Дворянская усадьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Культура дворянства XIX века занимает важное место в отечественной истории. По сей день она остается для нас «волшебной сказкой», до сих пор очень многое нами не понято, не изучено. В результате изучения культуры дворянства того времени, мы становимся богаче, для нас открывается новый мир. Этот мир интересен и важен своим сознанием, своей философией, своими мыслями, верованиями, поэзией.
Актуальность исследования обусловлена историко-культурной традицией, а также определением места русской культуры в мировом культурном процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Дворянская усадьба……………………………………...……………10
1.1.Устройство усадьбы………………………………………………………..10
1.2.Убранство комнат и любимые предметы…………………………..…….21
Глава II. Воспитание в дворянской усадьбе………………………………….29
2.1. Воспитание юного дворянина…………………………………………….29
2.2. Обучение дворянских детей……………………………………………...38
Глава III. Обыденная жизнь дворян……………………………………..…....44
3.1. Сватовство и брак………………………………………………………....44
3.2. Балы………………………………………………………………………...52
3.3. Дуэли…………………………………………………………………….….57
Заключение……………………………………………………………………...65
Библиографический список…………………………………………………….70

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 165.04 Кб (Скачать файл)

      Дуэль начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого момента противники уже не должны были вступать ни в какие общения: это брали на себя их представители-секунданты. Выбрав себе секунданта, оскорбленный обсуждал с ним тяжесть нанесенной ему обиды, от чего зависел и характер будущей дуэли — от формального обмена выстрелами до гибели одного или обоих участников.87 Затем секундант направлял противнику письменный вызов(картель).

Секундант,как посредник между противниками, должен был приложить максимальные усилия к примирению. Он должен был искать возможности,при этом не нанося ущерба чести,аитии пути к примирению. И на поле боя секунданты обязаны были предпринять последнюю попытку к примерению.Так же секунданты разрабатывали условия дуэли. В этом случае негласные правила предписывают им стараться, чтобы раздраженные противники не избирали более кровавых форм поединка, чем это требует минимум строгих правил чести. Былотакое,что примирение оказывалось невозможным. Яркий пример тому дуэль Пушкина с Дантесом, в этом случае секунданты составляли письменные условия и следили за строгим их соблюдением.

Вот,например,условия подписанные секундантами Пушкина и Дантеса:

«1. Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам.

2. Вооруженные пистолетами  противники по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьеры, могут стрелять.

3. Сверх того, принимается, что после выстрела противникам  не дозволяется менять место, для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.

      4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз: противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

5. Секунданты являются  непременными посредниками во  всяком объяснении между противниками  на месте боя.

6. Секунданты, нижеподписавшиеся  и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою  сторону, своей честью строгое  соблюдение изложенных здесь  условий».88

Как мы видим условия дуэли Пушкина и Дантеса максимально жестокие, потому что дуэль рассчитана на смертельный исход.

       Любая дуэль в России (даже если в ней не соблюдались условия) была уголовным преступлением. Дуэль являлась предметом судебного разбирательства. Обычно суд приговаривал дуэлянтов к смертной казни, но в дальнейшем для офицеров заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги.

         Условная этика дуэли существовала параллельно с общечеловеческими нормами нравственности, не смешиваясь и не отменяя их. Это приводило к тому, что победитель на поединке, с одной стороны, был окружен ореолом общественного интереса, типично выраженного словами, которые вспоминает Каренин: «Молодецки поступил; вызвал на дуэль и убил» («Анна Каренина»). С другой стороны, все дуэльные обычаи не могли заставить его забыть, что он убийца.

В. А. Оленина вспоминала о декабристе Е. Оболенском. «Этот нещастной имел дуэль — и убил — с тех пор, как Орест, преследуемый фуриями, так и он нигде уже не находил себе покоя»89. Оленина знала Оболенского до 14 декабря, но и воспитанница М. И. Муравьева-Апостола, выросшая в Сибири, А. П. Созонович, вспоминает: «Прискорбное это событие терзало его всю жизнь»90. Ни воспитание, ни суд, ни каторга не смягчили этого переживания. То же можно сказать и о ряде других случаев.

     Таким образом определение  «дуэль» не может быть понято вне специфики слова «честь»  в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества.  Русский дворянин начала XIX века жил под влиянием  двух регуляторов общественного поведения. Дворянин беспрекословно должен подчинятся приказу, ведь он-верноподданый слуга государства. Любая дуэль в России (даже если в ней не соблюдались условия) была уголовным преступлением. Дуэль являлась предметом судебного разбирательства. Обычно суд приговаривал дуэлянтов к смертной казни, но в дальнейшем для офицеров заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги.

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

Заключение.

    Культура дворянской усадьбы — это особый мир, который предстает перед нами в виде, опосредованном ее создателями и владельцами усадеб, которые сами стали частью этой культуры, и которую мы рассматриваем их глазами, пытаясь понять и оценить ее через их восприятие. Она оказала решающее влияние на весь жизненный уклад обитателей усадеб, чей быт воспринимался через призму этой культуры. Эти отличительные признаки усадебной дворянской культуры стали синонимами, адекватными определениям «усадебный быт», «бытовая культура», связанная с семейными традициями.

      Дворянская усадьба рассматриваемого периода – это важнейшее духовное, культурное и социально-психологическое пространство, сфера становления и выражения личности владельца.

      Дворяне служили «Государю и Отечеству» не только в департаментах, но и на придворных празднествах и балах. Праздничная придворная жизнь была для дворянина таким же «надо», как и служение в государевых войсках. «Идеальную реальность» воплощали для русских дворян XVIII-XIX веков их родовые усадьбы. Потому главная задача любого, пусть и «плохенького», усадебного строительства – создать идеальный мир, со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым времяпровождением. И создавался усадебный мир очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе ничего не должно быть ничего не продуманного. Все значимо, все является аллегорией, все «читается» посвященными в усадебное таинство. Каждое архитектурное сооружение навязывает его обитателям свой ритм жизни. Городские ворота открываются и закрываются в определенное время, начиная и завершая городской день. В императорском дворце время течет не так, как в деловом офисе. Так и дворянская усадьба формировала свой ритм жизни. Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе, протекала в ней и часто заканчивалась здесь же.

      Внешнему облику господского дома соответствовала внутренняя планировка с обязательным делением на парадную и жилую часть. Существовали определенные правила как в постройке усадьбы, так и в его внутреннем обустройстве. Сутки в усадьбе делились не только временно, но и пространственно. «Предрассветные сумерки вестибюля» продолжали «раннее утро мужского кабинета», «полдень гостиной», «театральный вечер» и так далее, вплоть до «глубокого вечера спальни». Каждому времени соответствовала определенная комната. Появлялись нововведения, например появился табак после войны 1812 года. Мебель в гостиных начали расставлять «по интересам»: уютными уголками на несколько человек. Материальные памятники – связующее звено между писателем и современным читателем. Часто благодаря знакомству с ними становится понятным многое из того, что в другом случае требует специального анализа.  Многие усадьбы на данное время являются памятниками, что позволяет нам лучше ознакомится и приблизится к обстановке того времени. Интерес к человеку всегда выше интереса к мертвым вещам, поэтому из литературных усадеб для наших современников наиболее привлекательны те, которые, не всегда блистая особыми архитектурными достоинствами, сохраняют для нас образы классиков и неповторимую духовную атмосферу эпохи первой половины XIX столетия. Это не только Абрамцево, Мураново, Остафьево, Середниково, но и Михайловское, Тарханы, Ясная Поляна, многие другие памятные места российской глубинки.

      Мироощущение дворянина во многом определялось положением и ролью в государстве дворянского сословия в целом. В России XVIII – первой половины XIX в.в. дворянство являлось сословием привилегированным и служивым одновременно, и это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением обществу, России. Постепенно во многих дворянских семьях складывалась определенная переемственность в отношении к службе,теперь каждое новое поколение несло нравственную ответственность перед предыдущим за свои мысли и поступки. Личный пример членов семьи, их окружение оказывал решающее влияние на становление характера и образа мыслей молодого человека.

      К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т. Е. воспитание, направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. И нравственные нормы, и правила хорошего тона, естественно, усваивались дворянскими детьми прежде всего в семейном кругу. При этом мы должны иметь в виду, что дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, нежели современная семья. С раннего детства дети учили соблюдать строгие правила этикета. Очень важное место занимало образование. С детства детей приучали к суровой взрослой жизни и уступок в воспитании не допускалось.

       В ритуале замужества  еще в XIX веке придерживались традиционализма, вот уже в XIX веке стали подражать западу. Но, конечно, не во всем. Таким образом романные отношения вторгались в русский быт и характеризовались как «западные» и «просвещенные». Интересно отметить, что «западные» считались сначала языческими, а затем безнравственными и запретными. Календарные обряды, просачивание фольклора в быт, проводило к тому, что нестоличное дворянство оказывалось связано с крестьянским бытом и народными представлениями. Дворянская свадьба интересующего нас периода строилась как смешение «русского» и «европейского» обычаев. Причем до 20-х годов XIX века преобладало стремление справлять свадьбы «по-европейски», то есть более просто в ритуальном отношении. В дальнейшем же в дворянской среде намечается вторичное стремление придавать обряду национальный характер.

       Танцы были важным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась от функции танцев в народном быту. Жизнь русского дворянина XVIII-начала XIX века разделялась на две части: пребывание дома и военная служба. Домашняя жизнь была посвящена семейным и хозяйственным заботам. В военной службе дворянин выступал как верноподданный, служащий государю и государству. Общественная жизнь дворянина реализовывалась на балу. Отказ от участия в танцах, экстравагантный костюм и вызывающее поведение- все это было знаковым символом оппозиции. Ритуальное поведение, в отличие от бытового требует использование специальных приемов для поддержания статуса партнера по общению. В ритуале существует главенствующая система принципов. Это явление в жизни общества представляло символические цели. Это ритуал подчеркивал величие правящей династии и вековые устои правящего Дома. Каждый член обязан был помнить, что «люди с властью и богатством должны так жить, чтобы другие прощали им эту власть и богатство.

       Определение  «дуэль» не может  быть понято вне специфики  слова «честь»  в общей системе  этики русского европеизированного  послепетровского дворянского общества.  Русский дворянин начала XIX века жил под влиянием  двух регуляторов общественного поведения. Дворянин беспрекословно должен подчинятся приказу, ведь он-верноподданый слуга государства. Любая дуэль в России (даже если в ней не соблюдались условия) была уголовным преступлением. Дуэль являлась предметом судебного разбирательства. Обычно суд приговаривал дуэлянтов к смертной казни, но в дальнейшем для офицеров заменялась разжалованием в солдаты с правом выслуги.

 

 

 

 

                                                                                                                                          

 

 

 

                                                                                                                    

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

Источники:

1.Болотов А. Т.Записки.Т. I,II/ А. Т. Болотов.-URL: http://www.modernlib.ru/books/bolotov_andrey/zapiski_a_t_bolotova_napisannih_samim_im_dlya_svoih_potomkov/read_25/

2.Великий князь Александр Михайлович.Воспоминания/М.,-1999.

Кацурагава Х. Краткие вести о скитаниях в северных водах(«Хокуса Монряку»)/ Х. Кацурагава.-М.,1978.

 

3.Кшесинская М. Воспоминания/М. Кшесинская.-Смоленск,1998.

 

4.Памятники литературы Древней Руси (XI- начало XII).-М.,1978.

 

5.Памятники русского права.Выпуск 8./М.,-1961.

 

5.Пушкин А. С. В воспоминаниях современников./URL: http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/

 

6.Пушкин А. С. Письма.1826-1830/А. С. Пушкин.-М.,1928.

 

7.Фет А. А. Воспоминания/А. А. Фет.-М., 1983.

Литература:

  1.Беловинский Л. В. Изба и хоромы:из истории русской повседневности/Л. В. Беловинский.-М., 2002.

  2.Врангель Н. Н. Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта/Н. Н. Врангель.-М., 1910.

  3.Все об этикете/Ростов-на-Дону, 1995.

  4. Грибоедов А.С. Горе от ума.URL: http://az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0010.shtml.

  5.Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII-начала XXвека/О. Ю. Захарова.-М., 2001.

 

  6.Захарова Л. Г. Александр II.Российские самодержцы 1801-1917 гг./Л. Г. Захарова.-М., 1994.

  7.Захарова О. Ю. Русские балы и конные карусели/О. Ю. Захарова.-М., 2000.

 

  8.Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начала XIX века)/Ю. М. Лотман.-СПб., 1994.

 

  9.Лист Ф. Ф. Шопен/Ф. Ф. Лист.- М., 1956.

  10.Лихачев Д. С. Поэзия садов/Д. С. Лихачев.-СПб., 1991.

  11.Монтескье Ш. Дух законов/Ш. Монтескье.- СПб., 1900.

  12.Московский ежемесячник.-О поединках.Соч.,ч.II.-1781

 

  13.Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина.URL: http://www.twirpx.com/file/557101/

 

  14.Новиков В. И. Остафьево:литературные усадьбы XIX века/В. И. Новиков.- М.,1991.

    

       15.Неверов Я. М. Записки.Русская старина.т.XI/ Я. М. Неверов.-М.,1883.

 

  16.Пушкин А. С. Полное собрание сочинений.URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push17/vol11/y11-098-.htm

 

  17.Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах.О статьях князя Вяземского.URL:http://www.rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/01criticism/0230_31lg/0928.htm

 

  18.Соллогуб В. А. Повести и воспоминания.URL: www.imwerden.info/belousenko/books/memoirs/sollogub_vosp.htm

 

  19.Турчин В. С. Усадьба и судьба классицизма в России. Русская усадьба: Сб. ОИРУ/ В. С. Турчин.- М., 1994.

 

  20.Щербинин М. П. Биография М. С. Воронцова/ М. П. Щербинин.-СПб.,1858.

 

  21.Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина/ П. Е. Щеголев.-М., 1936

1 Бескин Э. М. Крепостной театр. М.–Л., 1927.

Информация о работе Дворянская усадьба