Цивилизации Древнего Востока и арабо-мусульманского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

В данной работе более детально рассмотрены наиболее выдающиеся достижения Древнего Египта и Месопотамии в области научных и технологических знаний, Древнего Китая и Древней Индии как самобытных культур, где получили развитие естественнонаучные знания, а также арабо-мусульманского мира, великие ученые которого совершили те открытия в области самых различных наук, которые и сейчас с успехом использует современная цивилизация.
Контрольная работа состоит из трех основных теоретических частей, в которых раскрывается сущность научных и технологических, естественнонаучных знаний, а также великие достижения арабского мира.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 79.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды и формы  магии

 

Проявление магии весьма разнообразно. В ней различают  индивидуальные действия (человек осеняет  себя крестом, плюёт через левое  плечо, что якобы охраняет его  от беды и несчастий и т.д.) и  коллективные (магические пляски австралийских  аборигенов перед выходом на охоту, широко ранее практикуемое церковное  молебствие о ниспослании или  прекращении дождя и др.). По способу  воздействия, как считают верующие, магическое влияние ожжет оказываться  путём непосредственного контакта человека с носителем так называемой магической силы (амулетом, крестом, снадобьем, «святой водой» и т.д.), совершением только примерного, похожего начала желаемого действия (шаман, чтобы вызвать дождь, начинает сам лить воду), воздействием не на весь объект колдовства, а только на его часть или принадлежность (волосы, одежду, обувь, оставленные на грунте следы и т.п.), а также проделыванием магических операций над его изображением (охотничьи пляски вокруг изображения зверя на песке) [6, с. 123].

Различают белую и чёрную магию. Белая магия совершается  якобы с помощью божественных сил в благородных целях: приносить  людям добро, помогать им в горе, беде, избавиться от болезней.

Чёрная магия совершается  уже будто бы под покровительством «нечистой силы», дьявола совсем в иных целях: принести людям горе, несчастье, смерть [4, с. 149].

Современный исследователь  религиозных представлений С.А. Токарев  из совокупности магических обрядов  выделил следующие формы: контактную, инициальную, парциальную, имитативную, катартическую, апотропеитическую, вербальную магию.

Контактная магия –  это простейший способ передачи магической силы путём непосредственного соприкосновения  источника или носителя сверхъестественной силы с объектом, на который направлено колдовство. Носитель магической силы при этом может быть различным: неодушевлённый предмет, амулет, талисман, сам человек. Характер соприкосновения также  может быть различным: ношение амулетов, принятие магического снадобья, прикосновение  руки колдуна. Однако основное представление (идея непосредственного перенесения  магической силы путём прямого контакта) остаётся тем же.

Сущность инициальной  магии состоит в том, что магический акт направлен, как в предыдущем типе, непосредственно на сам объект, но в силу его недосягаемости в  том или ином отношении реально  производится только начало желаемого  действия, окончание же его и появление  ожидаемого результата предоставляется  сверхъествественной магической силе.

Парциальная магия – тип  магии, в котором действие магической силы направлено не на сам объект непосредственно, а на его заместителя, и уже  через последний – на сам объект.

Имитативная магия состоит в том, что воздействия сверхъестественных сил направлены на подобный реальному предмет или объект.

Апотропеитическая магия предполагает, что магические действия направлены на то, чтобы отпугнуть враждебные силы, не допустить их приближения. Для этого применяется ношение амулетов, различные жесты и звуки, огонь, круг, дым, магические линии и т.п., а также действия, помогающие так или иначе уклониться от соприкосновения с нежелательными силами, укрыться, спрятаться от них.

Катартическая магия также относится к защитным, очистительным действиям против нежелательных сил, проникших в человеческое тело или жилище и т.п. очищение достигается разными способами: ритуальным омовением, окуриванием, кровопусканием, постом, употреблением снадобий.

Вербальная магия может  быть сведена к самостоятельной  роли заговоров магических заклинаний, нашептываний для получения желаемого  результата. Однако в заговоре могут  выражаться черты и других известных  типов [7, с. 32].

По целям воздействия  магию можно разделить на следующие  виды: вредоносную, военную, половую (любовную), лечебную и предохранительную; промысловую, метеорологическую и др. [5, с. 36].

В новое и новейшее время  совершали меньше магических обрядов. В некоторой степени сохранились  обряды любовной магии, вера в сверхъестественные способы лечения болезней, в магические способности знахарей и шептух, в  магическую силу слова [10, с. 345].

Вредоносная магия (чёрная) – различные колдовские приёмы применяются  с целью причинения сверхъествественным образом вреда или порчи какому-нибудь лицу.

Военная магия – это  система публичных обрядов, направленных на обеспечение победы над противником.

Половая (любовная) магия  имеет двоякую направленность: или  вызвать половое влечение в человеке противоположного пола, или уничтожить такое влечение. Любовную магию применяли с целью привлечь любимого, усилить его любовь («присушки») или, наоборот, прекратить её («отсушки»).

Лечебная и предохранительная  магия направлена на излечение или  предохранение человека (или его  семьи) от различных заболеваний [7, с. 32].

Некоторые моменты лечебной магии, во многом опирающейся на народную медицину, являются рациональными. В  ней наряду с магическими приёмами использовались такие народные средства, как массаж, припарки, отвары и настои различных трав, к которым люди пришли в результате длительного  наблюдения и опыта. Положительное  действие этих средств приписывалось влиянию сверхъестественных сил, то есть объяснялось в соответствии с религиозными представлениями того времени. На определённом этапе истории в силу неразвитости общественных отношений, неумения объяснить суть происходящих явлений природы и общества, отсутствия чётких представлений о своей собственной сущности человек и не мог думать иначе. Всё непонятное и неизвестное воспринималось им как нечто сверхъестественное. Такой образ мышления был присущ человечеству на протяжении многих веков [4, с. 150].

Промысловая (производственная) магия – специфические действия с целью получения наилучших  результатов в определённом виде деятельности: охоте, рыболовстве, в  производственной деятельности и т.п. Обряды хозяйственной магии практиковали с целью обеспечить хороший урожай, сохранить продуктивность скота, сделать удачной рыбную ловлю, охоту.

Метеорологическая магия  призвана вызвать определённые изменения  погодных условий [8, с. 113].

Магия бытует в виде гаданий, «привораживаний», заговоров и среди некоторой части населения нашей страны, в том числе молодёжи. С помощью разного рода гаданий, «привораживаний» легковерные люди надеются «заглянуть» в будущее, привлечь к себе внимание девушки или юноши, навлечь на кого-нибудь беду и т.п.

В гаданиях зачастую широко используется элементарное мошенничество  и шарлатанство. Главная цель гадалок  – побольше «заработать» путём обмана и различных спекуляций. Неплохие психологи (в житейском смысле этого слова), они хорошо знают, о чём лучше всего гадать, например, молодой девушке. Конечно же, о том, о чём она не раз думала, - о молодом, хорошем парне, о разлучнице, как отвести беду, удачно выйти замуж, о хорошей работе и т.д. Гадалки пользуются обычно общими  фразами. Они «сообщают» о скорой дороге, хлопотах в «казенном доме», «получении бумаг», предстоящей радости, слезах и т.п. Легковерная жертва конкретизирует эти фразы, переводит в русло своих жизненных ситуаций. Кому в наше время не предстоит «скорая дорога»? В понятие «скорая» можно вложить любой срок – и день, и неделю, и месяц, и год. Ею может быть и дорога в пределах города, и дорога к родственникам в соседний город. Получение бумаг может означать получение письма, заработной платы, стипендии. Ведя разговор, гадалка внимательно следит за реакцией слушателя или слушательницы, что помогает ей держать их в нужном направлении. Понятно, что некоторые моменты гадания, хотя и обрисованы аллегорично, общими фразами, не укладываются в жизненные ситуации человека, которому гадалка пытается «предсказать « судьбу. Но жертва, как правило, не замечает этого: всё её внимание фиксируется на том, что «угадано», и на том, что «будет». Вред налицо. Войдя в сознание отдельных людей. Гадание мешает им правильно оценивать действительность. Кроме того, оно выступает и как своего рода мошенничество, за которое, кстати, можно попасть в тюрьму [4, с. 151].

Не меньший вред наносят  и другие виды магии. Уже нередки  случаи патологических сдвигов у  людей в связи с гаданиями  и посещением экстрасенсов. После  святочных гаданий, если они  проводились  не в шутку, ради забавы, а всерьёз, возможны случаи, когда гадающих преследуют голоса, некоторые начинают видеть «третьим» глазом, то есть появляются слуховые  и зрительные галлюцинации. Сами по себе святочные гадания не вредны, если  относиться к ним  традиционно, с юмором, шуткой и скептицизмом. Вреда от них не будет, независимо от того, на чём гадают: на зеркале, на картах, на блюдце и т.п. Однако людям  нервным, чувствительным, впечатлительным, с богатым воображением лучше  этим не заниматься. Любой прогноз  жёстко обусловит их жизнь, став «программирующим»  фактором. Получив хорошую весть, гадальщик рискует расслабиться, став пассивным, перестанет бороться. Под влиянием плохих вестей он может  навлечь на себя несчастье, беду, постоянно  думать о них. Когда человек идёт к гадалке, экстрасенсу, всё, что  он хотел себе внушить, он уже внушил. Остаётся только ввести его в гипнотический  транс. Этим пользуются гадалки, экстрасенсы  и другие мошенники. Если заблуждения  живших в пещерах десятки тысяч  лет назад можно объяснить, то подобные заблуждения в наши дни  не могут быть оправданы [1, с. 214].

Таким образом, существуют различные  виды и формы магии, среди которых  можно выделить как положительные, так и отрицательные,  приносящие вред. Но какой бы ни была магия, она  представляет собой огромный интерес  и вызывает желание узнать о ее тайнах еще больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магия и христианство

 

Христианство зародилось на Востоке  Римской империи (территории современного Израиля) (в Палестине) в I веке н.э. Основателем  считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира - её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, т.е. почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.

В соответствии с основными принципами своего вероучения христианство переработало материал, заимствованный из других религий  и придало ему новый символический  смысл и значение. Так, всем древним  религиям были присущи представления, согласно которым богов, оскорбленных людьми, можно было умилостивить жертвоприношениями. В христианстве же эти представления  приобретали форму веры в то, что  одна великая добровольная жертва, принесенная посредником, искупила раз и навсегда грехи всех времен и всех людей. Аналогичным образом  новое звучание было придано и  заимствованным христианством из языческих  религий элементам обрядовой  символики: они стали связываться  с персоной новозаветного Иисуса Христа, божества, воплотившегося в  образ земного страдальца и своей  смертью искупившего все грехи  человечества [2, с. 198].

Христианский культ представляет собой совокупность иллюзорно-практических действий (обряды, ритуалы, таинства, богослужения, посты, молитвы и т.д.), с помощью  которых верующие надеются достичь  контакта со сверхъестественной силой. Наиболее очевидную связь с древнейшими  верованиями и культами имеют  христианские таинства [8, с. 231].

Христианские таинства мало чем  отличаются по своей форме от первобытных  магических церемоний. Конечно, смысл  и значение, которые вкладывал в свои обряды первобытный колдун и которые придает своим действиям христианский священник, - различны. Но материал, из которого складывалась в первобытные времена и складывается сегодня церемония магического ритуала и христианского таинства, техника их исполнения, по существу одинаковы.

Это представление о благодати  как силе, сообщающей человеку особые чудодейственные божественные свойства, восходит к первобытным временам. Первобытные люди верили в существование  какой-то таинственной силы, исходящей  от духов, богов, людей, животных и даже неодушевленных предметов, которая может быть усвоена человеком при помощи определенных обрядовых действий [6, с. 211].

В древнем мире язычники совершали различные тайные обряды (по-гречески - мистерии), с помощью которых можно было вступить в контакт с божествами и получить от них благодать, гарантирующую вечное загробное блаженство.

Особенно популярны стали мистерии незадолго до возникновения христианства. В Риме, Греции и особенно в Малой  Азии, Сирии, Египте язычники совершали  всевозможные окуривания, омовения, очищения, жертвоприношения и другие колдовские действия в надежде таким образом  “очиститься”, вступить в общение  с божеством и самим стать  божественными [2, с. 199].

Христианская церковь включила многие языческие церемонии в  свой культ, переделав их на свой лад. Но сходство христианских таинств с  языческими обрядами объяснялись отцами церкви как происки дьявола.

Первоначально христиане заимствовали из магических церемоний и языческих  мистерий древности два таинства - причащение и крещение. Затем возникли и другие - миропомазание, елеосвящение, исповедь, брак и священство [9, с. 313].

В таинстве причащения, или святой евхаристии (от греческого eucharistia - благодарственная жертва), причащающийся, вкушающий под видом хлеба и вина плоть и кровь Христа, приобщается тем самым к богу и получает залог вечной жизни. По учению христианской церкви, причащение - самое священное из таинств, ибо если в других таинствах Христос сообщает верующим в него те или иные дары своей благодати, то здесь он предлагает самого себя - свое тело и кровь.

Истоки этого таинства лежат  в первобытных магических верованиях, согласно которым вкушение тела высшего  существа способно передать вкушающему совершенные свойства этого существа и что непосредственное вкушение его плоти и крови может быть заменено поеданием животного, растения, предмета и т.д., в котором это существо воплощено. Подобные представления были крайне распространены у первобытных народов. Этим объясняются и обычаи древнего людоедства. Каннибалы пили кровь убитого врага как носительницу его жизненной силы [3, с. 413].

Конечно, христианские представления  о единении человека с богом через теофагию (богоедство), проникнутые духом глубокого мистицизма и магии, нельзя рассматривать вне духовного фона эпохи. Чувства безысходности, апатии, неверия в силы человека, связанные с общей социально-политической обстановкой в Римской империи, и явились источником для возникновения веры в бессмертие, в возможность достижения счастливой загробной жизни, породили надежду на сверхъестественное спасение (что было характерной чертой и символических обрядов языческих мистерий) и привели в конечном счете к распространению магии и мистицизма. Те же мотивы и чувства лежали в основе возникновения и другого христианского таинства - крещения.

Информация о работе Цивилизации Древнего Востока и арабо-мусульманского мира