Деятельность русских эмигрантов в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить один из аспектов культурной жизни дальневосточного русского зарубежья – живопись и архитектуру.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае до эмиграции 1905-1945 гг.;
2) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае во время эмиграции 1905-1945 гг.;
3) исследовать жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века;
4) проанализировать публичную деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
Глава 1. Русская архитектура в Китае начала ХХ века …………………………………………………………………………………….
1.1 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае до эмиграции …………………………………………
1.2 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае во время эмиграции…………………………………………………………………
Глава 2. Художники русского зарубежья в Китае начала ХХ века ………….
2.1 Жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
2.2 Публичная деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

исправленное, эмиграция ДВ живопись архитектура.doc

— 5.02 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………

Глава 1. Русская архитектура в Китае начала ХХ века …………………………………………………………………………………….

1.1 Деятельность русских  архитекторов начала ХХ века  в Китае до эмиграции …………………………………………

1.2 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае во время эмиграции…………………………………………………………………

Глава 2. Художники русского зарубежья в Китае начала ХХ века ………….

2.1 Жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..

2.2 Публичная деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..

Заключение ……………………………………………………………………...

Список использованной литературы…………………………………………...

3

 

7

 

7

 

16

27

 

27

 

37

47

52


 

Введение

 

В Дальневосточном зарубежье поддерживались художественные и интеллектуальные традиции русской культуры. Среди многочисленных беженцев из России в изгнании оказалось немало представителей российской интеллигенции - писателей, поэтов, художников, музыкантов, врачей, учителей, ученых, технических специалистов. Суровые годы эмиграции не могли остановить их желания продолжать занятия любимым делом. Наоборот, именно за рубежом проявилась активная творческая деятельность многих русских мастеров сцены.

В Китае большинство  российских эмигрантов проживало в Харбине и в районах вдоль линии Китайской восточной железной дороги (КВЖД), а также в Шанхае, Пекине, Тяньцзине, Циндао, Синьцзяне1. Заселение русскими эмигрантами именно этих городов обусловлено тем, что именно здесь они не ощущали себя чужаками, оказавшись в новой иноязычной среде: в этих городах уже были образованы русские диаспоры, Харбин же изначально был так называемым «русским городом».2

Русских эмигрантов 20-30-х  годов нельзя сравнивать с теми, кто покинул Родину в поисках  лучшей доли, какими бы мотивами они ни руководствовались. В тяжелых условиях чужбины русская эмиграция осталась в истории с определением «культурная эмиграция», что ставит ее в особое положение в ряду других примеров миграции народов.

Для большинства эмиграция  не стала лишь способом физического выживания, но приобрела характер культурной миссии. Главным и определяющим для русской интеллигенции, считавшей себя носителем и хранителем национальной культуры, оставался морально - нравственный стимул поведения, осознание собственной, если не мессианской, то, несомненно, исключительной исторической миссии3.

Служение «русской идее» понималось ими достаточно широко. Во-первых, они считали своей первостепенной задачей сохранение в изгнании накопленных духовных ценностей, исторической памяти, национального опыта с тем, чтобы не прерывалась связь времен и поколений, чтобы сохранилась основа для будущего возрождения России. Во-вторых, они считали своим долгом познакомить Восток с достижениями отечественной мысли и культуры в различных областях человеческого знания4.

Музыкальное искусство, балет, театр, живопись и архитектура  внесли весомый вклад в достижения русской культуры и в укрепление ее духовности. В отличие от литературы они носили более универсальный  характер и легче воспринимались мировой культурой.

Изучение этого пласта русской культуры, способствует более глубокому представлению о жизни и быте, о культурных исканиях наших далеких предков, об их замыслах и находках. Культурное наследство российской эмиграции является национальным достоянием народов России.

Несмотря на то, что  архитектурная культура является главной составной частью материальной культуры, а её развитие – сосредоточением исторических творческих способностей народов и воплощением кристалла мудрости общего создания истории человечеством, она продолжает оставаться слабо изученной областью культуры русского дальневосточного зарубежья.Ее влияние особенно заметно на пограничных территориях, в городах Маньчжурии, а также в городе Далянь (Дальний). Распространение принятых в России архитектурных стилей на территории Китая представляется совершенно естественным. В процессе адаптации новопоселенцев всегда стоит задача создания своего культурного образа территорий, реализующего необходимую связь со своей культурой.

К основным архитектурным  стилям относятся стили средневековой  архитектуры (византийский, романский, готический) архитектуры Нового времени (ренессанс, барокко и рококо, классицизм и ампир, эклектика, или историзм, модерн), архитектуры Новейшего времени (конструктивизм, арт-деко, модернизм, или интернациональный стиль, хай-тек, постмодернизм)6.

Особое значение для  русских эмигрантов имело строительство православных храмов в Китае, которое связано не с особой религиозностью живущих там русских людей, а с их желанием создать привычный для себя уклад жизни, восстановить подобие родины на чужой земле.

Стили русской храмовой архитектуры включают византийский стиль, древнерусский стиль (Псковско-Новгородский, Владимиро-Суздальский, Киевско-Черниговский, Смоленско-Полоцкий), раннемосковский стиль, узорочье, барокко (Елизаветинское барокко, Аннинское барокко, Украинское барокко, Виленское барокко, Петровское барокко, Голицынское барокко, Екатерининское барокко), псевдоготику, классицизм (Екатерининский классицизм, Александровский классицизм), ампир (Александровский ампир, Николаевский ампир), эклектику (русско-византийский стиль, псевдовизантийский стиль, кирпичный стиль, псевдорусский стиль, неоготику, поздний псевдорусский стиль), модерн (романтический стиль, неорусский стиль, неоклассицизм)7.

Несмотря на то, что в последние годы все больше расширяется информационное пространство и появляются новые сведения о русских художниках-эмигрантах, визуальный ряд произведений, созданных в Китае в первой половине ХХ в. остается крайне скудным. По этой причине невозможно составить полную картину творчества, неизвестно и как работали художники «русского Китая» в видовом, жанровом и стилистическом плане, каково художественное качество их работ и где они находятся в настоящее время8.

В настоящее время  изучен вопрос о творчестве русских  художников в Европе. Но меньше известно о «восточной волне» эмиграции, наших соотечественниках в Китае. Художественная жизнь «русского Китая» была активной, но не столь заметной, поэтому долго находилась вне поля зрения искусствоведов. Теме культурной жизни дальневосточной русской эмиграции посвятили труды Е. Таскина, В.Ф. Печерица, Л.Ф. Говердовская и др.

Цель курсовой работы – изучить  один из аспектов культурной жизни  дальневосточного русского зарубежья – живопись и архитектуру.

В соответствии с целью поставлены задачи:

1) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае до эмиграции 1905-1945 гг.;

2) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае во время эмиграции 1905-1945 гг.;

3) исследовать жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века;

4) проанализировать публичную деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века.

Объектом исследования является российская диаспора на Дальнем  Востоке в 1905-1945 гг., создавшая в своих рамках многоаспектный мир российского зарубежья, включавший в себя комплекс административно-организационных структур, систему общественных и научно-культурных организаций и др.

Предметом исследования является комплекс культурных составляющих российской диаспоры на Дальнем Востоке в 1905-1945 гг.

Структурно работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Русская архитектура в Китае начала ХХ века

1.1 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае до эмиграции

В 1898 году началось строительство Китайской восточной железной дороги (КВЖД). Местом расположения управления по возведению дороги был выбран Харбин, вернее, та площадь, где он вскоре возникнет. Название Харбин было известно до того, как сюда пришли русские изыскатели трассы. У китайцев есть документ (1864 г.), в котором впервые упоминается слово «Харбин», обозначающее «узкий остров», расположенный на противоположной стороне Сунгари9.

Харбин был построен на месте села чжурчженей Алдинь, в котором велась экономическая, политическая и культурная деятельность. Это была безлюдная пустынная местность, одинокие китайские фанзы и небольшие усадьбы, залитая водой земля с островками суши. Вот что увидели члены партии инженера А.А. Шидловского, первыми прибывшие на место, где предстояло обосноваться первостроителям Харбина. Самой удобной оказалась та часть его, где располагались заброшенный ханшинный (водочный) завод и три десятка построек фанзового типа. Район этот назывался «Сян-Фан», он и стал первым месторасположением города Сунгари - так первоначально назывался Харбин10. Так, руками русских строителей на берегу реки Сунгари был основан город, который для многих стал русским и родным, т.к. по планировке и архитектуре он напоминал облик русских городов (рисунок 1 в приложении11). В 1902 году первоначальное название Сунгари было заменено на Харбин, а в 1903 году сооружение КВЖД (2400 верст) было завершено12.

Российские архитекторы  оказали воздействие на все сферы  китайской архитектуры. По линии КВЖД многое спроектировано и построено русскими архитекторами – железнодорожные станции и дома, к их заслугам относится застройка Харбина и др.

Генеральный план городской  застройки в границах отчуждения разработали в 1898–1899 годах российские архитекторы А.К. Левтеев, В.К. Вельс, И.И. Обломиевский, П.Ф. Федоровский, П.С. Свиридов, Б.М. Тустановский, М.А. Бакич и др., и он первоначально состоял из отдельных районов (Пристань, Старый Харбин, Модягоу, Новый Харбин, Госпитальный городок и др.)13.

Первым строителем г. Харбина (1898–1901) считается хабаровчанин Алексей Климентьевич Левтеев, а в 1901 г. сменивший его И.И. Обломиевский считается главным строителем Нового города (1901–1904), который стал центральным районом Харбина. В 1904 г. городским архитектором Харбина назначен гражданский инженер В.Д. Смигельский (1904–1908). В течение многих лет должность городского архитектора исполнял И.Ю. Левитин. С 1922 г. городским архитектором Харбина стал В.А. Рассушин, эту должность в 1886–1894 гг. он исполнял в Иркутске, затем до 1918 гг. в этой должности работал в Хабаровске. Следует отметить, что до 1920 г. инженеры отправлялись из России в Харбин в командировку на три года, которая затем неоднократно продлевалась (по взаимному согласию сторон), поэтому для многих русских инженеров Харбин стал вторым домом14.

Более 25 лет после Благовещенска  и Хабаровска строил Харбин талантливый  военный инженер Михаил Матвеевич  Осколков, который родился в Симферополе  в 1878 г. и к 1904 г. имел солидное инженерное образование. Он много строил, преподавал, имел печатные научные труды15.

Осколков беспредельно любил театр, играл с самого детства и играл на протяжении всей жизни более 50-ти лет под псевдонимом М.М. Ольгин. Известен он и как строитель театральных зданий. Оба его сына пошли по стопам отца. Портрет М.М. Осколкова представлен на рисунке 2 в приложении16.

Не менее известен томский архитектор Петр Фёдорович Федоровский. Окончив Санкт-Петербургскую Академию художеств в 1895 г., он в течение нескольких лет являлся заведующим кафедрой архитектуры в Харбинском Политехническом институте. Преподавателем ХПИ также был инженер и архитектор Пётр Сергеевич Свиридов (род. в г. Красноуфимск Пермской губернии)17.

Сергей Александрович  Венсан (родом из Санкт-Петербурга) был одним из самых действующих и популярных архитекторов города. Широко известно, что Венсан – автор проекта отеля-ресторана «Модерн». Он – автор Дома Акционерного общества (сохранилось), китайской почты, фабрики Лопато, Украинского Дома, почтовой комиссии (по Садовой ул.), торговых рядов «Кунст и Альберс» ( в Новом городе), Японского генерального консульства (по Новоторговой ул.) и множества других зданий18. Образец творчества С.А. Венсана представлен на рисунке 3 в приложении19.

В архитектуре многих зданий Харбина нашли отражение западные и восточные стили, а именно: неоклассики, ложного барокко, элементы готики, классический ренессанс, романтизм, китайская классика, исламские мотивы и др. Стилистическое запаздывание, характерное для архитектуры русской провинции, было в Харбине незначительным, поскольку большинство зданий проектировалось петербургскими мастерами. Благодаря их усилиям, в удивительно короткий срок был задуман, заложен и построен большой современный город, со своеобразным обликом, сохранивший в процессе своего роста и дальнейшего развития первоначальную градостроительную структуру, и сегодня отвечающую урбанистическим требованиям.

Стилевым лидером и даже в каком-то смысле архитектурным символом русских городов в Китае того времени явился русский модерн. Он просуществовал в Маньчжурии значительно дольше, чем в Европе и России. Естественно, модерн не был приоритетным стилевым направлением на всем протяжении своего долгого существования, но первый период - 1898-1910-е гг. - можно по праву назвать «эпохой модерна»20.

К довольно многочисленной уникальной в стилистическом отношении  группе харбинских зданий можно отнести  особняки управляющего КВЖД Остроумова, зампредседателя правления общества КВЖД, детского сада по ул. Садовой, бассейн и др. (все 1900-е гг.). Модерн этого типа особняков отличается простотой, ясностью и логикой композиции. В их прямых строгих очертаниях нет вычурности, фасадничества. Все согласовано с планом, конструктивной схемой. Дома компактны и уютны, силуэт выразителен, где за счет островерхой шатровой крыши, где за счет объемно-пространственной композиции самого дома. Опоры дугообразных навесов над балконами, ограждения террас, парапетов, кронштейны кровли, оконные рамы, двери в одном стиле21.

Особняк, или как его  называли, дворец В.Ф. Ковальского, владельца крупных лесных концессий на КВЖД, был известен в городе своей роскошной архитектурой и интерьерами (арх. А.А. Бернардацци, 1909). Архитектура дома основана на неоклассицистических тенденциях: симметричная композиция трехчастного объема, характерный декор. И в тоже время, характер частей здания, планировка и функции помещений позволяют отнести его к модерну: объем справа, нарушает общую симметричность объема, мансардный этаж с круглыми окнами завершен характерной для модерна крышей, живописен рисунок балконного ограждения. Стиль здания можно определить как модернизированный классицизм или классицизирующий модерн22.

К этому же направлению  модерна относятся и театр-ресторан-отель Модерн (арх. С.А. Венсан, 1913) знаменитое полифункциональное здание Харбина: неоренессансные приемы и формы модернизированы современными пропорциями и размерами, характерным для модерна рисунком завершающего аттика, декором стен23.

Информация о работе Деятельность русских эмигрантов в Китае