Деятельность юристов в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:13, реферат

Описание работы

властям дать официальное согласие на сближение двух источников права. Огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права проделал Сальвий Юлиан. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. Сальвий Юлиан систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию.Составленный им сборник, в котором насчитавалось 90 книг, получил название “Постоянный эдикт”. Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые праповеды Павел, Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения “Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права.

Содержание работы

Введение.
Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.
Деятельность юристов в период республики.
Школы юристов.
Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.
Основные кодификации римского права.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Деятельность юристов в Древнем Риме.docx

— 258.20 Кб (Скачать файл)

Первые кодификационные  попытки были предприняты частными лицами, составлявшими сборники императорских  конституций. Так, известны два сборника, составленные в конце III в. - начале IV в. н.э.: Codex Gregorianus, объединивший конституции от Адриана (II в. н.э.) до конца III в. н.э. и Codex Hermogenianus, дополнивший первый сборник последующими конституциями, до Константина (начало IV в. н.э.).

В первой половине V в. н.э. была осуществлена первая официальная  кодификация: император Феодосий издал Codex Theodosianus (Феодосиев кодекс), состоявший из 16 книг.

В первой половине VI в. н.э. при Юстиниане особой комиссией  была проведена большая кодификационная  работа. Активное участие в ней  принимали выдающиеся юристы того времени - Трибониан (начальник императорской  канцелярии и заведующий редактированием  законов) и Феофил (профессор Константинопольской  школы права). Комиссия, образованная для этой цели в 528 г., уже в 529 г. составила  сборник императорских законов. В 530 г. была образована комиссия для  кодификации ius, сочинений классиков, и в 533 г. был составлен и обнародован  сборник извлечений из сочинений  классических юристов под названием Digesta (собранное). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг. В том же 533 г. был издан элементарный учебник римского права - Институции, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг. В 534 г. появился кодекс законов, известных под названием «50 решений», который состоял из 12 книг. После окончания кодификационных работ Юстинианом был издан ряд законов, которые известны под названием Новелл. Институции, Дигесты, Кодекс и Новеллы получили в своей совокупности название Corpus iuris civilis (Свод гражданского права).

3. ШКОЛЫ ЮРИСТОВ

К началу классического  периода относится деятельность двух таких выдающихся юристов, как  бы связывающих республиканскую  юриспруденцию с классическим периодом, как Лабеон и Капитон. В классическом праве были знамениты две юридические  школы. Первую школу основал в начале I в. н.э. Марк Антистий Лабеон, автор более чем 400 книг, умер где-то между 10 и 22 г. н.э. В свое время он отказался от предложенной ему Августом политической карьеры, предпочитая, находясь в оппозиции, заниматься чистой наукой, известен своим реформаторским подходом к праву. Сторонники учения Лабеона по имени его ученика Прокула стали называться прокульянцами.

Основателем второй школы считается Гней Атей Капитон, юрист, сделавший прекрасную политическую карьеру при Августе (был консулом, понтификом), придерживался консервативных, традиционных взглядов. Его сторонники также по имени его ученика  Сабина стали называться сабиньянцами.

Каждая из названных  школ ориентировалась на разные философские  учения (Аристотеля и стоиков), и  потому одна придавала большее значение формальным категориям, а другая - «материальным», то есть сущностным отношениям. Являясь  приверженцами монархии, сторонники прокульянцев допускали более широкое  толкование республиканских правовых норм. Сабиньянцы в вопросах толкования права занимали более консервативную позицию, отдавали предпочтение квиритскому  праву.

Сколько-нибудь полных данных, достаточных для того, чтобы  судить об особенностях каждой из этих школ, не сохранилось. Известны лишь их расхождения по отдельным частным  вопросам, например, по вопросу о  спецификации, т.е. о судьбе вещи, изготовленной  для себя из чужих материалов без  злого умысла (вследствие неведения, ошибки и т.п.). Сабиньянцы решали этот спор в пользу собственника материалов, а прокульянцы - в пользу их переработчика (спецификанта).

К концу третьего века нашей эры различия между  этими направлениями в юриспруденции  практически исчезли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей деятельности римские юристы превосходно сочетали теорию и практику, отлично знали  запросы жизни, правовые ситуации и  конфликты, обусловленные всепроникающими  воздействиями частной собственности. Они толковали право не по букве, а по смыслу, исходя из практической целесообразности, признания римских  граждан равноправными по закону и справедливости.

Разработанные юристами формулы и определения достигли уровня искусства. Четкость, лаконизм, афористичность правовых понятий поражали современников. Римские юристы относились к своей деятельности, как к своего рода искусству. В отличие от ораторов, выступавших в судах за вознаграждение, юрисконсульты Рима давали консультации бесплатно, их удовлетворяли слава, популярность, влияние, которые они приобретали в результате своей деятельности.

Творческие достижения римских юристов, разработавших  целый ряд фундаментальных положений  юриспруденции как самостоятельной  научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных  исследователей. И это вполне закономерно  и естественно уже потому, что  многие современные понятия, термины  и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Новицкий И.Б. Римское  право. - М., 2002.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2000.

3. Медведев С.Н.  Римское частное право. - М.-Ст-ль., 1994.

4. Жидков О.А., Н.А.  Крашенинникова. История государства  и права зарубежных стран. - М., 1998.

5. Санфилиппо Ч.  Курс римского частного права. - М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           "Правовые и политические учения  в Древнем Риме"

 

Содержание:

 

      1. Общая  характеристика основных направлений

        политической и правовой мысли  в Древнем Риме.

      2. Учение  Цицерона о государстве и праве.

      3. Политико-правовые  воззрения римских стоиков.

      4. Учение  римских юристов о праве.

 

                                                              стр. 2

      1. Общая  характеристика основных направлений

      политической  и правовой мысли в Древнем  Риме.

 

     История  древнеримской политической и  правовой мысли  охватывает

целое тысячелетие и  в своей эволюции отражает существенные изменения

в социально-экономической  и политико-правовой жизни  Древнего  Рима.

Историю Древнего Рима принято  делить на три периода: царский (754  -

51О гг. до н. э.), республиканский  (509 - 28  гг.  до  н.  э.),  им-

ператорский (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.). Причем  единая  Римская

империя в 395 году н. э. была  окончательно  разделена  на  Западную

(столица - Рим) и  Восточную (столица - Константинополь)  империи,  и

последняя (Восточно-римская, Византийская  империя)  просуществовала

до 1453 года.

     Политико-правовые  институты и воззрения  в   Древнем  Риме  раз-

вивались на протяжении его долгой истории в условиях  острой  борьбы

между  различными  слоями  населения  -   патрициями   и   плебеями,

нобилитетом (из патрициев  и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами

(приверженцами верхов  общества) и популярами (сторонниками  свободных

низов), свободными и  рабами.

     В условиях  рабовладельческого общества, где  рабы не были самос-

тоятельными субъектами политической и правовой  жизни  и  оставались

лишь объектами чужой  собственности, борьба  за  политическую  власть

развертывалась  внутри  привилегированного  меньшинства.

     Хотя движения  рабов не выдвинули сколько-нибудь  четких и самос-

тоятельных  политико-правовых  концепций  и  программ,  однако  они,

нанося чувствительные  удары  по  устоям  рабовладельческого  строя,

несомненно, оказывали  влияние на развитие  политической  и  правовой

идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в  том  внимании

к "проблеме рабов", которая характерна для ведущих  теорий  Древнего

Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов раннего  хри-

стианства.

     Древнеримская  политико-правовая мысль находилась  под  заметным

воздействием соответствующих  древнегреческих концепций. Примечатель-

но, что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали состав-

ления писаного законодательства, в Грецию  были  направлены  римские

посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и  особенно

с законами Солона. Результаты этого ознакомления  были  использованы

при составлении важного  источника древнеримского права -  знаменитых

3 а к о н о  в ХII т а б л и ц (первые десять таблиц были  приняты в

451 году до н. з., две последние составлены и  приняты в  45О  -  449

гг. до н. э.).

     Значительное  влияние на древнеримских   авторов  оказали,  кроме

того, взгляды Сократа, Платона,  Аристотеля,  эпикурейцев,  стоиков,

Полибия и многих других греческих мыслителей.

     Так, материалистические  воззрения Демокрита  и   Зпикура,  пред-

ставления Демокрита  о прогрессивном развитии людей  от  первоначаль-

ного естественного  состояния до создания упорядоченной  политической

жизни, государства и  законов, мысль Эпикура о  договорном  характере

государства и права  были восприняты и развиты Т и  т о м  Л у к р е -

ц и е м  К а  р о м (99 - 55 гг. до н. э.) в его известной поэме "О

природе вещей".

     В своих  теоретических построениях римские   авторы  использовали

естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о  политике

и политической справедливости, о  формах  государства,  о  смешанной

форме правления и  т. д.

     Однако  следует  иметь  в  виду,  что  римские  авторы  не  ог-

раничивались лишь простым  заимствованием  положений  своих  предшес-

твенников, а применяли  их творчески  и  развивали  дальше  с  учетом

специфических социально-политических условий и задач  римской  дейс-

твительности. Например, характерная для древнегреческой  мысли  идея

 

                                                              стр. 3

взаимосвязи политики и  права получила  свое  дальнейшее  развитие  и

новое  выражение  в  трактовке  Цицероном  государства  как  публич-

но-правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном

индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и юристами)

при создании, по существу, новой концепции  -  понятия  юридического

лица (правовой личности, персоны).

     Значительным  достижением  древнеримской   мысли  было  создание

самостоятельной науки - юриспруденции. Римские юристы тщательно  раз-

работали обширный комплекс политико-правовых проблем в области  общей

теории государства  и права, а также отдельных  юридических  дисциплин

(гражданского права,  государственного  и  административного   права,

уголовного права, международного права).

     Римские  авторы в своих  построениях   теоретически  отразили  ту

новую,  отличную  от  древнегреческой,   историческую   и   социаль-

но-политическую реальность, в обстановке которой они жили  и дейс-

твовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного  произ-

водства, кризис полисного  устройства государства и  старой  полисной

идеологии, превращение  Рима в мировую державу, переход  от республики

к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной

власти - к принципату и доминату, кризис рабского  труда  и  станов-

ление колоната и т. д.). Оставаясь идеологическими защитниками основ

существовавшего строя, они вместе с тем  в  теоретическом  отношении

внесли своим творчеством  заметный вклад в историю учений о  государ-

стве и праве и тем самым оказали большое влияние на последующее раз-

витие политикоправовых учений в средневековье и новое  время.

 

        2. Учение Цицерона о государстве  и праве.

 

     М а р  к Т у л л и й Ц и ц е р о н (106 -  43  гг.  до  н.  э..)

знаменитый римский  оратор, государственный деятель  и  мыслитель.  В

его обширном  творчестве  значительное  внимание  уделено проблемам

государства и права. Специально эти вопросы освещены им в работах "0

государстве" и "0 законах ". Целый ряд политико-правовых проблем он

рассматривает и в  других  произведениях  (например,  "Об  обязаннос-

тях"), а также в  многочисленных политических и судебных речах.

     Государство  (respublica) Цицерон определяет как  дело, достояние

народа (res populi). Причем он подчеркивает, что "народ не любое  со-

единение людей, собранных  вместе каким бы то ни было образом, а  со-

единение многих людей, связанных между собою  согласием  в  вопросах

права и общностью  интересов".  Тем  самым  государство  в  трактовке

Цицерона предстает  не только как выражение общего интереса всех  его

свободных членов, что  было характерно и для древнегреческих концеп-

ций, но одновременно также  и как согласованное правовое общение этих

членов, как определенное правовое образование, "общий правопорядок".

Таким образом,  Цицерон  стоит  у  истоков  той  юридизации  понятия

государства, которая в последующем имела много приверженцев,  вплоть

до современных сторонников  идеи "правового государства э.

     Основную  причину происхождения  государства   Цицерон  видит  не

столько в слабости людей  и их страхе (точка зрения Полибия), сколько

в их врожденной потребности  жить вместе.  Разделяя  в  этом  вопросе

позицию Аристотеля, Цицерон  расходится с широко распространенными  в

то время представлениями  эпикурейцев о договорном характере  возник-

новения государства.

     Влияние  Аристотеля заметно и в трактовке  Цицероном  роли  семьи

как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно  и  естес-

твенным путем возникает  государство. Он отмечает  изначальную  связь

Информация о работе Деятельность юристов в Древнем Риме