Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:13, реферат
властям дать официальное согласие на сближение двух источников права. Огромную исследовательскую работу по систематизации преторского права проделал Сальвий Юлиан. Его теоретические разработки стали основой для официального сближения двух источников права. Сальвий Юлиан систематизировал наиболее ценные в юридическом отношении нормы преторского права, придал ему окончательную редакцию.Составленный им сборник, в котором насчитавалось 90 книг, получил название “Постоянный эдикт”. Ему была придана обязательная сила. Впоследствии знаменитые праповеды Павел, Ульпиан написали к этому сборнику множество комментариев, которые позже также были приравнены к источникам римского права. Многие положения “Постоянного эдикта” вошли в свод гражданского права.
Введение.
Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.
Деятельность юристов в период республики.
Школы юристов.
Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.
Основные кодификации римского права.
лики. Следуя Платону, Цицерон замечает, что истинным правителям в
награду за их дела "назначено определенное место на небе, чтобы они
жили там вечно, испытывая блаженство".
Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обуслов-
лены необходимостью следования таким добродетелям, как познание ис-
тины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не
только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность
или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан
оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего
блага. Всемерно восхваляя политическую активность граждан, Цицерон
подчеркивает, что "при защите свободы граждан нет частных лиц".
Среди важнейших обязанностей гражданина Цицерон, кроме того,
отмечает его обязанности перед государством, в том числе и долг
защищать отечество в качестве воина. Апелляцией к природе, к ее
разуму и законам пронизано не только учение Цицерона о государстве и
обществе (о положении различных сословий и слоев), но и его правовая
теория.
В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе
справедливость. Причем справедливость эта понимается как вечное, не-
изменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой
природы. Следовательно, под "природой" как источником справедливости
и права (права по природе, естественного права) имеются в виду кос-
мос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формы
человеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие,
охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой
"природе" (в силу ее божественного начала) присущи разум и законосо-
образность, определенный порядок. Именно данное духовное свойство
природы (ее разумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и
телесно-материальный состав, занимающий подчиненное и второстепенное
место (как тело по отношению к душе, чувственные части души по от-
ношению к разумной ее части), и является подлинным источником и
носителем естественного права. Цицерон дает такое развернутое оп-
ределение естественного права: "Истинный закон - это разумное
положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех
людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга,
приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако,
ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не зап-
рещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо
или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона -
кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено;
отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни
постановлением народа освободиться от этого закона не можем".
Этот "истинный закон" один и тот же везде и всегда, и "на все
народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный
закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех
людей - бог, создатель, судья, автор закона э. Всякого, кто, презрев
человеческую природу, своевольно и произвольно не покоряется данному
закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, который
неминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся из-
бежать обычного людского наказания.
В своем учении о естественном праве Цицерон находится под боль-
шим влиянием соответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда сто-
иков. Это влияние заметно и там, где он видит существо и смысл
справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного
права) в том, что "она воздает каждому свое и сохраняет равенство
между ними".
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и
не нарушать чужую собственность. "Первое требование справедливости,
пишет он, - со стоит в том, чтобы никто никому не вредил, если толь-
ко не будет спровоцирован на это несправедливостью, а за тем, чтобы
все пользовались общей собственностью как общей, а частной как сво-
ей". С этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как
кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим
приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владель-
цев.
Естественное право (высший, истинный закон), согласно Цицерону,
возникло "раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее,
раньше, чем какое-либо государство вообще было основано". Само
государство (как "общий правопорядок") с его установлениями и
законами (т. е. положительным правом) является по своей сущности
воплощением того, что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления
(политические учреждения, писаные законы и т. д.) соответствовали
справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмот-
рения людей.
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и
постановлениями. "Если
бы права устанавливались
решениями первенствующих людей, приговорами судей, - пишет Цицерон,
- то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать,
право. предъявлять подложные завещания, - если бы права эти могли
получать одобрение голосованием или решением толпы". Закон, устанав-
ливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать
право из бесправия или благо из зла, честное из позорного.
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и
естественному праву) выступает как критерий и мерило их справед-
ливости или несправедливости.
Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны быть не
только справедливыми, но и соответствовать установленному в нем
строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон (под
влиянием Платона) придает введению (преамбуле) к закону, поскольку "
закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко
всему принуждать силой и угрозами э. Цель такой преамбулы - укрепить
божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары в ин-
тересах исполнения людьми своего долга и предотвращения
правонарушений.
Свои общие представления о справедливых законах Цицерон кон-
кретизирует в предлагаемых им проектах законов о религии и о магис-
тратах. Причем, подчеркивая универсальный характер этих законов, он
пишет: "Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа,
но и для всех народов, честных и стойких духом".
Ряд важных положений о правовой регламентации государственной
деятельности высказывается в законах о магистратах. Так, Цицерон
подчеркивает, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть
законным. Следует, замечает он, установить е не только для магис-
тратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь
тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчинять-
ся, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или
поздно начать повелевать".
Формулируется важный правовой принцип: "Под действие закона
должны подпадать все".
В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права
от писаного содержится деление самого писаного права на частное и
публичное право. Так называемое "право народов" трактуется им частью
как положительное право разных народов и частью - как естественное
право международного общения (т. е. как международное естественное
право). Он формулирует существенный принцип международного права о
необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными
договорами. Проводя различие между справедливыми и несправедливыми
войнами, он считает несправедливой всякую войну, которая "не была
возвещена и объявлена". Война характеризуется им как вынужденный
акт, допустимый лишь в случае безуспешности мирных переговоров. В
качестве причины справедливой войны им указывается необходимость
защиты государства, в качестве ее цели - установление мира. Цицерон
выступает за гуманное обращение с пленными и побежденными.
Отдавая
должное этим исторически
области международного права, следует вместе с тем отметить его в
целом одобрительное отношение к завоевательным войнам римской дер-
жавы и ее претензиям на мировую гегемонию.
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о
государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую
человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания рим-
ских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин
и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители
эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в
Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом
имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и
справедливость пользовались у деятелей Французской революции (0.
Мирабо, М. Робеспьера и Др.).
В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание
многочисленных исследователей привлекали, в частности, положения
Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве
как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о граж-
данине как субъекте права и государства (Фома Аквинский, Г. Гроций,
Ш. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем
находятся в поле внимания многочисленных современных интер-
претаторов.
3. Политико-правовые воззрения римских стоиков
Основными
представителями римского
Сенека (3 - 65), Эпиктет (50 - 138) и Марк Аврелий Антонин (121 -
180). Их общетеоретические представления находились под значительным
влиянием философских, этических и политикоправовых концепций древ-
негреческих стоиков (Зенона, Хрисиппа, Панетия, Посидония и др.).
Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося
кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти
принцепсов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую
державу. В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем
древнегреческие, склоняются к проповеди фатализма и политической
пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравствен-
ного самоусовершенствования.
С е н е к а отстаивал идею духовной свободы всех людей
независимо от их общественного положения. Объектом (и сферой) раб-
ства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чув-
ственная, но не 'духовная и разумная часть человека. " Тот, кто
думает, что рабство распространяется на всю личность, - замечает он,
- заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело
подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин".
Раб, согласно Сенеке, - человек, равный по натуре другим людям,
и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Куп-
ля-продажа касается лишь тела раба, но не его свободного духа,
неподвластного торговым сделкам. Не отвергая само рабство как соци-
ально-политический институт, Сенека вместе с тем отстаивает
человеческое достоинство раба и призывает к гуманному обращению с
ним как с духовно равным субъектом.
Все люди равны и в том смысле, что они "сотоварищи по рабству
э, поскольку одинаково находятся во власти судьбы. " А покажите мне,
- говорит он, - кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот
раб похоти, тот - корыстной жадности, а то-. - честолюбия... Нет
рабства более позорного, чем рабство добровольное".
В духе воззрений греческих стоиков Сенека считает судьбу (или,
что для него то же самое, - бога, божественный дух, провидение,
природу, мировое целое) причиной всех причин. Идя " своим невозврат-
ным путем", "закон судьбы совершает свое право". Люди не в силах из-
менить мировые отношения, частью которых являются их собственные от-
ношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертыва-
ющиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы.
Исходя из стоической идеи единства божественного и человечес-
кого мира, Сенека заключает, что люди "родные друг другу", "члены