Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить один из аспектов культурной жизни дальневосточного русского зарубежья – живопись и архитектуру.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае до эмиграции 1905-1945 гг.;
2) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае во время эмиграции 1905-1945 гг.;
3) исследовать жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века;
4) проанализировать публичную деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века.
Введение …………………………………………………………………………
Глава 1. Русская архитектура в Китае начала ХХ века …………………………………………………………………………………….
1.1 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае до эмиграции …………………………………………
1.2 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае во время эмиграции…………………………………………………………………
Глава 2. Художники русского зарубежья в Китае начала ХХ века ………….
2.1 Жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
2.2 Публичная деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………...
Из совсем молодых, даже юных художников надо отметить Владимира Григорьевича Третчикова (рисунок 16 в приложении98).
Молодой художник работал помощником декоратора в Русском оперном театре и зарабатывал портретированием служащих КВЖД. В 1929 был принят в Департамент народного просвещения, рисовал иллюстрации для учебников. Свое формальное художественное образование он получил в Шанхае, куда приехал в 1930 году, у художников Кичигина и Засыпкина. Владимир Третчиков сделал феноменальную карьеру. Первые годы в Шанхае (1930–1934) он руководил художественно-рекламной студией «Mercury Press», в 1932 получил работу карикатуриста в американской газете «Shanghai Evening Post». В 1933 провел персональную выставку и получил 2-ю премию на конкурсе эскизов обложки для альбома «Русский Шанхай». В 1934 году был приглашен в рекламную фирму в Сингапуре. Там его застала вторая мировая война. Ему пришлось бежать из Сингапура на пароходе, который был потоплен японцами. В. Третчиков попал в японский концлагерь на острове Ява. После войны он оказался в Южной Африке, где неожиданно прославился и сделался не только художником с мировым именем, но и весьма состоятельным человеком99.
Эти и другие художники, жившие и работавшие в Китае, объединялись в различные общества и содружества.
2.2 Публичная деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века
Литературно-художественное общество «Понедельник» было основано в Шанхае в октябре 1929 как «Содружество русских работников искусства»100. Организаторы – русские художники, архитекторы, артисты и литераторы, собиравшиеся по понедельникам для клубного времяпрепровождения. Активными деятелями были художники М.А. Кичигин, А.А. Ярон, С.Г. Мосцепан, архитектор Н.К. Соколовский, литераторы М.В. Щербаков, А.Д. Лаврентьев, К.В. Батурин и В.С. Валь. К концу 1929 в обществе состояло до 30 постоянных членов. Председателем общества стал Щербаков, сформулировавший его программу101:
Открытые собрания, в которых участвовало обычно около 40 человек, устраивались в доме предпринимателя Ю.М. Янковского. За первые четыре года было проведено 120 заседаний, в ходе которых прозвучало 70 докладов и сообщений. Почетным председателем общества был избран И.А. Бунин (1934).
С сентября 1930 содружество
издавало «толстый» литературно-
В 1933 в обществе произошел раскол, в результате которого его покинул председатель Щербов, фактически исполнявший и функции редактора журнала. Новым главой общества стал Валь, которого вскоре сменил Кичигин. К 1935 общество прекратило существование. Выделившаяся из него группа стала собираться по понедельникам в студии Кичигина. Здесь также проводились литературные чтения и заслушивались доклады103.
Содружество художников, литераторов, артистов и музыкантов ХЛАМ основано в Шанхае осенью 1933. Его инициаторами стали литераторы В.С. Валь, А.В. Петров (Полишинель), М.Ц. Спургот (Сэр Майк), редактор «Шанхайской зари» Л.В. Арнольдов, артисты В.В. Панова-Рихтер и П.А. Дъяков, балетмейстер Э.И. Элиров, музыканты А.Г. Бершадский и А.О. Кирсанов, художник Л.В. Свирский и др. Многие члены объединения до эмиграции участвовали в деятельности «Балаганчика», собрания которого проводились во Владивостоке в гостинице «Золотой рог»104.
Первое клубное мероприятие общества состоялось 1 ноября 1933, и в дальнейшем оно приобрело большую популярность. Число его постоянных членов превышало 70. 17 февраля 1934 общество было официально зарегистрировано в Генеральном консульстве Франции. С этого времени общество возглавлялось Советом Правления; постоянными членами Совета были избраны А.В. Петров, Л.В. Свирский и Э.И. Элиров. В руководящие органы общества в числе других в разное время входили архитектор Н.К. Соколовский, художники В.Г. Третчиков, М.А. Кичигин, Б.А. Яковлев и А.А. Ярон105.
Члены ХЛАМа собирались еженедельно по средам в разных клубных помещениях («Казино де Пари», ресторан братьев Ткачевых и др.), с 1937 – постоянно в зале «Богема» в кафе «Ренессанс». Клубные вечера чередовались с бенефисами актеров – членов объединения. Проводились тематические «среды» и конкурсы, в частности, выборы «Мисс и Мистер ХЛАМ», которыми становились наиболее популярные артисты, литераторы и художники (в число избранных в 1934–1935 попали художники Л. В.Свирский и Т.П. Хомякова). В помещении содружества проходили небольшие художественные выставки: В. Кадыша (1933), Н. П. Опариной (1934), Л. В. Свирского (1934), М. Ф. Домрачева (1936). С 1937 устраивались литературно-музыкальные заседания, получившие название «Вечера у зеленой лампы»; на которых заслушивались доклады об искусстве, музыке и поэзии. В декабре 1936 объединение удостоило звания «Почетного рыцаря шанхайской богемы» певца А.Н. Вертинского, а в 1937 торжественно приняло в своих стенах Ф.И. Шаляпина106.
В 1942 ХЛАМ переименовали
в Российское объединение служителей
искусства в эмиграции, которое
было официально зарегистрировано при
культурно-просветительского
Кроме того, с целью
проведения художественных выставок художники
создали «Шанхайский
Так, весной 1921 года в Харбине была организована выставка 5 художников - М.Н. Аветова, С.С. Лукашева, Пейшль, П.М. Поговского, К.А. Тац. Харбинская пресса охарактеризовала выставку новаторской. Выпускник петербургской Академии художественного мастерства. Н. Аветов, проведший в Харбине недолгий срок, показал картины футуристического толка («Купальщицы», «Царские кудри», «Танцовщица», «У храма» и др.); С.С. Лукашев – серию супрематических работ («Радость», «Юность», «Сатанинская симфония», «Опиекурильня», «Русь», «Морфинист», «Опиофаг», «Зверь города», «Курильщик опия» и др.) и несколько реалистических портретных рисунков итальянским карандашом («Мужчина», «Старуха», «Молодая женщина»)109.
В 1926 году в Шанхае русские художники-эмигранты из Шанхайского художественного клуба и Британский женский клуб совместно организовали выставку художественных произведений. С этой выставки были распроданы почти все произведения В.С. Подгурского и много картин других художников.
В 1927 году в Шанхае была устроена «Выставка живописи художников Кичигиных». Журнал «Понедельник» напечатал рецензию, давшую полную положительную оценку их полотнам, изображающим традиционные обычаи, горный вид Китая. Были также отмечены и акварели В. Кузнецовой-Кичигиной110.
В 1928 году в Шанхае открылась «Совместная выставка живописи русских художников-эмигрантов». М.А. и В.Е. Кичигины, В.С. Подгурский, Н.А. Пикулевич, Л.Н. Пашков и другие приняли участие в данной выставке. Такие выставки пользовались большой популярностью и оказывали влияние на культурную жизнь Китая111.
В 1930 году Шанхайский художественный клуб первый раз организовал международную выставку картин, в которой участвовали и русские художники К.П. Данилевский, В.С. Подгурский, Н.К. Соколовский, Н.И. Адамович, К.Н. Малиновский, Д.А. Петрухин, Б.А. Хренов. На выставке также демонстрировались произведения китайского художника, профессора Ханчжоуского государственного университета искусств Линь Фэньмяня112.
В том же году в Харбине была организована «Совместная выставка произведений Я.Е. Степанова и С.П. Лобанова»113.
В 1931 году русские художники эмигранты дважды организовывали выставки произведений живописи.
Выставка 7 художников открылась в Шанхае 27 июня 1931 года, в ней участвовали М.Ф. Домрачев, В.А. Засыпкин, В.Е. Кузнецова, М.А. Кичигин, Я.Л. Лихонос, В.С. Подгурский, М.Я. Щировский. М.Ф. Домрачев представил эскизы декораций к оперным спектаклям; В.А. Засыпкин – портреты крупных шанхайских деятелей и консулов, этюды; В.Е. Кузнецова – пейзажи, М.А. Кичигин – портреты, несколько китайских пейзажей и картин из монгольской жизни; Я.Л. Лихонос – картины на китайские мотивы; В.С. Подгурский – пейзажи Ханьчжоу, Лаояна и Пекина; М.Я. Щировский – графику. На выставке экспонировались также работы П.П. Густа, трагически погибшего в 1929 в Циндао.
Выставка русских художников открылась в Шанхае в конце декабря 1931 года, в ней участвовали М.А. Кичигин, Я.Л. Лихонос, Н.А. Пикулевич, В.С. Подгурский, П.И. Сафонов. В.С. Подгурский показал пейзажи Пекина, Ляо-Шаня, Ханьчжоу и Шанхая; Н.А. Пикулевич - пейзажи китайской глубинки; П.И. Сафонов - картины белого движения. М.А. Кичигин и Я.Л. Лихонос присоединились к выставке позднее114.
Эти выставки пользовались большим интересом посетителей, были важны для самих художников в качестве демонстрации их творческих и технических достижений. Немалая цель этих выставок была в пропаганде русской изобразительной школы, в расширении ее влияния и организации продажи произведений живописи.
Наряду с публичной выставочной деятельностью, оказавшиеся по воле судьбы в Китае русские художники проводили большую просветительскую работу и организовывали творческие студии, школы и училища для художественного образования не только из числа эмигрантов, но и для местного населения, обучая китайских одаренных юношей искусству живописи.
Студия искусств «Лотос» была основана М.А. Кичигиным в начале 1922 года в Харбине. Располагалась на мансарде доходного дома Б.Д. Мееровича (архитектор Ю. П. Жданов) близ Свято-Николаевского собора. Название студии и ее эмблема – цветок лотоса, символизирующий в Китае красоту115.
В студии давались уроки изобразительного искусства (натурный эскиз, пастель, живопись и скульптура), фортепиано, скрипки, сольфеджио, драматического искусства, пантомимы, истории искусства и истории музыки. В числе преподавателей были педагоги-художники М.А. Кичигин (рисунок и живопись), А.А. Бернардацци и В.М. Анастасьев (история искусств), А.К. Холодилов (графика и скульптура), А.Н. Каменский (скульптура) и А.Е. Степанов, драматическая актриса З.И. Казакова (Иванова), музыканты К.А. Лазарева (Зилоти), Б.М. Лазарев и В.Д. Трахтенберг, певец и педагог Н.А. Оржельский. В числе учащихся студии были как китайцы, так и русские, в том числе В.М. Арнаутов, В.Горовая-Лещенко, В.Е. Кичигина (Кузнецова), Т.П. Хомякова, М.Я. Щировский и др. Деятельность студии прекратилась в 1932, в связи с японской оккупацией Маньчжурии и оттоком русских из этого региона116.
«Студия живописи, архитектуры
и прикладного искусства» была организована
художником В.А. Засыпкиным и пользовалась
большой популярностью и
Студия живописи Я.Е. Степанова также была видной в Харбине. Я.Е. Степанов не только учил в студии, но и работал в школе при Харбинском христианском обществе молодежи, где также обучал учеников живописи. Известный китайский специалист по переводу, художник Гао Ман (в то время его называли Сунь Юнань) тогда учился в этой школе. Он с благодарностью вспоминал, что Степанов посмотрел его рисунки и дал ему полезные советы.
Кроме вышеупомянутых студий, в Харбине еще существовала студия А.Н. Кремы, который был учеником известного русского живописца И.Е. Репина. Его произведения печатались в журналах «Нева» и «Живопись». Ему уже было присвоено звание профессора. Харбинская студия Кремы была маленькой, в ней занималось 7-8 учеников. По воспоминаниям Гао Манна, кроме него в то время там учился один китайский мальчик, остальные были детьми русских эмигрантов. Среди учеников Кремы были ставшие художниками И. Брычев, М. Раутман118.
Под руководством Т.П. Хомяковой в 1933 году была организована и успешно работала Шанхайская женская студия «Рассвет».
В марте 1933 года в Тяньцзини
русские художники-эмигранты
В Художественном училище Тяньцзиня работали также живописцы А.А. Карамзин, П.С. Задорожный и др. В училище велось обучение также и по таким предметам, как художественная техника и декоративно-прикладное искусство. Все обучение проводилось по российской программе. Братья Задорожные много работали над росписями православных храмов в Китае. Они расписали иконостас в Свято-Николаевской церкви в Харбине (1923-1928) в неорусском стиле, продолжая традиции В.М. Васнецова и М.В. Нестерова120.
Чтобы пропагандировать работы художников, нужно было открыть позиции для общественного мнения, поэтому в городах Харбин, Шанхай и Тяньцзинь, там, где собралось сравнительно много русских эмигрантов, был налажен выпуск специальных художественных изданий. В Шанхайской газете «Рассвет» часто печатали репродукции с произведений живописцев. Художница Н.П. Опарина постоянно печатала в газете изошутки и шаржи, представляя тем самым происходившие события и их участников.