально подготовленные люди –  колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы, надежды  соплеменников, воздействовать на сверхъестественные силы. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив, которые обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Поэтому колдуны и шаманы пользовались особым почётом и уважением у первобытных людей [7, с. 30].

Со временем магия превратилась в один из наиболее существенных компонентов  развитой религии, включающей определённую систему магических действий – обрядов, таинств, молитв и т.п. В быту магия  сохранилась вплоть до наших дней в виде заговоров, гаданий, предсказаний, веры в «дурной глаз», «порчу» [7, с. 31].

Во всех видах магии  широко использовалась магия слова. Элементы магии сохраняются во всех религиях. Культовая практика почти  полностью основывается на магии (крестное знамение, молитвы, поклоны, посты и  т.п.). В своих действиях во время  службы или совершения отдельных  обрядов священнослужители уподобляются обыкновенным колдунам. Например, священник  в ходе богослужения осеняет верующих крестом – даёт «божье благословение», якобы обеспечивает верующим благополучие, одновременно избавляет их от беды и несчастий. При совершении обряда крещения священник дует на ребёнка, что означает изгнание из него «злых  духов». Сохраняется магия и в  быту: суеверия, гадания, знахарство, так  называемый сглаз и т.д. [4, с. 150].

В первобытном обществе она  охватывала все стороны жизни  людей. Человек прибегает к магии, когда чувствует своё бессилие перед  какими-либо обстоятельствами, перед  теми или иными явлениями природы. С помощью магических действий он надеется воздействовать на сверхъественные силы. Фактически же магия не может помочь человеку, она лишь восполняет желаемое в его сознании, в его мечтах. «Слабость, - писал К. Маркс, - всегда спасалась верой в чудеса; она считала врача побеждённым, если ей удавалось одолеть его в своём воображении посредством заклинаний…» [3, с. 148].

Таким образом, магия представляет собой некое чародейство, колдовство, и возникла она как стремление человека воздействовать на окружающий мир. Магия вызывает у современного человека ассоциации с чем-то неизведанным и таинственным, поэтому и в  настоящее время она не забыта и вызывает неподдельный интерес. 

Информация о работе Цивилизации Древнего Востока и арабо-мусульманского мира