Деятельность юристов в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:13, реферат

Описание работы

властям дать официальное согласие на сближение двух источников права. Огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права проделал Сальвий Юлиан. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. Сальвий Юлиан систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию.Составленный им сборник, в котором насчитавалось 90 книг, получил название “Постоянный эдикт”. Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые праповеды Павел, Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения “Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права.

Содержание работы

Введение.
Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.
Деятельность юристов в период республики.
Школы юристов.
Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.
Основные кодификации римского права.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Деятельность юристов в Древнем Риме.docx

— 258.20 Кб (Скачать файл)

государства и собственности  и воспроизводит положение стоика Панетия

о том, что причиной образования  государства  является  охрана  соб-

ственности. Нарушение  неприкосновенности частной  и  государственной

собственности Цицерон  характеризует  как  осквернение  и  нарушение

справедливости и  права.

 

                                                              стр. 4

     В русле  традиций древнегреческой мысли  Цицерон уделяет  большое

внимание анализу  различных форм государственного устройства, возник-

новению одних форм из других, "круговороту" этих форм, поискам  "на-

илучшей" формы и  т. д. Критерии различения форм государственного ус-

тройства Цицерон  усматривает в "характере и  воле"  тех,  кто  правит

государством. В зависимости  от числа правящих он различает три  прос-

тые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию)

и народную власть  (демократию).  "И  вот,  когда  верховная  власть

находится в руках  у одного человека, мы называем этого  одного царем,

а такое государственное  устройство  -  царской  властью.  Когда  она

находится в руках  у выборных, то говорят, что эта  гражданская община

управляется колей оптиматов. Народной же (ведь ее  так  и  называют)

является такая община, в которой все находится в  руках народа".  Все

эти простые формы (или  виды) государства не совершенны и  не  наилуч-

шие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны,

если только сохраняются  те основы и связи (в том числе  и  правовые),

которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в

создании государства. Каждая из этих форм имеет свои  достоинства и

недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них,  предпоч-

тение отдается царской  власти, а на последнее место ставится  демок-

ратия. " Благоволением  своим, - пишет Цицерон, -  нас  привлекают  к

себе цари, мудростью - оптиматы, свободой -  народы".  Перечисленные

достоинства правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть  в  их

совокупности, взаимосвязи  и единстве  представлены  в  смешанной  (а

потому и наилучшей) форме государства, а в простых  формах  государ-

ства эти достоинства  представлены односторонне, что и  обусловливает

недостатки простых  форм, ведущие к борьбе  между  различными  слоями

населения за власть, к  смене форм власти, к их  вырождению  в  "неп-

равильные" формы.

     Так, при  царской власти, поясняет Цицерон,  все прочие люди  от-

странены от участия  в принятии решений и законов, народ не пользует-

ся свободой и отстранен от власти и при господстве  оптиматов.  При

демократии же, "когда  все  вершится  по  воле  народа,  то,  как  бы

справедлив и умерен он ни был,  все-таки  само  равенство  это  нес-

праведливо, раз при  нем нет ступеней в общественном положении".

     Основной  порок  простых  форм  государства   состоит,  согласно

Цицерону, в том, что  все они неизбежно, в силу  присущей  им  однос-

торонности и неустойчивости, находятся на  "обрывистом  и скользком

пути", ведущем к  несчастью.  Царская  власть,  чреватая  произволом

единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть  оп-

тиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается  в

господство клики  богатых и знатных. Хотя такая  власть  и  продолжает

ошибочно именоваться  правлением  оптиматов,  но  на  деле,  замечает

Цицерон, "нет более  уродливой формы правления, чем  та,  при  которой

богатейшие люди считаются  наилучшими". Соответственно и полновластие

народа, по оценке Цицерона,  приводит  к  пагубным  последствиям,  к

"безумию и произволу  толпы", к ее тиранической власти.

     Эти уродливые виды властвования (тирания  единоличного  владыки

или толпы, господство клики) уже  не  являются,  согласно  Цицерону,

формами государства, поскольку  в  таких  случаях  вовсе  отсутствует

само государство, понимаемое как общее дело и достояние  народа,  от-

сутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.

     Предотвратить  подобное вырождение государственности,  по  мнению

Цицерона,  можно  лишь  в  условиях  наилучшего,  смешанного,   вида

государственного   устройства,   образуемого   путем    равномерного

смешения положительных  свойств трех простых форм правления. е-Ибо, -

пишет он, - желательно, чтобы  в государстве было нечто выдающееся  и

царственное, чтобы одна часть власти  была  уделена и вручена ав-

торитету первенствующих людей, а некоторые дела  были  предоставлены

суждению и воле народа".  В  качестве  важнейших  достоинств  такого

государственного строя  Цицерон  отмечает  прочность  государства  и

 

                                                              стр. 5

правовое равенство  его граждан.

     В духе  утверждения как раз формы  смешанного  правления  Цицерон

вслед за Полибием и интерпретирует эволюцию римской государственнос-

ти от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом

аналогия начал царской  власти  усматривается  в  полномочиях  магис-

тратов (и прежде всего  консулов), власти оптиматов -  в  полномочиях

сената, народной власти - в полномочиях народных собраний и народных

трибунов. В этой связи  Цицерон восхваляет дальновидность и  мудрость

"предков", создавших  такую разумную форму государства,  и  призывает

твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая  опасность

крена в сторону того или иного начала смешанной государственности  и

выступая за их взаимное равновесие,  он  подчеркивает  необходимость

неравномерного распределения  прав, обязанностей и полномочий, с  тем

чтобы достаточно власти было у  магистратов,  достаточно  влияния  у

совета первенствующих людей и достаточно свободы у  народа".

     Значительное  преимущество Рима, полагает  Цицерон,  обусловлено

географическим расположением  города  на  суше,  легко  соединяющейся

(благодаря Тибру)  с морем, но  не  у  самого  моря.  Это,  по  мысли

Цицерона, гарантирует  от внезапного нападения  врагов,  чему  обычно

подвержены приморские города-государства. Кроме того, отмеченный ге-

ографический фактор благоприятен и  в  нравственно-этическом  плане.

"Приморским городам, - пишет Цицерон, -  свойственны,  так сказать,

порча и изменение  нравов, ибо они приходят в соприкосновение  с чужим

языком и чужими порядками, и в них  не  только  ввозятся  чужеземные

товары, но и вносятся чуждые нравы, так что в их  отечественных  ус-

тановлениях ничто не может оставаться неизменным в  течение  долгого

времени". Политическим следствием близости города-государства  к морю

являются нестабильность его строя, частые смены власти. Так, причину

бедствий и переворотов, происшедших в Греции, Цицерон  усматривает  в

географических недостатках, связанных с приморским расположением эл-

линских полисов.

     Свою концепцию  "наилучшей" (т. е. смешанной)  формы государства,

в отличие от платоновских проектов идеального  государства,  Цицерон

считает реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской

республиканской государственности  в  лучшую  пору  ее  существования

("при предках "). Платоновское же государство  - это скорее не реаль-

ность, а  лишь желание, оно не такое, какое могло бы существовать, а

такое, в каком было бы возможно усмотреть разумные  основы  граждан-

ственности.

     Правда, Цицерон  отдает себе отчет в том,  что  реальность  вос-

хваляемого им римского смешанного государственного строя - скорее  в

прошлом, чем в настоящем. Отсюда и его многочисленные  апелляции к

этому прошлому. Во времена  Цицерона  римская  республика  переживала

тяжелый кризис и доживала свои  последние  дни.  Политический  строй

Рима двигался к установлению  единоличной  власти,  к  принципату  и

монархии. Концепция  же Цицерона о смешанном правлении  и  вообще  его

суждения о государстве  как деле народа явно расходились  с  современ-

ными ему социально-политическими  реалиями и действительными  тенден-

циями развития римской  государственности. Бак теоретик и  практичес-

кий политик, находившийся в гуще тогдашней борьбы за власть, Цицерон

не мог не видеть тенденции  к перегруппировке сил и власти, к  отливу

реальных полномочий от прежних республиканских институтов и их  кон-

центрации в руках  отдельных лиц и прежде всего  тех, кто опирался  на

армию. Об этом красноречиво говорили примеры возвышения Суллы,  Пом-

пея, Цезаря, Антония, Октавиана  и др. Цицерон в своем  творчестве  и

на протяжении всей своей  практической политической  деятельности  (в

качестве квестора, сенатора, эдила, претора и консула)  выступал  за

строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том

числе и против режима личной военной диктатуры.

     Цицерон   отвергал  идею  имущественного  равенства   и   считал

справедливым  социальное  расслоение  и неравенство в   обществен-

 

                                                              стр. 6

но-политических отношениях. Уже  демократическое  равенство  (т.  е.

равенство всех свободных) как  игнорирующее  различия  в  социальных

положениях и достоинствах людей он считал несправедливостью.

     Что же  касается рабства,  то  оно,  по  Цицерону,  "справедливо

потому, что таким  людям рабское состояние полезно  и это делается  им

на пользу, когда делается разумно; то есть когда у бесчестных  людей

отнимут возможность  совершать беззакония, то угнетенные  окажутся  в

лучшем положении, между  тем как они, не будучи угнетены, были в худ-

шем". Рабство обусловлено  самой природой,  которая  дарует  "лучшим"

людям владычество над  слабыми для их же пользы. Такова  логика  рас-

суждений Цицерона, которые  он стремится подкрепить аналогиями о  со-

отношении различных частей души: господин так же правит  рабом,  как

лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными час-

тями души (страстями, гневом и т. п.).  Право  раба,  следовательно,

состоит лишь в том, чтобы  им согласно природе (т. е.  по  естествен-

ному праву) владели  справедливо. Конкретизируя смысл  этой  справед-

ливости, Цицерон замечает, что к рабам следует относиться как к  на-

емникам: требовать от них соответствующей работы и  предоставлять  им

то, что полагается.

     Хотя характеристика  раба как "наемника" выгодно   отличается  от

распространенных представлений  о рабе как "говорящем орудии", однако

в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с  его

общими положениями  о том, что по природе "все  мы  подобны  и  равны

друг другу", что  между людьми никакого различия нет, что  человек  -

"гражданин всего  мира, как бы единого града"  и т. д.

     Много внимания  в творчестве Цицерона уделено   восхвалению  доб-

родетелей истинного  государственного  деятеля  и  идеального  граж-

данина. В этой связи  он критикует представления эпикурейцев  и  ряда

стоиков о том, что  мудрому  человеку  не  следует  принимать  бразды

правления и вообще активно  участвовать в общественной и  политической

жизни. Считая управление государством сочетанием науки и  искусства,

требующим не только знаний и добродетелей, но и умения  практически

их применять в  интересах общего блага, Цицерон  замечает,  что  "сама

природа" влечет лучших людей к  тому,  чтобы  "сделать  жизнь  людей

более безопасной и более  богатой". Он рекомендует  изучать  науки  о

государстве и праве как "такие науки,  которые могут сделать нас

полезными государству", усматривая в этом  служении  государству е

самую славную задачу мудрости и величайшее проявление доблести и  ее

обязанностью.

     Мудрый  государственный  деятель,  согласно  Цицерону,   должен

видеть и предугадывать  пути и повороты в  делах  государства,  чтобы

воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий  (смене  форм  прав-

ления в пагубную сторону, отклонению от общего блага и справедливос-

ти) и всячески содействовать  прочности и  долговечности  государства

как " общего правопорядка ".

     Лицо,  ведающее  делами  государства,   должно   быть   мудрым,

справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме  того,

быть сведущим в учениях  о государстве  и  "владеть  основами  права,

без знания которых никто не может быть справедлив ". В данной  связи

Цицерон придает  большое  значение  записи  и  хранению  действующих

законов, считая это обязанностью цензоров.

     В  том   крайнем  случае,  когда   под  вопрос  поставлено   само

благополучие государства  как общего дела народа, с согласия  послед-

него истинный государственный  деятель, по Цицерону, должен "как  дик-

татор установить в государстве  порядок". Здесь политик выступает  не

в своих корыстных  целях, а в общих интересах  как  спаситель  респуб-

Информация о работе Деятельность юристов в Древнем Риме