Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить один из аспектов культурной жизни дальневосточного русского зарубежья – живопись и архитектуру.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае до эмиграции 1905-1945 гг.;
2) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае во время эмиграции 1905-1945 гг.;
3) исследовать жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века;
4) проанализировать публичную деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века.
Введение …………………………………………………………………………
Глава 1. Русская архитектура в Китае начала ХХ века …………………………………………………………………………………….
1.1 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае до эмиграции …………………………………………
1.2 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае во время эмиграции…………………………………………………………………
Глава 2. Художники русского зарубежья в Китае начала ХХ века ………….
2.1 Жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
2.2 Публичная деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………...
Русский модерн в Китае просуществовал как стиль значительно дольше, чем в Европе или в России, по конец 1930-х гг.50. Он не был приоритетным стилевым направлением застройки на всем протяжении своего долгого существования, и только первый период становления города 1898-1916 гг. можно по-настоящему назвать золотой эпохой модерна. Развитие его в Маньчжурии отличалось развитием двух версий: рационального модерна (национальный вариант общеевропейского стилевого течения) и ориентального модерна, направленного на освоение китайской национальной архитектуры (последний в г. Дальнем)51.
Существует комплекс причин, обусловивших долгую жизнь модерна в Китае. Считается, что выпускники Санкт-Петербургского института гражданских инженеров (именно они составляли костяк архитектурно-строительных кадров КВЖД на первых порах) в отличие от выпускников Академии Художеств, были лучше подготовлены к восприятию нового стиля модерна52. Модерн того времени был носителем новых современных тенденций. При разработке проектов для КВЖД царил особый дух новаторства и закономерно, что модерн как новый стиль стал для них наиболее приемлемым при возведении новых городов на вновь колонизуемых землях.
В стиле модерн выполнен один из красивейших зданий дальневосточного Русского Зарубежья. Престижное и сохранившееся поныне здание Харбина Торговый дом Мацура и К (арх. А.А. Мясковский, 1920) на углу Китайской и Пекарной улиц. Он основывается смеси неоренессансных тенденций с использованием элементов рококо и барокко. Вместо традиционного портика модернизированная арочная композиция. Большое количество лепных украшений, сложный рисунок витража на ряду с преувеличенным масштабом двух нижних этажей здания. Угол завершен куполом. Подобная модернизированная эклектика была особенно модна в Западной Европе53.
Неоклассицизм в Маньчжурии, также как и модерн, имел долгую жизнь. Среди зданий, сооруженных в неоклассицизме, а также неоренессансе и неоампире есть прекрасные образцы – это главное здание торгового дома И. Я. Чурин и К на углу Большого проспекта и Новоторговой улицы (арх. К.Г. Иванов, ок. 1920), в первоначальном виде двухэтажное, в качестве основного выразительного элемента имеет купол, венчающий угловую часть (рисунок 6 в приложении).
Широкий декорированный фриз по всему периметру здания смягчает лапидарную и даже суховатую архитектурную обработку стен, лишенную тонкости рисунка, характерную для классицизма. Его планировочное решение, определенное градостроительной ситуацией и функциональными требованиями, вполне рационально. В тоже время архитектура здания не полностью свободна от классицистических традиций. Пространственно-планировочная композиция принадлежит новой эпохе, а архитектурная стилистика навеяна образцами прошлого54.
По разным источникам в начале 20-х годов в Харбине насчитывалось до 22 православных культовых строений. Для лишенных Родины людей православная церковь осталась, по сути, единственной зримой и осязаемой частицей русской культуры, оплотом русского духа за рубежом, она разделила с изгнанниками их участь. Эту миссию трудно переоценить. В тяжелые моменты своей жизни в переполненных приходах Шанхая, Харбина, Дайрена и других городов Китая православные беженцы обращались к богу, молились за лучшую свою участь, за родных и близких, за благополучие несчастной своей России55.
Кафедральные соборы и простые приходы в русских колониях были как бы духовными оазисами, островками прежней православной России - спокойной, неторопливой, гостеприимной и хозяйственной. Здесь русские люди, потерявшие царя и изгнанные за пределы Отечества, бережно сберегали православную веру, свою духовность. Храмы стали для эмигрантов центрами их духовного единения. Они приходили сюда и окунались в атмосферу России56.
Когда в Москве снесли Иверскую часовню, в Харбине освятили ее копию. Когда в Москве взорвали храм Христа Спасителя, в Харбине строится самый большой храм - Благовещенский. Харбин был единственным местом в мире, где всем городом отметили и 950-летие Крещения Руси57.
В числе наиболее значимых строений храмовой архитектуры 20-30 гг. ХХ века следует отметить храм Святой Софии в Харбине, который в деревянном виде был построен еще в 1907 г., в 1911 г. претерпел реконструкцию по проекту архитектора М.М. Осколкова, а в 1932 году получил новую жизнь в результате капитальной перестройки, продолжавшейся 9 лет (рисунок 7 в приложении)58.
Трёхглавый храм построен в псевдорусском стиле. Высота Софийского собора — 48,55 метра. Он является одним из самых больших христианских храмов на Дальнем Востоке и может вместить 2000 человек.
Стены из красного кирпича не оштукатурены. Центральный большого размера купол имеет луковичную форму и поставлен на высокий барабан, окружённый поясом 16-арочных длинных окон и кокошников, купол украшали рельефные узоры. Две малые главы — шатровые. Фасады украшены орнаментальными узорами с изразцовыми и майоликовыми вставками, вход обрамлён арочным порталом. Над входом возвышается сужающаяся к верху двухъярусная шатровая колокольня с стрельчатыми арками звонниц, увенчанная золочёной луковичной главкой с крестом59.
Эта русская церковь до сих пор является любимым местом верующих и приезжих гостей. Внутреннее убранство собора напоминает убранство огромного купола Софийского собора в Константинополе60.
В 1930 г. за разработку проекта Благовещенской церкви (рисунок 8 в приложении61), рассчитанную на 1200 прихожан, взялись ярославский инженер Н.В. Никифоров, томский инженер П.Ф. Федоровский и благовещенский инженер Б.М. Тустановский. Было предложено перекрыть без дополнительных опор куполом, опирающимся на перекрещивающиеся железобетонные арки. Этот приём был разработан в Петербурге до революции В.А. Косяковым и использован им при строительстве нескольких храмов. Б.М. Тустановский усовершенствовал этот метод – его своды могли выдержать большие сейсмические нагрузки62.
Храм был спроектирован
в модернизированном византийск
Судьба храма, признанного одним из «самых замечательных церковных сооружений, созданных русскими людьми на Востоке Азии»63, оказалась трагичной. Просуществовав всего 17 лет со дня освящения, он был закрыт в 1958 году. Причиной тому послужил массовый отъезд русских людей, как на целинные земли Родины, так и за границу. Лишившись прихожан, он одиноко стоял невдалеке от берега, постепенно мелевшей реки.
Китайские власти города пытались использовать здание и приспособить его под цирковое училище. «Культурная революция» довершила конец храма, бесчинствующие толпы требовали его сноса. Последние иконы и церковная утварь бездумно сжигались на кострах. И в 1970 году жемчужину среди православных храмов Харбина взорвали. Сейчас на этом месте стоит обыкновенный дом. Остались лишь редкие фотографии его изображения64.
Поражающий своими размерами и представляющий образец византийской архитектуры, Благовещенский храм был назван одним из самых замечательных церковных сооружений, созданных русскими людьми на Востоке Азии.
Величием и красотой
поражал современников
В неорусском стиле также возведены следующие храмы: Свято-Николаевская церковь (каменная в Старом Харбине, 1926) в Харбине, Свято-Николаевский храм-памятник Николаю II (1934) в Шанхае, церковь Свято-Софийского Православного Братства в Циндао (1928)66.
Певец Александр Вертинский, побывав на гастролях в Харбине, заметил: «О самом городе я также увожу неизгладимые впечатления. Православные храмы, русские учреждения и организации, тысячи родных лиц, радужные милые семьи, где я побывал, мельчайшие черточки прежнего русского быта пробуждали в моей душе трогательные воспоминания о былой России... Харбин - это родная свеча на чужих дальних дорогах, и, покидая город, я уношу в своем сердце нежное пламя и тепло этого дорогого для всех нас огонька...»67.
Таким образом, архитектурно-художественная стилистика русской архитектуры городов Китая начала ХХ в. выражена в нескольких крупных стилистических системах: модерн, неоклассицизм, неоампир, модернизированный классицизм, русский стиль, рационализм, конструктивизм. Ампир был приоритетным стилевым направлением застройки, которые использовали русские эмигранты в период 1898-1916 гг. Возрождение классицизма происходило с 1913 по 1930 г.68 В процессе адаптации эмигранты старались создать свой культурный образ территорий, реализующий необходимую связь со своей культурой. Особое значение русские эмигранты придавали строительству в Китае храмов.
Культурная ценность
архитектуры Китая «
Основная часть храмов
в дальневосточном зарубежье
была построена на основе традиций
средневековой русской
Анализируя активную и плодотворную деятельность русских архитекторов в Китае на протяжении первой половины XX в., можно сделать вывод о том, что именно в этот период произошло практическое знакомство Китая с русской градостроительной культурой. С другой стороны, деятельность русских инженеров в условиях азиатской культуры не могла не отразиться и на их собственном творчестве. Таким образом, взаимное влияние совершенно разных культур обогащало ту и другую, способствовало проникновению в Китай посредством русской архитектурной культуры общеевропейских достижений в области архитектуры и градостроительства, прежде всего эстетики модерна70.
Сохранившиеся до настоящего времени во многих городах Китая здания, построенные по проектам русских архитекторов и инженеров это зримые, осязаемые следы русской культуры, внедренной также и в стенах ХПИ, а затем разнесенной его выпускниками не только по многим городам Китая, но и за его пределы. В заключение с сожалением можно констатировать, что лишь только в последнее десятилетие российскими исследователями началось изучение вклада русских инженеров и архитекторов в материальную культуру Китая.
Глава 2. Художники русского зарубежья в Китае начала ХХ века
2.1 Жизнь и
творчество художников
В культурной жизни русского Китая большой след оставили эмигранты-художники. Особенно их много осело в Шанхае. Уже в 20-е годы в Шанхае оказалось немало известных мастеров, выставлявших здесь свои картины, которые пользовались большим успехом. Эмигрантская и китайская критика не раз отмечали творчество таких известных русских мастеров, как Е.А. Яковлев, Н.Шистера, А. Ульрих, М.Ф. Домрачев, К.М. Глуз и другие.
Прибывшие из России в большинстве своем были хорошо образованные люди. Среди них было также немало известных художников, получивших профессиональное образование в Санкт-Петербурге и Москве. Оказавшись в Китае они осуществляли активную творческую деятельность, занимались устройством выставок, создавали учебные художественные студии и училища, расписывали православные храмы и интерьеры домов, издавали художественные журналы, газеты и книги по искусству71.
Живописец М.А. Кичигин с женой В.Е. Кузнецовой-Кичигиной, художники М.Ф. Домрачев, В.А. Засыпкин, братья Н.С. и П.С. Задорожные, Я.Е. Степанов, С.И. Шешминцев и другие были яркими представителями художественного круга72.
Михаил Александрович Кичигин (1883-1968) родом с Урала, окончил Московское художественно-промышленное училище им. Строганова в 1908 году, а затем в 1914 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (автопортрет М.А. Кичигина представлен на рисунке 9 в приложении73). Ученик К.А. Коровина, сокурсник В.В. Маяковского и С.А. Герасимова, он был талантливым живописцем, был полон желания и надежд выразить в искусстве что-то новое, непременно свое. Но в 1920 году с волной русской эмиграции Кичигин попадает в Китай, где ему предстоит в отрыве от родины прожить долгих 27 лет.
В Китае Кичигин приобрел
вес, получил признание как
Художник мыслил конкретными категориями, любил живой «человеческий материал», любил изображать людей. В рисунках уличных сцен Харбина его привлекали бытовые реалии, но не личности. Персонажи графических работ имеют общие черты восточного этнического типа. Его «Певички», как близнецы, с одинаковыми фарфоровыми лицами, одинаково смотрят лукавыми раскосыми глазами (рисунок 10 в приложении75).