Деятельность русских эмигрантов в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить один из аспектов культурной жизни дальневосточного русского зарубежья – живопись и архитектуру.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае до эмиграции 1905-1945 гг.;
2) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае во время эмиграции 1905-1945 гг.;
3) исследовать жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века;
4) проанализировать публичную деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
Глава 1. Русская архитектура в Китае начала ХХ века …………………………………………………………………………………….
1.1 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае до эмиграции …………………………………………
1.2 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае во время эмиграции…………………………………………………………………
Глава 2. Художники русского зарубежья в Китае начала ХХ века ………….
2.1 Жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
2.2 Публичная деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

исправленное, эмиграция ДВ живопись архитектура.doc

— 5.02 Мб (Скачать файл)

Живя в эмиграции, М.А. Кичигин много путешествовал. Обычно, летом, в особенно жаркие месяцы он уезжал из Шанхая на этюды. Притягивала  экзотическая красота окружающей природы. Тем более, что Китай очень  разный по природным зонам: степи  и леса Манчжурии, море и морские курорты Циндао, горы провинции Ляошань, тропическая растительность Гонконга, Пекин со средневековой архитектурой Запретного города, а еще расположенные рядом дальневосточные страны Корея, Япония. Для художника, приехавшего из центральной России, этот мир был необычайно притягателен другим пространством, формами, красками, светом. Естественным желанием было увидеть как можно больше и запечатлеть красоту окружающей земли76.

По воспоминаниям жены художника Веры Емельяновны Кузнецовой-Кичигиной, в их глазах Китай был сказочной страной. Они побывали во многих местах Китая и там рисовали с натуры: море около города Цзидао, восход и заход солнца на горе Лаошань, большой канал и многие другие виды. Они были удивлены грозным архитектурным ансамблем – Гугун и Храмом неба. На полотнах Кичигина запечатлены и китайские здания - классические и величественные.

Китайские пейзажи М.А. Кичигина разнообразны в зависимости  от поставленной задачи. Серия этюдов, выполненная в Кантоне в 1932 году, отображает живописную, изрезанную каналами, густонаселенную местность провинции Гуанчжоу. Так, на этюде «У перевоза на реке Жемчужной» (рисунок 11 в приложении77) соседство солнца и воды создает особое состояние влажного сияния, разлитого в воздухе. Оно чудесно сохранено художником в его работах маслом и гуашью. Жемчужные тона живописи, складываются из розово-голубовато-золотистой гаммы с фиолетовыми акцентами, будто в подтверждение красивому названию местной реки – Чжуцзян (Жемчужная).

Объектами изображения  часто становились сложные архитектурные ансамбли, такие как панорамы монастыря в древней столице Китая Цинанфу. Иногда художника привлекал выдающийся памятник, такой как Летний дворец в Пекине. В этом случае он использовал торжественную пирамидальную композицию. Если это был фрагмент садово-паркового искусства Запретного города или изящный павильон посреди озера, живописец подчеркивал красоту и гармонию объекта в окружающем пространстве78.

М.А. Кичигин как художник русской реалистической школы, развивал традиции и навыки, полученные в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он на всю жизнь сохранил преданность урокам живописи К.А. Коровина, его эмоциональному радостному любованию миром. Нарядный декоративный Китай дал прекрасную возможность развития стиля, который можно назвать «декоративный пленэризм». Художник не ставил чисто импрессионистических задач. Его интересовал визуальный эффект, а не природное состояние. Он часто дорабатывал картины в мастерской, по памяти или использовал вспомогательный материал в виде набросков или видовых открыток. Но, тем не менее, использовал форму этюда, которую культивировал московский импрессионизм и вообще искусство ХХ века как способ, позволяющий передавать непосредственное впечатление, незаконченное, живое состояние79.

Портрет – новый для Кичигина жанр - стал одним из ведущих в его «китайском» творчестве. Причина – интерес к натуре, желание понять страну через людей, ее населяющих. Было и простое практическое объяснение – доступность. Работа натурщика в Китае стоила гроши. Рикши, нищие, кули охотно соглашались позировать за небольшое вознаграждение.

В Китае художник заново «открыл» для себя сангину. Этот мягкий коричневый мел, пластичный и податливый в умелых руках позволяет работать линией, пятном, работать быстро, дает эффектный результат. Охристый тон сангины корреспондирует с цветом тела человека, позволяя делать градации от едва заметной подцветки до насыщенной плотной красочной массы. В Китае эта техника, как нельзя лучше подходила к изображению местного населения, «желтой» нации.80

В Харбине Кичигин  преподавал в студии «Лотос», образованной им же вместе с русскими эмигрантами. Обычно, он ставил натуру и рисовал вместе с учениками, помогая и направляя своим примером. Но учебный рисунок отличается от творческой работы зрелого художника, талантливый мастер даже портрет натурщика может сделать шедевром. Видимо, работа в этом направлении показалась интересной, художник начал ее развивать, используя и совершенствуя найденную манеру81. В результате в творчестве М.А. Кичигина появилась новая и значимая для него тема, которую можно назвать «лицо Китая» или «Китай в лицах». За годы эмиграции художник создал не один десяток работ, целую галерею представителей простого китайского населения. Исходя из названий – «Монах», «Приказчик из лавки», «Манчжур», «Старик-китаец» - их можно классифицировать как типажи. В качестве примера можно рассмотреть картину «Старый каллиграф», написанную в 1939 году (рисунок 12 в приложении82). Художник выявил типические черты - национальные, сословные и профессиональные. Но портрет не является безликим, в нем есть индивидуальность, живой человек со своей судьбой, характером, переживаниями. Поэтому его можно с уверенностью назвать портретом конкретного человека, наделенного типическими чертами.

Портретный рисунок  Кичигина сильный, смелый, открытый. Художник делал гибкий контур по форме, затем заполнял его мягкой растушевкой, растирал сангину пальцами, выявляя объем, рельеф, фактуру. Он уверенно «лепил» форму, как скульптор, добиваясь безупречного сходства. Иногда добавлял к сангине уголь, уточняя форму, делая акценты, сообщая фактурность и цветность рисунку. Кичигин придал академическому рисунку новый импульс искусства ХХ века, сопряженный с собственным видением. Его индивидуальность в работе сангиной проявилась во внутренней энергии, способе обобщения натуры, компоновке на бумажном листе. Вера Кузнецова, жена художника вспоминала: «Михаил Александрович был превосходным портретистом, сразу «схватывал натуру», чувствовал характер человека, не зависимо от того, кто был перед ним – советник ли китайского императора или нищий рикша. Писал он портреты быстро в 2-3 часа. Работал маслом, пастелью, сангиной, углем»83.

Кичигин сам называл  большинство своих работ «этюдами», все его живописные холсты соответственно небольшого формата: площадью не более 1 кв. метра. Сохраняя непосредственность натурного видения, они все хорошо скомпонованы. Художник работал широким мазком по форме, не выходя за ее пределы. Колорит яркий декоративный, построенный чаще не на сближенных, а на дополнительных тонах, подчиненных цветовому равновесию. Кичигин любил открытый цвет, свето-цветовые эффекты. Это решение во многом диктовала натура: яркие краски Китая, его декоративной архитектуры. Тем более, что для пленэра художник всегда выбирал солнечные дни и времена года. Вероятно, многоцветный колорит был созвучен его внутреннему душевному состоянию - ранние русские работы художника всегда отличались яркими открытыми тонами. Художник работал много, увлеченно, из поездок возвращался с большим количеством этюдов (до 60 за 2-3 месяца)84.

Шанхайские газеты внимательно  следили за творчеством художника  и регулярно сообщали о его  творческих поездах и выставках. М.А. Кичигин был заметной фигурой  в художественной жизни Шанхая. В 1931 году он стал членом шанхайского  международного Артклуба. Имел много заказов. Он писал заказные портреты, работал как сценограф, делал эскизы оформления Французского клуба, принимал участие в росписи церкви святого Николая Чудотворца, храма-памятника Николаю II в Шанхае (проект русского архитектора А.И. Ярона)85

Супруга М.А. Кичигина, график и живописец Вера Емельяновна  Кузнецова-Кичигина родилась в семье русских поселенцев в Маньчжурии, детство и юность провела в Харбине. Расцвет творчества В.Е. Кузнецовой-Кичигиной приходится на конец 1920-х — 1930-е. Работы этого периода наиболее редки, основную их часть составляют пейзажи и жанровые сценки (празднества, процессии, уличные базары и так далее) выполненные акварелью во время путешествий по Китаю. Вера Емельяновна как способная ученица быстро усвоила уроки мужа, кроме того, родившись в Китае, она тоньше чувствовала особый колорит восточной природы, пластику и поведенческие особенности китайцев, стилистику их искусства. Все это находило отражение в ее натурных акварельных этюдах и импровизациях на восточные темы86.

Работала она также и как портретист. Большое влияние на ее живописную манеру (это же относится к акварелям) оказала китайская народная картинка с ярким колоритом, подчеркнуто грубыми цветовыми контрастами, но в целом весьма декоративная (рисунок 13 в приложении87). В рисунке, напротив, придерживалась строгой академической традиции, приверженцем которой являлся и ее муж (рисунок 14 в приложении88). Излюбленной графической техникой художницы была сангина в сочетании с углем. 

Уже сложившимся мастером в эмиграции оказался выпускник  Московского училища живописи, ваяния и зодчества, до эмиграции житель Владивостока Виктор Степанович Подгурский (1893 – 1969). Его портрет представлен на рисунке 15 в приложении89.

Восточные сюжеты его  картин покорили не только русскую  диаспору Шанхая, но и равнодушных  китайцев. Художник – мастер жанровых сцен, подсмотренных на улице и передающих специфику китайского быта. Сюжеты поданы живо, интересно, уверенно. Натурализм в манере исполнения придаёт им характер фотографических репортажей. В книге их легко спутать с фотографиями90.

Богатые шанхайцы заказывали ему пейзажи, портреты, он выставлялся не только в известных залах Шанхая, его приглашали иностранные дипломатические миссии, аккредитованные в этом городе. В 1925 музей Генуи приобрел 4 его работы «Типы китайских крестьян». В 1926 провел персональную выставку во Французском муниципальном колледже, большинство работ с которой было продано. Участвовал в Выставке русских художников (1928), выставках Арт-клубе (1930, июнь и декабрь; 1931, 1936), объединения художников «Ателье» (1942). В 1936 году В.С. Подгурский создал стенную живопись для дома Шанхайского Банка Сянгана, исполнил бюст А. С. Пушкина, установленный во Французской концессии к 100-летию со дня гибели поэта (уничтожен в период японской оккупации). Преподавал в Арт-клубе (среди его учеников был К. К. Клуге). В книге «Бриллиантовый юбилей международного сеттльмента Шанхая» (1940) воспроизведено 10 работ художника91: «Передвижной ресторан», 1935 (?); «Очарование музыки», «На рыбацкой джонке», 1930; «Серенада осла», 1934; «Китайский типаж (Старик-китаец)», 1939; «Китайский типаж (Старик-китаец в шапке)», «Уличная сцена (Брадобрей)», 1938; «Предсказатель», «Разорившийся крестьянин», «Дешёвая торговля (Музыканты)».

В Шанхае расцвел талант художника В. Калмыкова. Известный  живописец - выпускник и преподаватель  Московского Строгановского училища, он пишет портреты, натюрморты, пейзажи  богатой китайской природы. В Шанхае, других городах Китая он много выставляется. Его картины покупают богатые туристы из США, Японии, Франции. С огромным успехом в 1924 г. прошла персональная выставка его картин в знаменитом шанхайском Палас-отеле, сбор от которой составил 26 тыс. долларов92.

В начале 30-х годов  художественная жизнь в Шанхае еще больше оживилась, из оккупированной японцами Маньчжурии сюда приезжают многие мастера кисти и резца. Муниципалитет Шанхая, различные иностранные благотворительные организации и комитеты часто устраивают выставки с участием русских художников. Престижно было выставляться в Шанхайском художественном клубе, куда приходили меценаты, многие знаменитости. Свои картины в этом клубе не раз выставляли художники B.C. Подгурский, К.П.Данилевский; А. Хренов, Н.К. Соколовский, Н.И. Адамович. К.Н. Малиновский, Я.И. Лихонос, М.Я. Щировский, В.А. Засыпкин и др. Немало русских живописцев оказалось в Даляне, среди них Т.А.Потапов, H.JI. Кощевский и др.93

Особое место среди  них занимал Павел Ильич Сафонов (1896 – 1934), получивший образование в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Офицером он участвовал в первой мировой войне, а затем и в гражданской войне в Сибири и на Дальнем Востоке.

В апреле 1931 г. при содействии известного деятеля русской эмиграции в Тяньцзине И.И. Серебренникова Сафонов провел персональную выставку, на которой представил картины гражданской войны, в том числе события «Ледового похода» отряда генерала Корнилова, в котором художник участвовал. В декабре того же года вместе с художниками А. Н. Пикулевичем и В. С. Подгурским устроил выставку в Шанхае (пейзажи, портреты). Участвовал в групповых выставках в Шанхае, Циндао, Мукдене, Дайрене. Преподавал в Русской реальной школе в Мукдене, затем открыл рисовальные классы в Циндао94.

Все пережитое нашло  отражение и в его произведениях. «Талант его многогранен, - писал один критик, - на одном холсте поражает взгляд сочностью красок, игрой света и тени, на другом - он захватывает передачей бытовой сцены и жанром, выполненном с большим мастерством. Третьи полотна блещут техникой кисти… Может быть, мимо этих картин равнодушно пройдет иностранец, которому никогда не понять, что такое мороз в сорок градусов, может быть, эти картины, как вечные памятники недавнего прошлого, некоторым придутся не по сердцу, но для русского патриота все творчество П.И. Сафонова есть могучий, страстный призыв к новой борьбе за освобождение нашей России»95. После смерти художника его произведения были перевезены в Сан-Франциско, где они в 1950-е неоднократно демонстрировались на выставках.

Живописец В.А. Засыпкин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он служил в русской  армии, а в декабре 1917 года вернулся к своим любимым занятиям - живописи и архитектуре. Во Владивостоке он рисовал театральные декорации; а в Харбине, кроме декораций, он занимался станковой живописью, писал полотна, в основном портреты. В 1929 году он переехал в Шанхай и, работая служащим иностранного рекламного общества, написал портреты 25 иностранных консулов. Он, как и многие русские художники-эмигранты, принял участие в росписи православных храмов. В.А. Засыпкин расписал образы 12 апостолов в шанхайском храме-памятнике великомученику Николаю II, построенном в 1934 году96.

В Шанхае Засыпкин открыл студию, в которой проводились  групповые и индивидуальные занятия  по рисунку, живописи и архитектуре. Участник выставки 7 художников (июнь 1931), с 1931 – выставок Арт-клуба. В декабре 1934 провел персональную выставку в  помещении Русского технического общества в Шанхае. Среди 50 его работ были картины маслом «Первый сеанс» и «Шаланды», серия портретов (Стеллы Дафф, Т. Густовой и др.), пейзажи, жанровые картины с изображением буддийских храмов у скал священного острова Путу, сцен из жизни китайцев97.

Информация о работе Деятельность русских эмигрантов в Китае