Деятельность юристов в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:13, реферат

Описание работы

властям дать официальное согласие на сближение двух источников права. Огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права проделал Сальвий Юлиан. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. Сальвий Юлиан систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию.Составленный им сборник, в котором насчитавалось 90 книг, получил название “Постоянный эдикт”. Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые праповеды Павел, Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения “Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права.

Содержание работы

Введение.
Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.
Деятельность юристов в период республики.
Школы юристов.
Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.
Основные кодификации римского права.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Деятельность юристов в Древнем Риме.docx

— 258.20 Кб (Скачать файл)

единого тела": ведь природа  сотворила всех людей из одной  и  той  же

материи и для одних  и тех же целей. Высшее благо - в  разуме, который

есть не что иное, как  божественйый дух, погруженный в  тело человека.

И разумность делает человека богоподобным.  Помимо  разума,  природа

одарила человека еще  и общительностью,  лежащей  в  основе  единства

человеческого рода. Благодаря  разуму и общительности люди  в  борьбе

за существование  достигли господства над животными, овладели природ-

ными стихиями и живут  тесными сообществами.

     В естественно-правовой  концепции Сенеки неминуемый  и божествен-

ный по своему  характеру  "закон  судьбы"  играет  роль  того  права

природы, которому подчинены все человеческие  установления,  в том

числе государство и законы. Причем  само  естественное  право здесь

выступает и как природный  факт (порядок мироустройства  и  причинная

цепь событий), и  одновременно  как  необходимый  императив  разума.

Разум как факт и норма  естественного порядка воплощен и в человечес-

ком сообществе как части' мирового целого. Соответствие человеческих

отношений божественному  началу базируется  на  разуме:  человеческий

разум часть божественного  духа.

     Вселенная,  согласно Сенеке, - естественное  государство со своим

естественным правом, признание которых дело необходимое и разумное.

Членами этого государства  по закону природы являются все люди, приз-

нают они это или  нет. Что же касается отдельных государственных  об-

разований, то они случайны и  значимы  не  для  всего  человеческого

рода, а лишь для ограниченного  числа людей. "Мы, - пишет  Сенека,  -

должны представить  в  воображении  своем  два  государства:  одно  -

которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш  не  ограничен

тем или иным уголком  земли, границы нашего государства  мы  измеряем

движением  солнца;  другое  -  это  то,  к  которому  нас  приписала

случайность. Это второе может быть  афинским  или  карфагенским  или

связано еще с каким-либо городом; оно  касается  не  всех  людей,  а

только одной определенной группы их. Есть люди, которые в одно и  то

же время служат  и  большому,  и  малому  государству,  есть  такие,

которые служат только  большому,  и  такие,  которые  служат  только

малому". Этически наиболее ценным и безусловным, согласно  концепции

Сенеки, является "большое  государство". Разумность и, следовательно,

понимание " закона судьбы" (естественного права, божественного  духа)

как раз и состоят  в том, чтобы, противодействуя случаю (в том  числе

и случайной принадлежности к тому или иному  "малому  государству"),

признать необходимость  мировых законов и руководствоваться  ими.  Эта

этическая максима в  равной мере значима как для отдельных  людей, так

и для их сообществ (государств).

     Сходные  идеи развивали и другие римские  стоики - раб по  проис-

хождению Эпиктет  и император (в 161 - 180 гг.) Марк Аврелий  Антонин.

У Э п и к т е т а призывы к личному нравственному совершенствованию

и надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому  судь-

бой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. Ак-

цент при этом делается на безнравственности рабства. "Чего не  жела-

ешь себе, не желай и  другим, - поучает Эпиктет, - тебе  не  нравится

быть рабом - не обращай  и  других  в  рабство.  Раз  ты  не  можешь

обойтись без услуг  рабов, ты прежде всего сам раб, - как не уживают-

ся друг с другом добродетель  и порок, так и свобода и  рабство".

     М а р  к А в р е л и й А н т о н и н развивал  "представление о

государстве с равным для всех законом, управляемом  согласно  равен-

ству и равноправию  всех, и царстве,  превыше  всего  чтущем  свободу

подданных". Из общего всем людям духовного начала, замечает Марк Ав-

релий в сочинении "К  самому себе", следует, что все  мы  -  разумные

существа. "Если так, - продолжает император-стоик,  -  то  и  разум,

повелевающий, что делать и чего не делать, тоже  будет  общим;  если

так, то и закон общий; если так, то мы граждане.  Следовательно,  мы

 

                                                             стр. 11

причастны  какому-нибудь  гражданскому  устройству,  а мир подобен

Граду. Ибо кто мог  бы указать на какое-нибудь другое общее  устройс-

тво, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда то,  из

этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон".

     Дух целого, говорит Марк Аврелий, требует  общения,  но  не  ха-

отического,  а  соответствующего  стройному  порядку  мира.   Отсюда

вытекает и повсеместное в мире "подчинение и соподчинение", а  среди

людей ( "наиболее совершенных существ ")  -  "  единомыслие",  дос-

тижению чего и служит стоическая философия.

     Некоторые идеи греческих и римских стоиков (в частности, отста-

иваемый ими индивидуализм, а также  естественно-правовые  положения)

оказали влияние на взгляды  римских юристов.

 

       4. Учение  римских юристов о праве.

 

     В Древнем  Риме занятие правом  первоначально   было  делом  пон-

тификов - одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов  со-

общал частным лицам  позицию коллегии по  правовым  вопросам.  Начало

светской юриспруденции, согласно преданию, связано с именем Г н е  я

Ф л а в и я. Будучи вольноотпущенником  и  писцом  видного  государ-

ственного деятеля - Аппия  Клавдия Цека,  он  похитил  и  опубликовал

составленный последним  сборник юридических  формул,  употреблявшихся

по закону в процессе (legis actiones). Эта публикация получила  наз-

вание jus civile Flavianum (цивильное  право Флавия).

     В 253 году  до н. э. первый верховный  понтифик из плебеев Т и б

е р и й К о р у н к а н и й начал в присутствии учеников  разбирать

юридические вопросы  и открыто высказывать свое мнение,  положив  тем

самым начало публичному обучению юриспруденции.

     В начале II века до н.э. Се к с т   Э  л  и  й  П  е т,  видный

государственный деятель, дополнил  сборник  Флавия  новыми  исковыми

формулами (jus Aelianum). Он опубликовал  и другую книгу,  в  которой

соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и  исковыми  фор-

мулами.

     В середине II века до н. э. значительный вклад в развитие юрис-

пруденции, особенно гражданского права, внесли М. Манилий, П.  Муций

Сцевола и М. Юний Брут.  Первый  комментарий  к  преторскому  эдикту

написал Сервий Сульпиций  Руф (консул 51 г. до н. э.). Его ученик  А.

Офилий был автором  многих книг по гражданскому праву  и впервые  сос-

тавил подробный комментарий  к преторскому эдикту.

     Деятельность  юристов по разрешению правовых  вопросов включала в

себя: 1) respondere - ответы на юридические вопросы частных  лиц,  2)

cavere - сообщение нужных  формул и помощь при заключении  сделок,  3)

agere - сообщение формул  для ведения  дела  в  суде.  Причем  юристы

оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения  к  судьям

или в виде протокола, который содержал устную консультацию и состав-

лялся при  свидетелях.  Опираясь  на  источники  действующего  права

(обычное право, Законы  ХII таблиц,  законодательство  народных  соб-

раний,  эдикты  магистратов,  сенатусконсульты  и  конституции   им-

ператоров), юристы при  разборе тех  или  иных  дел  интерпретировали

существующие правовые  нормы  в  духе  их  соответствия  требованиям

справедливости (aequitas) и  в  случае  коллизий  зачастую  изменяли

старую  норму  с  учетом  новых  представлений  о  справедливости  и

справедливом праве  (aequum  jus).  Подобная  правопреобразующая  (и

нередко правообразующая) интерпретация юристов мотивировалась  поис-

ками такой формулировки предписания, которую дал бы  в  изменившихся

условиях сам справедливый законодатель. Принятие правовой  практикой

новой интерпретации (прежде всего в силу  ее  аргументированности  и

авторитета ее автора) означало признание ее  содержания  в  качестве

новой нормы права, а  именно нормы  jus  civile  (цивильного  права),

которое охватывало, кроме  того, также обычное  право,  законодатель-

ство народных собраний, jus honorarium (преторское право). Правопре-

 

                                                             стр. 12

образующая деятельность юристов обеспечивала  взаимосвязь  различных

источников римского права и содействовала сочетанию  стабильности  и

гибкости в дальнейшем его развитии и обновлении.

     Своего  расцвета римская  юриспруденция   достигает  в  последний

период республики, и  особенно в первые два с половиной  века империи.

Уже первые императоры (принцепсы) стремились  заручиться  поддержкой

влиятельной юриспруденции  и по возможности подчинить  ее  своим  ин-

тересам. В этих целях  выдающиеся юристы уже со времени  правления Ав-

густа получили специальное право давать ответы от  имени императора

(jus respondendi). Такие ответы  пользовались большим  авторитетом   и

постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале  не

был законодателем) стали  обязательными для судей, а в III  веке  на

отдельные положения  юристов-классиков ссылались как  на текст  самого

закона.

     Со второй  половины III века  намечается  упадок  римской  юрис-

пруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение им-

ператорами законодательной  власти  прекратило  правотворческую  де-

ятельность юристов. Со времен Диоклетиана императоры, получив  неог-

раниченную законодательную  власть, перестали давать юристам jus res-

pondendi. Правда, положения  юристов классического периода   сохраняли

свой авторитет и  в новых условиях.

     Из большого  числа известных юристов классического   периода  на-

иболее выдающимися  были Гай (II в.), Папиниан (II - III вв.),  Павел

(II - III вв.), Ульпиан (II - III вв.) и Модестин  (II  -  III  вв).

Специальным законом  Валентиниана III (426 г.) положениям  этих  пяти

юристов была придана  законная сила.

     Сочинения  римских юристов стали важной  частью  кодификации  Юс-

тиниана (Corpus juris civilis), которая  включала  в себя:  1)  Ин-

ституции, т.  е.  освещение  основ  римского  права  для  начального

обучения (для этой части  были использованы "Институции " Гая, а так-

же работы Ульпиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или Пандек-

ты), т. е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов  (от  I

века до н. э. по IV век  н. э.), причем  извлечения  из  работ  пяти.

знаменитых  юристов  составляют  более  7О  процентов  всего  текста

Дигест; 3) Кодекс Юстиниана  (собрание  императорских  конституций).

Руководил всей этой большой  кодификационной работой, в том  числе  и

составлением Дигест, выдающийся юрист  VI  века  Трибониан.  Следует

иметь в виду, что прежде всего именно собрание текстов римских юрис-

тов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся  место в истории

права.

     Деятельность  римских юристов была по преимуществу  направлена на

удовлетворение нужд правовой практики и  приспособление  действующих

корм права к изменяющимся потребностям правового общения.  Вместе  с

тем в своих комментариях и ответах по конкретным делам,  а  также  в

сочинениях учебного профиля (институции и т. д.) они разрабатывали и

целый ряд общетеоретических  положений. Правда, к формулированию  об-

щеправовых принципов  и определений римские юристы  подходили  весьма

осторожно, отдавая предпочтение детальной и  филигранной  разработке

конкретных правовых вопросов и лишь на этой основе делая  те или иные

обобщения. Отсюда известное  изречение "всякое  определение  опасно",

восходящее к положению юриста I - II вв. Яволена: "В цивильном праве

всякое определение. чревато опасностью, ибо мало случаев, когда  оно

не может быть опрокинуто". Такая осторожность в  формулировке  общих

положений (правил, regulae) диктовалась также и  тем,  что  подобные

обобщения   юристов    (правила)    приобретали    значение    общих

правоположений (правовых норм, правил и принципов), т. е.  непосред-

ственное практически  правовое  значение  теоретических  формулировок

было велико и требовало  большой  предусмотрительности  от  юристов.

Характерна в данной связи позиция Павла: "Правило  краткое  выражение

того, что есть; не из правила выводится право,  а  из  существующего

права - правило".

 

                                                             стр. 13

     На ранней  стадии развития древнеримской  правовой  мысли  право,

согласно господствовавшим религиозным представлениям, выступало  как

нечто богоданное (теономное) и обозначалось термином fas. В  отличие

от fas  светское,  человеческое  право  в  дальнейшем  получило  на-

именование jus, под которым  стали понимать право  вообще,  охватыва-

ющее как право  естественное (jus naturale), так и все  то, что в пос-

ледующей истории  правовых учений (но не в самой римской  юриспруден-

ции) начали называть позитивным (или положительным) правом, -  обыч-

ное право, закон (lex), эдикты магистратов, решения сената (сенатус-

Информация о работе Деятельность юристов в Древнем Риме