Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:46, курсовая работа
История уложенной комиссии постоянно привлекает к себе внимание историков. Сам факт ее создания и существования в условиях абсолютистской монархии, широта и количество намечавшихся к решению целей и задач, значительное число источников, отложившихся в результате работы «частных» комиссий, в определенной мере, обусловили появление различных оценок как в основании Комиссии в целом, так и отдельных аспектов ее работы.
Оглавление:
Введение
Глава I: Внутриполитическая система……………………………………….
§1. Законодательство до Уложенной комиссии 1767 – 1768 гг…………….
§2. Попытки созыва УК………………………………………………................
§3. Внутриполитические взгляды Екатерины II……………………………...
§4. Наказ Екатерины II…………………………………………………………
Итоги Главы I………………………………………..………………………….
Глава II: Уложенная Комиссия в действии
§1.Обряды избрания депутатов………………………...………………………
§2.Наказы депутатов……………………………………………………………
§3.Структура Уложенной Комиссии ………………………………….………
§4.Заседания Уложенной Комиссии…………………………………………..
Глава III:Завершающий этап Уложенной Комиссии
§1.Появление противоречий. Выявление накопленных проблем …………..
§2.Причины завершения работы Уложения Комиссии………………………
§3.Положительные и отрицательные черты комиссии……………………....
Список литературы……………………………………………………………....
Составление Сводного уложения было задачей законодательных комиссий при императоре Петре II в 1728 г., к участию в которой были приглашены выборные от шляхетства, при императрице Анне в 1730 г. при участии в ней, кроме шляхетства, выборных от духовных и купечества; в этой комиссии составление Сводного уложения было только приготовлением к сочинению нового Уложения, но комиссия безрезультатно просуществовала до 1741 г.;
К этой же группе нужно отнести и законодательные комиссии императрицы Елизаветы. Работы начались уже в 1741 г. Но из комиссии ничего не вышло: в 1754 г. граф Шувалов доложил, что «хотя тому уже 12 лет, как изволили предлагать нам заняться этим делом, но по несчастью нашему мы не способились исполнить желание Вашего Величества». Вслед за тем 11 марта 1754 г. состоялось уже повеление об учреждении при Сенате новой комиссии из разных лиц, причем подготовительные работы возложены на отдельные ведомства. Комиссия составила план нового Уложения, разделенного на 4 части, и внесла его на апробацию Сената, который утвердил план и Указом 24 августа 1754 г. определил дальнейшую деятельность комиссии. Комиссия к апрелю 1755 г. составила две части своего труда, которые, по рассмотрении их в Сенате 25 июля, поднесены к утверждению императрицы. В первой части были изложены законы судные, а часть вторая — криминальная— «о розыскных делах и какие за разные злодейства и преступления казни, наказания и штрафы положены», относилась к материальному праву. Проект главным образом воспроизводил действующие постановления, но некоторые статьи были написаны вновь, большей частью в казуистической форме, в виде разъяснения существующих постановлений. Наиболее разработанным представляется отдел о наказаниях, причем преобладающим наказанием являлась смертная казнь, и притом в форме квалифицированной; были введены даже такие виды казни, которые не встречались в прежних наших законах, как, например, подвешение за ребра и разорвание пятью лошадьми. Это изобилие смертной казни, так противоречащее Указам 1742, 1744 и 1753 годов, стремившимся если не к полной отмене, то к ограничению ее применения, и было главной причиной неутверждения проекта императрицей; по крайней мере, об этом можно догадываться из того, что когда в 1759 г. комиссия, в несколько пополненном составе, приступила к продолжению работ по составлению 3-й (о правах состояний, каковую и окончила уже в 1762 г.) и 4-й (о законах гражданских) частей, а равно и к пересмотру двух первых томов, то, по возвращении в нее в 1761 г. первоначального проекта, действительным статским советником Алсуфьевым словесно объявлено, что Ее Императорское Величество Всеавгустейшая Государыня Высочайше комиссии повелеть соизволила в оном новосочиняемом Уложении за подлежащие вины смертной казни не писать. Затем, в царствование Елизаветы и в начале царствования императрицы Екатерины II эта комиссия продолжала свое существование, исправляя по частям первоначальный проект; работы ее прекратились только в 1767 г., когда явилась новая выборная комиссия по составлению Уложения.
Мысль о созыве новой комиссии не могла прийти в голову Екатерине до 1763 года, когда она распустила подобную Комиссию, созданную еще Елизаветой в 1754 г. Комиссия Елизаветы Петровны была создана как новая комиссия для составления Уложения, закончившая свою работу к концу ее царствования, процесс преобразований которой был прерван Семилетней войной. Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Петр же стремился упорядочить законы посредством создания Уложения, которое он повелел создать в 1700 году: «Но как все вышеупомянутые намерения остались без желаемого успеха, то мы, усмотря все те же предками нашими примеченныя неудобства и кои с того времени еще сверх оказались близ двух лет тому назад, начали сами готовить наказ, по которому должны поступать те, кому от нас повелено будет сочинить проэкт новаго Уложенья».
Отсюда можно сделать вывод, что идея создания комиссии, занимающейся преобразованием законов, которые не пересматривались еще с Уложения 1649 года, совершенно не нова. Вопрос состоит в том, какие характерные отличия допускались при созыве комиссий. Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от пред шествующих по крайней мере тремя особенностями: более широким представительством — право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост — уезд — провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату).
Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложен ной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты.
Третья
особенность Уложенной комиссии 1767—1769
гг. состояла в наличии наказов депутатам,
составленных участниками их выборов,—
в наказах отражены сословные требования
избирателей.
§3.
Внутриполитические взгляды Екатерины
II
Случилось так, что Франция стала образцом светскости и общежития для русского общества именно в то время, когда французская литература получила особое направление. Это подготовленное при Елизавете общество и стало с жадностью усвоять новые идеи, какие тогда развивались в этой литературе; именно с половины XVIII в. во Франции стали появляться наиболее крупные произведения, оказавшие самое сильное действие на образованные умы Европы. В то время различными средствами облегчилось усвоение этих идей и в России. Прежде всего двор поощрял изучение французской просветительной литературы. Еще при Елизавете завязались некоторые сношения двора с королями французской литературы. Вольтер еще тогда был сделан почетным членом русской Академии наук и получил поручение написать историю Петра Великого; в этом Вольтеру помогал жаркий поклонник французских мод и литературы И. И. Шувалов, влиятельный человек при дворе Елизаветы и куратор Московского университета. Екатерина, как мы знаем, еще в молодости увлекалась французской литературой; вступив на престол, она спешила завести прямые сношения с вождями литературного движения. Увлеченная частью общим течением, Екатерина при этом руководилась и некоторыми дипломатическими соображениями; она старалась заискивать у французских литераторов, придавая большую цену парижским мнениям о себе и своих делах. До нас дошла любопытная переписка ее с Вольтером, начавшаяся в 1763 г. и продолжавшаяся до 1778 г., - до смерти Вольтера. В этой переписке оба корреспондента не щадили комплиментов друг другу. Сотруднику Дидро по изданию Энциклопедии Даламберу Екатерина даже предложила взять на себя воспитание наследника русского престола великого князя Павла, она долго и сильно пеняла Даламберу за отказ от этого предложения. И сам Дидро не был обойден ее милостями. Узнав, что издатель Энциклопедии нуждается в деньгах, она купила у него огромную библиотеку за 15 тыс. франков и оставила ее при Даламбере, назначив его библиотекарем с жалованьем по тысяче франков в год. После ее воцарения, по ее инициативе было предложено перенести печатание запрещенной во Франции «Энциклопедии» из Парижа в Петербург или Ригу.Впрочем переговоры ни к чему не привели, и Екатерина в 1765 г. покупает библиотеку у Дидро, оставляя ее пожизненно в его распоряжении. Так же Екатерина ведет активную переписку с Вольтером, которая вызывала неудовольствие митрополита Платона.
Вступив на престол, Екатерина хотела видеть народ, страну, столь дурно управляемую, взглянуть на ее жизнь вблизи, прямо, не из дворцовой дали и не по придворным россказням. С этой целью она предприняла в первые годы царствования ряд поездок: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, который нашла прекрасным, но заброшенным, и, наконец, весной 1767 г. решилась посетить Азию, как она выражалась, т. е. проехать по Волге. В эту поездку она собрала много поучительных наблюдений. Во-первых, она увидела, как удобный материал для управления имеет она в своих подданных, как мало нужно сделать для этого народа, чтобы привлечь к себе его расположение: императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. Екатерина писала с дороги, что даже. иноплеменников, т. е. иноземных послов, не раз прошибали слезы при виде народной радости, а в Костроме распоряжавшийся экспедицией граф Чернышев весь парадный обед проплакал, растроганный "благочинным и ласковым" обхождением местного дворянства. В Казани готовы были постелить себя вместо ковра под ноги императрицы, "а в одном месте по дороге, - писала Екатерина, - мужики свечи подавали, чтоб предо мною поставить, с чем их прогнали". Это был простонародный волжский ответ парижским философам, величавшим Екатерину царскосельской Минервой. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, "ситуацией прекрасные, а строением мерзкие". Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. "Вот я и в Азии", - писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. "Это - особое царство, - писала она, - столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно".
Насчет идей преобразования в России она писала следующим образом: «Я годна только для России: в других странах уже не найдешь священной природы, все столько же искажено, сколько чопорно». Россия для Екатерины была чистый лист, над которым следовало много трудиться.
Как полагает А. Б. Каменский, в конце 1764 г. У Екатерины впервые возникла идея «собрать выборных представителей всех сословий, которые бы вырабатывали законы, удовлетворяющие интересы всего народа и тем выгодно отличающиеся от законопроектов ее вельмож». Комиссия, по мнению Каменского, должна была стать только инструментом в руках Екатерины II для реализации задуманного ею проекта переустройства общества на принципах, почерпнутых ею из произведений Ш. Монтескье и других философов и юристов Западной Европы.
Политические идеи Екатерины весьма четко формулировались в законодательстве: по ее мысли, задача права – руководить подчиненными органами управления, «оно должно действовать, подобно солнечной теплоте в земной атмосфере: чем выше, тем слабее». Принцип неограниченной и неопределенной власти, лишенной юридического обрамления – сложившаяся черта государственности, сложившаяся во времена императрицы. «Она оберегала факт места от всяких попыток дать закономерный строй верховному управлению, прикрывая этот туземный факт идеями века». Под влиянием Монтескье она писала, что законы – самое большое добро, какое люди могут дать и получить; «снисхождение, примирительный дух государя сделают более, чем миллионы законов, а политическая свобода даст душу всему».
Основными принципами законодательства в государстве Монтескье считал следующие: свобода, считал Монтескье, может быть обеспечена лишь законами. Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. Монтескье установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов». Монтескье устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.
«Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское. Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства.»
Она сама заботливо практиковала этот образ правления, хотя соглашалась, что может показаться чудным сочетание республиканского "закала души" с деспотической практикой. Императрица была глубоко убеждена, что размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной монархии: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства... Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно. Но одинаково с деспотией у нее шла к России и аристократия: "Хотя я и свободна от предрассудков и от природы ума философского, я чувствую большую склонность чтить древние роды, страдаю, видя здесь некоторые из них в нищете; мне хочется их поднять". Это не мешало ей признавать аристократический Замысел верховников безрассудным делом. В ее емком уме укладывались предания немецкого феодализма рядом с привычками русского правления и политическими идеями просветительного века, и она пользовалась всеми этими средствами по своим наклонностям и соображениям. Она хвалилась, что, подобно Алкивиаду, уживется и в Спарте, и в Афинах. Она писала Вольтеру в 1765 г., что ее девиз - пчела, которая, летая с растения на растение, собирает мед для своего улья, но склад ее политических понятий скорее напоминает муравейник, чем улей.
«Человечеству
казалось, что, наконец, найден ключ к счастью
– стоит правильно сформулировать законы,
усовершенствовать организацию, добиться
беспрекословно исполнения начинаний
государства».
§4.
Наказ Екатерины II.
Предлагая Наказ в руководство, Екатерина хотела повести Россию впереди Западной Европы, где еще не было тогда попыток построить законодательство на таких возвышенных началах, какие провозглашались в Наказе. Это единственный момент в истории русского законодательства, небывалый дотоле и с тех пор не повторившийся, разве кроме Судебных уставов 1864 г. Впервые верховная власть, руководившая Россией, обращалась для устроения своего государства к помощи западноевропейских политических мыслителей, и притом самых передовых, идеи которых и на их родине считались еще преждевременными или практически непригодными.
Екатерина выразила идею привести все правительственные учреждения в надлежащий порядок. Исполнение этой идеи Екатерина решила только преобразованием Сената, дальше она не пошла. Но её советник Н. И. Панин пошёл дальше. Он был одним из умнейших людей времён Екатерины. Н.И. Панин подал императрице обстоятельный проект учреждений императорского совета(1762г.). Доказывая несовершенства прежнего управления, допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении законодательного «верховного места», состоящего из немногих лиц с законодательным характером деятельности. В России уже существовали «верховные места» (Верховный тайный совет и Кабинет), которые, однако, не защищали от фаворитов и не охраняли законность. Так же «верховное место» ущемляло бы власть Екатерины. Екатерина стала колебаться и собрала мнение государственных людей о проекте. Они не сочувствовали ему. Екатерине указали, что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась, может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновничьей аристократии. Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта, и Панин потерпел неудачу.
Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план. Это был план перестройки законодательства. Императрица хотела законности и порядка в управлении. Мысль о выработке нового законодательства привела Екатерину к знаменитой «Комиссии для сочинения проекта нового Уложения», по поводу которой императрица впервые заявила о своих широких реформаторских планах.
Информация о работе Екатерина II, уложенная комиссия 1767-1768 гг