Деятельность русских эмигрантов в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить один из аспектов культурной жизни дальневосточного русского зарубежья – живопись и архитектуру.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае до эмиграции 1905-1945 гг.;
2) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае во время эмиграции 1905-1945 гг.;
3) исследовать жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века;
4) проанализировать публичную деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
Глава 1. Русская архитектура в Китае начала ХХ века …………………………………………………………………………………….
1.1 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае до эмиграции …………………………………………
1.2 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае во время эмиграции…………………………………………………………………
Глава 2. Художники русского зарубежья в Китае начала ХХ века ………….
2.1 Жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
2.2 Публичная деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

исправленное, эмиграция ДВ живопись архитектура.doc

— 5.02 Мб (Скачать файл)

Русский модерн в Китае просуществовал как стиль значительно дольше, чем в Европе или в России, по конец 1930-х гг.50. Он не был приоритетным стилевым направлением застройки на всем протяжении своего долгого существования, и только первый период становления города 1898-1916 гг. можно по-настоящему назвать золотой эпохой модерна. Развитие его в Маньчжурии отличалось развитием двух версий: рационального модерна (национальный вариант общеевропейского стилевого течения) и ориентального модерна, направленного на освоение китайской национальной архитектуры (последний в г. Дальнем)51.

Существует комплекс причин, обусловивших долгую жизнь  модерна в Китае. Считается, что выпускники Санкт-Петербургского института гражданских инженеров (именно они составляли костяк архитектурно-строительных кадров КВЖД на первых порах) в отличие от выпускников Академии Художеств, были лучше подготовлены к восприятию нового стиля модерна52. Модерн того времени был носителем новых современных тенденций. При разработке проектов для КВЖД царил особый дух новаторства и закономерно, что модерн как новый стиль стал для них наиболее приемлемым при возведении новых городов на вновь колонизуемых землях.

В стиле модерн выполнен один из красивейших зданий дальневосточного Русского Зарубежья. Престижное и сохранившееся поныне здание Харбина Торговый дом Мацура и К (арх. А.А. Мясковский, 1920) на углу Китайской и Пекарной улиц. Он основывается смеси неоренессансных тенденций с использованием элементов рококо и барокко. Вместо традиционного портика модернизированная арочная композиция. Большое количество лепных украшений, сложный рисунок витража на ряду с преувеличенным масштабом двух нижних этажей здания. Угол завершен куполом. Подобная модернизированная эклектика была особенно модна в Западной Европе53.

Неоклассицизм в Маньчжурии, также как и модерн, имел долгую жизнь. Среди зданий, сооруженных в неоклассицизме, а также неоренессансе и неоампире есть прекрасные образцы – это главное здание торгового дома И. Я. Чурин и К на углу Большого проспекта и Новоторговой улицы (арх. К.Г. Иванов, ок. 1920), в первоначальном виде двухэтажное, в качестве основного выразительного элемента имеет купол, венчающий угловую часть (рисунок 6 в приложении).

Широкий декорированный фриз по всему периметру здания смягчает лапидарную и даже суховатую архитектурную обработку стен, лишенную тонкости рисунка, характерную для классицизма. Его планировочное решение, определенное градостроительной ситуацией и функциональными требованиями, вполне рационально. В тоже время архитектура здания не полностью свободна от классицистических традиций. Пространственно-планировочная композиция принадлежит новой эпохе, а архитектурная стилистика навеяна образцами прошлого54.

По разным источникам в начале 20-х годов в Харбине насчитывалось до 22 православных культовых строений. Для лишенных Родины людей православная церковь осталась, по сути, единственной зримой и осязаемой частицей русской культуры, оплотом русского духа за рубежом, она разделила с изгнанниками их участь. Эту миссию трудно переоценить. В тяжелые моменты своей жизни в переполненных приходах Шанхая, Харбина, Дайрена и других городов Китая православные беженцы обращались к богу, молились за лучшую свою участь, за родных и близких, за благополучие несчастной своей России55.

Кафедральные соборы и простые приходы в русских колониях были как бы духовными оазисами, островками прежней православной России - спокойной, неторопливой, гостеприимной и хозяйственной. Здесь русские люди, потерявшие царя и изгнанные за пределы Отечества, бережно сберегали православную веру, свою духовность. Храмы стали для эмигрантов центрами их духовного единения. Они приходили сюда и окунались в атмосферу России56.

Когда в Москве снесли Иверскую часовню, в Харбине освятили ее копию. Когда  в Москве взорвали храм Христа Спасителя, в Харбине строится самый большой храм - Благовещенский. Харбин был единственным местом в мире, где всем городом отметили и 950-летие Крещения Руси57.

В числе наиболее значимых строений храмовой архитектуры 20-30 гг. ХХ века следует отметить храм Святой Софии в Харбине, который в деревянном виде был построен еще в 1907 г., в 1911 г. претерпел реконструкцию по проекту архитектора М.М. Осколкова, а в 1932 году получил новую жизнь в результате капитальной перестройки, продолжавшейся 9 лет (рисунок 7 в приложении)58.

Трёхглавый храм построен в псевдорусском стиле. Высота Софийского собора — 48,55 метра. Он является одним из самых больших христианских храмов на Дальнем Востоке и может вместить 2000 человек.

Стены из красного кирпича не оштукатурены. Центральный большого размера купол  имеет луковичную форму и поставлен  на высокий барабан, окружённый поясом 16-арочных длинных окон и кокошников, купол украшали рельефные узоры. Две малые главы — шатровые. Фасады украшены орнаментальными узорами с изразцовыми и майоликовыми вставками, вход обрамлён арочным порталом. Над входом возвышается сужающаяся к верху двухъярусная шатровая колокольня с стрельчатыми арками звонниц, увенчанная золочёной луковичной главкой с крестом59.

Эта русская церковь  до сих пор является любимым местом верующих и приезжих гостей. Внутреннее убранство собора напоминает убранство огромного купола Софийского собора в Константинополе60.

В 1930 г. за разработку проекта Благовещенской церкви (рисунок 8 в приложении61), рассчитанную на 1200 прихожан, взялись ярославский инженер Н.В. Никифоров, томский инженер П.Ф. Федоровский и благовещенский инженер Б.М. Тустановский. Было предложено перекрыть без дополнительных опор куполом, опирающимся на перекрещивающиеся железобетонные арки. Этот приём был разработан в Петербурге до революции В.А. Косяковым и использован им при строительстве нескольких храмов. Б.М. Тустановский усовершенствовал этот метод – его своды могли выдержать большие сейсмические нагрузки62.

Храм был спроектирован  в модернизированном византийском стиле. Строительство было завершено к 1940 году. Роспись храма, поражавшего своими размерами, длилась больше года. 14 сентября 1941 года при большом скоплении народа храм был торжественно освящен Владыкой Мелетием и вступил в фазу действующих церквей Харбина.

Судьба храма, признанного одним  из «самых замечательных церковных  сооружений, созданных русскими людьми на Востоке Азии»63, оказалась трагичной. Просуществовав всего 17 лет со дня освящения, он был закрыт в 1958 году. Причиной тому послужил массовый отъезд русских людей, как на целинные земли Родины, так и за границу. Лишившись прихожан, он одиноко стоял невдалеке от берега, постепенно мелевшей реки.

Китайские власти города пытались использовать здание и приспособить его под  цирковое училище. «Культурная революция» довершила конец храма, бесчинствующие толпы требовали его сноса. Последние иконы и церковная утварь бездумно сжигались на кострах. И в 1970 году жемчужину среди православных храмов Харбина взорвали. Сейчас на этом месте стоит обыкновенный дом. Остались лишь редкие фотографии его изображения64.

Поражающий своими размерами  и представляющий образец византийской архитектуры, Благовещенский храм был назван одним из самых замечательных церковных сооружений, созданных русскими людьми на Востоке Азии.

Величием и красотой поражал современников Кафедральный собор Божьей Матери в Шанхае. Храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» был кафедральным собором Шанхайской епархии, возведён по проекту петербургского архитектора Я.Л. Лихоноса в 1935 г. Значительный по размерам шанхайский храм, рассчитанный на 2500 человек, архитектурно решен в неорусском стиле. Связь с историческими прототипами – памятниками древней новгородской архитектуры носит ассоциативный характер. Новые архитектурные черты проявились в композиционном контрасте крупных, лаконичных форм, циклопичности скульптурного объема и скупой обработке фасадов. Шлемовидные купола вызывают ассоциации со шлемами былинных витязей. Декоративные детали ограничиваются графичными аркадами поясов в подкарнизной части куполов. Выразительный силуэт, немногочисленные окна арочной и шелевидной формы подчеркивают первозданность фасадных плоскостей. Высота собора составляет 35 метров, он украшен пятью куполами и стенами кремлевского стиля65.

В неорусском стиле также  возведены следующие храмы: Свято-Николаевская церковь (каменная в Старом Харбине, 1926) в Харбине, Свято-Николаевский храм-памятник Николаю II (1934) в Шанхае, церковь Свято-Софийского Православного Братства в Циндао (1928)66.

Певец Александр Вертинский, побывав на гастролях в Харбине, заметил: «О самом городе я также увожу неизгладимые впечатления. Православные храмы, русские учреждения и организации, тысячи родных лиц, радужные милые семьи, где я побывал, мельчайшие черточки прежнего русского быта пробуждали в моей душе трогательные воспоминания о былой России... Харбин - это родная свеча на чужих дальних дорогах, и, покидая город, я уношу в своем сердце нежное пламя и тепло этого дорогого для всех нас огонька...»67.

Таким образом, архитектурно-художественная стилистика русской архитектуры городов Китая начала ХХ в. выражена в нескольких крупных стилистических системах: модерн, неоклассицизм, неоампир, модернизированный классицизм, русский стиль, рационализм, конструктивизм. Ампир был приоритетным стилевым направлением застройки, которые использовали русские эмигранты в период 1898-1916 гг. Возрождение классицизма происходило с 1913 по 1930 г.68 В процессе адаптации эмигранты старались создать свой культурный образ территорий, реализующий необходимую связь со своей культурой. Особое значение русские эмигранты придавали строительству в Китае храмов.

Культурная ценность архитектуры Китая «эмигрантского»  периода со временем повышается, так как именно с этим периодом связана архитектурно-градостроительная специфика многих городов страны. Декоративная свобода эклектической архитектуры во многом способствовала формированию нового китайского зодчества и в то же время сохранению его важнейших традиционных качеств, особенно органической связи с природой.

Основная часть храмов в дальневосточном зарубежье  была построена на основе традиций средневековой русской архитектуры, деревянного народного зодчества, т.е. в русском стиле, фольклорном варианте русского стиля и в византийском, а именно в том варианте византийского стиля, который непосредственно апеллирует к формам исторического образца69

Анализируя активную и плодотворную деятельность русских  архитекторов в Китае на протяжении первой половины XX в., можно сделать вывод о том, что именно в этот период произошло практическое знакомство Китая с русской градостроительной культурой. С другой стороны, деятельность русских инженеров в условиях азиатской культуры не могла не отразиться и на их собственном творчестве. Таким образом, взаимное влияние совершенно разных культур обогащало ту и другую, способствовало проникновению в Китай посредством русской архитектурной культуры общеевропейских достижений в области архитектуры и градостроительства, прежде всего эстетики модерна70.

Сохранившиеся до настоящего времени во многих городах Китая  здания, построенные по проектам русских  архитекторов и инженеров это  зримые, осязаемые следы русской  культуры, внедренной также и в  стенах ХПИ, а затем разнесенной его выпускниками не только по многим городам Китая, но и за его пределы. В заключение с сожалением можно констатировать, что лишь только в последнее десятилетие российскими исследователями началось изучение вклада русских инженеров и архитекторов в материальную культуру Китая.

 

 

Глава 2. Художники русского зарубежья в Китае начала ХХ века

 

2.1 Жизнь и  творчество художников русского  зарубежья в Китае начала ХХ века

В культурной жизни русского Китая большой след оставили эмигранты-художники. Особенно их много осело в Шанхае. Уже в 20-е годы в Шанхае оказалось немало известных мастеров, выставлявших здесь свои картины, которые пользовались большим успехом. Эмигрантская и китайская критика не раз отмечали творчество таких известных русских мастеров, как Е.А. Яковлев, Н.Шистера, А. Ульрих, М.Ф. Домрачев, К.М. Глуз и другие.

Прибывшие из России в  большинстве своем были хорошо образованные люди. Среди них было также немало известных художников, получивших профессиональное образование в Санкт-Петербурге и Москве. Оказавшись в Китае они осуществляли активную творческую деятельность, занимались устройством выставок, создавали учебные художественные студии и училища, расписывали православные храмы и интерьеры домов, издавали художественные журналы, газеты и книги по искусству71.

Живописец М.А. Кичигин с женой  В.Е. Кузнецовой-Кичигиной, художники  М.Ф. Домрачев, В.А. Засыпкин, братья Н.С. и П.С. Задорожные, Я.Е. Степанов, С.И. Шешминцев и другие были яркими представителями  художественного круга72.

Михаил Александрович Кичигин (1883-1968) родом с Урала, окончил Московское художественно-промышленное училище им. Строганова в 1908 году, а затем в 1914 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (автопортрет М.А. Кичигина представлен на рисунке 9 в приложении73). Ученик К.А. Коровина, сокурсник В.В. Маяковского и С.А. Герасимова, он был талантливым живописцем, был полон желания и надежд выразить в искусстве что-то новое, непременно свое. Но в 1920 году с волной русской эмиграции Кичигин попадает в Китай, где ему предстоит в отрыве от родины прожить долгих 27 лет.

В Китае Кичигин приобрел вес, получил признание как художник, там прошли наиболее активные и плодотворные годы его деятельности, реализовался накопленный в России потенциал. Получив хорошее образование, он имел разнообразные художественные навыки. Вследствие этого его творчество имело широкий диапазон: он писал портреты, пейзажи, жанровые сцены, работал как живописец, график, монументалист, художник театра, активно участвовал в выставках, преподавал. Произведения, выполненные в Китае, составляют большую и основную часть творческого наследия М.А. Кичигина74.

Художник мыслил конкретными  категориями, любил живой «человеческий материал», любил изображать людей. В рисунках уличных сцен Харбина его привлекали бытовые реалии, но не личности. Персонажи графических работ имеют общие черты восточного этнического типа. Его «Певички», как близнецы, с одинаковыми фарфоровыми лицами, одинаково смотрят лукавыми раскосыми глазами (рисунок 10 в приложении75).

Информация о работе Деятельность русских эмигрантов в Китае