Деятельность русских эмигрантов в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить один из аспектов культурной жизни дальневосточного русского зарубежья – живопись и архитектуру.
В соответствии с целью поставлены задачи:
1) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае до эмиграции 1905-1945 гг.;
2) проанализировать деятельность русских архитекторов в Китае во время эмиграции 1905-1945 гг.;
3) исследовать жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века;
4) проанализировать публичную деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………
Глава 1. Русская архитектура в Китае начала ХХ века …………………………………………………………………………………….
1.1 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае до эмиграции …………………………………………
1.2 Деятельность русских архитекторов начала ХХ века в Китае во время эмиграции…………………………………………………………………
Глава 2. Художники русского зарубежья в Китае начала ХХ века ………….
2.1 Жизнь и творчество художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
2.2 Публичная деятельность художников русского зарубежья в Китае начала ХХ века…………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

исправленное, эмиграция ДВ живопись архитектура.doc

— 5.02 Мб (Скачать файл)

Шанхайский журнал «Белый свет» создали художник М.К. Дарвин и некоторые молодые люди из его окружения. Дарвин приехал в Шанхай в 1926 году, до этого он служил капитаном в царской армии. Приехав в Шанхай, он занялся живописью, написал более 1500 картин, на которых, главным образом, изображались красота китайской природы и типажи китайцев121.

Тяньцзинским журналом «Маяк» заведовал в 1920-е годы русский художник-эмигрант К.А. Ларионов, который окончил Казанское художественное училище, с 1913 года работа в студии имени Берштейна в Санкт-Петербурге, позже оказался в Тяньцзине. В 1929 году он переехал из Тяньцзиня в Шанхай, где зарабатывал на жизнь писанием картин.

Эти журналы освещали художественную жизнь тех городов, где жили и работали русские художники-эмигранты, знакомили читателей с творчеством  и именами современных художников, поднимали проблемные вопросы теории нового искусства122.

В 1923 году из США в Китай  приехал выдающийся русский художник Н.К. Рерих, он много путешествовал по этой стране, написал множество картин, занимался поисками уникальных произведений народного искусства, собрал богатейшие археологические и этнографические коллекции, лингвистический материал. Фотография, сделанная во время этой поездки, представлена на рисунке 17 в приложении123.

Второй раз Рерих  приехал в Харбин по дороге в Баргу, куда он направлялся с экспедицией  для изучения вопросов, связанных с озеленением пустынь. Приезд этого выдающегося художника стал значительным событием для русского Харбина. Последовали многочисленные приглашения выступить, и Николай Константинович, которого не раз приглашали самые высокие государственные деятели, откликнулся на все просьбы. Он был обаятелен и прост в общении. Первое выступление состоялось на торжественном собрании учащихся и студентов всех учебных заведений Христианского союза молодых людей. Потом были переполненные залы в Клубе естествознания и географии, в литературно-художественном объединении «Чураевка». Но центральным выступлением академика, как вспоминает В.Н. Жернаков, был все же его доклад на торжественном городском собрании в кинотеатре «Гигант» в День русской культуры, который неизменно на протяжении многих лет соблюдался в Русском зарубежье124.

Во время пребывания в Харбине Н.К. Рерих предложил  создать в городе художественный музей. При его участии в Харбине  создавался Институт Святого Владимира  с тремя факультетами, «Дом Милосердия», которые сыграли огромную роль в духовной жизни эмигрантов. В 1936 году Н.К. Рерих издал в Харбине известную свою работу «Священный дозор» (рисунок 18 в приложении125).

Итак, можно сделать  вывод, что творческая жизнь деятелей культуры и искусства русского Китая не угасала и в самые тяжелые годы оккупационного японского режима и в годы второй мировой войны. Естественно, она была ограничена идеологическими рамками, которые установили японские военные власти. Первоначальная деятельность художников эмигрантов в Китае не имела значительных целей в обучении китайцев русскому реалистическому искусству и технике живописи. Они работали для того, чтобы заработать и выжить в эмиграции. Но их творчество, выставки и издания, преподавание в студиях, школах и училищах были замечены китайским населением и оказали значительное влияние на восприятие русской традиции и искусства.

 

Заключение

 

Среди многочисленных беженцев из России в изгнании оказалось немало представителей российских архитекторов, художников. В процессе адаптации эмигранты старались создать свой культурный образ территорий, реализующий необходимую связь со своей культурой.

Архитектурно-художественная стилистика русской архитектуры городов Китая начала ХХ в. выражена в нескольких крупных стилистических системах: модерн, неоклассицизм, неоампир, модернизированный классицизм, русский стиль, рационализм, конструктивизм. Ампир был приоритетным стилевым направлением застройки, которые использовали русские эмигранты в период 1898-1916 гг. Среди причин, обусловивших стили застройки зданий русских эмигрантов в Китае, можно указать на состав строителей КВЖД, которые являлись выпускниками Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. Они были лучше подготовлены к восприятию данных стилей. Использование стиля классицизм  в строительстве зданий происходило с 1913 по 1930 г., что обусловило прибытие в Китай большой волны эмигрантов в результате революций 1917 г. и Гражданской войны.

По планировке и архитектуре русских городов застраивался город Харбин. Большинство зданий в нем проектировалось петербургскими мастерами. Благодаря их усилиям, короткий срок был построен большой современный город, со своеобразным обликом, сохранивший в процессе своего развития первоначальную градостроительную структуру, отвечающую урбанистическим требованиям и в настоящее время. Благодаря историческим памятникам, зданиям и сооружениям Харбин настоящим музейным городом, где воплотились разнообразные архитектурные стили. В нем получил распространение русский архитектурный стиль, ярко выраженный в искусстве деревянного зодчества, церковных и соборных сооружениях.

Особое значение русские эмигранты придавали строительству в Китае храмов. Храмы стали для эмигрантов центрами их духовного единения. Они приходили сюда и окунались в атмосферу России. Для лишенных Родины людей православная церковь осталась частицей русской культуры, оплотом русского духа за рубежом. Были построены Свято-Николаевский собор, выполненный с деталями в древнерусских традициях, храм-памятник из серого гранита во имя Христа Спасителя в Мукдене, Софийский храм с чертами византийской архитектуры, который по внешнему виду считался одним из лучших архитектурных сооружений Харбина, поражающий своими размерами и представляющий образец византийской архитектуры, Благовещенский храм и др.

В Китае среди русских эмигрантов оказалось немало известных мастеров-художников. Можно выделить творчество таких художников, как Виктора Степановича Подгурского, крупного мастера- портретиста М.А. Кичигина, В.Е. Кузнецову-Кичигину и др. Муниципалитеты Китая, различные благотворительные организации и комитеты часто устраивают выставки с участием русских художников. Значительным событием для русского Харбина стал приезд выдающегося художника Н. Рериха. При его участии в Харбине создавался Институт Святого Владимира, «Дом Милосердия», которые сыграли огромную роль в духовной жизни эмигрантов.

Таким образом, Китай  – эта экзотическая для европейцев страна восточного мира – через  творчество русских художников-эмигрантов стал ближе и понятнее миру. Через картины передавали они свое непосредственное восприятие жизни китайцев, постижение их культуры, природы, архитектуры, свое восхищение и любовь к этой стране, знакомя с нею весь мир. Можно сказать, что это явление в первой трети ХХ века заложило основу для дальнейшего культурного обмена и взаимопонимания между Китаем и Россией.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Архитектурные стили [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.golddomes.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  2. Бовин О. Осколок российской империи // Родина. – 1995. - №2. – С.35 - 37.
  3. Вежновец А.Ф. Записки краеведа / А.Ф. Вежновец,, Н.П. Крадин. – Хабаровск: Изд-во «Магеллан», 2000. – 290 с.
  4. Векшина Н. Православная архитектура как часть миссионерской политики России в Китае доклад на VIII Молодежной конференции «Путь Востока. Универсализм и партикуляризм в культуре» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://drevn.narod.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  5. Говердовская Л.Ф. Влияние русской и советской эмиграции на развитие архитектурного облика Харбина // Межвуз. сб. науч. тр. № 6. – Воронеж: Изд-во Воронежская гос. техн. академия, 1999. - С. 36–37.
  6. Говердовская Л. Ф. Русская эмиграция и православная церковь в Китае (1917-1945 гг.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vladivostok-eparhia.ru/  (дата обращения 20.01.2013 г.).
  7. Г. Харбин – Успенский храм [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://old.pravostok.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  8. Г. Харбин – Храм Святой Софии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://old.pravostok.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  9. Искусство и архитектура русского зарубежья [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.artrz.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  10. Керчелаева Н.Б. Вернуть из забвения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bazar2000.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  11. Крадин Н.П. Русские архитекторы в китайской эмиграции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/  (дата обращения 20.01.2013 г.).
  12. Лебедева Т.А. Книга «Бриллиантовый юбилей международного сеттельмента Шанхая» как памятник культуры и источник изучения художественной жизни Шанхая 130-х годов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rlib.yar.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  13. Лебедева Т.А. Михаил Кичигин – художник русской эмиграции в Китае [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://artmuseum.yar.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  14. Левошко С.С. Журнал «Архитектура и жизнь» в архитектурной историографии русского Харбина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  15. Левошко С.С. О русской архитектуре Харбина и проблемах архитектурных исследований Русского Зарубежья на Дальнем Востоке // Факты и версии: историко-культурологический альманах. Русское зарубежье: политика, экономика, культура. - СПб., 2002. – С. 34-42.
  16. Ли Сингэн. Русские эмигранты в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn (дата обращения 20.01.2013 г.).
  17. Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. – Владивосток, 1998. – 276 с.
  18. Подгурский Виктор Степанович. Искусство и архитектура русского зарубежья / Фонд имени Д.С. Лихачева [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.artrz.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  19. Разжигаева (Омельчук) Н.П. Трагическая судьба благовещенского храма в Харбине  [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://old.pravostok.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  20. Русская художественная культура к. XIX - нач. XX вв. (1898-1907). Кн.2. - М., 1980. – 380 с.
  21. Русская художественная культура к. XIX - нач. XX вв. (1908-1917). Кн. 4. - М., 1980. – 386 с.
  22. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997. – 340 с.
  23. Таскина Е. Неизвестный Харбин. – М, 1994. – 260 с.
  24. Хисамутдинов А.А. Русские в Дальнем – Дайнере // Вопросы истории. – 1998. - №3. – С.148 - 153.
  25. Чэнь Вэньхуа. Коммуникативная деятельность русских художников в Китае [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).
  26. Шевцова Т.И. Русская архитектура за рубежом: Харбин далекий и близкий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zarubezhje.narod.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).

 

Приложение

 

Рисунок 1 - Русский Харбин

 

Рисунок 2 - Строитель Харбина Михаил Матвеевич Осколков

 

Рисунок 3 - Доходный дом, эклектика.

Архитектор - Сергей Александрович Венсан.

 

Рисунок 4 - Свято-Николаевский собор в Харбине

Рисунок 5 - Церковь Успения Божьей Матери на Новом кладбище. Харбин. 1930-е

 

Рисунок 6 - Торговый дом Чурин (ныне Харбинская компания Чурин)

 

Рисунок 7 - Свято-Софийский  храм в Харбине

 

Рисунок 8 – Благовещенская церковь в Харбине

Рисунок 9 - Кичигин М.А. Бумага, уголь. Автопортрет

 

Рисунок 10 - Кичигин М.А. Певички. 1920-1927 гг. Бумага, графитный карандаш

 

Рисунок 11 - М.А. Кичигин. Переправа на Жемчужной реке. 1932г. Бумага, акварель, гуашь

 

Рисунок 12 - М.А. Кичигин. Старый каллиграф. 1939 г. Бумага, акварель, графитный карандаш

Рисунок 13 - В. Е. Кузнецова-Кичигина. Выезд знатного чиновника. 1933–1936 гг.

 

Рисунок 14 - В.Е. Кузнецова-Кичигина. Старик с трубкой. 1937 г.

 

Рисунок 15 - Виктор Степанович Подгурский

 

 

Рисунок 16 - Художник Владимир Третчиков

 

Рисунок 17 – Н.К. Рерих  в Харбине, 1930 г.

 

Рисунок 18- Обложка книги Н.К. Рериха «Священный дозор»

1 Ли Сингэн. Русские эмигранты в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn (дата обращения 20.01.2013 г.).

2 Там же.

3 Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997. – С. 4.

4 Там же.  – С.5.

5 Левошко С.С. О русской архитектуре Харбина и проблемах архитектурных исследований Русского Зарубежья на Дальнем Востоке // Факты и версии: историко-культурологический альманах. Русское зарубежье: политика, экономика, культура. СПб. - 2002. 

6Архитектурные стили [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.golddomes.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).

7 Там же.

8 Искусство и архитектура русского зарубежья [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.artrz.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).

9 Говердовская Л. Ф. Русская эмиграция и православная церковь в Китае (1917-1945 гг.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vladivostok-eparhia.ru/  (дата обращения 20.01.2013 г.).

10 Крадин Н.П. Русские архитекторы в китайской эмиграции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/  (дата обращения 20.01.2013 г.).

11 Шевцова Т.И. Русская архитектура за рубежом: Харбин далекий и близкий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zarubezhje.narod.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).

12 Крадин Н.П. Русские архитекторы в китайской эмиграции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/  (дата обращения 20.01.2013 г.).

13 Крадин Н.П. Русские архитекторы в китайской эмиграции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/  (дата обращения 20.01.2013 г.).

14 Там же.

15 Там же.

16 Левошко С.С. Журнал «Архитектура и жизнь» в архитектурной историографии русского Харбина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).

17 Крадин Н.П. Русские архитекторы в китайской эмиграции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/  (дата обращения 20.01.2013 г.).

18 Левошко С.С. Журнал «Архитектура и жизнь» в архитектурной историографии русского Харбина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/ (дата обращения 20.01.2013 г.).

19 Там же.

20 Левошко С.С. О русской архитектуре Харбина и проблемах архитектурных исследований Русского Зарубежья на Дальнем Востоке // Факты и версии: историко-культурологический альманах. Русское зарубежье: политика, экономика, культура. - СПб., 2002. – С. 34.

21 Там же.

22 Там же. – С. 35.

23 Левошко С.С. О русской архитектуре Харбина и проблемах архитектурных исследований Русского Зарубежья на Дальнем Востоке // Факты и версии: историко-культурологический альманах. Русское зарубежье: политика, экономика, культура. - СПб., 2002. – С. 35.

24 Там же.

25 Говердовская Л.Ф. Влияние русской и советской эмиграции на развитие архитектурного облика Харбина // Межвуз. сб. науч. тр. № 6. – Воронеж: Изд-во Воронежская гос. техн. академия, 1999. - С. 36.

26 Левошко С.С. О русской архитектуре Харбина и проблемах архитектурных исследований Русского Зарубежья на Дальнем Востоке // Факты и версии: историко-культурологический альманах. Русское зарубежье: политика, экономика, культура. - СПб., 2002. – С. 35.

Информация о работе Деятельность русских эмигрантов в Китае