Деятельность юристов в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:13, реферат

Описание работы

властям дать официальное согласие на сближение двух источников права. Огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права проделал Сальвий Юлиан. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. Сальвий Юлиан систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию.Составленный им сборник, в котором насчитавалось 90 книг, получил название “Постоянный эдикт”. Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые праповеды Павел, Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения “Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права.

Содержание работы

Введение.
Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.
Деятельность юристов в период республики.
Школы юристов.
Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.
Основные кодификации римского права.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Деятельность юристов в Древнем Риме.docx

— 258.20 Кб (Скачать файл)

консульты), право юристов, установления принцепсов, конституции  им-

ператоров и т. д.

     Признание  реальности естественного права,  включаемого  в  право

вообще, и в то же время  отсутствие в римском  правопонимании  специ-

ального понятия позитивного  права (в качестве  отрицания  естествен-

ного права, его своеобразного  противопонятия и т. п.) означало,  что

в трактовке римских  юристов естественное право, как  и  всякое  иное

признаваемое ими  право, относится к действующему праву, является его

специфической составной  частью (компонентом и свойством  права  вооб-

ще), а не только теоретико-правовой конструкцией  и  категорией,  не

только "чистым" понятием, внешним для норм  и  принципов  фактически

действующего права.

     Это обстоятельство  отчетливо  проявляется  в   различных  клас-

сификациях и определениях права, даваемых  римскими  юристами.  Так,

Ульпиан в своем ставшем  классическим делении всего права  на  публич-

ное (право, которое "относится  к положению Римского государства ") и

частное (право, которое "относится к пользе отдельных  лиц")  отмеча-

ет, что, в свою очередь, "частное право делится на  три  части,  ибо

оно  составлено  из  естественных  предписаний,   из   (предписаний)

народов, или (предписаний) цивильных". Названные "части " -  это  не

изолированные и автономные разделы права, а скорее взаимодействующие

и взаимовлияющие компоненты и свойства,  теоретически  выделяемые  в

структуре реально действующего права в целом.

     Взаимопроникновение  различных составных  моментов  (  "частей")

права, невозможность  их "чистого" выделения из права  в целом и  рез-

кого обособления  подчеркивает и сам Ульпиан. "  Цивильное  право,  -

замечает он, -  не  отделяется  от  естественного  права  или  права

народов. Итак, если мы добавляем  что-либо к общему  праву  или  сок-

ращаем из него, то  мы  создаем  наше  собственное  право,  то  есть

цивильное. Таким образом,  наше  право  является  или  писаным,  или

неписаным, как у греков:  из  законов одни  написаны,  другие  не

написаны".

     Требования  и свойства естественного права  пронизывают не только

цивильное право, но и  право народов (jus gentium), которое  означало

право, общее у всех народов, а также отчасти и  право  международного

общения. "Право народов,- отмечает Ульпиан,- это то, которым  пользу-

ются народы человечества; можно легко понять его отличие  от  естес-

твенного права: последнее  является общим для scex живых  существ,  а

первое только для  людей в их отношениях между собой".

     Тем самым  право народов у Ульпиана предстает  как  часть  естес-

твенного права, причем различие между ними проводится не  по  сущес-

тву, не по их свойствам  и качествам, а по кругу субъектов,  подпада-

ющих под их действие (все живые существа или  только  люди).  Естес-

твенному праву, по Ульпиану, "природа научила  всех  живых  существ,

ибо это право присуще (не только) человеческому  роду,  но  является

общим всем животным, которые  рождаются на земле, на  море,  а  также

птицам. Сюда относится  сочетание  мужчины  и  женщины,  которое  мы

называем браком; сюда же рождение  детей,  сюда  же  воспитание;  мы

видим, что и животные, даже дикие, обладают опытом  в  этом  праве".

Отсюда, в частности, ясно, что и в человеческом обществе  такие  ин-

ституты, как брак, воспитание детей и т. д., согласно Ульпиану, тоже

находятся в сфере  действия присущего людям естественного  права, что,

 

                                                             стр. 14

разумеется, не исключает  наличия также и соответствующих, отвечающих

требованиям естественного  права и конкретизирующих их  норм  цивиль-

ного права о семье, браке, воспитании и т. д.

     Так обстоит  дело и согласно взглядам юриста  Гая.  "Все  народы,

управляемые законами и обычаями, пишет он, - пользуются частью своим

собственным, частью правом, общим  всем  людям".  Причем  это  общее

право, называемое им правом народов, в своей основе  и  по  существу

является естественным правом - "правом, которое  естественный  разум

установил между всеми  людьми ".

     Идею взаимосвязи  и  единства  различных  составных   моментов  и

свойств, присущих праву  вообще, теоретически  точней  и  четче,  чем

Ульпиан и Гай, выразил  юрист Павел. В его  трактовке  вместо  разных

"частей" права (которые  неизбежно ассоциируются с представлением  об

их внешнем, механическом обособлении друг от друга) речь идет о раз-

личных взаимосвязанных  смысловых аспектах и характеристиках  единого

в целом права (и общего понятия права вообще). " Слово "  право",  -

пишет он, - употребляется  в нескольких смыслах:  во-первых,  "право"

означает то, что всегда является справедливым и добрым, - каково ес-

тественное право. В  другом смысле " право" -  это  то,  что  полезно

всем или многим в  каком-либо государстве, каково цивильное  право. Не

менее  правильно  в  нашем  государстве  "правом"   называется   jus

honorarium (преторское право) ".

     Важно иметь  в виду, что все эти различные  "смыслы" одновременно

присутствуют в общем  понятии "право" (jus).

     Включение  римскими юристами естественного   права  в  совокупный

объем понятия права  вообще со всеми вытекающими отсюда последствиями

соответствовало их исходным представлениям о праве как  нравственном

явлении.

     "Изучающему  право, - подчеркивает Ульпиан,  надо  прежде  всего

узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое  наз-

вание от justitia (правда, справедливость), ибо, как превосходно оп-

ределяет Цельс, право  есть ars (искусство,  практически  реализуемое

знание и умение, наука) boni (добра) и aequi (равенства  и  справед-

ливости)".

     Понятие  aequi  (и  aequitas)  играет   существенную   роль   в

правопонимании римских  юристов и используется ими, в  частности,  для

противопоставления aequum jus (равного и  справедливого  права)  jus

iniquum (праву, не отвечающему  требованиям равной справедливости).

     Aequitas,  будучи  конкретизацией   и   выражением   естествен-

но-правовой справедливости, служила масштабом для корректировки и

оценки существующего  права, руководящим ориентиром в  правотворчестве

(юристов, преторов, сената, да и других субъектов  правотворчества),

максимой при толковании и применении права.

     Aequitas, этимологически  означая равное и равномерное, в своем

приложении к правовым явлениям  в римской юриспруденции приобрела

значение справедливости в специальном смысле (в смысле конкретизации

понятия справедливости  -  justitia).  "Justitia  (правда,  справед-

ливость), - отмечает Ульпиан, - есть постоянная и  непрерывная  воля

воздавать каждому свое право". Из такого общего  понимания  правовой

справедливости Ульпиан  выводит  следующие,  более  детальные  "пред-

писания права": "жить  честно,  не  чинить  вреда  другому,  каждому

предоставлять то, что  ему принадлежит".  В  соответствии  с  этим  и

юриспруденцию он определяет как "познание божественных и  человечес-

ких дел, знание справедливого  и несправедливого".

     Сформулированное  здесь  требование  "воздавать   каждому   свое

право" является основным принципом естественного права  не  только  в

толковании римских юристов, но  и многочисленных  предшествующих  и

последующих представителей естественно-правовой доктрины. Нормы  jus

aequum (в их противопоставлении  к jus iniquum) как раз и представля-

ют собой реализацию требований justitia (правды  и  справедливости),

конкретно-определенное преломление и выражение  принципа  естествен-

 

                                                             стр. 15

ного права (и в  то же время права вообще) применительно  к изменчивым

обстоятельствам, потребностям и  интересам  реальной  жизни  данного

народа в соответствующее  время.

     В целом  для  правопонимания  древнеримских   юристов  характерно

постоянное стремление подчеркнуть аксиологические (ценностные) черты

права, присущие  понятию  права  качества  необходимости  и  должен-

ствования. Не всякое сущее, обладающее позитивной санкцией, но  лишь

надлежащее и должное  представляет  собой  право.  Причем  о  должен-

ствовании речь идет по преимуществу в аксиологической  плоскости  (с

учетом кардинальной связи  и  взаимопронизанности  справедливости  и

права).

     Показательно  в этом отношении, в частности,  следующее положение

Павла: "Говорится, что  претор высказывает право, даже если он решает

несправедливо: это (слово) относится не к тому, что  претор  сделал,

но к тому,  что  ему  надлежало  сделать  ".  Здесь,  следовательно,

справедливость (и соблюдение ее требований) выступает в качестве не-

обходимой конституирующей  черты и свойства права, адекватного  своему

названию и понятию. Без соответствия справедливости право (в  данном

случае преторское право) дисквалифицируется в качестве aequum jus  и

предстает уже как jus iniquum: данное соответствие выступает,  таким

образом, как необходимый  момент самого понятия права вообще.

     Этот момент  должного в понятии права (jus), согласно воззрениям

древнеримских юристов, распространяется на все  источники  права,  в

том числе и на закон (lex). Отсюда  и  характерное  для  многих  оп-

ределений закона, даваемых римскими юристами, подчеркивание ценнос-

тно-содержательного, идеально-должного, необходимо-разумного  и  об-

щезначимого свойства закона (а не просто  его  формально-процедурная

дефиниция в качестве принудительного акта определенного  органа).

     Так, Папиниан  дает следующее определение   закона:  "Закон  есть

предписание, решение  мудрых мужей, обуздание преступлений,  соверша-

емых намеренно или  по неведению, общий обет государства".  На  более

абстрактном  языке  последующего  времени  можно  сказать,   что   в

приведенном определении закона затрагиваются, в частности, такие его

черты, как его общеимперативность, разумность, социальность  (антик-

риминальность), общегосударственный  характер (и в смысле наделеннос-

ти закона государственной  защитой, и в смысле обязанности  соблюдения

закона и его святости для самого государства).

     Аналогичные  характеристики  закона  содержатся  и  у  Марциана,

солидаризирующегося со  следующим  определением  греческого  оратора

Демосфена: "Закон  есть то, чему все люди должны повиноваться в  силу

разных оснований, но главным образом потому, что всякий  закон  есть

мысль (изобретение) и  дар бога, решение  мудрых  людей  и  обуздание

преступлений, совершаемых  как по воле, так и помимо воли, общее сог-

лашение общины, по которому следует жить находящимся в ней".

     Присущий  понятию  закона  момент  долженствования  (закон  как

критерий для различения должного и недолжного,  запретного)  римские

юристы  освещали  и  развивали  под  заметным  влиянием  стоиков,  в

правопонимании которых  понятие "долг" ("должное", "долженствование "

и т. п.) играет существенную роль. Кроме того, определенная  идеаль-

ность концепции закона (закон как должное и разумное), присущая  со-

ответствующим определениям римских юристов, тоже  отражает  воздейс-

твие на них представлений  стоиков, называвших по сути своей  идеаль-

ное естественное право  законом (общемировым, божественным, разумным,

естественным и т. п.). Также и во многих суждениях  римских  юристов

понятием "закон" охватываются как характеристики  определенного  ис-

точника права (народногo или императорского закона), так и его необ-

ходимые (идеально-правовые, ценностно-содержательные,  качественные)

черты.

     Марциан,  например, с большой похвалой  приводит  следующее  оп-

ределение закона, данное стоиком Хрисиппом: "Закон есть  царь  всех

божественных и человеческих дел; нужно, чтобы он стоял во главе  как

 

                                                             стр. 16

обрых, так и злых, вождем и руководителем живых  существ, которые по

природе принадлежат  к общине,  мерилом  справедливого  и несправед-

ливого; (закон) приказывает  делать то, что должно быть совершено,  и

воспрещает совершать  то, что - не должно быть совершаемо".

     Отмеченные  идеально-правовые  качества  права   и  закона  под-

разумеваются и там, где римские  юристы  заняты  юридико-техническим

анализом закона и  иных  источников  права.  Например,  когда  юрист

Модестин пишет, что "действие (сила) права:  повелевать,  запрещать,

наказывать" 1, то при  этом предполагается, что подобные формализации

и классификации правовой императивности имеют смысл  (и  силу)  лишь

постольку, поскольку  речь  идет  об  императивах  (велениях)  именно

права, т. е. справедливого  права. Данное принципиальное  обстоятель-

ство ясно подчеркивают сами юристы. Так, Павел пишет: "To, что  вос-

Информация о работе Деятельность юристов в Древнем Риме