Дворянская усадьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Культура дворянства XIX века занимает важное место в отечественной истории. По сей день она остается для нас «волшебной сказкой», до сих пор очень многое нами не понято, не изучено. В результате изучения культуры дворянства того времени, мы становимся богаче, для нас открывается новый мир. Этот мир интересен и важен своим сознанием, своей философией, своими мыслями, верованиями, поэзией.
Актуальность исследования обусловлена историко-культурной традицией, а также определением места русской культуры в мировом культурном процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Дворянская усадьба……………………………………...……………10
1.1.Устройство усадьбы………………………………………………………..10
1.2.Убранство комнат и любимые предметы…………………………..…….21
Глава II. Воспитание в дворянской усадьбе………………………………….29
2.1. Воспитание юного дворянина…………………………………………….29
2.2. Обучение дворянских детей……………………………………………...38
Глава III. Обыденная жизнь дворян……………………………………..…....44
3.1. Сватовство и брак………………………………………………………....44
3.2. Балы………………………………………………………………………...52
3.3. Дуэли…………………………………………………………………….….57
Заключение……………………………………………………………………...65
Библиографический список…………………………………………………….70

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 165.04 Кб (Скачать файл)

     С приходом  Петра Великого резко изменился  уклад жизни русских людей. Широкие  планы преобразований предусмотривали не только коллегиальные учреждения,школы и т. Д., но и новые руководства для молодых людей, формулирующие правила поведения в обществе.45

     Еще в 1717 году по распоряжению Петра Iбыла издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показ к житейскому обхождению,собранное от разных авторов. В книге давались советы молодым людям и дворянам, как вести себя в обществе, чтобы иметь успех при Дворе и в свете. Русским шляхтичам она рекомендовала быть вежливыми и учтивыми к окружающим: «Лучше когда про кого говорят:если он вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про кого: он есть спесивый болван.»46

     Едва ли не главной сословной добродетелью считалась дворянская честь, pointd'honneur. Согласно дворянской этике, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность. Граница между честью и бесчестием порой была чисто устной, Пушкин даже определял честь как «готовность жертвовать всем для поддержания «какого-нибудь условного правила.» В другом месте он писал: «Люди светские имеют свой образ мыслей, свои предрассудки, непонятные для другой касты. Каким образом растолкуете вы мирному алеуту поединок двух французских офицеров? Щекотливость их покажется ему чрезвычайно странною, и он чуть ли не будет прав.»47

      Дворянский  ребенок, которому в семье внушались  традиционные этические нормы, испытывал  потрясение, сталкиваясь с невозможностью  следовать им в условиях государственного  учебного заведения, где он обычно  получал первый опыт самостоятельной  жизни.

     Все видные  государственные деятели,такие как например П. А. Румянцев-Задунайский, князь Голицын, А. В. Суворов-Рымницкий, М. И. Голенищев-Кутузов-Смоленский, получили основы образования в домах своих родителей,затем направлялись с поручениями за границу или в армию,здесь на практике могли использовать полученные знания, а также приобретать новые. Многих из них объединяло то,что они проходили школу будущей гражданской и военной службы, непосредственно наблюдая за действиями отцов на этом поприще.

      Императрица Елизавета Петровна разрешала бывать детям при Дворе в приемные дни, что позволяло им с ранних лет познавать «школу» политики и дипломатии. Будущий государственный деятель должен был уметь свободно вести себя в обществе, иметь хорошие манеры,все эти навыки закладывались в детстве. Постепенно во многих дворянских семьях складывалась определенная переемственность в отношении к службе,теперь каждое новое поколение несло нравственную ответственность перед предыдущим за свои мысли и поступки. Личный пример членов семьи, их окружение оказывал решающее влияние на становление характера и образа мыслей молодого человека. Такой подход был характерен для членов семьи Воронцовых. Вот что было сказано графом Воронцовым при рождении сына: «Рождение твое всех нас порадовало,веди такую жизнь, чтобы все сокрушались о твоей смерти.»48

К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т. Е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу.

С позиций современной педагогики недостатки такого воспитания очевидны. Вместе с тем, нельзя не заметить, что порой оно приносило удивительные плоды. В прошлом веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Литературные описания, портреты живописцев передают их особенное, забытое обаяние, которому мы уже не в силах подражать. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию. Воспитатели стремились развить в своем подопечном нужные качества, развивали идеал.

Муравьева О. С. Отмечает, что «необходимо иметь в виду, что «дворянское воспитание» – это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают.»49. Очень важны не только теоритические предписания, но а также те принципы, которые реально появились в быте, в поведении, традиции,которые не обсуждают, а соблюдают. Из этого всего можно сделать вывод, что послезнее всего обращаться не к учебникам, а к письмам, мемуарам, дневникам. «Многочисленные примеры из жизни английского и французского высшего общества оправданны и даже необходимы, ибо русское дворянство петровской и послепетровской эпохи сознательно ориентировалось на западную модель поведения и стремилось усвоить европейские нормы быта и этикета.»50

       Понятие «дворянский тип поведения», конечно, крайне условно; как и любой обобщенный образ, образ «русского дворянина» не может вместить в себя все многообразие человеческих индивидуальностей. Однако можно отобрать из всего этого многообразия черты наиболее характерные и исторически значимые.

      Так же  в воспитании одно из важных  мест занимала также физическая  подготовка. Детей обучали верховой  езде, выходили на яхте в море. Сейчас нас может поразить  выносливость и стойкость людей  того времени. Детям старались  дать такое воспитание, что бы  в реальной жизни они были  готовы к любым поворотам судьбы. Дворянское воспитание-это строго  установленный старшим поколением  стиль жизни.

       Особое значение уделялось храбрости, считалось, что ее можно было воспитать в человеке. Независимо от рода деятельности храбрость считалась безусловным достоинством дворянина, и это учитывалось при воспитании ребенка. Мальчик 10-12 лет должен был уметь ездить верхом наравне со взрослыми. Матери очень переживали, отпуская детей на тренировки. И определенная опасность в этом была.Например, старший сын Николая I Александр примерно в таком возрасте упал с лошади и разбился так сильно, что несколько дней пролежал в постели. Никаких последствий в смысле стремления избегать впредь подобного риска этот случай не имел; выздоровев, наследник престола продолжил тренировки.

        Меры воспитания порой были очень аитиины, но воспитатели искренне верили в их благотворность. «Такие приемы годились, надо думать, не для каждого ребенка, но эта вера, возможно, производила соответствующее впечатление и на детей: они воспринимали такие опыты над собой не как произвол и жестокость старших, но как необходимую закалку характера.»51

        Император Александр IIIуделял большое внимание воспитанию детей. Наследник престола с братьями и сестрами воспитывались в спартанских условиях. Спали они на солдатских койках, по утрам принимали холодные ванны, на завтрак ели кашу, а за обеденным столом ели в последнюю очередь то, что достанется.

        И нравственные нормы, и правила хорошего тона, естественно, усваивались дворянскими детьми прежде всего в семейном кругу. При этом мы должны иметь в виду, что дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, нежели современная семья. Не принято было ограничивать число детей; их, как правило, бывало много, самого разного возраста («от двадцати до двух годов», – как насмешливо заметил Пушкин, описывая гостей на именинах у Лариных). Соответственно было много дядей, и тетей, и вовсе бесконечное количество двоюродных и троюродных братьев и сестер. Но эти и сами по себе огромные семьи не ограничивались отношениями лишь с близкими родственниками. Понятие «родни» включало в себя людей, связанных столь отдаленными родственными узами, что современному человеку они, пожалуй, не показались бы даже поводом для знакомства.

        Многочисленные  родственники вообще могли довольно  активно вмешиваться в воспитание  детей; представления о том, что  оно является исключительной  прерогативой отца и матери, тогда, кажется, не существовало. Правда, и  родители в те времена уделяли  детям не столь уж много  внимания. По воспоминаниям Н. В. Давыдова, «дети тогда, по-видимому не менее любимые родителями, чем теперь (…) не составляли безусловно преобладающего элемента в жизни семьи. (…) Особой диете их не подвергали, да и самоё дело воспитания в значительной степени предоставляли наставникам и наставницам, следя лишь за общим ходом его, а непосредственно вмешиваясь в детскую жизнь лишь в сравнительно экстренных случаях.» Аналогичные свидетельства дошли до нас и в мемуарах В. А. Соллогуба. «Жизнь наша шла отдельно от жизни родителей. Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить «ты» ни отцу, ни матери.»52 М. В. Добужинский, детство которого пришлось на последнюю треть XIX века, обращал внимание на то, что его отец и все дяди и тети говорили «Вы» дедушке и целовали ему руку.В то же время он сам уже обращался к отцу на «ты», и тот со смехом отдергивал руку, когда мальчик в шутку пытался ее поцеловать.].

      С раннего  детства дети учили соблюдать  строгие правила этикета,например,не начинать разговор после завтрака или обеда первыми. Ответы на вопросы ограничивались определенными рамками. Вот пример, когда детей Николая I спросили о том, кем они желает быть в будущем,один из Великих Князей вспоминает: «Брат Георгий, как- то робко высказал желание сделаться художником-портретистом,его слова были встречены зловещим молчанием всех присутствующих,и Георгий  понял свою ошибку только тогда,когда придворный лакей пронес поднос с малиновым десертом мимо его прибора.»53

      Таким образом, мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в государстве дворянского сословия в целом. В России XVIII – первой половины XIX в.в. дворянство являлось сословием привилегированным и служивым одновременно, и это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением обществу, России. Постепенно во многих дворянских семьях складывалась определенная переемственность в отношении к службе,теперь каждое новое поколение несло нравственную ответственность перед предыдущим за свои мысли и поступки. Личный пример членов семьи, их окружение оказывал решающее влияние на становление характера и образа мыслей молодого человека.

 

 

 

2.Обучение дворянских детей.

        По традиции Великие Князья не могли обучатся ни в казенных, ни в частных учебных заведениях, поэтому они были окружены целым штатом наставников, большая часть из которых отличалась большой строгостью.

       Воспитание старшего сына было всецело заботой императора Николая Павловича. По воцарении же его на престол Николай I тотчас избрал в наставники сыну В. А. Жуковского, который в течении полугода составил целый «план учения», который был аитиин на двенадцать лет и был одобрен императором. Целью обучения Жуковский провозгласил «образование добродетели».54 Набор предметов был весьма обширен:русский язык, история, география, статистика, этнография, логика, философия, математика, естетвознание, физика, минералогия, геология. Языки: французский, английский, немецкий, польский. И отдельную группу составляли предметы для развития природных дарований: рисование, музыка, гимнастика, фехтование, плавание и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение-декламация.

      Рассмотрим  образование на примере императорского  дома. Вся учебная программа разделена на восьмилетний период и состояла из уроков по Закону Божьему, истории Православия и Православной церкви, сравнительной истории других вероисповеданий, русской грамматики и литературы, истории иностранной литературы, истории России, Европы, Америки и Азии, географии, математики, латинского, греческого, французского, английского, немецкого языков, музыки, верховой езды. Малейшая провинность учеников строго наказывалась. А за ошибку в вычислении скорости двух встречных поездов дети стояли на коленях лицом к стене в течении целого часа. Жалобы на учителя не допускались.

      Около полуночи  дети Николая I просыпались от звяканья шпор, что говорило о приходе отца. Император считал, что они с детства должны приучаться спать не смотря на шум, объясняя это так: « что они будут делать потом, когда им придется урывать несколько часов для отдыха под звуки канонады?»55

      Следует  отметить, что описанная педагогическая  система была принята чуть  ли не во всех монархических  домах Европы. Будущие правители  «воспитывались в страхе Божьем  для правильного понимания будущей ответственности перед страной.»56Такая система не претупляла умы и не вызывала ненависти к тем предметам, которые они изучали.

      Учебные  занятия были аитиины на двенадцать лет. Первые восемь-гимназический курс с заменой классическия языков основами минералогии, ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, географии. Затем уже добалился курс знания языков и обязательный расширенный курс политической истории. Затем приходил учитель танцев.

     Знание традиционно считалось привилегией мужчин — образование женщины обернулось проблемой ее места в обществе, созданном мужчинами.

      Лотман писал: «Не только государственность, но и общественная жизнь строилась как бы для мужчин: женщина, которая претендовала на серьезное положение в сфере культуры, тем самым присваивала себе часть «мужских ролей». Фактически весь век был отмечен борьбой женщины за то, чтобы, завоевав право на место в культуре, не потерять права быть женщиной.»57

     Первым  инициатором образования женщин  стало государство. Еще Петр Великий  издал указ о том, чтобы не  венчать девушек, которые не могут  написать свою фамилию.

       Девушки обучались в Смольном Институте Благородных девиц. Общая структура Смольного института была такова. Основную массу составляли девушки дворянского происхождения, но при Институте существовало «Училище для малолетних девушек» недворянского происхождения, которых готовили для ролей будущих учительниц и воспитательниц (позже оно было преобразовано вАлександровский институт). Эти две «половины» враждовали между собой. «Дворянки» дразнили «мещанок», и те не оставались в долгу. В XIX веке девушки из «мещанской» половины писали «дворянкам» в записочках, что им не мешало бы выучить басню Крылова «Гуси» о том, что «наши предки Рим спасли», «а вы, друзья, годны лишь на жаркое».

      Учиться в Смольном институте считалось почетным, и среди смолянок попадались девушки из очень богатых и знатных семей. Однако чаще институтки происходили из семей не очень богатых, но сохранивших еще хорошие связи. Там можно было встретить и дочерей героически погибших генералов, не сумевших обеспечить их будущее хорошим приданым (такие назначения в институт бывали обычно жестом особой царской милости), и девушек из знатных, но обедневших семей, и совсем не знатных девушек, чьи отцы, однако, заслужили покровительство при дворе. Состав смолянок в целом был пестрым, смешанным, как позже — состав воспитанников Царскосельского лицея, и обстановка — при всех глубоких отличиях — отчасти напоминала (по крайней мере, при Александре I) лицейскую. Как и в лицее, учащиеся, с одной стороны, принадлежали к семьям средней знатности, с другой — находились, как и лицеисты, в непосредственной близости ко двору.

Информация о работе Дворянская усадьба