Дворянская усадьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Культура дворянства XIX века занимает важное место в отечественной истории. По сей день она остается для нас «волшебной сказкой», до сих пор очень многое нами не понято, не изучено. В результате изучения культуры дворянства того времени, мы становимся богаче, для нас открывается новый мир. Этот мир интересен и важен своим сознанием, своей философией, своими мыслями, верованиями, поэзией.
Актуальность исследования обусловлена историко-культурной традицией, а также определением места русской культуры в мировом культурном процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Дворянская усадьба……………………………………...……………10
1.1.Устройство усадьбы………………………………………………………..10
1.2.Убранство комнат и любимые предметы…………………………..…….21
Глава II. Воспитание в дворянской усадьбе………………………………….29
2.1. Воспитание юного дворянина…………………………………………….29
2.2. Обучение дворянских детей……………………………………………...38
Глава III. Обыденная жизнь дворян……………………………………..…....44
3.1. Сватовство и брак………………………………………………………....44
3.2. Балы………………………………………………………………………...52
3.3. Дуэли…………………………………………………………………….….57
Заключение……………………………………………………………………...65
Библиографический список…………………………………………………….70

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 165.04 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Дворянская усадьба……………………………………...……………10

1.1.Устройство усадьбы………………………………………………………..10

1.2.Убранство комнат и любимые предметы…………………………..…….21

Глава II. Воспитание в дворянской усадьбе………………………………….29

2.1. Воспитание юного дворянина…………………………………………….29

2.2. Обучение дворянских детей……………………………………………...38

Глава III. Обыденная жизнь дворян……………………………………..…....44

3.1. Сватовство и брак………………………………………………………....44

3.2. Балы………………………………………………………………………...52

3.3. Дуэли…………………………………………………………………….….57

Заключение……………………………………………………………………...65

Библиографический список…………………………………………………….70

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Культура дворянства XIX века занимает важное место в отечественной истории. По сей день она остается для нас «волшебной сказкой», до сих пор очень многое нами не понято, не изучено. В результате изучения культуры дворянства того времени, мы становимся богаче, для нас открывается новый мир. Этот мир интересен и важен своим сознанием, своей философией, своими мыслями, верованиями, поэзией.

      Актуальность исследования обусловлена историко-культурной традицией, а также определением места русской культуры в мировом культурном процессе.

      Цель курсовой работы заключается в том, чтобы дать основные представления о типологических особенностях культуры дворянства первой половины XIX века; показать период в русской истории, когда культура повседневности выходит на первый план исторического бытия; раскрыть роль культуры дворянства в контексте отечественной истории; осмысление культуры повседневности с точки зрения современников и с точки зрения историков, которые анализируют проблему сквозь призму времени.

     Основные задачи: рассмотреть дворянскую усадьбу, показать ее внешнее и внутреннее устройство; показать в каких традициях воспитывали детей, какое образование они получали, и как это влияло на их взрослую жизнь; познакомится с обыденной жизнью дворянства: как создавалась семья в то время, как проходили балы и что они значили в жизни дворян, какое место занимали дуэли в жизни дворянина и отношение к ним.

     Историография данной проблемы делится на два периода: советский и современный. Феномен дворянской повседневности, усадебную культуру высшего сословия сегодня сравнивают с «затонувшей Атлантидой». Большевики, усиленно борясь с классом «эксплуататоров», стремились уничтожить «под корень» все, что ассоциировалось в их глазах с дворянством. Это касалось и изучения дворянской культуры. Исключением стали 1920-е гг., когда в условиях НЭПа детали повседневного быта дворянина нашли отражение в ряде искусствоведческих работ. Но культура повседневности дворянства характеризовалась лишь в общих чертах, в контексте взаимосвязи с видом искусства. Сказанное относится к исследованиям Э. М. Бескина «Крепостной театр»1, Л. И. Белецкого «Старинный театр в России»2.

       В 1922 г. В Москве было создано Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), членами которого организовывались поездки по стране с целью обследования усадеб, проводились конференции и вечера усадебной музыки, издавались, актуальные по сей день сборники, содержащие сведения по истории создания и художественной ценности усадеб, материалы об их владельцах. В 1930–50-е гг. культура дворянской повседневности практически выпала из поля зрения исследователей. ОИРУ было закрыто, а многие его члены репрессированы.

      Только в 1960-х – первой половине 1980-х гг. возобновляется исследование некоторых проблем русской усадебной культуры . Им были посвящены работы Т. Б. Дубяго «Русские регулярные сады и парки»3 , А. Бартенева и В. Н. Батажковой «Русский интерьер XVIII–ХIХ веков.»4, о русском интерьере XVIII–XIX вв. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. началось исследование системы ценностей высшего сословия преимущественно на основе мемуаров и дневников.

      В конце 1970-х – начале 1980-х гг. началось исследование системы ценностей высшего сословия преимущественно на основе мемуаров и дневников

      Новый период в историографии обозначенной проблемы начался с середины 1980-х гг., продолжается в настоящее время и характеризуется рядом тенденций: стремлением исследователей обобщить накопленный материал по истории повседневной культуры дворянства, что нашло своё выражение в работах Ю. М. Лотмана5 . Несмотря на фактологическую насыщенность, исследования носили скорее публицистический, чем научный характер, последовательным изучением отдельных аспектов дворянского быта. При этом наибольшее внимание стало уделяться дворянской усадьбе. В 1990-е гг. этому историко-культурному феномену посвятили свои работы Р. М. Байбурова6 и др. В них подчёркивается огромное историческое значение дворянской усадьбы, развитие которой стимулировало расцвет различных видов искусства и позволило реализоваться творческим замыслам многих представителей «благородного» сословия. В 2000-е гг. появились обобщающие исследования не только о столичных, но и провинциальных усадьбах, расширились хронологические рамки исторических изысканий, появились новые аспекты анализа темы, в частности культура общения в дворянской усадьбе . Большая роль в изучении «усадебной» темы принадлежит возродившемуся ОИРУ, которое вновь организует конференции, вечера, публикует сборники .

      Начиная с 1990-х гг. весьма актуальной становится тема дворянской семьи, трансформации внутрисемейных отношений, семейных нравов. Однако в оценке семейных устоев благородного сословия исследователи не пришли к единому мнению по сей день. В 2000-х гг. тема дворянской семьи, трансформации внутрисемейных отношений получила дальнейшее развитие в работах Т. Н. Мальковской7 , В. В. Пономаревой и Л. Б. Хорошиловой8 , коллективных трудах .

       В фундаментальном  исследовании Б. Н. Миронова9 , посвященном социальной истории Российской империи, история дворянской семьи XVIII – начала ХХ в. впервые анализируется не в контексте упадка феодальной формации, а в разрезе становления гражданского общества и правового государства в России. Автор делает важный вывод о причинах трансформации внутрисемейных отношений дворянства в обозначенный период: «То, что дворянин никогда не знал отношений общинного типа, являлось важной предпосылкой для его европеизации в XVIII веке. Он был более свободен и индивидуален в своих проявлениях. Отсюда большая склонность дворянства сравнительно с другими сословиями к новациям…»

       Современными исследователями было начато изучение и таких аспектов бытовой жизни высшего сословия, как развлечения, праздники, традиции, повседневная пища и одежда, воспитание и образование детей. Но в данных работах речь идёт преимущественно о столичной аристократии.

       Этикет и обычаи, а также традиции православной религиозности высшего сословия стали предметом исследования И. Н. Курочкиной10 И. Н. Курочкина освещает такие аспекты дворянской повседневной жизни, как костюм и внешний вид дворянства, этикет приёма пищи и напитков, поведения за столом, на балах; церемониальный этикет.

      Начато и последовательное  исследование отдельных аспектов  дворянского быта на региональном  уровне. Так, Н. В. Занегина11 изучила взаимоотношения родителей и взрослых детей на примере тверского дворянства , М. Б. Ларионова12 – дворянскую усадьбу Среднего Урала во второй половине XVIII – начале ХХ в.

      С 1990-х гг. особый интерес исследователей вызывает система ценностей дворянства, проблемы идеологического воздействия политики самодержавия на сознание дворянства. Е. Н. Марасинова13 , Т. А. Коваленко14 проанализировали такие важнейшие составляющие дворянской психологии, как понятие долга, чести; отношение к службе, нации, монарху, своему собственному и крестьянскому сословиям.

      Акцентируется внимания исследователей на региональном аспекте проблемы. Среди краеведческих исследований 1990-х гг. связанных с поставленной проблемой можно выделить работы, посвящённые быту жителей определённого региона ; исследования отдельных сторон жизни представителей той или иной губернии страны; труды по истории дворянства различных областей России и по истории какого-либо дворянского рода. Все эти исследования нередко изобиловали биографиями представителей видных фамилий или подробно характеризовали отдельные явления провинциальной культурной жизни. Однако сколько-нибудь целостной характеристики быта дворянства хотя бы отдельного региона подобные исследования не содержали.

      Определенный прорыв в этой области произошел в 2000-х гг. В этой связи следует отметить диссертационное исследование И. Г. Оноприенко «Быт и традиции провинциального дворянства: традиции и новации в 50–90-е гг. XIX в. (на примере Центрального Черноземья)»15. Работа основывается на широком спектре опубликованных и архивных источников и охватывает пореформенный период. Представляет интерес и вывод автора, сделанный в результате исследования: «Эволюция дворянского быта в пореформенный период была обусловлена межсословной эмансипацией. В основе этого процесса находилась буржуазная трансформация дворянского сословия во всех сферах его жизнедеятельности. Капитализация дворянских поместий привела к разорению большего количества “дворянских гнезд”, в первую очередь мелкопоместных и низших подгрупп среднепоместного дворянства. Сам процесс перестройки поместных хозяйств резко изменил поведенческие стереотипы их владельцев, эволюционизируя от “приятного безделья” к каждодневным хозяйственным заботам, нередко заставляя дворян прибегать к коммерческим рискам».

       Следует отметить, что территориальные рамки исследований повседневной культуры дворянства существенно расширились и охватывают не только центральные регионы России, но и окраины. Например, изменения в социокультурном облике, хозяйственной деятельности, быте дворянства пореформенного периода исследованы на материалах Северного Кавказа, Оренбургского Заволжья, Среднего Поволжья.

      Особый интерес представляют работы И. В Рябовой16, М. В. Коротковой17, посвященные эволюции повседневной культуры московского дворянства. Авторы уделяют внимание сословным и семейным ценностям, жилищным традициям, внешнему облику и костюму, образу жизни, досугу высшего сословия Москвы.

       Начато и последовательное исследование отдельных аспектов дворянского быта на региональном уровне. Так, Н. В. Занегина 18изучила взаимоотношения родителей и взрослых детей на примере тверского дворянства, М. Б. Ларионова19 – дворянскую усадьбу Среднего Урала во второй половине XVIII – начале ХХ в.

      Подводя итог, следует подчеркнуть, что в советский период тема повседневности дворянства изучалась фрагментарно, преимущественно в трудах по различным проблемам истории русской культуры. Исключение составляют 1920-е гг., когда в условиях НЭПа было возобновлено изучение дворянской усадьбы и её быта, а также начавшееся с конца 1970-х гг. исследование социальной психологии высшего сословия.

     В целом, историографический анализ поставленной проблемы показывает, что несмотря на значительный опыт накопленный в изучении культуры повседневности российского дворянства, целостного и систематизированного её исследования, особенно применительно к разным категориям высшего сословия XVIII – начала XX в. И масштабам всего государства, не проводилось.

      В работе используются опубликованные источники: воспоминания, мемуары и др. Источники предоставляют нам очень ценную информацию, благодаря им мы можем составить полноценную картину быта XIX века. Узнать мнения современников по интересующим нас вопросам. Анализируя «Записки» А. Т. Болотова, произведение Дедиль Ж., Врангеля Н. Н. «Старые усадьбы», «Воспоминания» Фета А. А., мы можем составить картину усадьбы, ее устройство, как внешнее, так и внутреннее, по какому принципу строилась усадьба. Я использовала «Полное собрание сочинений» А. С. Пушкина, «Повести и воспоминания» Соллогуба В.А., Кацурагава Х. «Краткие повести о скитаниях в северных водах», Петровский Л. «Правила для благородных общественных танцев…», «Воспоминания» Кшесинской М. В «Кратких повестях о скитаниях…» мы можем увидеть взгляд иностранца (в данном случае японца) на нашу культуру,  ведь некоторые особенности мы не можем заметить, потому что для нас это настолько привычно, что мы не замечаем особенностей.  Читая «Правила благородных общественных танцев…», мы понимаем структуру танца, как обучали молодых дворян, насколько это было важно- уметь красиво и непринужденно танцевать.

       Работа состоит из трех глав, в каждой главе по два параграфа. Список использованной литературы и источников приводится в конце работы.

 

Глава I.

                                      Дворянская усадьба.

                                   1.Устройство усадьбы.

      XIX век время, когда усвоение европейской культуры перестает быть чисто внешним, когда создается новая система ценностей, новый тип мышления, новые представления о человеке. Появление новых ценностных ориентаций в самосознании дворянского сословия было связано с процессом сословной консолидации дворянства, обусловленной, прежде всего, политикой государства. «Манифест о вольности дворянства» (1762) и «Жалованная грамота дворянству» (1785) предоставляли дворянину возможность свободы выбора. Если раньше он мог реализоваться только через государственную службу и чин при этом служил главным мерилом жизненного благополучия, то теперь дворянин получает другую, уникальную возможность для самореализации, которую дает ему усадьба, где он впервые выступает в роли частного человека. Фигура «частного человека» была вызвана к жизни сменой этапов в процессе становления личности, адекватной требованиям нового времени. 

      Усадебная  жизнь русского дворянства –  удивительный культурный феномен, строго ограниченный во времени  и пространстве. Это, с одной стороны, наше отечественное явление, выросшее  из российской культурной почвы, с другой – это еще и отечественный  вариант общеевропейской культуры  рубежа XVIII–XIX вв. Философия и художественная  литература эпохи Просвещения  играли немаловажную роль в  осознании дворянином себя в  усадебной среде. Настоящим событием  стали переводы Ж.-Ж. Руссо с  его культом природы, проповедью  простоты, осуждением городской  жизни. Обращение к природе как  источнику духовного обновления, трактовка ее как нравственно-эстетической категории способствовали развитию чувства прекрасного у современников, умению видеть и воспринимать красоту мира природы и искусства.

Информация о работе Дворянская усадьба