Цивилизации Древнего Востока и арабо-мусульманского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

В данной работе более детально рассмотрены наиболее выдающиеся достижения Древнего Египта и Месопотамии в области научных и технологических знаний, Древнего Китая и Древней Индии как самобытных культур, где получили развитие естественнонаучные знания, а также арабо-мусульманского мира, великие ученые которого совершили те открытия в области самых различных наук, которые и сейчас с успехом использует современная цивилизация.
Контрольная работа состоит из трех основных теоретических частей, в которых раскрывается сущность научных и технологических, естественнонаучных знаний, а также великие достижения арабского мира.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 79.18 Кб (Скачать файл)

Таинство крещения также играет в христианстве исключительно важную роль, так как оно - единственное таинство, признание которого является непременным условием принадлежности к христианской вере. Оно есть одновременно и мистический акт, который обеспечивает крещаемому ряд всевозможных земных и небесных благ [2, с. 201].

Крещение очищает новорожденного от греха его прародителей и отгоняет дьявола, вследствие чего человек рождается  вновь и получает право на вечную жизнь в небесном царстве.

Христианская процедура крещения представляет собой магическую церемонию. Троекратное погружение тела в воду, одевание младенца в чистую рубашку  с целью сохранения чистоты его  души и т.д. - все это пережитки  гомеопатической магии, основанной на вере в то, что “подобное производит подобное”, “следствие похоже на свою причину”.

Обычай дуть на младенца, на воду, масло, чтобы придать им благодать и  одновременно отогнать сатану, плевать  на сатану во время крещения также  есть пережиток древней веры - веры в то, что человеческое дыхание  и слюна обладают особой колдовской силой. У племени баниора в Уганде, к примеру, жрец на третий день после рождения ребенка представлял его духам и просил у них всяческих благ для новорожденного, сопровождая каждую просьбу плевками [1, с. 218].

По сути же, первобытным магическим обрядом является и церемония “пострижения власов”. Стрижка волос у ребенка при крещении и бросание их в купель есть пережиток древнего верования в то, что, возлагая к ногам божества одушевленную частицу своего тела, обладающую чудесным свойством роста, человек устанавливает с ним прочные отношения. В древности у многих народов существовал обычай жертвовать волосы богам.

Центральную роль во всех обрядах  играла вода, которой люди издавна  приписывали волшебные качества. Практически во всех дохристианских религиях существовали обряды ритуального  омовения новорожденного, своей целью  имевшие очищение его от злых духов [4, с. 167].

Равным образом к эпохе первобытности  относятся истоки и других христианских таинств - миропомазания, елеосвящения, исповеди, брака и священства.

“Миропомазание - есть такое таинство, через которое преподается крестившемуся дух святой.”

В христианском катехизисе подробно разъясняется смысл помазания миром  или елеем (то есть маслом или жиром) отдельных частей тела. Помазание  “чела” означает освящение ума, помазание  “персей” - освящение сердца или  желаний, помазание очей, ушей и уст - освящение чувств, помазание рук  и ног - освящение дел и всего  поведения христианина. Это таинство предназначено для тяжело больных, находящихся при смерти.

Помимо помазания елеем с  целью облегчения физических и душевных недугов, у первобытных и древних  народов широко применялась и  так называемая исповедь, т.е. перечисление вслух своих грехов для “очищения” и избавления от них. Обычай этот и  весьма древний, существовавший задолго  до появления христианства [2, с. 204].

Первобытные наделяли слово особой, колдовской силой и поэтому, переведя свои грехи в слова, человек надеялся от них избавиться, переложить их на какой-нибудь предмет [9, с. 316].

Получили распространение в  исторические эпохи, предшествовавшие возникновению христианства, и различные  обряды и ритуалы, сопровождающие вступление человека в брак. В той или иной форме брак всегда “освящался”. В христианском обряде венчания, в его “видимой стороне”, нет ничего, что не имело бы соответствующих аналогов в языческих религиях. Обручение, обручальные кольца, свадебные дары, венки и т.п. - все это существовало в свадебных ритуалах первобытных и древних народов и имело своей целью обеспечить венчающихся мужчину и женщину сверхъестественной благодатью и плодовитостью [2, с. 205].

Христианский обряд венчания, как  и все другие христианские ритуалы  и таинства, совершает особая священная  персона - епископ или пресвитер, который распоряжается божественной благодатью и переносит ее на других лиц посредством определенных манипуляций, сопровождаемых молитвами-заклинаниями.

Таинство же священства, как и все остальные христианские таинства, имеет свою “видимую сторону”, состоящую в том, что епископ, которому принадлежит монопольное право посвящения, возлагает руки на посвящаемого в духовный сан [4, с. 171].

В основе подобных представлений о  передаче разного рода благодетельных свойств через руки лежит первобытное  представление о самостоятельной  силе рук и пальцев. Среди народов, сохранивших первобытный уклад  жизни в конце XIX века, был распространен, например, обычай, согласно которому пальцы убитого врага, подвергшиеся специальной  препарации, давали есть воинам, дабы придать им храбрости, смелости и доблести. У многих племен также считалось, что достаточно палец лишь пососать, чтобы получить от него чудодейственные свойства [2, с. 206].

Эти-то верования и обычаи и были в специфической форме восприняты христианством. Первобытная вера в  магическое значение руки нашла свое отражение и в библейских сказаниях. В библейских выражениях типа “этот перст божий” или же “и увидели израильтяне руку великую, которую явил господь над египтянами” отражена вера древних иудеев в магическое действие руки на расстоянии [1, с. 219].

Таким образом, магия, которая зародилась в первобытном обществе, и христианство, возникшее несколько позже, взаимосвязаны  и имеют много общего, что особенно прослеживается в христианских культах  и таинствах (исповедь, причащение, крещение, священство, венчание, миропомазание  и другие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате написания контрольной  работы по религиоведению на тему «Магия» можно сделать следующие выводы и заключения:

  • Магия колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Магия, как и другие явления первобытной религии, возникла в древнейшую эпоху, когда человек был бессилен в борьбе с природой.
  • Магия предполагает, что одно событие неизбежно будет следовать за другим. Проще говоря, если выполнить в точности магический символический обряд, не нарушая его. Обязательно последует некое событие, ради чего этот обряд совершался: пойдёт дождь, или, наоборот, дождь прекратится. Пренебрегать правилами ритуала – значит навлечь на себя неудачу. В науке также лежит твёрдая вера в порядок и единообразие природных явлений.
  • Из совокупности магических обрядов выделяют следующие формы: контактную, инициальную, парциальную, имитативную, катартическую, апотропеитическую, вербальную магию. По целям воздействия магию можно разделить на следующие виды: вредоносную, военную, половую (любовную), лечебную и предохранительную; промысловую, метеорологическую и др.
  • Магию можно использовать в виде гаданий, заговоров, «привораживаний». С помощью этого легковерные люди надеются «заглянуть» в будущее, привлечь к себе внимание девушки или юноши, навлечь на кого-нибудь беду и т.п. Однако людям нервным, чувствительным, впечатлительным, с богатым воображением лучше этим не заниматься. Любой прогноз жёстко обусловит их жизнь, став «программирующим» фактором. Получив хорошую весть, гадальщик рискует расслабиться, став пассивным, перестанет бороться.
  • Связь магии и христианства прослеживается в том, что христиане заимствовали из магических церемоний и языческих мистерий древности два таинства - причащение и крещение. Затем возникли и другие - миропомазание, елеосвящение, исповедь, брак и священство.

Таким образом, в контрольной  работе рассмотрена специфика магии  с различных точек зрения и  представлен материал, который вызывает живой интерес к данному виду человеческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

Ведовство – это совокупность представлений и действий, основанных на представлении о проникновении в человеческое сообщество скрытых носителей злого начала, ведьм, ведунов.

Колдовство – совокупность магических приёмов, способов воздействия на других людей и явления природы.

Шаманизм – способ восприятия мира, самосознание человека, связанное с охотой на животных.

Религия – система верований и практических действий, объединяющих людей в единую социальную, культурную и духовную общность.

Культ – система религиозных действий, обрядов и символов, соединяющая верующих с высшей божественной реальностью.

Жречество – профессиональная группа служителей языческой религии, осуществляющая коммуникацию с миром сакрального посредством обрядов и священнодействий и выступающая в роли культурной и правящей элиты.

Инициация – обязательный обряд посвящения, прохождение специального отбора, длительное обучение, развитие соответствующих способностей, предшествующее ритуальному посвящению.

Сакрализация – придание черт сверхъестественного окружающей действительности.

Знахарство – 1) древняя форма народной медицины; врачевание, использующее наряду с рациональными методами магические, колдовские приемы, заговоры и т.п… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой); 2) лечение примитивными способами в сочетании с различными ритуалами, порождаемыми суеверием и невежеством; 3) незаконное занятие врачеванием как профессией лицами, не имеющими надлежаще удостоверенного медицинского. (Большой медицинский словарь)

Жертвоприноше́ние — форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путем принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.

Ритуал — 1) религиозный обряд; 2) традиционный порядок проведения какой-либо церемонии; 3) стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом (например, брачные ритуалы — он же брачные игры).

Табу́ — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических религиозных запретов - системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.

Христиа́нство (от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия») — монотеистическая религия, вместе с иудаизмом и исламом входит в группу авраамических религий. Наряду с исламом и буддизмом входит в число трёх мировых религий. Христианство возникло как религиозный продукт социально-экономических, идеологических и политических отношений определенной исторической эпохи. Социальной сутью первоначального христианства являлось то, что оно возникло как движение угнетенных. Христианство выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов, проповедовало грядущее избавление от рабства и нищеты и искало этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе.

Магия - это особый вид энергии. Вы можете расколоть скалу молотом, но для этого необходимо много раз поднимать и с силой опускать молот, то есть, выделять и тратить энергию. Именно эта энергия разрушает скалу, а вовсе не молот. Заметьте, от вашей руки исходит энергия. Магия - это нечто подобное такой энергии, но исходит она от вашего разума". Как и электроэнергию, магическую энергию нельзя увидеть и пощупать, но присутствие высокой концентрации магии можно почувствовать. "Воздух был наполнен запахом магии такой силы, что я был уверен в ее способности с легкостью уничтожить всех людей, собравшихся здесь". При такой концентрации магии во рту возможно присутствие острого кисло-металлического привкуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Григоренко, А.Ю. Разноликая магия / А.Ю. Григоренко. М.: Советская Россия, 1987. – 214 с.
  2. Каутский, К. Происхождение христианства / К. Каутский. - М.: Издательство политической литературы, 1990. – 198 с.
  3. Кравченко, А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2000. – 640 с.
  4. Круглов, А.А. Религиоведение: пособие для студентов вузов / А.А. Круглов. – Минск: Тесей, 2008. – 648 с.
  5. Культурология: учеб. пособие / З.А. Неверова [и др.] / под науч. ред. А.С. Неверова. – 2-е изд., испр. – Мн.: Выш. Шк., 2005. – 368 с.
  6. Лапина, С.В. Культурология: Учеб. Пособие / С.В. Лапина [и др.]; Под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 496 с.
  7. Ленсу, М.Я. Религиоведение: Учеб. пособие / М.Я. Ленсу; Под ред. М.Я. Ленсу. – 2-е изд. – Мн.: Новое знание, 2004. – 421 с.
  8. Лобазова, О.Ф. Религиоведение: учебник / О.Ф. Лобазова. – М.: Академия, 2004. – 415 с.
  9. Сапронов, П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. – 2-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 496 с.
  10. Республика Беларусь: Энциклопедия. Т.4. Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 750 с.
  11. Старостенко, В.В. Религиоведение: учебник / В.В. Старостенко. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 288 с.
  12. Языкович, В.Р. Религиоведение: учебное пособие / В.Р. Языкович. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 372 с.

Информация о работе Цивилизации Древнего Востока и арабо-мусульманского мира